Воспитательная программа
рабочая программа
Воспитательная программа для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018-2019_programma_razvitiya_moya_1_-_kopiya.docx | 77.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Волчихинская средняя школа №2»
Согласовано: Заместитель директора по УВР ____________ Пошелюжная Г.И. | Утверждаю: Директор МКОУ «Волчихинская СШ №2» __________ С.В. Цицилина Приказ № 369 от 30 августа 2019г. |
Воспитательная программа
«Шаг за шагом к совершенству»
(1-4 классы)
Составитель:
Классный руководитель
Рудель Наталья Мартыновна
2019
Коминтерн
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Актуальность программы
3.Цель и задачи программы
4. Принципы реализации программы
5. Условия и этапы реализации программы
6. Планируемые результаты
7. Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год
8. Работа с обучающимися
9.Работа с родителями
10. Тематическое планирование воспитательной работы (план-сетка)
11. Мониторинг воспитательной деятельности.
12. Список литературы
- Пояснительная записка
Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке,
держать бесконечность в ладонях
и вместить вечность в один час.
Уильям Блейк.
Воспитательная программа составлена с соблюдением конвенции о правах ребёнка, закона РФ «Об образовании», Концепции духовно- нравственного воспитания и развития, Основной образовательной программы начального общего образования, Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников, с учётом программы развития школы на 2016- 2020 учебный год, Устава школы, локальных актов.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования;
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., № 19993);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., № 19676).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.
Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:
- Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатиции).
- Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
- Способность вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
- Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.
- Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
- Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
- Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
- И самое главное - способность к общению.
Огромное значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе следующие коммуникативные способности:
- умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
- умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком- умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
- умение извлекать из общения максимум информации для себя.
Особая сфера проявления коммуникативных способностей педагога - это умение педагога применять поощрения и наказания с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, достижениям.
- Актуальность программы
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.
В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.
Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм. И все это - вместе с детьми!
Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.
- Цель: Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива.
Задачи:
1 класс:
Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:
- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;
- привлечь родителей к воспитательной работе.
2 класс:
Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
3 класс:
После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:
- совершенствовать познавательную активность учащихся;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;
- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
- формировать деятельностные умения учащихся;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
4 класс:
При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:
- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;
- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.
Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, дополнительном образовании, родители учащихся.
4. В основу программы положены следующие принципы воспитательной деятельности:
- принцип природосообразности (надо принимать ребёнка таким, каков он есть);
- принцип целостности (охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность);
- принцип сотрудничества (работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия);
- деятельностный подход (в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками);
- личностно – ориентированный подход (уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям).
Реализация Программы осуществляется:
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, вопросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, педсоветы, мастер-классы);
- через систему КТД и традиционных дел образовательного учреждения;
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями района (школы, музеи, библиотеки).
- Сроки и этапы реализации деятельности:
Программа рассчитана на 4 года обучения.
- 2017 – 2018г. – 1 класс
- 2018– 2019г. – 2 класс
- 2019 – 2020г. – 3 класс
- 2020 – 2021г. – 4 класс
Инновационные педагогические технологии, лежащие в основе воспитательной деятельности:
- Здоровьесберегающия технология направлена на сохранение и укрепление здоровья (игровые технологии оздоровительной и профилактической направленности, беседы с обучающимися и родителями медицинским работником и другое.)
- Технология воспитания экологической культуры направлена на создание условия подрастающего поколения к жизни в этом мире; развитие равновесия и гармонии в отношениях "человек-природа", ориентация обучающихся на бережное отношение к природе.
- Технология "Портфолио"дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.
- Проектная технология - одна из важнейших составляющих воспитательного процесса. Она способствует формированию исследовательских умений обучающихся, направлена на организацию их самостоятельной деятельности. Этот метод широко использую во внеурочной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
- Технология педагогического сотрудничества - совместная деятельность классного руководителя и учеников, ученика и учеников, классного руководителя и родителей (беседы, обсуждение проблемных вопросов, тесты, анкетирование, диагностика учащегося).
- Коллективное творческое дело предусматривает взаимосвязанную деятельность классного руководителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.
- Игровая технология является приоритетной с учётом возрастных особенностей детей, т.к. ещё не закончен адаптационный период и переходим постепенно от игровой деятельности к учебной.
Формы работы
- классные часы,
- беседы,
- презентации,
- конкурсы,
- викторины,
- игра-путешествие,
- учебная игра (ролевая),
- праздники,
- соревнования,
- выступления,
- выставки рисунков и поделок,
- экскурсия
- час общения
- урок творчества
- уроки здоровья
- конкурсы, КВН
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод
- коллективно – творческая деятельность
- Планируемые результаты
- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
- накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности;
- формирование у детей ответственности за свое здоровье;
- вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
- формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
7. Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год
Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание гражданско-патриотического направления, нравственности, здорового образа жизни и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, КТД, классные часы, беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.
Основным направлением воспитательной работы прошлого года было формирование детского коллектива . В классе сложилась традиция поздравлять детей с днем рождения, уважительно относиться к девочкам.
