Россия - Родина моя 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Программа кружка по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_-_rodina_moya_2b_klass.docx | 41.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 218
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Принято на заседании Педагогического Совета Протокол №1 от 29.08.2019 | Утверждаю Директор ГБОУ СОШ №218 Е. А. Белова Приказ № 224/1 от 29.08.2019 |
Программа
внеурочной деятельности
кружка «Россия – Родина моя»
Направление программы: духовно-нравственное
Возраст детей 8 -9 лет
Срок реализации – 2019-2020 учебный год
Автор:
Батрак Е. Н.
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- овладеть учащимся знаниями о населенном пункте, в котором проживают;
- формировать сознание школьников на основе культурно- исторических, духовных ценностей;
- формировать у обучающихся активную жизненную позицию;
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- изучать историю и культуру отечества и родного края;
-воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение к традициям, культуре и истории своего и других народов;
- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе.
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Сроки реализации программы.
Данная программа реализуется в течение 1года во внеурочной деятельности. Возраст детей- 8-9 лет.
Формы организации занятий
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе).
Обучающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Организации работы по программе в основном – коллективная, индивидуальная формы работы. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Используются теоретические и практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная).
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод - просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения;
• экскурсий по селу, городу, посёлку, целевые прогулки;
Словесный метод - чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• работа над загадками;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод- проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей.
Режим занятий
На основании плана внеурочной деятельности программа рассчитана на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю. С целью организации воспитательного процесса возможно проведение занятий в каникулярное время.
Для 4-х классов: продолжительность занятий– 40 минут
Планируемые результаты реализации программы
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.
Личностные включают в себя:
- развитие интереса;
- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);
- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;
- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;
- формирование желаний выполнять действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.
Метапредметные включают в себя:
регулятивные
- введение правил;
- разный вид деятельности;
- раучивание игр.
Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.
познавательные
- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
- формирование знаний о современных профессиях;
- формирование знаний об истории города, поселка.
Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музеи города, школы, к памятникам города, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.
коммуникативные
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
- формирование умения в постановке вопросов;
- умение строить устный рассказ;
- формирование умений работать в парах, малых группах.
Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни города, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, социальная помощь, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах);
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Результаты внеурочной деятельности учащихся
Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня – обеспечивается формой социальной пробы (инициативное участие ребёнка в социальной акции, организованной взрослыми).
Приобретение школьниками социальных знаний, знаний об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действия; знания основных понятий, термины; понимание ценности человеческой жизни, справедливости; умение находить взаимосвязь между человеком и обществом; умение применять полученные знания на практике.
Достигается во взаимодействии с педагогом.
Результативность изучения программы
№ п/п | Название | Форма подведения итогов | Сроки |
1 | Осень в родном городе. | коллаж | сентябрь |
2 | День матери в России | конкурс рисунков | ноябрь |
3 | О чём шепчут названия городов нашей страны | викторина | март |
4 | «Я – пешеход и пассажир» | игра - экскурсия | май |
Учебно-тематический план
|
| Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | “Я и моя безопасность” | 6 | 4 | 10 |
2 | “Я и семья” | 2 | 2 | 4 |
3 | “Я и культура” | 3 | 2 | 5 |
4 | “Я и школа” | 2 | 1 | 3 |
5 | “Я и мое Отечество” | 5 | 4 | 9 |
6 | “Я и природа” | 2 | 1 | 3 |
Итого: | 20 | 14 | 34 |
Содержание программы
№ п/п | Название раздела. | Содержание занятий | Виды деятельности учащихся |
1. | «Я и моя безопасность” | Формирование гражданского отношения к себе, чувства ответственности за свое поведение. Перед самим собой, близкими, обществом. Формирование нравственных ориентиров, моральных принципов. | Игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?». Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. «Моё хобби», «Что такое личность? Составление памяток безопасного поведения дома, в интернете, в лифте, на улице, в школе, в местах массового скопления людей, при ЧС и т.д. Диспуты, круглые столы. |
2. | “Я и семья” | Формирование гражданского отношения к своей семье. | Беседы: «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», |
3. | “Я и культура” | Формирование отношения к искусству | Экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми. |
4. | “Я и школа” | Формирование гражданского отношения к школе | Праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», |
5. | “Я и мое Отечество” | формирование гражданского отношения к Отечеств | Беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн. |
6. | “Я и природа” | Формирование гражданского отношения к планете Земля. | Конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу: «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», мастерская кормушек.. |
Календарно-тематическое планирование.
