Духовно - нравственное развитие и воспитание младшего школьника. План воспитательной работы 3 класс.
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Вотинцева Надежда Борисовна

Духовно - нравственное развитие и воспитание младшего школьника. План воспитательной работы 3 класс.

План содержит направления воспитания и социализации учащихся, цель и задачи воспитательной работы. А также содержание деятельности в рамках каждого из направлений духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan1.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание и развитие младшего школьника

План

воспитательной работы

3 класс

Вотинцева Надежда Борисовна, классный руководитель 3 класса МКОУ ООШ с. Ильинское, Немский район, Кировская область.

Направления воспитания и социализации учащихся.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России (из Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности Гражданина РФ).

Цель воспитательной работы: развитие воспитательной системы, создающей условия для формирования ценностных ориентаций у учащихся, необходимых для становления здорового человека  с активной гражданской позицией.

Задачи воспитательной работы:

  • Формировать социально – ценностные знания и отношения младших школьников к России, русскому народу, своему краю, поликультурному миру, закону и правопорядку;
  • Формировать социально – ценностные знания и отношения о справедливости, милосердии, уважении к родителям, заботливом отношении к старшим и младшим;
  • Формировать социально – ценностные знания и отношения о труде, творчестве, познании;
  • Формировать социально – ценностные знания  и отношения к физическому и социально – психическому здоровью;
  • Формировать социально – ценностные знания и отношения к родной земле, заповедной природе, планете Земля.

В сфере личностного развития воспитание учащихся должно обеспечить:

  • Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально – ответственному поведению;
  • Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно – продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно – нравственной установки «становиться лучше»;
  • Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • Свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущим поколением;
  • Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • Заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • Осознание безусловной ценности семьи как основы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
  • Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
  • Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • Духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • Формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
  • Укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • Повышению доверия к государственным институтам  со стороны граждан и общественных организаций;
  • Повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны4
  • Укреплению национальной безопасности.

Содержание деятельности в рамках каждого из направлений духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Сентябрь.

Направление «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни».

Задачи:

  • Формировать социально – ценностные знания знания  о труде, творчестве, познании;

Способствовать формированию социально – ценностных учащихся к труду, творчеству, познанию;

  • Формировать социально – ценностный опыт познавательной и творческой деятельности.

Ценности :

Трудолюбие, творчество, познание. Истина, созидание. Целеустремленность, настойчивость в достижении целей, бережливость.

Основными видами деятельности учащихся в рамках реализации данного направления воспитательной работы является проблемно – ценностное общение, игровая и познавательная деятельность. Формы проведения классных мероприятий – этическая и познавательная беседы, ролевая игра …

Тематика

Дата

Вид деятельности

Форма занятия

Ресурсное обеспечение

1

Праздник первого звонка

01.091

Игровая

Линейка

ИКТ

2

День урожая

16.09

Игровая

Утренник, выставка композиций из овощей и фруктов

ИКТ, овощи, природные материалы

3

Кросс наций

24.09

Игровая

Соревнования

4

Операция «Школьный двор»

30.09

Проблемно – ценностное общение

Трудовой десант

Октябрь

Направление «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни».

Задачи:

  • Формировать социально – ценностные знания о труде, творчестве, познании;
  • Способствовать формированию социально – ценностных отношений учащихся к труду, творчеству, познанию;
  • Формировать социально – ценностный опыт познавательной и творческой деятельности.

Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей, бережливость.

Основными видами деятельности учащихся в рамках реализации данного направления воспитательной работы является проблемно – ценностное общение, игровая и познавательная деятельность. Формы проведения классных мероприятий – этическая и познавательная беседы, ролевая игра…

Тематика

Дата

Вид деятельности

Форма занятия

Ресурсное обеспечение

1

День учителя. Литературно – музыкальная композиция «Удивительный дом»

05.10

Творческая

Утренник

ИКТ

2

Оформление подарочных открыток ко дню пожилых людей.