Как обычно был оформлен классный уголок с названием, девизом, различными рубриками «Наши обязанности», «График дежурства», «Это интересно», «Поздравляем!». Так же, как и в этом году, все ребята имели свои обязанности в классе. Все задания ребята выполняли ответственно, активно, стали переживать за свой класс, дети сплотились общими интересами и идеями. В коллективе положено начало самоуправлению - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Каждый из детей смог сам выбрать поручение себе по душе, если у ребёнка гас интерес к поручению, то давалась возможность сменить поручение. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Дети участвуют в планировании мероприятий, пытаются организовать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, творчество, организованность. Над этим предстоит работать в 4 классе.
В течение года класс принял участие во многих школьных мероприятиях. Таких как: концерт к дню пожилого человека, конкурсах рисунков и поделок, участие в различных мероприятиях по профилактике дорожного травматизма и др. Ибраева Ксения и Гринь Анжела заняли второе место в конкурсе песен на иностранном языке «Рождественская звезда» проводимом центром немецкой культуры. Также обе девочки участвовали в научной конференции района. Ксения получила сертификат участника, а Анжела заняла 3 место и участвовала в подобной конференции в Поспелихе.
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Навыки взаимоотношений между людьми, культура поведения в общественных местах формировались во время проведения классных часов и бесед: « Наш класс на перемене», « О мальчиках и девочках», « Умеем ли мы дружить», « Учимся уступать друг другу», правила поведения в общественных метах, «Я – зритель» . Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.
В течение года велась работа по формированию нравственных качеств . Ребята учились быть добрыми, милосердными, вежливыми, дружными, учились отличать плохие поступки от хороших во время бесед: «Что такое хорошо и что такое плохо?» - классный час.
Урок нравственности «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» во время часов общения « Цена минутки», Беседа «Дружба. Способы разрешения Конфликтных ситуаций», «Игра – практикум «Умение видеть хорошее» « Эгоисты. Кто они такие», во время занятий-практикумов « Кто опрятен, тот приятен», « Ласковые слова маме» и др.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление учащимися здоровья являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, снятия физической усталости. Были проведены мероприятия: урок здоровья «Гигиена домашних учебных занятий»., «Простудные заболевания. Их профилактика, роль закаливания» Игровая программа « Путешествие в страну витаминию». Игры на свежем воздухе «В здоровом теле - здоровый дух» и др. Важность данного направления требует продолжения в этом учебном году.
Воспитание школьников в духе уважения к традициям, истории родной земли, гражданско –патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитания подрастающего поколения. Все учащиеся принимали активное участие в месячнике гражданско-патриотического направления, участвовали в акции «Георгиевская ленточка», митинге к Дню Победы. Были проведены: беседа «Я – маленький гражданин России» знакомили учащихся с Конституцией. Во время недели правовых знаний прошли мероприятия: диспут «Наши права и обязанности», «Безопасная дорога детства» Конкурс рисунков инфо час, посвященный Всемирному дню ребенка «Большая забота о маленьких детях», Час общения «Жить в мире с собой и другими», Кл. час «Что такое совесть»
Сплочению коллектива послужило участие в Новогоднем утреннике.
В результате диагностики межличностных отношений были выявлены лидеры класса (Гринь Анжела и Ибраева Ксения) . Их ценят за ответственность, честность, любознательность и интеллектуальные способности. Дети подружились между собой. У них появились общие интересы и занятия. Ребята дружат не только в школе, но и за её пределами. Сложились добрые дружеские отношения между девочками и мальчиками. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Ученики прислушиваются к мнению своих одноклассников, им важно их мнение. К учёбе в школе относятся позитивно. Доброжелательно относятся к учителям, детям. Конфликты ещё в коллективе возникают, но быстро гасятся. Ребята не считают зазорным попросить прощение, если они неправы.
Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С сильными учениками проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят к будущим олимпиадам. Учащимся, которые слабо усваивают учебный материал, предлагались задания, соответствующие данной группе. Целью таких заданий является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня.
Работа с родителями проводилась с целью: привлечь родителей стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы: сотрудничество родителей и классного руководителя; ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей; взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.
Это предусматривает следующие направления деятельности:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях, педагогических лекториях. Следует отметить, что активность проявляют большинство родителей учащихся.
Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители.
В течение года было проведено 5 родительских собраний, консультации для родителей :
- Физиология младшего школьника
- Причины и последствия детской агрессии
- Как помочь своему ребёнку быть успешным
- Перелистывая страницы учебного года
В течение учебного года посещались семьи учащихся .
Родители активно участвовали в классных и школьных мероприятиях:
1.Поздравительная программа к дню матери.
2.Присутствовали на выступлениях своих детей.
3. Проведение Новогодней елки.
4. Помощь в подготовке конкурсов.
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы .
А также родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса. Самым активным и неравнодушным родителям вручены благодарственные письма.
Воспитательный план 2018-2019 учебного года полностью реализован.
