Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями/
консультация (4 класс)
способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями.
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог- родитель».
2. Дать представление о способах разрешения конфликтных ситуаций.
3. Научить педагогов практическим приёмам разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rabota_s_konfliktnymi_roditelyami.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями.
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями.
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог- родитель».
2. Дать представление о способах разрешения конфликтных ситуаций.
3. Научить педагогов практическим приёмам разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
(Перед началом выступления каждый участник выбирает себе животное, которое больше подходит ему по духу или больше нравится).
«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…
Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:
- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
- Да, я водицы испить хотел…
- Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!»
Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим.
Сегодня мы с Вами попробуем разобраться, что такое конфликт, а конкретно рассмотрим вопрос «Конфликты с родителями», как его избежать, а если уж не удается его избежать, то как выйти из конфликтной ситуации с наименьшими потерями для обеих конфликтующих сторон.
Из-за широкой информационной доступности каждый родитель знает порой больше нас, что и как должен делать учитель, но сами не обращают внимание на свои обязанности по воспитанию ребёнка. По признанию педагогов, в повседневной практике общения с родителями
часто возникают ситуации, из которых трудно, а порой и невозможно найти выход, не избежав конфликта
Но для начала, давайте с вами немного пофантазируем. У всех имеется листок и ручка?
Упражнение "Яблоко и червячок".
Ведущий.
Сядьте по - удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой отве
Примеры ответов.
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, они тоже вкусные!»
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликт–столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.
Как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
(Пробегитесь глазками по слайду)
1. Возникновение конфликта (появление противоречия)
2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.
3. Конфликтное поведение.
4. Исход конфликта.
Игровое упражнение «Приз».
Цель: внести оживление в работу группы, обсудить причины возникновения конфликтов.
Содержание. Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это маленькая игрушка). Требование к призу одно: он не
должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Учитель заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д).
Учитель включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д.
Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его.
Обсуждение. После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, учитель задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему?
Например: конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз и участником, сидящими рядом. Можно было бы обвинить ведущую в том, что она имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовала это в моменты включения и выключения музыки и т. д).
- Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов? (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д).
-Давайте, сейчас подумай какие конфликты могут возникнуть между учителем и родителями.
-Причины конфликтов между педагогом и родителями различны:
Со стороны родителей это:
• с ребенком мало занимаются .
• не создают должных условий для укрепления его здоровья;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
• плохо следят за ребенком
• ограничивают свободу ребенка;
• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает учителя.
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей.
У учителей тоже есть «свой список» претензий к родителям:
• могут отчитать на повышенных «тонах» при ребенке;
• приводят детей в школу совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания)
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;
• предъявляют необоснованные претензии ,придираются к мелочам.
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и пр.
- Очень часто поводом для конфликтов являются обиды и гнев. Один поэт в своем стихотворении очень точно описал человека, которым управляет гнев:
«Гнев отнимает разум у людей,
Во гневе добрый человек – злодей.
А тот, кто праведнее всех,
Во власти злобы совершает тяжкий грех»
Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное? Делятся на две команды.
Одна команда перечисляет деструктивные стороны конфликта, другая – конструктивные.
Деструктивные стороны конфликта:
• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
• Представление о победителях или побежденных как о врагах.
• Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Конструктивные стороны конфликта:
• Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
• Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
• Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие взаимоотношений.
• Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним «врагом».
Давайте подведем итоги:
Негативных последствия конфликта - это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, помогает прояснить отношения.
Самое главное, уметь правильно разрешать их.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Правила построения эффективного общения.
Ведущий.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд! Для того, чтобы расположить к себе благополучно собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов». Самое универсальное – это улыбка, имя собеседника, комплимент.
1. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Нам нужно увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышав при этом свое имя.
3. Лучший комплимент для родителей – похвала успехов их ребенка.
Любой конфликт разрешаем, но есть родители, которые не стремятся к сотрудничеству. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.
Теперь, когда мы с Вами уже знаем, как можно решить большинство конфликтных ситуаций, предлагаем Вам попробовать решить несколько проблемных ситуаций, с которыми в повседневной практике мы очень часто встречаемся.
