Программа развития классного коллектива "Ступеньки успеха".
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Напалкова Ирина Павловна

Программа развития классного коллектива 1 - 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа развития классного коллектива

 «Ступеньки успеха»

        1.Пояснительная записка

        Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания.

        Воспитание – великое дело: им решается судьба человека.

                                                                                                        В.Г.Белинский

        В современных условиях, на инновационно – технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Школа должна стать «вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребёнку»

        Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе — гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно- нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребёнка стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя. Беря класс, каждый классный руководитель задумывается над планированием работы с классом. Мало запланировать и провести мероприятия, преследующие ту или иную цель, необходимо продумать программу работы с классом. Чтобы жизнь в классе не угасала, классный руководитель должен быть всегда вместе с детьми и чуть-чуть впереди.

        И взрослому, и ребёнку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет участвовать ещё активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности  учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

        Программа «Ступеньки успеха» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.

Принцип построения программы:

  • Принцип открытости

Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

  • Принцип привлекательности

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

  • Принцип деятельности

Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

  • Принцип свободы участия

Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.

  • Принцип обратной связи

Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

  • Принцип сотворчества

В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.

  • Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

Вся воспитательная система класса строится на основе личностно-ориентированного подхода (признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким какой он есть; не переделать его, но умение влиять на его развитие)

        2. Цели и задачи программы.

Цель:

создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Задачи:

  • организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы,
  • развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в деятельности различной направленности;
  • содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
  • воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • подготовка к обучению в среднем звене.

Кроме того, для реализации программы требуется решить следующие задачи:

1-й год реализации программы (1-й класс):

Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:

-  обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;

- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;

- привлечь родителей к реализации данной программы.

2-й год реализации программы (2 класс):

Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности,самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

- воспитывать коммуникативную культуру школьника –умение работать в паре, минигруппе, коллективе;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество,настойчивость, личное старание и труд;

- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу

жизни;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.

3-й год реализации программы (3-й класс):

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:

- совершенствовать познавательную активность учащихся;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество,настойчивость, личное старание и труд;

- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;

- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;

- формировать оргдеятельностные умения учащихся;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.

4-й год реализации программы (4 класс):

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:

- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;

- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;

- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.

      Программа реализуется через:

  • систему классных часов,
  • урочные и внеклассные формы работы;
  • коллективную, групповую, индивидуальную работу.

      Срок реализации: 4  года

     Прогнозируемый результат:

- учащиеся обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность;

- стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной и творческой деятельности;

- осознание учащимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;

- заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса;

- увлекаются каким-либо видом внеурочной деятельности;

- младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной и внеурочной деятельности;

- уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы;

- высокий уровень сплоченности детского коллектива.

        3. Содержание и организация воспитательного процесса.

Организационная работа

1. Воспитательно-организационные задачи.

2. Содержание классных часов (в начале недели: введен в расписание)

Организация коллективной творческой деятельности учащихся (содержание воспитания)

1. Познавательная деятельность.

2. Ценностно-ориентированная деятельность.

3. Трудовая деятельность.

4. Общественно полезная деятельность.

5. Художественная деятельность.

6. Физкультурно-спортивная деятельность.

7. Свободное общение.

Методическая работа

1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса.

2. Дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся.

3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом.

4. Работа с родителями учащихся

Основными  критериями результативности деятельности классного руководителя являются:

  1. содействие саморазвитию личности;
  2. реализация творческих способностей;
  3. обеспечение социальной защиты;
  4. создание необходимых условий для активизации усилий детей.

        Воспитательный процесс программы «Ступеньки успеха» состоит из 5 модулей.

1 модуль  — «Росток».

          Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения.

Задачи работы:

  • определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном  развитии;
  • формировать культуру интеллектуального развития и  совершенствования умственных  способностей.

Выделены пять основных этапов самостановления личности:

  1. Самоанализ - «Какой я?»
  2. Самоупражнение - «Пробую»
  3. Самооценка – «Как справился?»
  4. Самопризнание – «Могу!»
  5. Самореализация -  «Я делаю сам и учу других»

Программа индивидуальной с учащимися работы включает в себя: 

  1. Контроль успеваемости и учебной дисциплины.
  2. Подготовка и участие в международных играх-конкурсах по предметам «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», Молодежные предметные чемпионаты(г.Пермь), «Олимпус»(г.Калининград) и др.
  3. Подготовка и участие в классных, школьных, районных, городских олимпиадах.
  4. Участие в классных, школьных, районных, городских и республиканских конкурсах творческих работ учащихся
  5. Привлечение учащихся к организации и проведению классных мероприятий.
  6. Наблюдение за физическим и психическим здоровьем учащихся, забота о сохранении и укреплении их здоровья.
  7. Подготовка к обучению в среднем звене.