- Работа с обучающимися.
Характеристика классного коллектива
В этом году в 3 классе на начало года обучается 5 учащихся: 2 мальчика и 3 девочки.
Все 5 учеников воспитываются в полной семье.
С родителями учащихся налажен контакт, ведется очень тесное сотрудничество по решению всех возникающих вопросов. Регулярно проводятся индивидуальные консультации. Тесно сотрудничаем с родительским комитетом.
Уровень учебных достижений различен, в силу индивидуальных способностей учащихся. Девочки класса учатся хорошо и отлично, имеют высокие учебные достижения, мальчики класса учатся средне, но стабильно. Самооценка детей адекватная.
Состав класса не изменился по сравнению с прошлым годом.
По группам здоровья дети распределились таким образом: 2 осн. – 4 человека и 1 ребенок с подготовительной группой (астма). В основном дети болеют редко, 2 ребенка – Лазаренко Ольга и Оплачко Михаил – болеют часто.
По уровню воспитанности дети вежливы, воспитаны. Друг с другом конфликтов практически не бывает.
Санитарно – гигиенические навыки привиты всем.
Все учащиеся занимаются во внеурочное время, каждый посещает по 4 занятия внеурочной деятельности в неделю.
Во всех классных и общешкольных мероприятиях участвуют все учащиеся, готовят мероприятия с удовольствием.
Часто в составе вокальной группы начальных классов принимаем участие в сельских мероприятиях, проводимых ДК.
Дети подвижные, на уроках активные, обладают средней работоспособностью, сообразительностью, поэтому свою работу я вижу в их сплоченности, привитии интереса к учебе, желании идти в школу.
Питаются в школьной столовой все обучающиеся. Весь учебный и воспитательный процесс я планирую с учетом возрастных особенностей детей. Поэтому вся моя работа направлена на воспитание чувства коллективизма, создание благоприятной атмосферы на уроках и во внеурочное время.
Социальный паспорт класса
Неполные семьи | Многодетные семьи | Малообеспеченные семьи | Дети, находящиеся под опекой | Дети-инвалиды с ОВЗ |
- | - | Гринь Анжела | - | - |
Чечелев Сергей | ||||
Оплачко Михаил | ||||
Ученическое самоуправление
Должность | Фамилия, имя уч-ся | Обязанности |
Командир | Гринь Анжела, | оказывают помощь учителю, выясняют причину отсутствующих, отвечает за состояние дисциплины на уроке, выполняют поручения учителя. |
Совет журналистов | Ибраева Ксения, Лазаренко Ольга, | отвечает за подборку новостей нашего класса, собирает материал и сортирует по темам и дате, в течение года оформляет портфолио класса, контролирует работу по ведению портфолио учеников нашего класса. |
Совет творцов | Гринь Анжела, Ибраева Ксения, Лазаренко Ольга | организует работу художественно-эстетического направления, принимает участие в оформлении стенгазет к внеклассным мероприятиям, в изготовлении поздравительных открыток |
Совет трудовичков | Оплачко Михаил, Чечелев Сергей | организует дежурство по школе, следит за порядком, пропагандирует проведение субботников и трудовых десантов, организует класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки, отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе. |
Советов цветоводов | Гринь Анжела, Ибраева Ксения, Лазаренко Ольга | своевременно поливает цветы, следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей, осуществляет опрыскивание, рыхление, удаление больных растений, организует пересадку цветов и смену грунта. |
Совет здоровячков | Чечелев Сергей, Ибраева Ксения | следит за выполнением правил гигиены учащимися, ведет пропаганду спортивных достижений и здорового образа жизни. |
Внеурочная занятость
№п п | ФИО уч-ся | Этика: азбука добра | Финансовая грамотность | Здоровейка | Вокальная студия | ДК |
1 | Гринь Анжела | + | + | + | + | + |
2 | Ибраева Ксения | + | + | + | + | + |
3 | Лазаренко Ольга | + | + | + | + | |
4 | Оплачко Михаил | + | + | + | + | + |
5 | Чечелев Сергей | + | + | + | + | + |
Питание обучающихся
№п.п | ФИ обучающихся | Одноразовое питание |
1 | Гринь Анжела | + |
2 | Ибраева Ксения | + |
3 | Лазаренко Ольга | + |
4 | Оплачко Михаил | + |
5 | Чечелев Сергей | + |
Направления внеурочной деятельности:
1. «Я-гражданин».
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.
Задачи: способствовать получению и расширению знаний учащихся о Росси и родном крае, развивать чувство патриотизма.
2. «Я и мои нравственные ценности».
Цель: обучение учащихся пониманию смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:формировать любознательность, интерес к коллективу.
3. «Я и моя социальная компетентность».
Цель: передача обучающимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного),
опыта поколений.
Задачи:создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.
4. «Я и труд».
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи: формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.
5. «Я и мир прекрасного».
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи: показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.
6. «Я и здоровье».
Цель: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: формировать понимание значимости здорового образа жизни; мотивировать на посещение кружков и секций.
