Доклад "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное напраление воспитательной работы в школе"
материал
Вводная часть
Этапы работы по гражданско-патиотическому воспитанию
Работа во внеурочной деятельности
Формы гражданско-патриотического воспитания млажших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Конь-Колодезь»
Выступление на педсовете по теме:
«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ как приоритетное направление воспитательной работы в школе».
Учитель начальных классов:
Жучкова Валентина Николаевна
3 апреля 2017 г.
«Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский.
Народ, потерявший чувство патриотизма, перестает быть единым народом, способным сплотиться ради достижения общих стратегических целей. Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Этот круг вопросов, которые волнуют меня, как педагога.
Я как учитель должна:
• помочь детям увидеть, что можно изменить мир семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
• вовлекать детей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Только через личные чувства и переживания детей.
Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
В анкету для детей, чтобы выяснить уровень сформированности гражданских и патриотических основ воспитания я включила такие вопросы:
-Как называется страна, где ты живёшь?
-Назови столицу нашей Родины.
-Кто такой патриот?
-Что значит любить свою Родину?
-Что такое “малая Родина”?
Цель – повысить интерес учащихся к своему родному краю и к стране.
Задачи:
1.Организовать музейно-экскурсионную деятельность в течение 1-4 года.
2.Проводить часы общения, которые способствуют:
-углублению знаний учащихся, о Родине, своём родном крае;
-более содержательному знакомству с историей своей семьи (генеологическое древо);
-пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны;
-воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
3.Приобщать к системе культурных ценностей через библиотеки, музеи и выставки.
4.Знакомить со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков через уроки литературного чтения, окружающего мира.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию:
I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.
II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего.
III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества.
1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».
2 класс «Я – гражданин России»,
3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».
4 класс «Нас много, а родина одна – Россия».
1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».
В течение всего года ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.
Были проведены классные часы: «Моя семья», где детям предлагается отобразить тему “Моя семья” в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей.
Выставки рисунков: «Я и моя семья»,
Проекты, как: “Я и моё имя”, “История нашей фамилии”, «Мой дом». Праздник «День матери»
2 класс. «Я – гражданин России».
На втором этапе начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.
Были проведены классные часы
«Конституция России и права человека», «Символы страны», «Национальные праздники России», «Права ребёнка в новом веке».
Обсуждали проблемную ситуацию «Сколько « Я» у человека» (человек как члена семьи, школы, города).
Фотовыставка « Красота родного края».
Выставка рисунков: «Мой любимый уголок».
Проведены классные часы “Мой край», «Моя малая Родина», Исследовательский проект. “Знаешь ли ты историю своего села” .
Формирование гражданственности учащихся широко используются возможности учебных предметов
Ознакомление с окружающим формирует уважение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны.
В разделах « Где мы живем.», «Природа.», «Жизнь города и села.»
проводим экскурсии в природу, поделки из природного материала, проекты.
-дети посещают библиотеки, музей.
-изучают русские народные праздники и традиции - возлагают цветы к памятнику и обелиску ежегодно 9 мая, проводятся праздники к 23 февраля.
На уроках литературного чтения и русского языка учатся осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи и принципам речевого этикета, выполняют задания творческого и исследовательского характера, вовлекаются в подготовку к конкурсам и олимпиадам.
На произведениях устного народного творчества: (пословицы и поговорки, былины).
на произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. Проводим конкурсы чтецов «Русская зима», «Стихи о героях»
Эмоциональный настрой усиливается если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).и художественное изображение своих чувств, представлений об окружающем.
Беседа. «Роль книги в жизни человека», «Еще раз о товариществе и дружбе» В дружбе – сила»,
«Будьте добрыми и человечными», «Уроки доброты»,
«В мире интересного», у таких уроков эмоциональный настрой значительно выше, чем у традиционных.
Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику «Мой край», «Моя улица», «Дом моих предков» и др.
позволяют учащимся выразить все свои чувства, эмоции и взгляды на мир.
«Знакомьтесь - это мы»
« На кого я хочу быть похожим»
«Дом, который построим мы»
« Мы – богатство наших Я»
«Это наша Земля»
«Во имя сохранения Земли»
Продуктивность
Формированию гражданских качеств младших школьников на уроках математики способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о растительном и животном мире и т.д., использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок .
Большое значение имеет анализ содержания задач, в условии которых имеются сведения о нашем крае.
На уроках физической культуры проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».
Кл. ч. «Спорт в моей жизни».
Во внеурочной деятельности эту работу я веду по направлениям:
1 « Природа глазами души ребенка».-духовно- нравственное направление
Если ребёнок поймёт всю неповторимость нашей земли, что окружающий его мир – это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот мир. Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», « Перелетные птицы», «Покормите птиц зимой». Практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Мои добрые дела», «Можно, нельзя, нужно»
Беседы. «Вредные привычки. Как от них избавиться?»,
Экскурсии «Родная природа»
2. Учащиеся участвовали в ролевой игре «Ваши права», «Я – гражданин России», Дети сами подготовили и провели конкурс пословиц и поговорок «Пословицы и поговорки - богатство нации».
3. «В гостях у сказки», « Волшебный карандаш», «Город мастеров» общекультурное направление.
Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки) и художественное изображение своих чувств, представлений об окружающем. и поделок, закрепляющих знания и эстетические переживания.
Беседы: «Люди, на которых хотим быть похожими»,
«Профессии милосердия и добра».
Проектная деятельность - проект «Богатства, отданные людям»
Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Для беседы служат факты из жизни класса, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.
Классный час — он и просвещает, и ориентирует, и направляет.
Информационный час решает задачи образования (учащиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни к делах своих сверстников, расширяют кругозор).
экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции..
Праздник — особая форма воспитательной работы. В его основе лежит радость, положительные эмоции. Добрая традиция - это день рождения нашего класса.
Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей.
Народные календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа. Это – масленица, новый год и рождество.
Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению. «Тепло родного очага»
Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое. «1 Апреля – день птиц»
Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.
Познавательные игры помогают сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости.
Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.
Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.
Учащиеся нашего класса показали сказку по ПДД, воспитанникам д.с. «Солнышко», Выступили в доме престарелых с концертной программой «От чистого сердца», Выступили с концертной программой в д.с. «Улыбка». Группа ребят самостоятельно написали сами сценарий сказки и показали в д.с. «Солнышко». Подарили новогодние открытки и сладости бабушкам и дедушкам из дома престарелых. Готовимся показать сказку «Новогодние приключения» для первоклассников.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное, что я сейчас делаю, «упражняю детей в этом священном чувстве».
Проверка результатов формирования основ нравственного, гражданского и патриотического воспитания.
Он проводится в виде викторин, конкурсов, игр по командам, весёлых стартов.
В ходе проверки результатов формирования основ нравственного и патриотического воспитания выяснилось:
-правильно сказали название нашей страны 96% (на 1 этапе – 73%);
-верно назвали столицу России 87% (на 1 этапе – 38%);
-ответить на вопрос “Кто такой патриот?” смогли 62% (на 1 этапе – 0%);
-при ответе на вопрос “Что значит любить свою Родину?” затруднились ответить лишь 11% учащихся (на 1 этапе – 51%);
-что такое “малая Родина” затруднились ответить 17% (на 1 этапе не смогли ответить).
Такая работа интересна не только детям, но и учителям, воспитывает интерес к русским традициям, любовь к нашему городу, к России в целом. Эту работу я продолжаю и в третьем классе. В конце каждого учебного года я провожу повторную проверку уровня сформированности основ нравственного и патриотического воспитания, гражданского самосознания.
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Это и есть важнейшее условие успешного развития России.
Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
Итак, духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приоритетное направление воспитательной работы в рамках программы ФГОС.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. К.Д.Ушинский....
Духовно - нравственное развитие и воспитание младшего школьника. План воспитательной работы 3 класс.
Духовно - нравственное развитие и воспитание младшего школьника. План воспитательной работы 3 класс.План содержит направления воспитания и социализации учащихся, цель и задачи воспитательной работы. А...
«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы с учётом ФГОС».
«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы с учётом ФГОС». ...
Доклад на тему"Духовно–нравственное развитие и гражданско–патриотическое воспитание обучающихся как основа воспитательной работы гимназии (из опыта работы)"
В докладе раскрыт опыт работы учителя по теме"Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся"....
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся как основа воспитательной работы в школе
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...
Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённ...