Программа летнего профильного лагеря с дневным пребыванием детей
материал

Чинская Олеся Евгеньевна

Данная методическая разработка посвящена актуальной проблеме поиска новых форм организации летнего отдыха детей и раскрывает вопросы их практического осуществления. Методическая разработка может быть полезна организаторам летнего отдыха и досуга детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_letnego_ozdorovitelnogo_lagerya.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждено»

решением педагогического совета

от «____» _____ 20    г.

председатель педсовета

______________________

Программа

летнего профильного лагеря  с дневным пребыванием детей

муниципального образовательного бюджетного учреждения

средней общеобразовательной школы № _____ г. Сочи

Возраст детей: 7-11 лет

Срок реализации: 21  день

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

 профильного лагеря с дневным пребыванием

Паспорт программы

Полное название программы

ПРОГРАММА    профильного лагеря   (спортивно-оздоровительной направленности)

Форма проведения

С дневным пребыванием

Направление деятельности

Спортивно - оздоровительное

Сроки проведения

Участники проекта

Учащиеся 1- 6 классов

Общее количество участников

240 человек

Условия участия в реализации проекта

Принцип комплектования групп - возрастной

Цели и задачи программы

  • Создать наиболее благоприятные условия для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Воспитать социально адаптированною личность через пропаганду здорового образа жизни
  • Создать условия для активного отдыха учащихся, для разностороннего развития склонностей и способностей детей в процессе творческой и социально-значимой деятельности.
  • Формировать навыки общения и толерантности.
  • Прививать  детям навыки здорового образа жизни.  

Ожидаемый результат

  • Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Бережное отношение к своему здоровью.
  • Приобретение детьми практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля.
  • Реализация творческих способностей каждого ребёнка, формирование позитивных установок.

Учреждения, участвующие в реализации программы

Юридический адрес, телефон, факс

ФИО руководителя организации

Содержание программы.

№№

Разделы

Страницы

Информационная карта

2

1.

Пояснительная записка.

4

1.1.

Актуальность.

4

1.2.

Цели, задачи программы

5 – 6

1.3.

Возраст детей, численность детей в лагере, адресат программы.

6

1.4.

Продолжительность смены лагеря

6

2.

Содержание программы

7

2.1.

План-сетка смены

7 – 9

2.2.

Режим дня

10

3.

Основные направления и содержание деятельности:

11

3.1.

Спортивно-оздоровительное  направление

11

3.2.

Художественно-эстетическое направление

11

3.3.

Оздоровительное направление

12

3.4.

Образовательное направление

13

4.

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

13

5.

Ожидаемые результаты реализации программы

14

6.

Механизм оценки полученных результатов

14

7.

Условия реализации программы

15

7.1

Кадры

16

7.2.

Перечень оборудования

16

7.3

Используемая литература

16

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  • Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;
  • Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
  •  Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Пояснительная записка

Актуальность


Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

В 2018 году в России проводится Чемпионат Мира по футболу. Активная спортивная работа, осуществляемая в летний период, позволяет воспитать у детей установку на формирование здорового образа жизни.

Спортивно-оздоровительное направление – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

     Программа летнего лагеря по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя,  как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек,  так и практическую части – организация подвижных игр.

Проблема, над которой работают воспитатели лагеря: «Создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха».

Цель программы: 

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Приобщение к занятиям  подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности. Создать условия для активного отдыха учащихся, для разностороннего развития склонностей и способностей детей в процессе творческой и социально-значимой деятельности.
  • Формировать навыки общения и толерантности;
  • Прививать  детям навыки здорового образа жизни.  

Задачи:

1. Организация активного отдыха и оздоровление детей; сохранение и укрепление здоровья учащихся;

2. Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;

3. Профилактика вредных привычек;

4. Познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

 5. Воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как  наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни;

6. Развитие коммуникативных навыков и толерантности. 

Участники программы, возраст детей, численность детей в лагере, адресат программы.

Профильная смена комплектуется на 1 поток из числа учащихся 1- 4 классов, продолжительность пребывания в лагере 14 дней, количество детей 240 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Продолжительность смены лагеря: 

2. Содержание программы.

План-сетка летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания  

День открытия летней лагерной смены

«Доброцвет»

  • Торжественное открытие лагеря
  • Вводный инструктаж по ТБ. Инструктаж по правилам дорожного движения «Осторожно, дорога!»
  • Игра «Будем знакомы». Презентация отрядов

День друзей

  • Зарядка со Звездой футбола (футбольная тренировка)
  • Фестиваль российских городов, принимающих ЧМ

по футболу

  • Подготовка к фестивалю «Чемпионы среди нас»
  • Посещения музея «Дерево Дружбы»

День футбольного мяча

  • Инструктаж на тему: «Правила поведения детей во время прогулок и экскурсий»
  • Мастер – класс «Оригами и не только. Футбольный мяч»
  • Оформление общего плаката «Мы играем в футбол»
  • Экскурсия в Биолого-экологический центр г. Сочи
  • Викторина «Всё о Чемпионате мира по футболу"

День здоровья

  • Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»
  • Флешмоб «Здоровым быть здорово!»
  • Экскурсия на ипподром.
  • Спортивно –развлекательное мероприятие «Ловкие, сильные, смелые»
  • Подготовка к фестивалю «Чемпионы среди нас»

День талантливого футболиста

  • Интеллектуальный марафон «Почемучки среди нас»
  • Викторина «Российский футбол»
  • Конкурс «Ты – супер футболист!»
  • Экскурсия в Художественный музей       г. Сочи
  • Виртуальная экскурсия по странам-участницам ЧМ по футболу

День Нептуна

  • Минутка безопасности    «Как вести себя на воде?»
  • Праздник «Нептуна»
  • Выход в бассейн
  • Экскурсия в Морской порт г.Сочи
  • Конкурс бумажных корабликов «Как вы яхту назовёте…»
  • Подготовка будущего чемпиона «Чемпионы среди нас»

День России

  • Минутка безопасности «Огонь – друг, огонь – враг»
  • Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!»
  • Спортивно  –развлекательный праздник «Я – футболист»

  • Телемост с МБОУ СОШ №24 г. Казани

  • Флешмоб

«Болеем за наших»

День памяти и скорби

  • Возложение цветов к мемориалу Славы.
  • Поэтический час «Шёл по улице солдат…»
  • Конкурс рисунков о ВОВ
  • Сочинский планетарий
  • Экскурсия в Краеведческий музей г.Сочи

В гости к другу

  • Минутка безопасности «Правила поведения в общественных местах»
  • Зарядка со Звездой футбола (футбольная тренировка)
  • Встреча с футболистами спортивной школой №7
  • Дружеский турнир по футболу между школами

День вежливости

  • Вежливое приветствие отрядов
  •  Конкурс рисунков «Нужен гол»
  • Поэтический час «О прекрасном лете…»
  • Игровая беседа «Конфликты и пути их решения»
  • Посещение кинотеатра «Родина»

 

День футбола

  • Минутка здоровья «Правила личной гигиены»
  • Викторина «Чемпионат Мира по футболу 2018»
  • Спортивно – развлекательная игра «Комический футбол»
  • Посещение Сочинского дельфинария

День

олимпийских игр

  • Минутка здоровья «Закаляйся как сталь»
  • Олимпийские состязания «Быстрее, выше, сильнее»
  • Мини-футбол среди отрядов
  • Посещение стадиона г.Сочи (по отдельному графику)

День спорта

  • Инструктаж на тему: «Безопасность при проведении спортивных мероприятий»
  • Спортивно-профилактическое мероприятие «Спорт против наркотиков»
  • Турнир «Меткий стрелок»
  • Посещение музея                         Н. Островского

День закрытия лагерной смены

  • Торжественное закрытие лагеря
  • Фестиваль «Чемпионы среди нас»
  • Спектакль «Джек – Воробей»

 

2.2. Режим дня:

Режим дня

 

летнего профильного лагеря  с дневным пребыванием детей

Элементы режима дня

Пребывание детей

с 8.15 до 14.30

Сбор детей.

8.15 – 8.30

Утренняя линейка. Зарядка

8.30 – 8.45

Завтрак

8.45 – 9.30

Образовательная деятельность

9.30 – 10.30

Экскурсии, прогулки, посещение к/т, музеев, выставок, спортивные мероприятия

10.30 – 11.15

Творческая мастерская. Конкурсы.

11.45 - 12.30

Обед

12.30 – 13.30

 КТД, работа секций. Спортивный час. Игры, соревнования

13.30 – 14.00

Планирование отрядных дел. Уход домой

14.00 – 14.30

 

3.Основные направления и содержание деятельности.

Вся работа строится  по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное направление, художественно-эстетическое направление, оздоровительное направление,  образовательное направление.

3.1. Спортивно - оздоровительное направление.

Цель: Воспитание социально адаптированной личности через пропаганду здорового образа жизни.

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • активизировать двигательную активность младших школьников;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма.

 Основные формы проведения:

  • Игра-путешествие «Всё нам лето подарило!»
  • Экскурсия (музей «Дерева Дружбы»,  «Змейковские водопады», на ипподром и т.д.)
  • Флешмоб «Здоровым быть здорово!»
  • Спортивно-профилактическое мероприятие «Спорт против наркотиков»
  • Спортивно – развлекательное мероприятие «Ловкие, сильные, смелые»
  • Игры «Комический футбол», «Веселый турист»
  •  Турнир «Меткий стрелок»

3.2. Художественно – эстетическое направление 

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

  • пробуждать в детях чувство прекрасного;
  • формировать навыки культурного поведения и общения;
  • прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

  • Посещение кинотеатров, музеев
  • Конкурсы («Дружеский шарж», «Дети против наркотиков» и т.д.)

      Основным назначением  художественно - эстетической  деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

      Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

3.3. Оздоровительное направление. 

Цель: способствовать оздоровлению детей, научить детей  ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде,

Задачи:

  • Охрана и укрепление здоровья школьников
  • Совершенствование их физического развития
  • Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, природные условия. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе различной тематики;
  • минутки здоровья («Зеленая аптечка», «Правила личной гигиены», «Бывают ли привычки невредными», «Гигиена в доме»)
  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере)
  • организация здорового питания детей;
  • посещение бассейна

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

  • Праздник «Нептуна»
  • Спортивно-развлекательный праздник «Я - футболист»
  • Спортивно-развлекательное мероприятие «Ловкие, сильные, смелые»
  • Спортивная игра «Веселый турист»
  • Спортино - развлекательная игра «Комический футбол»

3.4. Образовательное направление. 

Цель: способствовать  систематизации и обобщению знаний по экологии, формировать у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Задачи: 

  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
  • раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;

 Основные формы работы: 

  • Интеллектуальные конкурсы
  • Экскурсии в музеи
  • Конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов
  • Беседы («Чемпионат Мира по футболу 2018», «Конфликты и пути их решения»)

4. Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

  • Инструктажи:

«Правила пожарной безопасности»

«Правила поведения детей при прогулках и походах»

«Правила при поездках в автотранспорте»

«Правила поведения на воде»

«Электробезопасность»

«Правила пользования интернетом»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

«Правила безопасности  при  терактах»

«По предупреждению кишечных заболеваний»

 «Если ты один дома»

«Безопасность в доме»

«Правила поведения с незнакомыми людьми»

Основные формы работы:

  • Минутки безопасности («Мы и дорога», «Как вести себя на воде», «Один дома»)
  • Беседы («Чем опасна дорога», «Я на улице нашел…»)
  • Викторины («Моя безопасность»)

5. Ожидаемые результаты реализации программы

  • укрепление здоровья детей;
  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
  • формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения в экстремальных ситуациях;
  • создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
  • пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;
  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
  • развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка; привитие навыков самообслуживания;
  • развитие чувства патриотизма;
  • воспитание уважение к родной природе.

Что ожидают дети?

Что ожидают взрослые?

Самовыражения

Сохранение и укрепление здоровья

Приключений

Воспитание чувства ответственности

Дружбы

Расширение кругозора и проявление творческих способностей

Новых знакомств

Яркий отдых

Открытие нового

Радость, эмоциональное удовлетворение

Высокую активность ребят

Проявление лидерских качеств

6. Механизм оценки полученных результатов  проходит по следующим направлениям:

  • Выявление мнения детей о качестве конкретного мероприятия, дела, о работе лагеря (беседа, анкетирование, шкала настроения, Ларец откровений).
  • Усвоение норм и правил здорового образа жизни, трансформация значительной их части в привычки ребят.
  • Наличие потребности в ведении здорового образа жизни
  • Физическое развитие и оздоровление детей через спортивно – игровую деятельность.
  • Приобретение новых знаний, умений и навыков в основных областях творческой деятельности (труд, спорт, учение, общение).
  • Формирование способностей детей эффективно общаться и работать в коллективе.
  • Отражение деятельности отрядов осуществляется через отрядные уголки, анкетирование, интервью, итоговые сборы отрядов.

7. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.Чёткое представление целей и постановка задач.

2.Конкретное планирование деятельности

3.Кадровое обеспечение программы (согласно штатному расписанию)

4.Методическое обеспечение программы (наличие  программы, плана-сетки работы лагеря, наличие методической литературы и прочей документации)

5.Педагогические условия.

6.Материально-техническое обеспечение.

7.1.Кадры:

  1. Руководитель лагерной смены-1
  2. Ответственный за питание- 1
  3. Медицинский работник – 1
  4. Инструктор по спорту-1
  5. Воспитатель-20
  6. Технический работник – 1

7.2. Перечень оборудования:

  1. Кабинеты – 10
  2. Медицинский кабинет
  3. Спортивный инвентарь (мячи футбольные, волейбольные, баскетбольные, резиновые, скакалки, обручи, бадминтон, дартс и т. д.)
  4. Стадион школы
  5. Аудио-видеоаппаратура
  6. Теннисный стол
  7. Хозяйственные товары
  8. Канцелярские товары

Список использованной литературы:

1. Загородный летний лагерь 1-11 класс/ сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородне, К.В. Цвиган. – М.: ВАКО, 2006. – 208 С.

2. Золотарева А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей» Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. -200с.

3. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях). – Изд. 2-е, испр. / сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009. -199 с.

4. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1-11 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с.

5. «Педагогический поиск» 50 сценариев классных часов, Изд-Москва, М,:Центр 2001.160 с.

6. Что делать с детьми в загородном лагере», ИМЦ «Вариант» Кострома1993г 204с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Родничок"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всег...

Презентация. Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей: «Я - Гражданин России!»

Обеспечить качественный отдых,  занятость детей; создать условия для развития личности ребенка в каникулярное время, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты ...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе гимназии

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ Домодедовской гимназии №5 содержит в себе главные аспекты организации отдыха школьников в период летних каникул на базе гимназии....

Воспитательная программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Радуга»

Воспитательная программа  летнего оздоровительного лагерядневного пребывания детей «Радуга» 2019 года...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Зелёный ДОМ» при МБОУ «Зеленогорская средняя общеобразовательная школа»

Данная программа позволит интересно организовать каникулярный отдых детей, укрепить здоровье, повысить интерес ребят к здоровому образу жизни....

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Радужное лето»

Цель программы: Создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию духовно-нравственных и патриотических качеств личности ребёнка и формирование толерантности в детском коллективе....