Программа развития классного коллектива "Ступеньки успеха".
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа развития классного коллектива 1 - 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stupenki_uspeha_-_programma_razvitiya_klassnogo_kollektiva.docx | 51.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития классного коллектива
«Ступеньки успеха»
1.Пояснительная записка
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания.
Воспитание – великое дело: им решается судьба человека.
В.Г.Белинский
В современных условиях, на инновационно – технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Школа должна стать «вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребёнку»
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе — гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно- нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребёнка стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя. Беря класс, каждый классный руководитель задумывается над планированием работы с классом. Мало запланировать и провести мероприятия, преследующие ту или иную цель, необходимо продумать программу работы с классом. Чтобы жизнь в классе не угасала, классный руководитель должен быть всегда вместе с детьми и чуть-чуть впереди.
И взрослому, и ребёнку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет участвовать ещё активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Программа «Ступеньки успеха» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Принцип построения программы:
- Принцип открытости
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
- Принцип привлекательности
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
- Принцип деятельности
Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
- Принцип свободы участия
Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
- Принцип обратной связи
Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
- Принцип сотворчества
В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.
- Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
Вся воспитательная система класса строится на основе личностно-ориентированного подхода (признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким какой он есть; не переделать его, но умение влиять на его развитие)
2. Цели и задачи программы.
Цель:
создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Задачи:
- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы,
- развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в деятельности различной направленности;
- содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- подготовка к обучению в среднем звене.
Кроме того, для реализации программы требуется решить следующие задачи:
1-й год реализации программы (1-й класс):
Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:
- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
- привлечь родителей к реализации данной программы.
2-й год реализации программы (2 класс):
Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности,самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- воспитывать коммуникативную культуру школьника –умение работать в паре, минигруппе, коллективе;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество,настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу
жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
3-й год реализации программы (3-й класс):
После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:
- совершенствовать познавательную активность учащихся;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество,настойчивость, личное старание и труд;
- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;
- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
- формировать оргдеятельностные умения учащихся;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
4-й год реализации программы (4 класс):
При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:
- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.
Программа реализуется через:
- систему классных часов,
- урочные и внеклассные формы работы;
- коллективную, групповую, индивидуальную работу.
Срок реализации: 4 года
Прогнозируемый результат:
- учащиеся обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность;
- стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной и творческой деятельности;
- осознание учащимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;
- заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса;
- увлекаются каким-либо видом внеурочной деятельности;
- младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной и внеурочной деятельности;
- уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;
- высокий уровень сплоченности детского коллектива.
3. Содержание и организация воспитательного процесса.
Организационная работа | 1. Воспитательно-организационные задачи. 2. Содержание классных часов (в начале недели: введен в расписание) |
Организация коллективной творческой деятельности учащихся (содержание воспитания) | 1. Познавательная деятельность. 2. Ценностно-ориентированная деятельность. 3. Трудовая деятельность. 4. Общественно полезная деятельность. 5. Художественная деятельность. 6. Физкультурно-спортивная деятельность. 7. Свободное общение. |
Методическая работа | 1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса. 2. Дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся. 3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом. 4. Работа с родителями учащихся |
Основными критериями результативности деятельности классного руководителя являются:
- содействие саморазвитию личности;
- реализация творческих способностей;
- обеспечение социальной защиты;
- создание необходимых условий для активизации усилий детей.
Воспитательный процесс программы «Ступеньки успеха» состоит из 5 модулей.
1 модуль — «Росток».
Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения.
Задачи работы:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования умственных способностей.
Выделены пять основных этапов самостановления личности:
- Самоанализ - «Какой я?»
- Самоупражнение - «Пробую»
- Самооценка – «Как справился?»
- Самопризнание – «Могу!»
- Самореализация - «Я делаю сам и учу других»
Программа индивидуальной с учащимися работы включает в себя:
- Контроль успеваемости и учебной дисциплины.
- Подготовка и участие в международных играх-конкурсах по предметам «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», Молодежные предметные чемпионаты(г.Пермь), «Олимпус»(г.Калининград) и др.