14.10

Творческая, игровая

Конкурс

Картон, бумага

3

Классный час «Мы труд воспеваем и славим работу»

21.10

Проблемно – ценностное общение

Классный час

ИКТ

4

Классный час «Уважение»

28.10

Проблемно – ценностное общение

Этическая беседа

Ноябрь

Направление : «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»

Задачи:

  • Формировать социально – ценностные знания о справедливости, милосердии, уважении к родителям, заботливом отношении к старшим и младшим;
  • Способствовать формированию социально – ценностных отношений учащихся к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим членам семьи;
  • Формировать социально – ценностный опыт нравственного выбора.

Ценности : нравственный выбор, смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, представление о вере, духовность религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

        Основными видами деятельности учащихся в рамках реализации данного направления воспитательной работы является проблемно – ценностное общение, игровая и познавательная деятельность. Формы проведения мероприятий – этическая и познавательная беседы, ролевая игра и др.

Тематика

Дата

Вид деятельности

Форма занятия

Ресурсное обеспечение

1

4 ноября- День народного единства

10.11

Проблемно – ценностное общение

Классный час

Презентация

2

Неделя русского языка.

14 – 18. 11

Познавательная

Игра

3

Дорогой мой человек. Конкурс рисунков о маме.

25. 11

Проблемно – ценностное общение

Классный час

4

День матери. «Мама – первое слово».

30. 11

Игровая, творческая

Концерт

Презентация

Декабрь

Направление «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах и ценностях».

Задачи :

  • Формировать социально – ценностные знания обучающихся о красоте, художественном творчестве;
  • Способствовать формированию социально – ценностных отношений к красоте, художественному творчеству;
  • Формировать социально – ценностный опыт создания красоты, изучения художественного творчества.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Основными видами деятельности учащихся в рамках реализации данного направления воспитательной работы является проблемно – ценностное общение, игровая и познавательная деятельность. Формы проведения мероприятий – этическая и познавательная беседы, ролевая игра…

Тематика

Дата

Вид деятельности

Форма занятия

Ресурсное обеспечение

1

День героев Отечества. «Герои рядом»

9.12

Проблемно – ценностное общение

Устный журнал

Презентация

2

День Российской Конституции

12.12

Проблемно – ценностное общение

Классный час

Конституция РФ, презентация

3

Общешкольный конкурс «Новогодние фантазии»

23.12

Игровая

Творческая мастерская

Бумага, ножницы

4

Новогодний утренник

30.12

Игровая

Праздник

Январь

Направление «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах и ценностях».

Задачи:

  • Формировать социально – ценностные знания обучающихся о красоте, художественном творчестве;
  • Способствовать формированию социально – ценностных отношений к красоте, художественному творчеству;
  • Формировать социально – ценностный опыт создания красоты, изучения художественного творчества.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Основными видами деятельности учащихся в рамках реализации данного направления воспитательной работы является проблемно – ценностное общение, игровая и познавательная деятельность. Формы проведения мероприятий – этическая и познавательная беседы, ролевая игра…

Тематика

Дата

Вид деятельности

Форма занятия

Ресурсное обеспечение

1

Под рождественской звездой. Общешкольная выставка рождественских композиций.

11. 01

Игровая

Творческая мастерская

Разные материалы

2

Классный час, посвященный воспитанию ценностного отношения к прекрасному «Зимние узоры»

20.01

Художественная

Беседа, творческая мастерская

Икт, краски, альбомы

3

Операция «Кормушка»

27.01

Трудовая

Разные материалы

Февраль

Направление «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»

Задачи :

  • Формировать социально – ценностные знания младших школьников о Росси, русском народе, своем крае, поликультурном мире, законе и правопорядке;
  • Способствовать формированию социально – ценностных отношений учащихся к своей стране, своему народу, своему краю, поликультурному миру, закону и правопорядку;
  • Формировать социально – ценностный опыт служения Отечеству.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьи, закон и правопорядок. Межэтнический мир, свобода и ответственность, доверие к людям.

