Художественные произведения о природе (для использования во время прогулок, наблюдений, экскурсий, бесед - описаний)
учебно-методический материал (1, 2, 3 класс)
Художественные произведения о природе (для использования во время прогулок, наблюдений, экскурсий, бесед - описаний).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennye_proizvedeniya_o_prirode.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественные произведения о природе
(для использования во время прогулок, наблюдений, бесед-описаний)
С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый поэтический образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. Занятия по природоведению способствуют развитию эстетических вкусов детей, их нравственному росту. Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Дети приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное. Система эстетических воздействий на учащихся при изучении природы ведет к тому, что дети все замечают в жизни природы. Они стараются увиденное записать, зарисовать, острее чувствуют красоту природы родного края, глубже интересуются окружающим миром и стремятся сами что-нибудь сделать полезное в жизни. В круг чтения учащихся входят книги писателей-натуралистов: Л. Федорова, К. Паустовского, В. Пескова, М. Пришвина, Г. Скребицкого, а также других писателей о природе.
Особую ценность в знакомстве детей с природой представляет экскурсия в лес, сад, парк, на водоём и т.д.
В конце зимы появляется много снегирей и свиристелей. Воспитатель, напоминает детям, чтобы они наблюдали за птицами, ежедневно подкармливали их крошками хлеба, семенами тыквы, подсолнечника.
Тихо, тихо сидят снегири на снегу
Меж стеблей прошлогодней крапивы.
Я тебе до конца описать не могу,
Как они и бедны и красивы!
Тихо, тихо клюют на крапиве зерно, -
Без кормежки прожить не шутка!
Пусть крапивы зерно,
Хоть не сытно оно
Да хоть что-нибудь будет в желудке.
Тихо, тихо сидят на снегу снегири –
На головках бобровые шапочки,
У самца на груди отраженье зари,
Скромно-серые перья на самочке.
Поскакали вприпрыжку один за
другой
По своей подкрапивенской улице:
Небо взмыло над ними высокой
дугой,
Снег последний поземкою кружится.
И такая вокруг снегирей тишина,
Так они никого не пугаются,
И так явен их поиск скупого зерна,
Что понятно: весна надвигается.
Н. Асеев
Общение с природой – всегда радость для учеников. На прогулке в берёзовой роще дети читают стихи о берёзке. Хороша она во все времена года. Многие поэтические души волновало это дерево. Невозможно представить нашу Родину без стройной белоствольной берёзы. Виктор Боков написал стихотворение о берёзке, как будто о девушке - красавице:
Берёзонька – беляночка,
Красавица лесов,
Проснулась спозараночку
От птичьих голосов.
К воде пошла, умылася,
Обсохла под лучом,
Над речкой наклонилася
Берёзовым плечом.
С берёзой рядом рощица,
Семья её подруг,
И так узнать ей хочется,
Что нового вокруг?
Дети рассматривают строение дерева, прикасаются к его стволу, слушают шелест листьев. Так создаётся образ берёзы, формируется представление о ней. В берёзовой роще встречаются и сосны. Дети сравнивают эти деревья, их стволы, кроны. Они ищут сходство и различие, замечают, что это светолюбивые деревья, что они тянутся к солнышку – источнику жизни на земле. И воспитатель читатель им рассказ из книги Г. Поташниковой «Капельки».
«Сосны толпились у берега. Они раскачивались и шумели: «А что там впереди? А что там впереди?» Ветви у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть все, что за лесом. Одна сосна даже приподнялась на цыпочки так, что стали видны её толстые и крепкие корни. Сосны вытягивались, вытягивались вверх и стали самыми стройными деревьями в лесу».
Так непосредственно в общении с природой дети открывают её интересные страницы, видят, как украшают землю наши зелёные друзья. Глубокое понимание прекрасного ведёт к сознанию не только понятий красивого и некрасивого, но и понятий «плохое и хорошее», «доброе и злое», что способствует формированию моральных и этических убеждений школьников.
На занятии дети работают с текстом: «Цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами, - одуванчики. Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики свои золотые головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свёртывают свои золотые головки и засыпают. С восходом солнца они просыпаются, и как бы радостно улыбаются, широко раскрывают свои золотые лепестки».
Затем дети выходят на школьный участок посмотреть на маленькие солнышки-одуванчики. Много их на полянах. Пробиваются они навстречу солнцу даже сквозь асфальтированную дорожку.
