Программа внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1» г. Сыктывкара
(МАОУ «Гимназия №1»)
«1 №-а гимназия» Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна велöдан учреждение
Рассмотрена на МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 29.09.2018 г. | Принята на | Утверждена № 585 от 30.08.2018г. Директор МАОУ «Гимназия №1» _________ /С.Н.Попова/ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС НОО
«Шахматы»
Направление программы: общеинтеллектуальное
для учащихся 4 класса
срок реализации программы 1 год
Автор программы:
учителя начальных классов
МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара
Богданова Н.В., Напалкова И.П., Костромина И.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы.» разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 6.10. 2009 г № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 26.11. 2010 г. N 1241, от 22.09. 2011 г. № 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507.
На основании:
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Гимназия № 1».
- Положения о рабочей программе курса внеурочной деятельности МАОУ «Гимназия № 1».
Направление программы: общеинтеллектуальное
Программа предназначена для учащихся 4 класса.
Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана на
основе требований к результатам освоения ООП НОО с учетом программ, входящих в её
структуру и Программы развития УУД.
Идея разработки данной программы связана с необходимостью формирования и развития таких качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.
Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т.п.), но не к прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.
Программа «Шахматы» является одним из механизмов реализации Программы развития УУД, обеспечивающим развитие всех групп метапредметных УУД и вносящим вклад в достижение личностных результатов.
Курс реализуется в течение учебного года, начиная с I четверти 1 раз в неделю в количестве 32 часов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматы»
Программа обеспечивает формирование следующих:
личностных результатов:
- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
предметных результатов:
- формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
- выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
- Введение в программу обучения. Цель и задачи курса. – 1 ч.
Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ.
- История шахматной культуры. - 1. ч
Задачи: познакомить детей с легендой возникновения шахмат и с основными этапами их развития.
- Ходы фигур. Правила игры. – 18 ч.
Материал раздела позволяет детям в увлекательной игровой сказочной форме познакомиться с шахматными фигурами и их свойствами.
Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали.
Задачи: продолжить знакомство детей с шахматами. Объяснить такие понятия, как «шахматная доска», «белые и черные поля», «горизонтали», «вертикали», «диагонали». Объяснить, как правильно располагается шахматная доска перед началом игры.
Изучение шахматной нотации
Задачи: повторить такие понятия, как «шахматная доска», «поля и линии шахматной доски». Начать знакомство с языком шахмат - шахматной нотацией. Научить определять «адрес» каждого поля. Ввести новые понятия - «диаграмма», «центр», «угловые поля».
Знакомство с шахматными фигурами
Задачи: повторить и закрепить базовые понятия шахмат, связанные с шахматной доской и шахматной нотацией. Познакомить детей с белыми и черными шахматными фигурами.
Начальное положение шахматных фигур
Задачи: познакомить детей с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять ее на доске.
Пешки - душа шахматной партии
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с доской и шахматными фигурами. Повторить названия фигур и расстановку начальной позиции. Познакомить детей с пешкой, объяснить такие понятия, как «ход пешкой», «взятие пешкой».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Виды пешек.
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с пешкой; объяснить особые ходы пешкой - правило взятия на проходе и правило превращения пешки. Закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Ладья. Ходы и взятия ладьей
Задачи: повторить ходы пешкой. Познакомить детей с новой фигурой - ладьей, объяснить, как она ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ладья против ладьи. Ладья против пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет ладья. Познакомить детей со свойствами ладьи в «реальном бою», то есть в двусторонней игре (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Слон. Ходы и взятия слоном
Задачи: повторить ходы пешкой и ладьей. Познакомить детей с новой фигурой - слоном, объяснить, как он ходит и как бьет. Ввести такие понятия, как «белопольный слон», «чернопольный слон».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Слон против слона, ладьи. Слон против пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет слон. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» слона в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ферзь. Ходы и взятия ферзем
Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей и слоном. Познакомить детей с новой фигурой - ферзем, объяснить, как он ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет ферзь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» ферзя в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Конь. Ходы и взятия конем
Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей, слоном и ферзём. Познакомить детей с новой фигурой - конём, объяснить, как он ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Конь против фигур и пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет конь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» коня в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Объяснить такое понятие, как «двойной удар». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ценность фигур. Выгодно - невыгодно
Практические занятия.