Реализации воспитательной программы.
Я и труд | Я и мои нравственные ценности | Я и здоровье | Я и мир прекрасного | Я - гражданин | Я и моя социальная компетентность |
1 класс | |||||
Распределение обязанностей в классе Организация дежурства по классу Рейд «Живи книга» Генеральные уборки Уход за комнатными растениями Акция «Чистая улица» Классные часы «Мой дом - наведу порядок в нем» «Мои обязанности в семье» | 1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?»; 2. Праздник «Посвящение в ученики»; /1 класс/ 3. Акция «Забота» ко Дню пожилого человека; 4. Концертная программа, посвящённая Дню Учителя; 5. Проект «Мамочки моей родное сердце»; 6. Акция «Покормите птиц зимой»; 7. Заседание клуба «Семейные радости»; 8. Презентация творческих проектов «Моя родословная», «Семейные традиции»; 9. Конкурсная программа «А ну-ка, девочки!», концертная программа; 10. Игра-путешествие «В стране вежливости»; 11. Фольклорные праздники «Масленица», «В гостях у самовара», «Прилетели кулики из-за моря, принесли нам весну из неволи», «Дорого яичко ко Христову дню», «Я завью тебя, берёзка» . | 1. День Здоровья; Марафон Здоровья; 2. Фестиваль дворовых игр; 3. Зимние игрища; 4. Конкурс архитектурных форм из снега; 5. Осенний и весенний кросс; 6. Рейды «Чистота – залог здоровья»; 7. Беседа «Наш друг Мойдодыр»; 8. Спортивный праздник «Весёлые старты». Операция «Чистота»( проверка чистоты рук, лица, одежды). Беседа «Профилактика простудных заболеваний. Закаливание» | 1. Экскурсии в музеи, на выставки; 2. Конкурс чтецов; 3. Встречи с представителями творческих профессий; 4. Беседа «Умей видеть красивое в поступках»; 5. Выставки рисунков: «Осень, осень, в гости просим!», «Здравствуй, гостья-зима», «Весна в окно стучится»; Конкурс творческих композиций из разных материалов. | Беседа «Я и моё место в жизни» Беседа «Мои права и обязанности» Выставка рисунков «Моя малая Родина» Беседа «4ноября –День народного Единства» Беседа «Я и моя семья» Беседа- знакомство «Символы России - герб, флаг, гимн» Экскурсия в музей Урок мужества «Защитники, кто они?» Час общения «Жить в мире с собой и другими» Диалог «Любить Родину – значит быть ей полезным» Урок мужества «Этих дней не смолкнет слава» Урок мужества «Мы этой памяти верны» Участие в митинге, посвященном Дню Победы | Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний Праздник, посвящённый Дню учителя Праздник, посвящённый Дню матери Новогодний карнавал Праздник, посвящённый 8 марта Беседа с элементами викторины «Берегите Землю, берегите!» Праздник «Спасибо Азбуке» |
2 класс | |||||
Я и труд | Я и мои нравственные ценности | Я и здоровье | Я и мир прекрасного | Я - гражданин | Я и моя социальная компетентность |
| Тематическое занятие «Давайте учиться жить» От чего прибавляется счастье?» Классный час «Вежливость и невежество» Праздник бабушек и мам. Беседа «Дружба. Способы разрешения Конфликтных ситуаций» Выставка рисунков «День Победы» Весенняя неделя Добра. 18 мая - международный день музеев. | Беседы: - Друзья Вода и мыло. - Забота о глазах. - Как следует питаться. - Забота о коже. - Вредные привычки. - Правила перехода улиц и дорог. - Безопасное поведение на льду. - Правила безопасного поведения на воде. Операция «Чистота»( проверка чистоты рук, лица, одежды). Игры на свежем воздухе «В здоровом теле - здоровый дух» Туристический поход | Конкурс рисунков «Моя мама» Литературная игра – викторина «Эти чудесные сказки» Выставка рисунков «они сражались за Родину» Классный час «Музыка народов мира» Конкурс рисунков « Золотая осень» Изготовление книжек малюток «Мое любимое животное» Конкурс новогодних открыток. | Классный час - беседа «Я - гражданин» Классный час «Всемирный день прав ребенка» Классный час «Царство Закон, царство Беззаконие». 23февраля-День защитников Отечества. «Слава армии Российской» Классный час «Они сражались за Родину» | Праздничная линейка «Здравствуй школа! День знаний» Праздник «День учителя» Живая газета «Мир вокруг нас» Классный час «Мир общения» Путешествие – викторина «В мире природы» 12 апреля –День космонавтики. Космическое путешествие 9 мая-День Победы. Проведение Недели Добра Праздник последнего звонка Утренник, посвященный окончанию 2 класса «Вместе весело шагать» Изготовление открыток к Дню учителя, к Дню пожилого человека. |
3 класс | |||||
