Игра путешествие «Земля – наш общий дом»
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Игра путешествие «Земля – наш общий дом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_meropriyatiya_zemlya_nash_obshchiy_dom.docx | 52.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра путешествие «Земля – наш общий дом»
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к проблемам экологии.
Задачи:
1.Привлечь внимание школьников к экологической проблеме,
2.Познакомить учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу
3.Расширение и углубление природоведческих знаний учащихся;
4.Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово учителя
Перед началом мероприятия учащиеся класса делятся на 4 группы (получая при входе жетончик).
Демонстрируется ролик «Земля – наш общий дом».
Здравствуйте уважаемые родители, господа гимназисты!
Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии, тема которого касается всех жителей нашей планеты. Всех, потому что Земля - наш общий дом.
Наша сегодняшняя встреча продолжит разговор, начатый на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях, надеюсь, будет продолжен, т.к. проблема не потеряет актуальности, кроме того 5 января 2016 года Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.
Сегодня наше мероприятие будет проходить одновременно в трех классах 2 М, В, С в форме путешествия по станциям:
- «Не навреди!»
- «Зелёные лёгкие планеты»
- «Не обижайте!»
Время работы на каждой станции строго регламентировано и составляет 15 минут.
Во время нашего путешествия нам предстоит совершить небольшие открытия, предъявить уже имеющиеся знания.
После того, как вы пройдёте все 3 станции, мы встречаемся в нашем классе, и каждой группе необходимо будет оформить листовки или плакат экологического содержания и защитить её..
Наши родители, надеюсь, окажут нам посильную помощь, будут активными участниками.
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверни её святынь.
Входя в наш собственный дом, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье. А вот в общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя по-разному. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение.
Все чаще в последние годы мы слышим тревожные разговоры о необратимых изменениях, которые происходят на нашей планете, экологическим проблемам уделяется особое внимание.
Что же такое экология?
Наука экология пытается дать ответы на трудные вопросы о взаимодействии природы и человека, о том, как это правильно сделать?
Слово экология состоит из двух греческих слов: «ойкос» ( жилище, дом) и «логос» ( учение).
-А что мы с вами называем общим домом?
- Правильно, природу.
-А какая она сейчас? (Слайд )
- Я предлагаю посмотреть несколько слайдов на одну и ту же тему. Что за тема объединяет эти слайды? (слайды 3-11)
-Правильно, тема загрязнения окружающей среды.
Учёными подсчитано:
- За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;
- В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;
- Ежегодно количество чистого воздуха сокращается на 10 млрд. тонн;
- Бумага до полного разложения лежит два года,
консервная банка- 90 лет,
полиэтиленовый пакет- 200 лет,
стеклянная посуда -2000лет.
Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.
- Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди».
- Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда.
2.Станция «Не навреди!» Проведение опытов и наблюдений.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без ... (Вода) или
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Все ли мы знаем о таком привычном для нас веществе, которое всегда и в природе, и в быту сопровождает нас?
Вода - самое распространенное на Земле вещество, она занимает более 70% площади поверхности земли, и только около 30% приходится на долю суши. Вода придает Земле тот неповторимый вид, который отличает ее от других планет Солнечной системы.
Какое значение имеет вода в жизни природы и человека? Вода - непременная составная часть всего живого, она играет первостепенную роль в жизни всех живых существ, в том числе человека. Как утверждают ученые, жизнь на Земле впервые появилась в воде, а лишь потом распространилась на сушу.
ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ
- Среда обитания живых существ
- Входит в состав всех живых существ
- Пища (питьё)
- Используется в народном хозяйстве
- Обеспечивает работу промышленных предприятий, гидроэлектростанций
- Водная дорога для перевозки людей и грузов
- Тушение пожаров
- Гигиенические процедуры
- Медицина
- Отопление помещений, водопровод
Предлагаю провести несколько наблюдений, которые, надеюсь, заставят вас задуматься на проблемой правильного использования воды.
«Растения «пьют» воду»
Вода - необходима для роста и развития растений.
Опыт я проделала заранее, предлагаю проанализировать его результаты. Вы можете попробовать воспроизвести его вместе с родителями дома.
Необходимо поставить цветы, побеги или листья растения в чистую воду, а также в воду, подкрашенную пищевыми красителями. Через некоторое время стебли цветов окрасятся, в прожилках листьев мы увидим краску. О чём это говорит?
Вывод: растения «пьют» воду. Цветная вода проникла в растение. Чему нас может научить этот опыт?
Выскажите свои предположения. Представьте, если растения, которые мы употребляем в пищу, будут получать из почвы подкрашенную, загрязненную воду, как это отразится на состоянии здоровья человека, животных?
Перейдём к практической части нашей встречи.
Опыт «Разлив нефти в океанах»
Разлив нефти происходит, когда нефть выбрасывается в окружающую среду в результате человеческой ошибки. Эта форма загрязнения может занять месяцы, даже годы для эффективной очистки окружающей среды. Последствия могут быть разрушительными, особенно для птиц и морских обитателей.
Многие защитники окружающей среды и группы добровольцев выходят в океан после разлива нефти, чтобы помочь очистить его. Почему? Какие воздействия оказывает разлившаяся нефть на жизнь в океане?
Птицы, которые подвергаются разрушительному действию разлива нефти, склонны к повреждению почек, неисправности печени, обезвоживанию и метаболическим дисбалансам. Один из самых разрушительных разливов нефти произошел в 1989 году в проливе Принца Уильяма на Аляске.
Все необходимые принадлежности для проведения опытов у вас имеются, обратитесь к инструкции, не забудьте зафиксировать результаты наблюдений.
