Программа внеурочной деятельности "Истоки" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №19»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ «ИСТОКИ»»
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
Разработчик программы
учитель начальных классов,
Кильченбаева А. С.,
г. Нижневартовск 2019 г.
I. Пояснительная записка
Настоящая программа предмета внеурочной деятельности для 2 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
- Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19»
Цель: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.
Задачи:
- Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
- Организовать взаимодействие детей и взрослых;
- Создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
- Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.
Актуальность. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Он направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.
Доминирующая логика учебного предмета «Истоки» во 2 классе: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к сознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в:
а) уме (рациональном, интеллектуальном начале в человеке);
б) воле (психическом, иррациональном начале);
в) чувствах (чувственном, эмоциональном начале), и составляющих в совокупности душу человеческую.
Программа рассчитана на 34 часа (1ч. х 34 нед.)
1. Планируемые результаты предмета внеурочной деятельности
Личностные УУД.
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен знать такие понятия, как:
Родной очаг, родные просторы Труд земной и труд души. Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение ткачество. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Гостеприимство. Трудолюбие. Воля. Терпение. Преображение. Мудрость. Надежда.
Обучающиеся научатся:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
2. Содержание предмета внеурочной деятельности
Родной очаг (9 часов)
ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода
ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД – в чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (9 часов)
НИВА И ПОЛЕ труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС – как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА – о чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН – как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ И ЖАТВА – народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ – какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ – прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ – что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе..
ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8 часов)
СЛОВО – слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.
СКАЗКА – как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ - песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК – смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА – библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ – почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый
Форма контроля:
- оценивающий тренинг
3. Тематическое планирование
№ п\п | Название раздела | Всего часов |
1 | Родной очаг | 9 |
2 | Родные просторы | 9 |
3 | Труд земной | 8 |
4 | Труд души | 8 |
Итого | 34 |
4. Календарно-тематическое планирование по предмету внеурочной деятельности «Истоки»
Часов | Название темы/урока | Кол-во часов | Примечание | |
План | Дата | |||
Родной очаг 9ч | ||||
Введение в предмет. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения. | ||||
Семья. Семейные традиции. Любовь. Забота. Согласие. | ||||
Семья. Родители. Почитание родителей. Обязанности в семье. | ||||
Род. Родина. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколение. Родовое древо. | ||||
Дом. Порядок. Уклад. Ритм жизни дома. Родительский дом. Мир вещей. Семейные реликвии. | ||||
Праздники дома. Любимый праздник. Практическая работа | ||||
Деревня-кормилица. Земледельцы. Община. Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | ||||
Город – труженик. Щит Отечества. Город. Твердыня веры. Хранитель культуры | ||||
Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг» | ||||
Родные просторы 9ч | ||||
Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. | ||||
Труд земной и труд души на ниве. «Нива – божья ладонь». | ||||
Лес. Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | ||||
Река. Название реки. Ручей-река-море-океан. Течение времени. Живая. Мертвая и святая вода. | ||||
Река. Красота и польза. Река. Истоки. Жизнь нрав реки. Река – дорога | ||||
Море-океан. Поморы. Мореходы. Море. Соловки – северная святыня. | ||||
Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | ||||
Дорога жизни. Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки. | ||||
Обобщающий урок «Родные просторы» | ||||
Труд земной 8ч | ||||
Сев и жатва. Труд земной. Пахота. Пашня. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы. | ||||
Домашние животные. Забота о домашних животных. Любовь к животному. Братья меньшие. | ||||
Ткачихи. Женский труд. Ткачество. Терпение. Посиделки. Прядение. Рукодельницы. Лен. Полотно. Терпение. Сноровка. | ||||
Мастера-плотники. Плотницкое дело. Добросовестность. Рассудительность. Сруб. Артель. Топор. Мастерство. | ||||
Мастер-кузнец. Кузница. Сила и ловкость. Кузнецы-умельцы. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. | ||||
Ярмарка. Праздник. Честная торговля. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. | ||||
Ярмарка. | ||||
Обобщающий урок «Труд земной» | ||||
Труд души 8ч | ||||
Слово. Труд души. Слово истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. | ||||
Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. | ||||
Песня. Душа поет. Народная песня. Частушка. Песня. Духовные песнопения. Гимн. | ||||
Праздник. Будни и праздники. Смысл праздника. Праздник. Радостный труд души. | ||||
Книга. Книга книг- Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | ||||
Икона. Слово в образе. Икона. Лампада. Красный угол. | ||||
Храм – дом Божий. Купол. Крест. Храм – дом Божий. Внутреннее убранство. Храм и человек. | ||||
Экскурсия в Никольский храм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...