Я и труд | Я и мои нравственные ценности | Я и здоровье | Я и мир прекрасного | Я - гражданин | Я и моя социальная компетентность |
Распределение обязанностей в классе Беседа «Трудом красив и славен человек» Органиазация работы «Мастерской Деда Мороза» Трудовые десанты, субботники 2. Уход за комнатными растениями 3. Акция «Украсим класс к Новому году». «О трудолюбии» — час общения «Человек, поклонись хлебу» круглый стол Благоустройство территории школы. | Урок доброты «Кто такие добрые и злые люди» Акция «Творим добро» ко дню пожилого человека Конкурс «Супер-мама» Разговор - рассуждение «С детства дружбой дорожить учат в школе» Беседа «Книга – твой учитель и друг» «В царстве вежливости и доброты». Игра | Классный час «Как заботиться о здоровье». Беседа «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях Игра – игра путешествия «Откуда берутся грязнули» Беседы по безопасности в сети Интернет Классный час «Вредная еда - новая беда » Час общения «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» Конкурс рисунков «Спички детям не игрушка» Беседа о правилах поведения на водоёмах в зимний период Витаминотерапия Все на лыжи! | Выставка рисунков «Все профессии важны!» Участие в конкурсе рисунков «Золотая осень», поделок «Чудо природы» Конкурс рисунков «Милый сердцу уголок». Фотовыставка «Моя маленькая Родина!» Литературная игра «Путешествия в сказку» Выставка творческих работ «Это сделали мы сами» День театра | «Я- гражданин России». Классный час Беседа «Мои права и обязанности» Праздник урожая Беседа «Как справиться с упрямством» Классный час «Право имею» -познавательная игра Беседа «Что такое правонарушения и как их избежать» Беседа «День народного Единства» | Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний Час общения «Где тепло там и добро» Беседа «Я и моё место в жизни» Праздник, посвящённый Дню учителя Конкурс стихов, посвященных бабушкам и дедушкам. Единый классный час « Международный день толерантности», |
4 класс | |||||
Я и труд | Я и мои нравственные ценности | Я и здоровье | Я и мир прекрасного | Я - гражданин | Я и моя социальная компетентность |
Распределение обязанностей в классе Акция «Помоги природе» Проведение операций «Чистый двор», «Моей улице чистой быть!» Беседа «Покормите птиц зимой» Экспериментально-опытная работа по выращиванию рассады «Что такое энергосбережение» | Этические беседы: «Будь всегда вежливым» Кл. час Путешествие по «Городу Вежливости» Беседа "Ваши добрые поступки» Классный час «Как вести себя в обществе» Беседа «Правила поведения за столом» Кл. час «Что такое совесть» Беседа «Лень мешает мне учиться». Кл. час «Один за всех и все за одного» | «Безопасность на улице» Кл. час Кл. час Профилактика простудных заболеваний Кл. час «Основы здорового образа жизни» Минутки отдыха на уроках Беседа «Общие требования к водителям велосипедов» Кл. час «Основы здорового образа жизни» Классный час « Мой режим дня» Классный час ««Будь мудрецом – не кури» Беседа о пользе и необходимости закаливания. Игра «Большие прыгалки» | Выставка любимых книг. Конкурс рисунков « Люблю тебя мой край родной» Конкурс рисунков «Здравствуй, Дедушка Мороз» Экскурсия в зимний лес Природы неповторимая краса(конкурс рисунков) Конкурс рисунков «Моя любимая школа» | Классный час «Я в школе» (правила для обучающихся) « Учусь всё делать сам» Откровенный разговор «Хорошо ли мне в школе, и школе от меня» Практикум «Как поступить в данной ситуации: ты оказался в дурной компании». «День конституции Российской федерации» | Классный час «Учимся правильно жить и дружить» Беседа «С кого можно брать пример» Праздник « Прощай начальная школа» Праздник «День матери. Месячник защитников Отечества Празднование Дня Победы (конкурс стихов, выставка рисунков, встреча с ветеранами, митинг) |
9. Работа с родителями.
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель- ученик - родитель”
- Индивидуальные беседы по вопросам обучения и воспитания учащихся.
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
Виды деятельности :
- сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
- выработка совместных требований к ученику.
- организация обмена опытом воспитания между родителями
- Привлечение родителей для укрепления материально-технической базы класса:
а) утепление классного помещения,
б) приобретение рабочих тетрадей по предметам.
