Классный час "В жизни всегда есть место подвигу"
классный час (4 класс)
На классном часе учащиеся рассуждают о том, что такое "подвиг", и кого можно назвать "героем".Ребята знакомятся с пионерами - героями. Узнают о подвигах во время войны. Приходят к выводу, что подвиг можно совершить и в мирное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_zhizni_vsegda_est_mesto_podvigu.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Прочитайте высказывание Максима Горького «В жизни всегда есть место подвигу». Так звучит тема нашего классного часа. (Слайд 1.)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Прочитайте слова, записанные на доске. (Герой, подвиг). (Слайд 2.)
- Кто такой герой?
- Какие у него качества?
- Что он совершил?
ГЕРОЙ – это смелый, храбрый человек, совершивший подвиг ради спасения других людей.
- А что такое подвиг?
(Действия, поступок)
- Какой поступок, обычный?
Подвиг - героический поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском.
- А где люди чаще всего совершают подвиги? (На войне.)
- Самая страшная война прошлого столетия – это Великая Отечественная война. Она многих сделала героями, мужчин и женщин, молодых и не очень, и даже детей. Мы с вами много говорили о детях войны, о ваших ровесниках, чуть старше, а иногда и младше вас. Дети военных лет. Война не оставила им шанса на счастливое детство. Наравне со взрослыми они взвалили на свои хрупкие плечи все тяготы военного времени. Кто-то умирал от голода и непосильного труда в тылу, кто-то вносил свою лепту в великое дело победы в партизанских отрядах и на полях сражений.
Ученик.
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
- Имена некоторых героев дошли до нашего времени, а кто – то так и остался неизвестным. Сегодня ребята подготовили рассказы лишь о некоторых из них.
Валя Котик (Слайд 3.) родился в крестьянской семье в селе Хмелёвка Шепетовского района в Каменец-Подольской области Украины. Эта территория была оккупирована немецкими войсками. Когда началась война, Валя только перешел в шестой класс. Однако подвигов совершил немало. Вначале он вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Потом подростку доверили более значимую работу. На счету мальчика работа связным в подпольной организации, несколько боев, в которых он был дважды ранен, разрыв телефонного кабеля, по которому осуществлялась связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве. Кроме того, Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад, а в октябре 1943 года, находясь в дозоре, бросил гранаты во вражеский танк, убил немецкого офицера и вовремя предупредил отряд о нападении, тем самым спас жизни солдат. Мальчик был смертельно ранен в бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года. Спустя 14 лет ему присвоили звание Героя Советского Союза. Кроме того, он удостоен Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени и медали «Партизану Отечественной войны» II степени.
Еще один юный Герой Советского союза — Леня Голиков (Слайд 4.) — родился в Новгородской области. Когда пришла война, он окончил семь классов. Леонид был разведчиком 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады. Он участвовал в 27 боевых операциях. На счету Лени Голикова 78 убитых немцев, он разрушил 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Кроме того, он был сопровождающим обоза с продовольствием, который везли в блокадный Ленинград. Особенно известен подвиг Лени Голикова в августе 1942 года. 13 числа он возвращался из разведки от шоссе «Луга—Псков», неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района. Мальчик бросил гранату и подорвал машину с немецким генерал-майором инженерных войск Рихардом фон Виртцем. Погиб юный Герой в бою 24 января 1943 года.
Детское сердце явилось огромным,
Смело сражалось с врагом вероломным.
Дети - герои идя на войну,
Насмерть стояли спасая страну!
- А какие еще войны выпали на долю нашей страны во второй половине 20 века? (Афганистан, Чечня.)
- Сегодня у нас в гостях участник чеченской войны – Царьков Алексей Сергеевич.
- Однажды один ученик после моего рассказа о детях-героях сказал: «На войне легко быть героем. Если бы была война, то и я совершил бы подвиг».
- Как вы можете оценить его слова: если бы была война, то и я совершил бы подвиг? Что, так просто совершить подвиг? Или подвиги совершаются только на войне?
- Правильно, подвиги могут совершаться не только на войне, но и в мирное время?
- Могут ли быть герои в наше время?
-Где и как в наше время могут совершаться подвиги? Вы знаете какие-нибудь примеры?
(Примеры-ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на АЭС в Японии, работники МЧС, пожарные, космонавты, летчики-испытатели, подводники и многие другие)
- Почему этих людей можно назвать героями?
