РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА
статья (1 класс)
Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного возраста о культуре быта русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 63.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА
Р.В.Кузьменкова , учитель начальной школы
ГБОУ школа №634 Приморского района, Санкт-Петербурга.
В настоящее время многие современные дети растут и проживают в городах и многоквартирных домах, и совсем «оторваны от ЗЕМЛИ». Они не знают, как обрабатывается земля, как растет хлеб, что происходит во время сенокоса и как выглядят орудия крестьянского труда. Это создает обстановку духовной бедности, не способствует гармоничному нравственному развитию личности ребенка, лишает его «корней своих» (Л.Н. Толстой).
Использование проектной деятельности в обучении становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед педагогами. Кафедра культурологического образования СПб АППО при поддержке кафедры филологического образования СПб АППО явились инициаторами и организаторами конкурса проектов «Литературный багаж». Конкурс направлен на создание условий для развития читательских компетенций учащихся, на формирование опыта постижения детьми смыслов литературных произведений в процессе исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях. Проект "Литературный багаж" способствует комфортному погружению учеников в атмосферу изучения быта своего народа, истории края, фольклора. В ходе проектной работы создаются условия для развития общечитательских компетенций школьников, связанных с чтением и письмом.
Идея участия в данном проекте показалась нам интересной, которую мы обсудили с учащимися и родителями. Мы прогнозировали, что создание проектной работы должно пробудить у детей интерес к литературным произведениям Л.Н.Толстого, а через этот интерес к истории быта, традициям народа, к обычаям и культуре, носителями которой они являются. Так и случилось. Работа над проектом проводилась с сентября по май в несколько этапов.
Первый этап: создание проектной команды; выбор объекта исследования; подача заявки на участие в конкурсе; получение методических материалов от музеев, оказывающих поддержку проектным командам.
Второй этап: исследование литературных произведений в классе, музее; работа над созданием творческой работы - коллекции.
Третий этап: результатом деятельности проектной команды является самостоятельная творческая работа - коллекция (вещей, слов, образов, запахов, звуков и т.д.), которая имеет вид передвижной выставки. Коллекция может состоять как из бытовых предметов различных эпох, так из материалов работ школьников (рисунков, макетов, предметов ручного творчества и т.д.). Она может быть посвящена одному литературному персонажу, фрагменту, пространству книги, ее идее и оформление творческой работы в виде «багажа».
Затем необходимо создание пояснительной записки, проведение фото- и видеосъемки творческой работы; передача творческой работы в музей.
Завершающий этап: оценивание творческих работ; подведение итогов; презентации, творческое представление работ ребят в музейном пространстве.
Для работы тему и музей выбирали самостоятельно. В проекте участвовали:
- Всероссийский музей А.С.Пушкина,
- Российский этнографический музей,
- Музей-квартира А.А.Блока,
- Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, и др.
В соответствии с возрастом мы с классом выбрали тему проекта: «Труд крестьян в рассказах Л.Н. Толстого»: «Наши пряли, а ваши спали», «Учёный сын».
Цель нашего участия в данном проекте: создать условия для ознакомления ребенка с жизнью и бытом крестьян, орудиями сельскохозяйственного труда, посредством чтения художественных произведений Л.Н. Толстого».
Задачи:
- Познакомить детей с рассказами Л.Н.Толстого о русской деревне.
Дать представление о жизни и быте русского народа, о тяжелом крестьянском труде.
- Инициировать желание детей узнать больше о жизни и быте наших предков.
- Способствовать проявлению интереса к истории появления и совершенствованию орудий крестьянского труда.
- Организовать целенаправленную работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в данном проекте.
- Создать предметно-пространственную среду, соответствующую
требованиям проекта.
Музей, с которым работали: Российский этнографический музей. И работа закипела!
Первым делом ученики читали рассказы Л. Толстого. При чтении ребята знакомились с бытом и трудом крестьян. И возникали вопросы о том, какими орудиями труда пользовались, чтоб убирать на полях урожай. Как эти орудия труда выглядели? Как весной подготавливали землю к посадке и как затем ухаживали, чтоб получить, и убрать урожай?