Общаясь с родителями, обращаю их внимание на роль родителей в развитии ребёнка. Традиционно приглашаем родителей на внеклассные мероприятия, где они сами становятся членами жюри и участниками различных мероприятий: «День матери», «8 марта – женский день», «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья»,
Состав родительского комитета:
- Чечелева Антонина Александровна
План работы родительского комитета 3 класса
Сентябрь | - Знакомство с планированием и задачами работы классного коллектива на новый учебный год. - Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся. - Занятость учащихся во внеурочное время, роль родителей в данном процессе. |
Октябрь | - Помощь учителю в организации классного родительского собрания. |
Ноябрь | - Посещение семей учащихся. - Индивидуальные консультации для родителей. - Подготовка к мероприятию, посвященному «Дню матери». |
Декабрь | - Подготовка сценария новогоднего праздника - Оформление подарков, сюрпризов для учащихся. - Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие. |
Январь | - Посещение учащихся на дому. - Индивидуальные консультации для родителей. |
Февраль | - Поздравление мальчиков, пап и дедушек с Днем защитника Отечества |
Март | - Помощь в проведении праздника для девочек «Мисс – начальная школа». - Индивидуальные консультации для родителей. - Помощь учителю в организации классного родительского собрания. |
Апрель | - Индивидуальные консультации для родителей. |
Май | - Подведение итогов результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся класса за год. - Организация летнего отдыха учащихся. - Индивидуальные консультации для родителей. - «Здравствуй, лето» - организация экскурсии. |
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого - педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | Родительские встречи, обмен опытом |
индивидуальные и тематические консультации | |
анкетирование | |
конференции | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса | |
родительское общественное патрулирование | |
шефская помощь | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
Основные формы взаимодействия семьи и школы по направлениям (модулям):
Модуль «Я и мои нравственные ценности»
- Организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов;
- организация субботников по благоустройству территории;
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в образовательном учреждении:
- на лучшую новогоднюю игрушку;
- благотворительная акция «Дети – детям»;
- акция «Самый уютный класс»;
- акция «В школе должно быть все прекрасно»;
- индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь);
Модуль «Я и труд»
- совместные проекты с родителями «Чистый двор», конкурс «Домик для птиц»;
- участие в коллективно-творческих делах по подготовке праздников
Модуль «Я и здоровье»
- родительские собрания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- беседы на тему:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
-укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
- консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
- совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья», тематические классные родительские собрания;
- совместные проекты с родителями « Как прекрасен этот мир»;
- привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время;
Модуль «Я и мир прекрасного»
- участие в коллективно-творческих делах;
- совместные проекты;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в образовательном учреждении;
- участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
1 класс | ||
I четверть | Ваш ребенок – первоклассник. Новые обязанности – первые трудности. | Учитель |
II четверть | Учи показом, а не рассказом. Роль родительского авторитета в воспитании. | учитель |
III четверть | Роль сказок, мультфильмов, детских передач в воспитании детей | учитель |
IV четверть | Перелистывая страницы учебного года | учитель |
2 класс | ||
I четверть | Физиология младшего школьника | учитель |
II четверть | Причины и последствия детской агрессии | учитель |
III четверть | Как помочь своему ребёнку быть успешным | учитель |
IV четверть | Перелистывая страницы учебного года | учитель |
3 класс | ||
I четверть | Психологические особенности младшего школьника. | учитель |
II четверть | Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем. | учитель |
III четверть | Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности. | учитель |
IV четверть | Перелистывая страницы учебного года | учитель |
4 класс | ||
I четверть | Особенности обучения в 4 классе. Эффективное общение – залог успеха. | учитель |
II четверть | Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка | учитель |
III четверть | Родительский дом – начало начал | учитель |
IV четверть | Перелистывая страницы учебного года | учитель |
10.Тематическое планирование воспитательной работы (план-сетка) 3 класс
Сентябрь
Направления | 2-8 | 9-15 | 16-22 | 23-30 |
Я-гражданин | Торжественная линейка «День знаний» Классные часы посвященные 90-летию В.М.Шукшина и 100-летию М.Т. Калашникова. | Оформление классных уголков, уголков по БДД 1-11 класс | ||
Я и мои нравственные ценности | Беседы учащихся о внутришкольном распорядке, правилах поведения в школе и на дорогах | Викторина «Законы сохранения доброты» | Стартовая диагностика уровня воспитанности | |
Я и здоровье | Проведение инструктажей с обучающимися | «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения» | ||
Я и моя социальная компетентность | конкурс рисунков «Нет террору» | |||
Я и труд | Организация классного самоуправления | Беседы: «Зачем нужно учиться в школе», «Школа – твой второй дом, береги его». | ||