Задачи: повторить ходы и взятия всех фигур и пешек. Повторить начальную расстановку шахматных армий. Ввести такие понятия, как «ценность шахматных фигур», «выгодный и невыгодный размен». Объяснить, сколько «весит» (сколько «стоит») каждая фигура и пешка. Закрепить полученные знания с помощью дидактических заданий.
Король Ходы и взятия королем
Задачи: повторить, сколько «стоит» каждая фигура, потренироваться в определении выгодности или невыгодности размена. Познакомить детей с новой фигурой - королем, объяснить, как он ходит и как бьет. Объяснить особую роль короля в шахматах.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Король против фигур и пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет король. Познакомить детей с тем, как проявляет себя король в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Повторить, что такое двойной удар. Ввести такое понятие, как «нападение» и «защита». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Ходы фигур. Правила игры».
- Цель шахматной партии
Материал раздела позволит детям в увлекательной игровой форме познакомиться узнать о цели шахматной партии.
Нападение на короля – шах
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, полученные при изучении первого раздела: шахматная доска, элементы шахматной доски, белые и черные фигуры, начальная позиция, ходы фигур. Повторить материал, связанный с шахматной нотацией, отработать навык нахождения «адресов» фигур на доске. Ввести такое понятие, как шах. Объяснить способы защиты от шаха.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений
Три способа защиты от шаха
Задачи: объяснить способы защиты от шаха.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Вскрытый шах и двойной шах
Задачи: повторить, что такое шах, какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятия «вскрытый (открытый) шах», «двойной шах».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Мат как цель игры в шахматы
Задачи: повторить, что такое шах, какие бывают шахи (вскрытый, двойной), какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятие «мат» как шах, от которого нет защиты. Ввести понятия «победа и поражение».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Цель шахматной партии».
- Игра из начального положения.
Практические занятия.
Задачи: проверить качество усвоения ЗУНов по итогам первого года обучения в процессе турнирных и тренировочных партий.
- Тематическое планирование (32 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов |
| ||
1. | Место занятия, оборудование и инвентарь Личная и общественная гигиена. Режим дня и питание | 1 |
| ||
2. | История шахматной культуры | 1 |
| ||
Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали. | 1 | |
Изучение шахматной нотации | 1 | |
Знакомство с шахматными фигурами | 1 | |
Начальное положение шахматных фигур | 1 | |
Пешки - душа шахматной партии | 1 | |
Виды пешек. | 1 | |
Ладья. Ходы и взятия ладьей | 1 | |
Ладья против ладьи. Ладья против пешек | 1 | |
Слон. Ходы и взятия слоном | 1 | |
Слон против слона, ладьи. Слон против пешек | 1 | |
Ферзь. Ходы и взятия ферзем | 1 | |
Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек | 1 | |
Конь. Ходы и взятия конем | 1 | |
Конь против фигур и пешек | 1 | |
Ценность фигур. Выгодно - невыгодно | 1 | |
Король Ходы и взятия королем | 1 | |
Король против фигур и пешек | 1 | |
Тесты и упражнения для закрепления знаний | 1 | |
| ||
Нападение на короля - шах | 1 | |
Три способа защиты от шаха | 1 | |
Вскрытый шах и двойной шах | 1 | |
Мат как цель игры в шахматы | 1 | |
| Тесты и упражнения для закрепления знаний | 3 |
| ||
| Игра из начального положения. | 4 |
Формы подведения итогов реализации программы
Формы итоговых занятий по каждому разделу: тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний.
Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом (тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний).
- Список рекомендуемой литературы
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
- Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
- Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.2. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
- Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
- Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.
- Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
- Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...