Тематика

Дата

Вид деятельности

Форма занятия

Ресурсное обеспечение

1

День здоровья

3.02

Игровая

праздник

Санки, ледянки

2

Конкурс открыток празднику «День защитника Отечества»

10.02

Художественная, творческая

Конкурс

Разные материалы

3

 «Папа, мама, я – спортивная семья»

22.02

Спортивная

Соревнование – праздник

Спортивный инвентарь

4

Неделя русского языка.

24-28.02

Познавательная

Игра

Март

Направление «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об этических идеалах и ценностях»

Задачи :

  • Формировать социально – ценностные знания о красоте, художественном творчестве;
  • Способствовать формированию социально – ценностного отношения к красоте, художественному творчеству;
  • Формировать социально – ценностный опыт создания красоты, совершенствование художественного творчества;

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Основными видами деятельности учащихся в рамках реализации данного направления воспитательной работы является проблемно – ценностное общение, игровая и познавательная деятельность. Формы проведения мероприятий – этическая и познавательная беседы, ролевая игра…

Тематика

Дата

Вид деятельности

Форма занятия

Ресурсное обеспечение

1

Международный женский день:

- конкурс поздравлений, открыток.

- концерт «примите поздравления, женщины!»

7.03

Художественная

Концерт, конкурс

ИКТ, разные материалы

2

Широкая масленица

17.03

Игровая

Праздник

Чучело масленицы

3

Неделя детской книги

21-31.03

Познавательная

Праздник, конкурс

Выставка детских книг

4

Школа безопасности «Светофор пришел  к нам в гости»

10.03

Игровая

Праздник

Знаки дорожного движения, ИКТ

Апрель

Направление «Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде»

Задачи:

  • Формировать социально – ценностные знания о родной земле, заповедной природе, планете Земля;
  • Способствовать формированию социально – ценностного отношения учащихся к родной земле, заповедной природе, планете Земля;
  • Формировать социально – ценностный опыт экологического поведения.

Ценности: жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля.

Основными видами деятельности учащихся в рамках реализации данного направления воспитательной работы является проблемно – ценностное общение, игровая и познавательная деятельность. Формы проведения мероприятий – этическая и познавательная беседы, ролевая игра…

Тематика

Дата

Вид деятельности

Форма занятия

Ресурсное обеспечение

1

День птиц

7.04

Праздник

Игровая

ИКТ

2

Всемирный день здоровья

14.04

Соревнования по теннису

Спортивная

Спортивный инвентарь

3

Гагаринский урок

12. 04

Познавательная

Устный журнал

ИКТ

4

Неделя добрых экологических дел. Чистый двор.

17- 21.04

Трудовая

Трудовой десант

Инвентарь

5

Конкурс пасхальных композиций

28.04

Художественная, творческая

Конкурс

Разные материалы

Май.

Направление « Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека».

Задачи :

  • Формировать социально – ценностные знания младших школьников о России, русском народе, своем крае, поликультурном мире, законе и правопорядке;
  • Способствовать формированию социально – ценностного отношения учащихся к своей стране, своему народу, своему краю, поликультурному миру, закону, правопорядку;
  • Формировать социально – ценностный опыт служения Отечеству.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода и ответственность, доверие к людям.

Основными видами деятельности учащихся в рамках в реализации данного направления воспитательной работы является проблемно – ценностное общение, игровая и познавательная деятельность. Формы проведения мероприятий  -этическая и познавательная беседы, ролевая игра…

Тематика

Дата

Вид деятельности

Форма занятия

Ресурсное обеспечение

1

День славянской письменности и культуры

5.05

Познавательная

Беседа

ИКТ

2

Митинг, посвященный празднованию Дня Победы

9.05

Проблемно –ценностное общение

Митинг

3

Последний звонок

Творческая

Праздник

4

Конкурс «Ученик года

31.05

Творческая

Праздник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"

Опыт своей  работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краево...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» В мире добра

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МБУСОШ №1 г. Советский в соответствии с Федеральным государственным образовательным ст...