Я и мир прекрасного | Экскурсия в природу «Как прекрасен этот мир». |
Октябрь
Направления | 1-6 | 7-13 | 14-20 | 21-27 | 28-30 |
Я-гражданин | |||||
Я и мои нравственные ценности | Беседы «Как научиться жить без драки» | Родительское собрание «Положительные и отрицательные привычки младших школьников: как родителям закрепить одни и бороться с другими привычками» | Инструктаж по технике безопасности во время каникул | ||
Я и здоровье | «Воспитание правильной осанки». | Мероприятие по ПДД «Азбука для пешехода» | |||
Я и моя социальная компетентность | Беседы «Каждому делу – кусочек сердца» | ||||
Я и труд | Акция «Чистый школьный двор» | ||||
Я и мир прекрасного | День Учителя. Концертная программа для учителей «С любовью и благодарностью!» |
Ноябрь
Направления | 1-3 | 4-10 | 11-17 | 18-24 | 25-30 |
Я-гражданин | Познавательный час «Человек мира» | Библиотечный урок «Жизнь замечательных людей. М.Т. Калашников». | |||
Я и мои нравственные ценности | Конкурс рисунков «Мамы разные важны»; | ||||
Я и здоровье | Час общения «Режим – это скучно или необходимо» | Этическая игровая программа «Путешествие в страну опрятности» | |||
Я и моя социальная компетентность | Классный час «Как мы выполняем домашние задания» | Участие в концерте ДК к дню Матери | |||
Я и труд | |||||
Я и мир прекрасного | Конкурс рисунков «Мамы разные важны»; 2-3 классы |
Декабрь
Направления | 2-8 | 9-15 | 16-22 | 19-29 | 30-31 |
Я-гражданин |
-День Неизвестного солдата | - Слайд –беседа «Символы моей Родины» | |||
Я и мои нравственные ценности | Классный час «Будем добрыми и не будем злыми» | Родительское собрание «Значение режима дня в воспитании детей.». | |||
Я и здоровье | |||||
Я и моя социальная компетентность | |||||
Я и труд | Акция: «Покормите птиц зимой» | Оформление классов и спортзала к Новому году | |||
Я и мир прекрасного | Новогодние праздничные мероприятия. |
Январь
Направления | 1-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-31 |
Я-гражданин | Рождественские встречи | Час рассуждений «Что означает моё имя» | |||
Я и мои нравственные ценности | Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?» | ||||
Я и здоровье | Урок здоровья: «Что такое здоровье?» | Беседа «Овощи – кладовая витаминов» | |||
Я и моя социальная компетентность | Викторина – игра «Мои любимые уроки» | ||||
Я и труд | Трудовой новогодний десант по уборке спортзала и классных комнат | ||||
Я и мир прекрасного | Классный час «Цени прекрасные мгновенья» |
Февраль
Направления | 1-2 | 3-9 | 10-16 | 17-23 | 24-28 |
Я-гражданин | -Классные часы «Сыны Отечества. Защитники земли русской» | ||||
Я и мои нравственные ценности | Поздравление пап и дедушек с Днем защитника Отечества «Моя семья – мое богатство» | ||||
Я и здоровье | Уроки здоровья «Чистота – как элемент эстетической культуры человека» (правила личной гигиены) | ||||
Я и моя социальная компетентность | |||||
Я и труд | |||||
Я и мир прекрасного | Чтение художественной литературы: 1-7 классы С.Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран» | Работа в кружках и спортивных секциях, клубах и других учреждениях дополнительного образования. |
Март
Направления | 1 | 2-8 | 9-15 | 16-22 | 23-29 | 30-31 |
Я-гражданин | Выставка и обзор книг «Они сражались за Родину» | Классный час «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь» | ||||
Я и мои нравственные ценности | Классный час «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования) | Родительское собрание класс «Семья как первичная воспитательная среда. Воспитательный потенциал современной семьи.». | ||||
Я и здоровье | «Профилактика травматизма в школе. Первая помощь при травмах» | |||||
Я и моя социальная компетентность | Инструктажи по технике безопасности «Поведение около водоемов в весенний период» | |||||
Я и труд | ||||||
Я и мир прекрасного | Мероприятия в классах . Изготовление открыток | Праздничный концерт, посвященный 8 марта. |
Апрель
Направления | 1-5 | 6-12 | 13-19 | 20-26 | 27-30 |
Я-гражданин | Кл.часы ко Дню Космонавтики «Путешествие в космос» | Конкурс плакатов и рисунков «Пусть не будет войны никогда!» | |||
Я и мои нравственные ценности | Урок нравственности: ««Давайте жить дружно»» | ||||
Я и здоровье | Классный час «Наши друзья–дорожные знаки » | ||||
Я и моя социальная компетентность | Ситуативная – игровая программа «Поведение на улице» | ||||
Я и труд | Классный час «Как я умею преодолевать трудности» | ||||
Я и мир прекрасного | Инсценированный классный час «В гостях у царевны Эстетики» |
Май
Направления | 1-3 | 4-10 | 11-17 | 18-24 | 25-31 |
Я-гражданин | Участие в акции «Бессмертный полк» | ||||
Я и мои нравственные ценности | Конкурсная программа «Папа. Мама, я – читающая семья» | Родительское собрание: «О безопасности собственной жизнедеятельности школьников в летний период. Культура поведения детей.» | |||
Я и здоровье | «Значение закаливания организма в весенне-летний период» | ||||
Я и моя социальная компетентность | Ролевая игра «Как правильно общаться» | ||||
Я и труд | Ремонт классных комнат | Торжественная линейка посвященная последнему звонку. | |||
Я и мир прекрасного | «Путешествие в мир мудрых мыслей» |
12. Список литературы:
- К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000
- Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
- Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
- Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.
- 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005. - Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева,
К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
11 .Мониторинг воспитательной деятельности.