(Жертвуют собой во имя жизни других людей, во имя своей Родины).
- Сегодня о профессии пожарного расскажет нам Женя. А узнал он о ней от своего папы.
Ведущий 1: А как сочетаются слова ребёнок и герой? У героизма нет возраста.
Почти каждый день в нашей жизни находится место подвигу. Чаще всего их совершают военные, спасатели, полицейские – кому это положено по долгу службы. Но рискуют своей жизнью ради спасения других, не только они, но и юные мальчишки и девчонки. И их храбрость, отвага, бесстрашие воистину великая! Сегодня вы услышите подлинные истории о детях-героях нашего времени.
Кондратьев Матвей (Слайд 5.)
Ярослав Смирнов (Слайд 6.)
Одиннадцатилетний Ярослав Смирнов из подмосковного Егорьевска, отдыхая с бабушкой на Черноморском побережье Кавказа, спас утопающую 68-летнюю женщину, передает корреспондент «Подмосковье сегодня».
Вместе с бабушкой Лидией Ивановной Нефедовой Ярослав поехал на отдых в Туапсе в отель «Агат», путевку дали профсоюзы. По утрам он с удовольствием ходил купаться в море с пожилой семейной парой – Галиной и ее мужем Валерием. В тот день, 16 июня, все трое заплыли довольно далеко. Галина Дмитриевна плавать не умеет, поэтому, как обычно, устроилась на надувной подушке и гребла руками.
Женщину стало относить волной далеко в море. В панике она начала захлебываться соленой водой.
Мальчик бросился назад, схватил пожилую женщину за руку, как его учили на занятиях в бассейне. Одной рукой греб, другой тянул за собой утопающую. На берегу ей стало плохо, буквально две минуты промедления в воде – и женщина бы утонула.
Администрация отеля вызвала МЧС. О происшествии сообщили главе Тенгинского сельского поселения Туапсинского района Артуру Чамяну. Все были восхищены поступкам Ярослава. В торжественной обстановке ему вручили две грамоты – от отеля и от главы сельского поселения.
Родной отец Ярослава умер четыре года тому назад – у него было больное сердце, а родная мама одна растит шестерых детей. Поэтому с девяти месяцев ребенок воспитывается в семье Акуловых, где его очень любят. Мальчик учится на отлично, перешел в пятый класс. Как говорит его бабушка, характер у него сильный. А еще он занимается плаванием в городском бассейне Егорьевска.
– Ярик плавает очень хорошо, владеет всеми стилями плавания, – гордится Лидия Ивановна. – В бассейне ему и объяснили, как нужно спасать утопающих. Обязательно поблагодарю тренера, она у нас замечательная!
Жители Егорьевска уже в курсе произошедшего, как и городская администрация. Соседи восхищаются поступком юного спасателя, предлагают дать ему медаль. А сам Ярослав признался, что, когда вырастет, хочет стать сотрудником МЧС или полицейским.
- Видите, иногда герои живут рядом с нами, даже сидят за одной партой.
- А можно назвать героем человека, который смог что-либо победить в себе?
Вы знаете, что такое паралимпийские игры? Кто принимает в них участие? Люди – инвалиды, которые не просто занимаются спортом, преодолевая боль, физическую и душевную, а защищают честь родной страны на мировых соревнованиях, разве они не герои? Они проявляют силу воли, делая то, что иногда не под силу здоровым людям.)
- Сегодня мы послушаем рассказ о таком человеке, тоже нашем земляке из Куровское – Михаиле Иванове. (Слайд 7.)
На Паралимпийских играх Сочи 2014, Сборная России стала серебряным призером по следж-хоккею. Являясь дебютантом игр, она на групповом этапе обыграла Чемпионов Ванкувера – команду США, благодаря чему вышла в матчи серии плей-офф с первого места. Для России след-хоккей, абсолютно новый вид спорта. Еще четыре года назад, о таком успехе можно было только мечтать. И совсем не мало важно, что в финале со счетом 1-0, мы уступили именно им – «американцам», этим мировым фаворитам, которые занимаются следж-хоккеем в своей стране уже более двадцати лет. Как новички этих игр, мы показали красивый и «зрелый» хоккей, доказав, что теперь сборная России - одна из сильнейших команд на планете. И честь нашей страны на этих жарких играх отстаивал - Михаил Иванов, житель нашего с вами района, которым теперь гордится вся наша Родина.
Современный герой.
Я думаю - кого назвать героем,
Быть может мальчика, что дрался во дворе?
Он за щенка вступился без оглядки,
А я стоял, и было стыдно мне.
А может быть соседа дядю Васю,
Он из пожара вынес старика?
Или бойцов спецназа, что в Беслане
Закрыли грудью детей боевика?
Да, я уверен, чтобы быть героем-
Нужна отвага, смелость, доброта.
И чтоб свершать геройские поступки,
Поверьте люди - не нужна война.
Ведущий: Какими качествами должен обладать герой?
- Итак, какой же он настоящий герой? Какими чертами он наделён?
Продолжи фразу: Герой – это…всегда быть героем, но всегда можно о
(дети выходят к столу, выбирают качества героя и приклеивают его на ватман)
- Если задуматься и внимательно присмотреться, то оказывается, что
герои - это обычные люди, наши соседи, друзья и знакомые. Просто так
случилось, что оказавшись там, где кому-то угрожала опасность, они не
растерялись, не стали думать о последствиях, а просто кинулись на помощь.
Герои - это люди, которые меньше всего думают о себе и делают что-то ради себя. Их жизненная цель жить ради других. Героями никто не
рождаются, но каждому даётся возможность им стать.
- Совершали ли вы или ваши друзья, знакомые отважные поступки?
- Считаете ли вы себя или их героями? Почему? Есть ли примеры для
подражания, люди, на которых хочется быть похожим?
- Интересное стихотворение на эту тему написала Агния Барто. Прослушайте его и постарайтесь понять его основную идею.
(Читает подготовленный ученик.)
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока еще он подвига
Себе не приглядел.
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!.
Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
- О ком это стихотворение? Как вы можете охарактеризовать главного героя? Что мешает ему выполнить свои обязанности? А как вы думаете, способен ли этот мальчик на подвиг? (Дети высказываются.)
- А какие добрые поступки, пусть не героические, но необходимые окружающим, вы можете совершить? Подумайте и запишите на листочке. (Ученики записывают и по желанию называют.) Пусть этот листок станет памяткой добрых дел, а может, даже и планом ваших действий. Заглядывайте в него чаще!
ПАМЯТКА ДОБРЫХ ДЕЛ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Не стоит бездействовать в ожидании подвига, сидеть, сложа руки, и ждать, когда же подвернется подходящий момент, чтобы совершить героический поступок. Живите и делайте добрые дела сейчас, сегодня по отношению к своим близким людям, друзьям и даже просто знакомым. Ведь ваши добрые дела – это и будут ваши маленькие подвиги. Давайте жить, думая не только о себе, но и о других. (Читает стихотворение С. Погореловского.)
Стать добрым волшебником,
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе - цветок,
Его листья повисли
Грустит он... О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем –
Галопом сестренка
Помчалась на нем.
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, полатать...
Да надо
С уборкой возиться опять».
И ты совершаешь
Великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: -
Да это как в сказке,
Волшебник ты мой!
- Будьте добрыми волшебниками!
- Сегодняшний наш разговор для вас важен?
- Что лично для себя каждый из вас возьмет из урока?
- Конечно, мы с вами рассказали не обо всех героях. Этот разговор мы продолжим на других классных часах. Вы самостоятельно можете узнать больше информации в книгах или других источниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В жизни всегда есть место подвигу!"
Классный час о героях разных войн....
В жизни есть место подвигу
Открытое внеклассное занятиеКласс: 2Форма: классный час (беседа с элементами дискуссии и проектной деятельности) Тема: «В жизни есть место подвигу» Цели:ü Дать знания об Отечестве и его геро...
в жизни всегда есть место подвигу
классный час о героях...
Классный час совместно с родителями "В любой работе есть место творчеству"
Классный час проводится совместно с родителями и детьми. Учащиеся узнают о профессиях своих родителей....
Воспитательный час «В жизни всегда есть место подвигу» от 14.04.20
Данная презентация к воспитательному часу ознакамливает учащихся с героическими поступками детей в наши дни. https://www.youtube.com/watch?v=KYA5qjB8sJ8 Награждение детей- героев...
"В жизни есть место подвигу"
Беседа...
Урок по ОРКСЭ 4 класс "Есть ли место подвигу в современной жизни?"
Технологическая карта урока....