Для выполнения опыта понадобится:
- большая стеклянная или пластиковая ёмкость
- вода
- растительное масло
- резиновые игрушки или небольшие предметы
Начинаем эксперимент:
- Ёмкость с водой будет имитировать океан.
- Поместите игрушки в воду, чтобы они плавали.
- Вылейте растительное масло в банку, не попадая на игрушки. Запишите свои наблюдения в этот момент.
- Аккуратно взболтайте воду вокруг в банке, чтобы имитировать волны. Запишите свои наблюдения.
Наблюдение:
Что происходит во время 3-го шага, после добавления масла в воду для имитации разлива нефти? Что происходит во время 4-го шага, когда Вы взбалтываете воду, чтобы имитировать волны?
Результат:
Во время 3-го шага нефть будет плавать на поверхности воды в вашей банке, так же, как разлившаяся нефть плавает в океане на поверхности воды.
В 4-м шаге, когда Вы имитируете волны, вода и слой масла расплескаются и попадут на резиновую игрушку.
Как результаты этого эксперимента применяются к разливам нефти в реальной жизни? Как Вы думаете, жизнь в океане зависит от разливов нефти?
Как Вы думаете, что происходит с животными, которые выплывают на поверхность, чтобы дышать, такими как киты и дельфины? Покрываются ли они нефтью?
Как добровольцы могут помочь океану очистить поверхность от разлившейся нефти?
Опыт «Очистка разливов нефти»
Для выполнения опыта понадобится:
- растительное масло
- ёмкость для воды
- вода
- несколько ватных шариков
Начинаем эксперимент:
- Теперь пришло время для наведения порядка. Используйте свои ватные шарики, чтобы впитать масло, поместив их на загрязненной территории.
Примечание:
У Вас не займет много времени, чтобы справиться с этой проблемой. Но представьте, сколько усилий нужно будет приложить, когда разливается большое количество нефти.
Наблюдение:
Вы заметите, что масло остается на поверхности воды и начинает рассеиваться. Если бы Вы создали волны в воде, масло распространялось бы более быстрыми темпами.
Результат:
Ватные шарики поглощают нефть, но и принимают много воды вместе с ней.
Если бы Вы попытались очистить ковш разлитой нефти, Вам пришлось бы приложить намного больше усилий.
Как это произошло?
В первую очередь, я подтвердил то, что Вы уже знали, масло и вода не смешиваются. Молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла.
Когда Вы льете воду в бутылку с маслом, вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность. Это то же самое, когда нефть с судна разливается в океане. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло, и именно поэтому масло не упадет в другую колбу.
3. Итоги проведения опытов.
- Человек не должен загрязнять почву, он губит растения, которые поглощают из почвы вредные вещества, наносит вред другим животным, самому себе.
- Не допускать загрязнения вод Мирового океана, следы нефти очень тяжело убирать с поверхности воды.
-
-
4. Оформление листовок экологического содержания.
Наше мероприятие подходит к заключительному творческому этапу. Сейчас каждой группе необходимо будет создать небольшой плакат, листовку экологического содержания.
Вам в помощь высказывания известных людей, пословицы и поговорки, черно-белые рисунки, которые вы можете разместить на своём листе и раскрасить.
5. Презентация работы групп.
6.Подведение итогов.
И давайте подведём итог нашей встречи, смогли ли ребята привлечь ваше внимание к проблеме охраны окружающей среды? Что нового узнали?
( ответы детей, взрослых)
ВЫВОД: Мы не должны быть безразличны к проблемам. Мы должны внести в общее дело свою частичку, что нам сейчас под силу,
Природа планеты – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.
Именно от нашей осведомленности о состоянии окружающей среды, от знаний о мире, который нас окружает, и в котором мы живем, зависит будущее XXI века.
И пусть девизом нашей жизни будет: “У планеты есть друзья: это мы, и ты, и я!!!”
Будем помнить,природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
- Загрязнение вод и почвы. Промышленные и бытовые отходы загрязняют поверхностные и подземные воды, а также почву. Ситуацию ухудшает то, что в стране слишком малое количество водоочистительных сооружений, а большинство эксплуатируемого оборудования устарело. Также сельскохозяйственная техника и удобрения истощают грунты. Существует еще одна проблема – это загрязнения морей разлившимися нефтепродуктами. Ежегодно реки и озера загрязняют отходы химической промышленности. Все эти проблемы ведут к дефициту питьевой воды, поскольку многие источники непригодны даже для применения воды в технических целях. Также это способствует разрушению экосистем, вымирают некоторые виды животных, рыб и птиц;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра- путешествие "Земля - наш общий дом"
Сценарий образовательного досуга на экологическую тему....
Экологическая игра-путешествие "Земля - наш общий дом"
Экологическая игра-путешествие - это внеклассное мероприятие, которое является итоговым занятием в 3 классе по экологическому воспитанию. Мероприятие проходит в форме путешествия с использованием разн...
Сценарий деловой игры "Земля-наш общий дом"
Мероприятие посвящено Дню Толерантности, в нём принимают участие ученики 4 класса....
Экологическая игра-путешествие ко Дню Земли.
Экологическая игра для учащихся 4 классов по станциям....
Презентация к познавательной игре: "Земля - наш общий дом"
Презентация к игре....
Игра-викторина "Земля-наш общий дом"
Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам... Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем ? Поэт М. Дудин призыв...
Экологическая игра-путешествие "Земля - наш общий дом"
Экологическая игра – путешествие «Земля – наш общий дом»Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальная задача сложившейся социально-культурной ситуации ...