С помощью начальной диагностики я обобщаю демографические данные учеников, составляю социальный паспорт класса, выявляю познавательные способности и личностные качества. Для этого использую следующие виды диагностики:
- индивидуальные беседы с учащимися;
- анкетирование родителей на первом родительском собрании;
- посещение некоторых семей на дому;
- изучение уровня воспитанности учащихся;
- изучение уровня школьной тревожности.
Подобная диагностика позволяет мне выяснить социальную обстановку в классе, уровень воспитанности и тревожности. Данные выводы помогают мне составить план воспитательной работы.
Диагностика развития проводится по следующим методикам:
-Изучение уровня воспитанности по методике Капустина Н.П. ( 1 вариант 1-2 класс, 2 вариант 3-4 класс)
Модель выпускника начальной школы
Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Личностные качества (черты характера):
- сознательная дисциплинированность;
- умение дружить;
- порядочность
- честность, правдивость
Отношение к окружающим:
- уважение, гуманность
- забота о других; милосердие
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- толерантность, уступчивость;
Интеллектуальное развитие
- информационный кругозор
- потребность применять знания на практике
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность
- старательность
- осознанность
Человек - творец самого себя:
- "любящий себя" - значит уважающий себя и других;
- стремление к саморазвитию.
Культура поведения:
- умение жить вместе с другими;
- культура речи.
Здоровый образ жизни:
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- любовь и интерес к спорту
- отсутствие вредных привычек
Отношение к природе:
- готовность охранять и защищать природу; бережное отношение к окружающей среде.
11.Критерии оценивания
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса
Критерии | Показатели | Методики |
1. Интеллектуальное развитие | 1. Освоенность образовательной программы 2. Развитость познавательных процессов 3. Способность к проведению научного поиска | 1. Анализ текущей и итоговой успеваемости 2. Уровень учебной мотивации (методика Лускановой Н. Г. |
2. Нравственное развитие | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности 2. Социальная активность учащихся | 1. Оценка уровня воспитанности (методика Капустина И. И.) 2. Педагогическое наблюдение |
3. Коммуникативное развитие | 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся | 1. «Я в глазах других» (анализ «Индивидуальной карты развития ребенка) 2. Педагогическое наблюдение |
4. Развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению 2. Стремление к творчеству | 1. Анкета для родителей «Способности вашего ребенка» 2. Педагогическое наблюдение |
5.Сформированность классного коллектива | 1. Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе | 1. Социометрия |
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося его отношение ко всем сторонам жизнедеятельности в классе 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей | 1. Тест «Хорошо ли ребенку в школе?» 2. Изучение удовлетворенности школьной жизнью (методика Андреева А. А.) |
Приложение 1
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности
учащихся 1 – 2 классов (методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
| |||
2. ТРУДОЛЮБИЕ:
| |||
3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
| |||
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:
| |||
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
| |||
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
|
Оценивание проводится в 5-балльной системе:
5 — это есть всегда
4 – часто
3- редко
2 - никогда
1 - у меня другая позиция
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности
учащихся 3 – 4 классов (методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
| |||
2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
| |||
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
| |||
4. Я И ШКОЛА:
| |||
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
|
Оценивание проводится по 5-балльной системе:
5 - это есть всегда
4 - часто
3-редко
2 — никогда
1 - у меня другая позиция
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл: 5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности (1-2 классы)уч-ся 2 класса
№ | Фамилия имя | Любо-зна-тель-ность | Трудо- любие | Бережное отноше- ние к при- роде | Моё от- ношение к школе | Краси- вое в моей жизни | Как я отношусь к себе | Средний балл | Уровень воспитанности |
1 | Гринь Анжела | 5 | 4,8 | 5 | 4,8 | 4,9 | 4,8 | 4,9 | высокий |
2 | Ибраева Ксения | 5 | 4,8 | 5 | 4,8 | 5 | 5 | 4,9 | высокий |
3 | Лазаренко Ольга | 4,1 | 4,5 | 4 | 3,7 | 3,9 | 4,7 | 4,15 | хороший |
4 | Оплачко Михаил | 4,1 | 3,8 | 3,4 | 4,2 | 4 | 3,7 | 3,9 | средний |
5 | Чечелев Сергей | 4,2 | 3,7 | 4 | 4 | 4,4 | 4 | 4,05 | хороший |
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности (3-4 классы)учащихся 4 класса
№ | Фамилия, имя | Любознательность | Прилежание | Отношение к природе | Я и школа | Прекрасное в моей жизни | Средний балл | Уровень воспитанности |
1 | Никитин Денис | 4.1 | 4.1 | 4.5 | 3.9 | 4.1 | 4.14 | хороший |
2 | Салина Карина | 3,6 | 3,1 | 3,25 | 3,6 | 3.2 | 3.35 | средний |
3 | Цвингер Владимир | 3,8 | 3,6 | 3,5 | 3,6 | 3,5 | 3,6 | средний |
4 | Чечелев Евгений | 4,6 | 3,5 | 4,4 | 3,6 | 4,1 | 4,02 | хороший |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"
В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
воспитательная программа для младших школьников
программа " Мы растем"...
Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...
Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"
laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...