После прочтения произведений ученики иллюстрировали их. И тем самым на уроках и на занятиях внеурочной деятельности начинался сбор материала для проекта. Организовалась инициативная группа из учеников и родителей, которые выразили своё желание участвовать в данном проекте. При поддержке музея была организована экскурсия. В ходе неё дети смогли расширить свои представления и узнать подробнее о быте и труде крестьян в имении Л. Н.Толстого. Начали появляться идеи для оформления творческой работы – коллекции виде «багажа». Совместными усилиями детей и с помощью родителей протекало оформление работы.
Так, например, Шакиров Артём с родителями изготавливали прозрачный куб для макета. Косов Матвей с мамой лепили лошадь. Сайгушев Ярослав с мамой изготавливали деревья и стог. Михайлюк Максим и Остапенко Ульяна лепили из глины фигурки крестьян, а их мамы помогали шить одежду для них. Разумный Степан с мамой изготавливали пашню и борону. Мы сделали собирательный образ русского простора: поле, пашня, борона, овин, снопы, стог, березы и главные герои всех рассказов Л.Н.Толстого - русские крестьяне, именно они любуются этой красотой, обрабатывают эту Землю, изготавливают орудия труда, любят эту землю и уважают этот нелегкий труд на ней.
Попробуем описать наш «Литературный багаж»: прозрачный куб (длина 49,глубина 39,5, высота 29,5см) куда поместили макет русского поля и попробовали разместить на нем орудия труда крестьян, которые использовали на полевых работах.
Проект помог гармонично сформировать нравственные ценности: представление о добре, красоте труда, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Орудия крестьянского труда немногочисленны: соха, борона, серп, коса, вилы, грабли, цеп, сито для разбрасывания зерна при посеве. Свой инвентарь крестьянин мастерил сам, используя при этом в основном материалы из дерева. Инструменты были прочны и надежны и порой передавались по наследству.
Работа над проектом способствовала развитию творческих и исследовательских способностей учащихся, формированию интереса у них к самостоятельной проектной деятельности; содействует расширению кругозора моих учеников, их знакомству с образовательным потенциалом музеев Санкт-Петербурга.
Итогом конкурса стали передвижные выставки творческих работ школьников, которые проводились в музеях и образовательных организациях Санкт-Петербурга, на различных мероприятиях городского и районного уровня, посвященных чтению. Наши прогнозы оправдались, цель проекта была достигнута. Ребята познакомились с жизнью и бытом крестьян, орудиями сельскохозяйственного труда, посредством чтения художественных произведений Л.Н. Толстого». Сами их изготовили, нашли стихи и загадки о них.
Ребята и родители хотят продолжить участие в проекте, познакомиться с другими литературными произведениями и музеями города, результатом такого знакомство станет новый «Литературный багаж»
Литература
- Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
- Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
- Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84
https://sites.google.com/site/culturologyappo/ home
http://www.osu.ru/docs/school/physics/first_project.pdf
Предложения литературных музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области для начальной школы:
- Бродский И.А. «Баллада о маленьком буксире». 4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
- Гайдар А. «Сказка о военной тайне». 4 кл. Военно-медицинский музей
- Мандельштам О.Э. Стихи («Кухня», «Два трамвая» и др.). 1-4 кл. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
- Милн А.-А. «Винни-Пух и все, все, все» (в пер. Б.Заходера). 2-4 кл. Музей-квартира Ф.М.Достоевского. Только в период 27 октября- 25 ноября.
- Некрасов Н.А. «Крестьянские дети». 3-5 кл. Музей-квартира Н.А.Некрасова
- Пушкин А.С. Сказки и лирика. 2-4 кл. Музей А.С.Пушкина (литературная экспозиция на Мойке, 12).
- Толстой Л.Н. Рассказы для детей. 1-4 кл. Российский этнографический музей
- Шварц Е. «Сказка о потерянном времени». 4 кл. Музей-усадьба Г.Р.Державина
- Русская былина «Вольга и Микула». 3-4 кл. Российский этнографический музей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...
Учебно-методическое пособие по расширению словарного запаса детей младшего школьного возраста
Помощь учителю на уроках развития речи...
Представление опыта по теме: «Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей младшего школьного возраста»
Учитель начальных классов Жигарева Г.М.....
РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА
Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного в...
Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....
Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста
Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...
Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы
Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...