Результаты данного направления фиксируются в ПОРТФОЛИО ребенка.

2 модуль - «Мы вместе!».

Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений, работа с коллективом класса.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель - ученик»,

«Ученик - ученик», «Взрослый - ребёнок»;

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, разных стран;
  • развитие и взаимодействие с органом ученического самоуправления класса.            

Формы работы:

  • тематические классные часы, игры и тренинги по проблеме общение;
  • тренинги общения учащихся и их родителей;
  • тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
  • самопрезентации и самопредставления;
  • праздники, конкурсы, дискуссии;
  • социальные проекты.         

 Это направление включает в себя:

  1. Формирование положительной мотивации учения. Контролирование за выполнением порученных дел.
  2. Формирование актива класса, организация  интересных дел.
  3. Организация дежурства в классе и в столовой.
  4. Организация внеклассных мероприятий.
  5. Пропаганда здорового образа жизни.
  6. Организация спортивных мероприятий.
  7. Ознакомление учащихся с устным народным творчеством коми народа, народным промыслом.
  8. Знакомство с историей родного края, родной школы, с известными людьми района, города, республики.
  9. Организация учащихся в общественных мероприятиях военно-патриотического содержания: митинг, чествование ветеранов.
  10. Проведение тематических классных часов.

Тематика классных часов

(по программе Л.И.Лаврентьевой, Н.В.Строгановой, Э.Г.Ериной «Школа и нравственное воспитание в начальной школе»):

Тематика классных часов в 1 классе

Тематика классных часов во 2 классе

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Ты правила помни, внимательным будь, и будет тогда безопасным твой путь.

Этика – наука о морали

Как я выгляжу

Зачем быть вежливым.

Сказка о вежливости

Добро и зло в сказках

Твои поступки и твои родители

Обязанности ученика в школе и дома

Чем богат человек

Ты и твоё здоровье

Праздничный этикет

Наш класс

Моя мама – самая лучшая

День рождения

Учимся общаться

Сказка в нашей жизни

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Введение. Я среди людей

Кто я и как выгляжу

Я -  личность

Я и мои родители

Добро и зло в сказках

Что за прелесть эти сказки

Сказка – волшебство, чудо и правда

Сказка – ложь, да в ней намёк

Кто сочиняет сказки?

Русские народные сказки

Праздники в жизни человека

Отношение к старшим

Отношение к учителю

Плохо одному

Речевой этикет

Вежливость и этикет

Товарищи и друзья

Что в нашем имени?

Удовольствие в игре

Тематика классных часов в 3 классе

Тематика классных часов в 4 классе

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Азбука этики

Как я выгляжу

Я – личность. Мои роли

Нравственный мир сказок

Устав – основной закон школы.

Человек и его имя

Я и мои друзья

Верность слову

Речевой этикет

Умение общаться

Этикет в общественных местах

Библиотека – хранительница знаний

Отзывчивость и доброта – лучшие качества человека

Познаю себя и других

Формы моральной оценки и самооценки

Культура поведения человека

Праздничный этикет

Что в нашем имени?

Удовольствие в игре.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Азбука этики. Культура поведения и такт.

Культура общения

Человек и его имя

Мая малая Родина

Устав – основной закон школы

Речевой этикет

Чувство, настроение и характер

Школьный этикет

Праздники в жизни человека

Цветы в жизни человека

Поступки человека и его характер

Нравственные отношения в коллективе

Мода и школьная одежда

Приветствия и знакомства

Поведение в общественных местах

Человек в природе и его здоровье

Нравственное отношение  в семье

        Взаимодействие с педагогическими работниками, психологом, социальным педагогом, учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения.

Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами:

Направления работы:

  • Привлечение к работе с родителями (выступление на родительском собрании по вопросам учёбы, взаимоотношениям среди учащихся, отношениям между родителями и детьми).
  • Взаимодействие с вожатым и заместителем директора по ВР по вопросам охраны здоровья детей и пропаганды ЗОЖ.
  • Организация поездок учащихся в музеи, театры.
  • Организация совместных мероприятий по сохранению психического здоровья учащихся. Проведение тренингов.