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик,
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Детям надо объяснять, что срывать цветы нельзя, что природу надо беречь, не брать пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Фиалки, ландыши для нас
Весёлый май в садах припас,
Но мы их рвать не будем –
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Пускай цветут на радость людям! Т. Собакина
Дети чутко реагируют на все изменения в жизни природы. Они любят вместе с воспитателем наблюдать из окна, как падает снег, идёт дождь, кружатся осенние листья, как выглядывают из-за туч лучи солнца, как наступают сумерки. Зимой дети всегда с восторгом встречают снегирей, синичек, свиристелей, прилетающих под окна класса.
В конце занятия можно спеть песенку «Закат солнца» Э. Грига.
Находит тень и дню конец,
День гаснет в чаще леса,
На море пал златой багрец,
На землю – тьма завеса.
Среди вечерней тишины
Чуть шепчутся берёзы,
Сынам Земли приходят сны,
Над миром реют грёзы.
Прощанье дня полно тоски,
Встревоженной печали,
Закрыли венчики цветы,
И птицы замолчали.
И замер дол, и робко ждёт,
Весь плачущий росою,
Что скоро солнце пропадёт
За алой полосою
.
При подведении итогов или в ходе беседы можно использовать стихотворения Е. Карасева.
Посмотри, мой юный друг!
Что находиться вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг – природа!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
⃰⃰ ⃰ ⃰
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумие: «Стой!»,
Нам казалось всё мало и мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василёк,
Безнадежно гвоздики глядели.
ДВА ЕЖА
Однажды раннею весной
Пришёл к ребятам ёж лесной.
Из леса – прямо в третий класс:
- Ну, как дела идут у вас?
Готов помочь вам чем-нибудь:
Кто заслужил – могу кольнуть.
Кто спит за партой – разбужу. –
Но отвечает класс ежу:
- У нас и свой найдётся «Ёж»!
Совсем как ты! Точь в точь похож!
Он в стенгазете третий год
У нас над партами живёт.
Ты почитай – и сам поймёшь.
- Прочту, - лесной ответил ёж.
Стоит, читает все подряд:
Картинки есть, стихи ребят,
Нашёл редактора портрет,
А вот колючек – нет, как нет!
Такой в газете странный «Ёж»»! –
На нём иголки не найдёшь!
Стоит, подстрижен и побрит,
Лепечет, а не говорит…
ЗАГАДКИ О ПРИРОДЕ
- У него в полосках спинка,
Хвостик лёгкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла… (бурундук).
- В каждом городском дворе
Есть на радость детворе –
Птичка, ты её не бей!
Эта птичка… (воробей).
- По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач,
Насекомых ест всех…(грач).
- Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище.
И потом отправит в рот,
А чистюля тот…(енот).
- Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает.
На листке уселась ловко.
Это…(божья коровка).
- Под землею он живёт,
Червяков жуёт, жуёт,
Перерыл весь огород!
Этот зверь зовётся…(крот).
- Хоть на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветра с водой свежи,
Покрывают пляж…(моржи).
- Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца.
У него утиный нос,
Зверь нестрашный…(утконос).
- На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная…(пчела).
- Небольшая пёстрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто …(синица).
- Ночью в чащах и лесах
Уханье наводит страх.
Страшен громкий крик и силен,
Так кричит огромный…(филин).
- Как стемнеет, вылетает
И огромным ртом хватает
Над землёй и над водой
Насекомых…(козодой).
- Не боюсь я слова «брысь», я лесная кошка…(рысь).
- Апельсины и бананы очень любят…(обезьяны).
- Осёл лениво в гору брёл, а над ним парил…(орёл).
- Если бы он причесался хоть раз,
То и не звали б его…(дикобраз).
- Порхает над полем, над вольным раздольем,
Встаёт спозаранку весенняя птичка…(зарянка).
- Он соло пел среди ветвей, его назвали…(соловей).
- Подставив солнышку бочок, лежит на грядке…(кабачок).
- Как весёлые звёзды средь розовой кашки,
Цветут нам знакомые с детства…(ромашки).
- Кустом в лесу, в саду растёт
И белым зонтиком цветёт.
Созреет красной, как малина,
Но это горькая…(калина).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению . 1 класс...
Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению . 1 класс...
Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятники).
Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятн...
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .Текст- описание в содержании художественного произведения.(второй урок)
В этом разделе вы можете познакомиться с уроками литературного чтения...
Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения
Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...
В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.
Урок 38-39Тема: В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.Тип урока: Урок открытия новых знанийОб...
Рекомендации родителям по наблюдению за природой с детьми во время самоизоляции
Наблюдение для детей Так как мы целый месяц сидим дома, и многое можем пропустить, природа нас не ждет, даю вам некоторые рекомендации по наблюдению за природой с детьми.Для тех, кто имеет частны...