Россия - Родина моя 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Батрак Елена Николаевна

Программа кружка по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_-_rodina_moya_2b_klass.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 218

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Принято

на заседании Педагогического Совета

Протокол №1 от 29.08.2019

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ №218

                        Е. А. Белова

Приказ № 224/1 от 29.08.2019

Программа

внеурочной деятельности

кружка  «Россия – Родина моя»

Направление программы: духовно-нравственное

Возраст детей 8 -9 лет        

Срок реализации – 2019-2020 учебный год

                                            Автор:

                                      Батрак Е. Н.

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.


Задачи:
- овладеть учащимся знаниями о населенном пункте, в котором проживают;
- формировать сознание школьников на основе культурно- исторических, духовных ценностей;
- формировать у обучающихся активную жизненную позицию;
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- изучать историю и культуру отечества и родного края;
-воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение к традициям, культуре и истории своего и других народов;
- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе.
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Сроки реализации программы.

Данная программа реализуется в течение 1года  во внеурочной деятельности. Возраст детей- 8-9 лет.

Формы организации занятий

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе).
Обучающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.

Организации работы по программе в основном – коллективная, индивидуальная формы работы. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Используются теоретические и практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная).

Для реализации программы предлагаются следующие
методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод - просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения;
• экскурсий по селу, городу, посёлку, целевые прогулки;
Словесный метод - чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• работа над загадками;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод-  проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей.

Режим занятий

На основании плана внеурочной деятельности программа рассчитана на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю.  С целью организации воспитательного процесса возможно проведение занятий в каникулярное время.

Для 4-х классов: продолжительность занятий– 40 минут

Планируемые результаты реализации программы

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.

Личностные включают в себя:

- развитие интереса;

- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);

- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;

- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;

- формирование желаний выполнять действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.

Метапредметные включают в себя:

регулятивные

- введение правил;

- разный вид деятельности;

- раучивание игр.

Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.

познавательные

- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;

- формирование знаний о современных профессиях;

- формирование знаний об истории города, поселка.

Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музеи города, школы, к памятникам города, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.

коммуникативные

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

- формирование умения слушать и вступать в диалог;

- формирование умения в постановке вопросов;

- умение строить устный рассказ;

- формирование умений работать в парах, малых группах.

Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни города, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, социальная помощь, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первона­чальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанно­сти; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных приме­рах);
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, круп­ных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; на­ходить на исторической и современной картах России места ис­торических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Результаты внеурочной деятельности учащихся

Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности
воспитательных результатов первого уровня – обеспечивается формой социальной пробы (инициативное участие ребёнка в социальной акции, организованной взрослыми).

Приобретение школьниками социальных знаний, знаний об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действия; знания основных понятий, термины; понимание ценности человеческой жизни, справедливости; умение находить взаимосвязь между человеком и обществом; умение применять полученные знания на практике.

Достигается во взаимодействии с педагогом.

Результативность изучения программы

№ п/п

Название

Форма подведения итогов

Сроки

1

Осень в родном городе.

коллаж

сентябрь

2

День матери в России

конкурс рисунков

ноябрь

3

О чём шепчут названия городов нашей страны

викторина

март

4

«Я – пешеход и пассажир»

игра - экскурсия

май


Учебно-тематический  план




Раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

“Я и моя безопасность”

6

4

10

2

“Я и семья”

2

2

4

3

“Я и культура”

3

2

5

4

“Я и школа”

2

1

3

5

“Я и мое Отечество”

5

4

9

6

“Я и природа”

2

1

3

Итого:

20

14

34


Содержание программы

№ п/п

Название раздела.

Содержание занятий

Виды деятельности учащихся

1.

«Я и моя безопасность”

Формирование гражданского отношения к себе, чувства ответственности за свое поведение. Перед самим собой, близкими, обществом. Формирование нравственных ориентиров, моральных принципов.

Игры  на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?».

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. «Моё хобби», «Что такое личность?

Составление памяток безопасного поведения дома, в интернете, в лифте, на улице, в школе, в местах массового скопления людей, при ЧС и т.д.

Диспуты, круглые столы.

2.

“Я и семья”

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Беседы: «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники»,

3.

“Я и культура”

Формирование  отношения к искусству

Экскурсии  в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми.

4.

“Я и школа”

Формирование  гражданского отношения к школе

Праздник  первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница»,

5.

“Я и мое Отечество”

формирование гражданского отношения к Отечеств

Беседы  о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.

6.

“Я и природа”

Формирование  гражданского отношения к планете Земля.

Конкурс  рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу: «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», мастерская кормушек..

Календарно-тематическое планирование.
2 класс «Россия – моя Родина» - 34ч

№ п/п

Название темы занятия

Содержание занятий

            Виды

деятельности учащихся

Дата

1.

Тематический урок  «Дети блокадного города»

Знакомство  с историей нашего города

Беседа, презентация

« Я и мое Отечество»

06.09

2.

Почему дети попадают в дорожные аварии

Правила дорожного движения Ознакомление с причинами ДДТТ

Беседа

«Я и моя безопасность»

13.09

3.

 Символы родного края (герб, гимн, флаг).