3 модуль – «Здоровье».

Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи работы:

  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Формы работы:

  • спортивные соревнования, конкурсы, спартакиады, марафоны, эстафеты в классе, между  классами;
  • спортивные конкурсы и викторины, тематические классные часы, связанные со спортивной тематикой;
  • организация занятий в кружке «Полезные привычки» (по программе «Полезные привычки» Гречаная Т.Б.);
  • тематические родительские собрания, совместно с педагогами и медицинскими работниками по вопросу сохранению здоровья учащихся класса;
  • беседы, дискуссии;
  • походы  в лес, туристические походы, дни здоровья.

4 модуль – «Человек… Это звучит гордо! (Нравственность. Духовность)».

Цель деятельности: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи работы:

  • развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с  полученными   нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях;
  • развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самоусовершенствования;
  • формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Формы работы:

  • тематические классные часы;
  • тренинги нравственного самосовершенствования;
  • посещение театров и кинотеатров с последующим обсуждением;
  • экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами района, города, республики и России;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • поисковая, исследовательская, проектная работа;
  • изучение нравственного наследия писателей и поэтов РК и нашей страны;
  • праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты, конкурсы.

5 модуль – «Я – гражданин».

Цель деятельности: воспитание любви к родителям, друзьям, Родине, Отечеству, родному краю, традициям, обычаям коми народа, сознательного отношения к общественному долгу бережного отношения к природе.

Задачи работы:

  • формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования.
  • воспитание нравственных ценностей: гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.
  • утверждение в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия.
  • воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности и культурного поведения.
  • выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела.
  • ориентирование в системе нравственных ценностей на положительные примеры.
  • формирование норм и правил поведения в окружающей среде.

   Формы работы:

  • тематические классные часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • конкурсы, викторины;
  • классные праздники.

6 модуль – «Мама, папа, я… (Семья)».

Цель деятельности: максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности ребенка.

Задачи работы:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему    

      родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;

  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно воспитательного процесса учащихся, педагогов и родителей;
  • организация и просвещение родителей по вопросам воспитания детей и использования активных форм деятельности;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных  ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».

Формы работы:

  • тематические классные часы;
  • праздники общения семей, спортивные состязания, конкурсы
  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации; беседы с детьми и родителями;
  • походы, экскурсии, викторины;
  • дни открытых дверей, дни творчества.

Работа с родителями

1. Помощь родителей в благоустройстве класса  (в течение года).

2. Помощь родителей в подготовке и проведении всех классных и школьных мероприятий.

    - Праздник День знаний (1 сентября)

    - Осенний праздник  (октябрь)

    - День Матери (ноябрь)

    - Новый год   (декабрь)

    - Наши праздники (февраль, март)

    - Выход в природу  (сентябрь, май)

    - Окончание учебного года (май).

3. Родительские собрания (в четверть 1 раз)

4. Заседание родительского комитета (в четверть 1 раз)

5. Организация родителями поездок, экскурсий в музеи, театры, памятные места.

7 модуль – «Нам вместе весело».

Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися класса  инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи работы:

  • создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное  время;
  • использование нетрадиционных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;
  • проведение консультаций учащихся по выбору  кружка, клуба, секции;
  • постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности перед родителями, педагогами, одноклассниками и сверстниками;
  • развитие у детей способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других;
  • использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся.  

Формы работы:

  • проведение вечеров, конкурсов, викторин, утренников и так далее в классе и активное участие в общешкольных мероприятиях;
  • празднование памятных дат жизни учащихся;
  • празднование памятных дат календаря;
  • посещение театров, музеев, выставок;
  • фестивали, презентации.

  1. Конечный результат.

Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего Отечества, бережно хранящим традиции своего народа в контексте с его духовной культурой, личностью психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

     В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива

  В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет: Систему базовых национальных ценностей...

программа развития классного коллектива

В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена  на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...

Программа развития классного коллектива

Формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива....

Программа развития классного коллектива

Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...

Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"

Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....

Программа развития классного коллектива 4 класса

Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...

«Одарённые дети: создание условий для развития» подпрограмма к ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ «Путь к успеху»

технологическая проработка вопросов организации работы с одаренными детьми через оптимальную структуру школьного образования, обеспечивающую создание эффективной системы работы для выявления, максимал...