2 класс «Россия – моя Родина» - 34ч
№ п/п | Название темы занятия | Содержание занятий | Виды деятельности учащихся | Дата |
1. | Тематический урок «Дети блокадного города» | Знакомство с историей нашего города | Беседа, презентация « Я и мое Отечество» | 06.09 |
2. | Почему дети попадают в дорожные аварии | Правила дорожного движения Ознакомление с причинами ДДТТ | Беседа «Я и моя безопасность» | 13.09 |
3. | Символы родного края (герб, гимн, флаг). | Знакомство с символами родной стран (герб, гимн, флаг). | Беседа, презентация « Я и мое Отечество» | 20.09 |
4. | Осень в родном городе. | Подготовка к празднику «Осенины» | Беседа, презентация, создание осенних коллажей «Я и природа» | 27.09 |
5. | Наши бабушки и дедушки» | День пожилого человека в школе и в стране. | Участие в конкурсе рисунка « Я и семья» | 04.10 |
6. | История появления автомобиля и Правил дорожного движения | Правила дорожного движения. | Беседа «Я и моя безопасность» | 11.10 |
7. | «Экология и энергосбережение | Энергия. Способы получения энергии. Энергоресурсы. | Беседа «Для чего получать энергию?» Презентация. «Я и природа» | 18.10 |
8. | День интернета | Безопасное поведение в сети Интернет | Проблемно- ценностное общение. Беседа, презентация «Я и моя безопасность» | 25.10 |
9. | Подумай о других. | Традиции в семье. | Правила поведения в семье « Я и семья» | 08.11 |
10. | День Народного единства. | Знакомство с историей праздника | Беседа, презентация « Я и моё Отечество» | 15.11 |
11. | Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС. | Правила дорожного движения | Беседа «Я и моя безопасность» | 22.11 |
12. | День матери в России | День Матери в семье и в стране | Участие в конкурсе рисунка «Я и моя семья» | 29.11 |
13. | Богатыри земли русской. | Страницы истории. | Знакомство с жизнью замечательных людей. Социально- значимая деятельность. Беседы, презентации. «Я и мое Отечество» | 06.12 |
14. | День Конституции Российской Федерации. | Знакомство с основным законом Российской Федерации | Беседа, презентация «Я и моё Отечество» | 13.12 |
15. | Традиции Новогоднего праздника. | Подготовка к празднику | Беседа Участие в празднике «Я и школа» | 20.12 |
16. | Новое о светофоре | Правила дорожного движения | Беседа «Я и моя безопасность» | 27.12 |
17. | Люблю тебя, моя Россия! | Музыкальный час | Слушание и разучивание песен о родной стране. «Я и мое Отечество» | 17.01 |
18. | Они защищали тебя, Ленинград. | День памяти | Беседа, презентация «Я и мое Отечество» | 24.01 |
19. | Правила безопасного перехода улиц и дорог. | Правила дорожного движения | Беседа, презентация «Я и моя безопасность» | 31.01 |
20. | Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках | Правила дорожного движения | Проблемно- ценностное общение. Беседа, презентация «Я и моя безопасность» | 07.02 |
21. | Международный день родного языка | Санкт- Петербург - культурная столица России. | Викторина «Мой родной язык» «Я и культура» | 14.02 |
22 | День Защитника Отечества. | История праздника | Беседа, презентация «Я и мое Отечество» | 21.02 |
23. | Правила перехода перекрёстка | Правила на дорогах | Фильм «Уроки осторожности » « Я и моя безопасность» | 28.02 |
24. | Международный женский день | Конкурс «А ну-ка девочки» | Участие в конкурсе. Выставка рисунков « Весна», «Весенний букет», « Мама». «Я и культура» | 06.03 |
25. | Что значит быть здоровым. | Забота о своём здоровье | Загадки «Знаешь ли ты свой оргаизм? «Я и природа» | 13.03 |
26. | О чём шепчут названия городов нашей страны | Знакомство с происхождением названий российиских городов | Викторина «Путешествие по городам» «Я и культура» | 20.03 |
27. | По каким правилам мы живем в школе? | Правила поведения в школе | Презентация, игра «Я и школа» | 27.03 |
28. | Мы - пассажиры | Повторение правил дорожного движения. | Беседа, презентация «Я и моя безопасность» | 03.04 |
29. | Космос – это мы! | Достижения России в космонавтике. | Загадки «Знаешь ли ты космические объекты? «Я и мое Отечество» | 10.04 |
30. | Я люблю свою школу. | Моя школа- мой второй дом | Конкурс сочинений и рисунков «Я и школа» | 17.04 |
31. | Народные промыслы России | Знакомство с мастерами родного края | Беседа, презентация «Я и культура» | 24.04 |
32. | Я – пешеход и пассажир. | Правила пешехода | Игра –экскурсия «Я и моя безопасность» | 08.05 |
33. | Поклонимся великим тем годам! | История праздника День Победы 9 мая | Участие в акции «Гвоздика ветерану» Рассказы о героях своей семьи «Я и семья» | 15.05 |
34. | Мой любимый город. | Знакомство с историей нашего города | Беседа, презентация, конкурс рисунков, чтение стихов о городе «Я и культура» | 22.05 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Мастер - класс "Россия- Родина моя". Обобщающий урок по теме "Имя существительное"
Урок обобщения по теме "Имя существительное", 4-5 классы. Используется комплект учебников "Я - гражданин России" №3 Я. В. Соколова...
Кл.час в 1-4 классе "Россия- Родина моя"
Цель мероприятия: образовательная: - Расширить знания о символах государства; - Расширение исторических знаний и представлений обучающихся; развивающая: - Развитие умений анализировать, с...
Классный час "Россия -Родина моя" 2 класс
Это разработка классного часа для 2 класса по теме: "Россия - Родина моя"....
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...