- Подготовка и участие в классных, школьных, районных, городских олимпиадах.
- Участие в классных, школьных, районных, городских и республиканских конкурсах творческих работ учащихся
- Привлечение учащихся к организации и проведению классных мероприятий.
- Наблюдение за физическим и психическим здоровьем учащихся, забота о сохранении и укреплении их здоровья.
- Подготовка к обучению в среднем звене.
Результаты данного направления фиксируются в ПОРТФОЛИО ребенка.
2 модуль - «Мы вместе!».
Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений, работа с коллективом класса.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель - ученик»,
«Ученик - ученик», «Взрослый - ребёнок»;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, разных стран;
- развитие и взаимодействие с органом ученического самоуправления класса.
Формы работы:
- тематические классные часы, игры и тренинги по проблеме общение;
- тренинги общения учащихся и их родителей;
- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставления;
- праздники, конкурсы, дискуссии;
- социальные проекты.
Это направление включает в себя:
- Формирование положительной мотивации учения. Контролирование за выполнением порученных дел.
- Формирование актива класса, организация интересных дел.
- Организация дежурства в классе и в столовой.
- Организация внеклассных мероприятий.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Организация спортивных мероприятий.
- Ознакомление учащихся с устным народным творчеством коми народа, народным промыслом.
- Знакомство с историей родного края, родной школы, с известными людьми района, города, республики.
- Организация учащихся в общественных мероприятиях военно-патриотического содержания: митинг, чествование ветеранов.
- Проведение тематических классных часов.
Тематика классных часов
(по программе Л.И.Лаврентьевой, Н.В.Строгановой, Э.Г.Ериной «Школа и нравственное воспитание в начальной школе»):
№ | Тематика классных часов в 1 классе | № | Тематика классных часов во 2 классе |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Ты правила помни, внимательным будь, и будет тогда безопасным твой путь. Этика – наука о морали Как я выгляжу Зачем быть вежливым. Сказка о вежливости Добро и зло в сказках Твои поступки и твои родители Обязанности ученика в школе и дома Чем богат человек Ты и твоё здоровье Праздничный этикет Наш класс Моя мама – самая лучшая День рождения Учимся общаться Сказка в нашей жизни | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. | Введение. Я среди людей Кто я и как выгляжу Я - личность Я и мои родители Добро и зло в сказках Что за прелесть эти сказки Сказка – волшебство, чудо и правда Сказка – ложь, да в ней намёк Кто сочиняет сказки? Русские народные сказки Праздники в жизни человека Отношение к старшим Отношение к учителю Плохо одному Речевой этикет Вежливость и этикет Товарищи и друзья Что в нашем имени? Удовольствие в игре |
№ | Тематика классных часов в 3 классе | № | Тематика классных часов в 4 классе |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Азбука этики Как я выгляжу Я – личность. Мои роли Нравственный мир сказок Устав – основной закон школы. Человек и его имя Я и мои друзья Верность слову Речевой этикет Умение общаться Этикет в общественных местах Библиотека – хранительница знаний Отзывчивость и доброта – лучшие качества человека Познаю себя и других Формы моральной оценки и самооценки Культура поведения человека Праздничный этикет Что в нашем имени? Удовольствие в игре. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. | Азбука этики. Культура поведения и такт. Культура общения Человек и его имя Мая малая Родина Устав – основной закон школы Речевой этикет Чувство, настроение и характер Школьный этикет Праздники в жизни человека Цветы в жизни человека Поступки человека и его характер Нравственные отношения в коллективе Мода и школьная одежда Приветствия и знакомства Поведение в общественных местах Человек в природе и его здоровье Нравственное отношение в семье |
Взаимодействие с педагогическими работниками, психологом, социальным педагогом, учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения.
Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами:
Направления работы:
- Привлечение к работе с родителями (выступление на родительском собрании по вопросам учёбы, взаимоотношениям среди учащихся, отношениям между родителями и детьми).
- Взаимодействие с вожатым и заместителем директора по ВР по вопросам охраны здоровья детей и пропаганды ЗОЖ.