Самая частая и, к счастью, не самая тяжелая причина конфликтов — это отметки. Некоторые родители очень болезненно реагируют на цифру, нарисованную в дневнике. Вообще-то страдания по этому поводу были оправданны, лишь, когда значение имел балл в аттестате. Другое дело, если вы считаете отметку показателем уровня знаний.
СИТУАЦИЯ
После уроков мама Оли заходит в класс.
Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.
Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?
Мать. Да?! Я не знала.
Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.
Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.
Учитель. О чем вы хотите поговорить?
Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница… Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: «Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!» Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике «4» и «3». Вот за что сегодня «3» по математике?
Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо ещё дома потренироваться.
Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам ещё дома доучивать приходится?
Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочёты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.
Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?
Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.
Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.
Учитель. Но я пока не могу посадить её ближе, Оля высокая девочка.
Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.
-Как бы вы поступили в данной ситуации?(мнения учителей)
Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
учитель родителям старается дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);
учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а затем с их родителями);
учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
учитель делится накопленным педагогическим опытом.
Учитель и родители должны быть союзниками и только в этом случае они будут «на стороне» ребенка. А вот родителю найти союзника в учителе, а учителю в родителе - совсем нелегко. Этому не учат ни педагогов, ни родителей.
Рекомендации:
На собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с ребенком, целесообразнее обсудить в индивидуальной беседе с родителем. Однако лучше для такой беседы выбрать специальное время, так как после собрания полноценного разговора может не получиться, какие-то нюансы останутся невыясненными.
Не стоит избегать конфликтов. Неразрешенный своевременный конфликт, так же как и вовремя не излеченная болезнь, через определенный период времени может дать серьезные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия, ставить правильный диагноз « болезни» и находить способы « выздоровления». Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному.
Желательно после уроков наедине побеседовать с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка.
Очень важно показать ребенку, что вы его замечаете. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.
Сейчас мы снова прибегнем к силе воображения, потому что воображение является наибольшей силой в плане изменения человека.
Упражнение «Музей обидных воспоминаний»
Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида- это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства — болезни. Попробуйте сейчас написать хотя бы одну строчку, что –то что для вас очень обидно на листок, внимательно посмотрите на эту обиду и скажите ей (обиде):
«Обида, ты прости меня, но я отправляю тебя в музей обидных воспоминаний. Ты остаешься в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощай!»
И порвите этот лист. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.
Подведение итогов . Экспресс диагностика «Устойчивость к конфликтам». В начале нашего выступления каждый из Вас выбрал себе животное наиболее подходящее по духу. Эти животные классифицируются по типам конфликтогенности личности. Например 1 тип – черепаха….
Тип I. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения
Тип II. «Акула» - силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
Тип III. «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели - нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе
стороны. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
Тип IV. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и
взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип V. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Упражнение «Солнышко». Психолог пускает по кругу лист с изображенным на нем солнышком с лучами, каждый участник должен написать на луче пожелание или отзыв о семинаре.
Используйте полученный опыт, рассматривая его через призму конкретной ситуации и собственного характера, работайте над собой и достигайте успеха
К сожалению, многие из учителей считают нормой «негативные высказывания». Учителям легче критиковать всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество светящихся глаз, людей, желающих выполнить любое ваше поручение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации (когда ссоритесь)?»
Тест "Поведение во время конфликта"...
Родительские собрания- одна из форм работы педагога с родителями
Выступление на МО классных руководителей....
Тренинг для родителей по разрешению конфликтных ситуаций в классе.
Тренинг для родителей по разрешению конфликтных ситуаций в классе расчинан на 1,5 часа и состоит из вступительной части педагогов и 3х творческих упражнений для разрешения конфликтных ситуа...
Готовность педагогов к применению игры как педагогического приема при решении конфликтных ситуаций во внеурочное время с детьми с ОВЗ
Значение игр для решения конфликтных ситуаций во внеурочное время с детьми с ОВЗ...
Совершенствование работы педагога с родителями ребенка-инвалида
Обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в условиях надомного обучения реализуетс...
Разрешение конфликтных ситуаций с родителями обучающихся
Как действовать учителю в условиях конфронтации с родителями и перевести общение в конструктивное русло....
Консультируем педагогов.Как избежать конфликтных ситуаций с учениками
Педагогу важно обладать знаниями в области профессиональной коммуникации. Рекомендации молодому специалисту....