 Знакомство с символами родной стран (герб, гимн, флаг).

 Беседа, презентация

 « Я и мое Отечество»

20.09

4.

Осень в родном городе.

Подготовка к празднику «Осенины»

Беседа, презентация, создание осенних коллажей

«Я и природа»

27.09

5.

Наши бабушки и дедушки»

День пожилого человека в школе и в стране.

Участие в конкурсе рисунка

« Я и семья»

04.10

6.

История появления автомобиля и Правил дорожного движения

 Правила дорожного движения.

Беседа

«Я и моя безопасность»

11.10

7.

«Экология и энергосбережение

Энергия. Способы получения энергии.

Энергоресурсы.

Беседа «Для чего получать энергию?»

Презентация.

«Я и природа»

18.10

8.

День интернета

Безопасное поведение в сети Интернет

Проблемно- ценностное общение.

Беседа, презентация

«Я и моя безопасность»

25.10

9.

Подумай о других.

Традиции в семье.

Правила поведения в семье

« Я и  семья»

08.11

10.

День Народного единства.

Знакомство с историей праздника

Беседа, презентация

 « Я и моё Отечество»

15.11

11.

Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС.

Правила дорожного движения

Беседа

«Я и моя безопасность»

22.11

12.

День матери в России

День Матери в семье и в стране

Участие в конкурсе рисунка

«Я и моя семья»

29.11

13.

 Богатыри земли русской.

Страницы истории.

Знакомство с жизнью  замечательных людей.

Социально- значимая деятельность.

Беседы, презентации.

«Я и мое Отечество»

06.12

14.

День Конституции Российской Федерации.

Знакомство с основным законом Российской Федерации

Беседа, презентация

«Я и моё Отечество»

13.12

15.

Традиции Новогоднего праздника.

Подготовка к празднику

Беседа Участие в празднике

«Я и школа»

20.12

16.

Новое о светофоре

Правила дорожного движения

 Беседа 

«Я и моя безопасность»

27.12

17.

Люблю тебя, моя Россия!

Музыкальный час

 Слушание и разучивание песен о родной стране.

«Я и мое Отечество»

17.01

18.

Они защищали тебя, Ленинград.

День памяти

Беседа, презентация

«Я и мое Отечество»

24.01

19.

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

Правила дорожного движения

Беседа, презентация

«Я и моя безопасность»

31.01

20.

Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках

Правила дорожного движения

Проблемно- ценностное общение.

Беседа, презентация

«Я и моя безопасность»

07.02

21.

Международный день родного языка

Санкт- Петербург - культурная столица России.

Викторина «Мой родной язык»

«Я и культура»

14.02

22

День Защитника Отечества.

 История праздника

Беседа, презентация «Я и мое Отечество»

21.02

23.

Правила перехода перекрёстка

Правила на дорогах

Фильм «Уроки осторожности »

« Я и моя безопасность»

28.02

24.

Международный женский день

Конкурс «А ну-ка девочки»

Участие в конкурсе.

Выставка рисунков « Весна», «Весенний букет», « Мама».

«Я и культура»

06.03

25.

Что значит быть здоровым.

Забота о своём здоровье

Загадки «Знаешь ли ты свой оргаизм?

«Я и природа»

13.03

26.

О чём шепчут названия городов нашей страны

Знакомство с происхождением названий российиских городов

Викторина «Путешествие по городам»

«Я и культура»

20.03

27.

По каким правилам мы живем в школе?

Правила поведения в школе

Презентация, игра

«Я и школа»

27.03

28.

Мы - пассажиры

Повторение правил дорожного движения.

Беседа, презентация

«Я и моя безопасность»

03.04

29.

 Космос – это мы!

Достижения России в космонавтике.

Загадки «Знаешь ли ты космические объекты?

«Я и мое Отечество»

10.04

30.

Я люблю свою школу.

Моя школа- мой второй дом

Конкурс сочинений и рисунков

«Я и школа»

17.04

31.

Народные промыслы России

Знакомство с мастерами родного края

Беседа, презентация

«Я и культура»

24.04

32.

Я – пешеход и пассажир.

Правила пешехода

Игра –экскурсия

«Я и моя безопасность»

08.05

33.

Поклонимся великим тем годам!

История праздника День Победы 9 мая

Участие в акции «Гвоздика ветерану»

Рассказы о героях своей семьи

«Я и семья»

15.05

34.

Мой любимый город.

Знакомство  с историей нашего города

Беседа, презентация, конкурс рисунков, чтение стихов о городе

«Я и культура»

22.05



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - 17. -  9 - 13с.   
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - 1. – 147с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Мастер - класс "Россия- Родина моя". Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Урок обобщения по теме "Имя существительное", 4-5 классы. Используется комплект учебников "Я - гражданин России" №3  Я. В. Соколова...

Кл.час в 1-4 классе "Россия- Родина моя"

Цель мероприятия: образовательная: - Расширить знания о символах государства; - Расширение исторических знаний и представлений обучающихся; развивающая: - Развитие умений анализировать, с...

Классный час "Россия -Родина моя" 2 класс

Это разработка классного часа для 2 класса по теме: "Россия - Родина моя"....

Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".

Класс: 3    Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...