- Организация поездок учащихся в музеи, театры.
- Организация совместных мероприятий по сохранению психического здоровья учащихся. Проведение тренингов.
3 модуль – «Здоровье».
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи работы:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формы работы:
- спортивные соревнования, конкурсы, спартакиады, марафоны, эстафеты в классе, между классами;
- спортивные конкурсы и викторины, тематические классные часы, связанные со спортивной тематикой;
- организация занятий в кружке «Полезные привычки» (по программе «Полезные привычки» Гречаная Т.Б.);
- тематические родительские собрания, совместно с педагогами и медицинскими работниками по вопросу сохранению здоровья учащихся класса;
- беседы, дискуссии;
- походы в лес, туристические походы, дни здоровья.
4 модуль – «Человек… Это звучит гордо! (Нравственность. Духовность)».
Цель деятельности: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы:
- развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с полученными нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самоусовершенствования;
- формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- посещение театров и кинотеатров с последующим обсуждением;
- экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами района, города, республики и России;
- дискуссии по нравственной тематике;
- поисковая, исследовательская, проектная работа;
- изучение нравственного наследия писателей и поэтов РК и нашей страны;
- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты, конкурсы.
5 модуль – «Я – гражданин».
Цель деятельности: воспитание любви к родителям, друзьям, Родине, Отечеству, родному краю, традициям, обычаям коми народа, сознательного отношения к общественному долгу бережного отношения к природе.
Задачи работы:
- формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования.
- воспитание нравственных ценностей: гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.
- утверждение в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия.
- воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности и культурного поведения.
- выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела.
- ориентирование в системе нравственных ценностей на положительные примеры.
- формирование норм и правил поведения в окружающей среде.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины;
- классные праздники.
6 модуль – «Мама, папа, я… (Семья)».
Цель деятельности: максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности ребенка.
Задачи работы:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему
родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно воспитательного процесса учащихся, педагогов и родителей;
- организация и просвещение родителей по вопросам воспитания детей и использования активных форм деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».
Формы работы:
- тематические классные часы;
- праздники общения семей, спортивные состязания, конкурсы
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации; беседы с детьми и родителями;
- походы, экскурсии, викторины;
- дни открытых дверей, дни творчества.
Работа с родителями
1. Помощь родителей в благоустройстве класса (в течение года).
2. Помощь родителей в подготовке и проведении всех классных и школьных мероприятий.
- Праздник День знаний (1 сентября)
- Осенний праздник (октябрь)
- День Матери (ноябрь)
- Новый год (декабрь)
- Наши праздники (февраль, март)
- Выход в природу (сентябрь, май)
- Окончание учебного года (май).
3. Родительские собрания (в четверть 1 раз)
4. Заседание родительского комитета (в четверть 1 раз)
5. Организация родителями поездок, экскурсий в музеи, театры, памятные места.
7 модуль – «Нам вместе весело».
Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы:
- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время;
- использование нетрадиционных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
- изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;
- проведение консультаций учащихся по выбору кружка, клуба, секции;
- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности перед родителями, педагогами, одноклассниками и сверстниками;
- развитие у детей способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других;
- использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся.
Формы работы:
- проведение вечеров, конкурсов, викторин, утренников и так далее в классе и активное участие в общешкольных мероприятиях;
- празднование памятных дат жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- фестивали, презентации.
- Конечный результат.
Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего Отечества, бережно хранящим традиции своего народа в контексте с его духовной культурой, личностью психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития классного коллектива
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет: Систему базовых национальных ценностей...
программа развития классного коллектива
В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...
Программа развития классного коллектива
Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива....
Программа развития классного коллектива
Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...
Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"
Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....
Программа развития классного коллектива 4 класса
Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...
«Одарённые дети: создание условий для развития» подпрограмма к ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ «Путь к успеху»
технологическая проработка вопросов организации работы с одаренными детьми через оптимальную структуру школьного образования, обеспечивающую создание эффективной системы работы для выявления, максимал...