Развитие интеллекта младшего школьника.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
"Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли,каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно,мимоходом."
В.А.Сухомлинский.
Развитие личности человека происходит в результате неустанной,постоянной работы.Обучение стимулирует процесс развития,воспитание должно быть направлено на заполнение эмоционального вакуума и нравственной пустоты.Мыслительная активность школьника,или его интеллект,заключает в себе необходимость напрягать ум,анализировать,обобщать факты,находить правильное решение,своими усилиями добиваться истины.Мышление школьника должно обладать такими качествами: широта и глубина,критичность,самостоятельность,конструктивность,оригинальность, продуктивность.Широта и глубина мыслительной деятельности заключаются в том,что приобретаемые знания не должны лежать на поверхности.Ребёнок долженн научиться проникать глубоко в суть явлений.Для этого нужно развивать способность к анализу и синтезу.Аналитический ум позволяет разобраться в сложных вопросах,основательно проникать в детали,факты.понятия.Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные комплексы мыслей,находить причинные связи между явлениями,овладевать длинной цепью умозаключений,открывать связи между единичными фактами и общими закономерностями.Критическая направленность ума предохраняет от поспешных обобщений,решений.Самостоятельность мышления предполагает составление собственных суждений,проявление инициативы,добывание собственными силами правил и выводов.Для развития самостоятельного мышления нужно побуждать ребёнка к изобретательности в выполнении различных заданий,к необычности работ,к неожиданным ассоциациям,к собственным вариантам решения задач.Оригинальный ум исключает шаблонность,автоматизм мышления,стереотипные решения.Если ребёнок выдвигает идею не новую для взрослых,но новую для самого себя,-это уже показатель продуктивности мышления.
Доказано,когда учение опирается только на работу интеллекта,возможности мозга используются только наполовину." В мысли без чувств,- писал В.Г.Белинский,- и в чувствах без мысли виден только порыв к сознанию. Половина сознания,но ещё не сознание:это-машина,кое-как действующая половиною своих колёс и потому действующая слабо и неверно".Есть подобное древнее изречение: " Мысль входит в душу вратами чувств."Особенно это свойственно детям.К тому,что прочувствовано,ребёнок постоянно возвращается мыслью и сердцем.Чувство-стимул деятельности,источник энергии и силы.Поэтому процесс познания должен сопровождаться широким диапазоном социальных и эстетических чувств детей.Восприятие должно быть многоцветным и многогранным,со всеми оттенками проявлений.Способность ярко чувствовать приносит человеку наслаждение и это важно для того,чтобы его жизнь была гармоничной.Если не развивать в ребёнке чувства,то он вырастет недостаточно чутким к красоте,с неразвитой фантазией,ограниченным прямолинейным в суждениях,неспособным проявлять душевные качества." Как на колючках не вырастут фиги,а на чертополохе не вырастет виноград,так не принесёт плодов любви одностороннее образование,оторванное от воспитания сердца",-утверждал Песталоцци,швейцарский педагог,основоположник теории начального обучения.Без воспитания чувств в человеке гибнет всё лучшее.
Естественный возбудитель работы мозга -это эстетические переживания,которые включают в себя любовь к природе, к живописи,литературе,поэзии,музыке,танцам.Природа-это могучий источник творческих сил.Красота природы будит высокие помыслы.К сожалению,в наш век урбанизации и технического прогресса,общение с природой-редкий праздник в жизни городского ребёнка.Учитель и родители должны позаботиться о том,чтобы в эмоциональной памяти ребёнка запечатлялись места,где проходит его детство.Для того,чтобы воспитывать чувство красоты родной земли,нужно вести детей в поле,учить ощущать лесные запахи,слушать гомон птиц.Всю жизнь потом ребёнок будет помнить и любить родную землю,т.к. в его душе зарождается изумление перед её красотой.Небо,усеянное звёздами,вечно шумящее бесконечное море, заоблачные вершины гор,чуткая тишина лесов и необозримость степей-вот природа нашей страны.Мир родной природы становится ближе и понятнее детям,когда они читают хорошую книгу,рассматривают картины.То.,что ещё только зрело в их душе при созерцании природы,становится выпуклым,ясным,определённым.Мир становится для детей богаче,переживания острее и благороднее.
Классическая музыка воплотила в себе торжественное восприятие мироздания,она настраивает на переживание величия жизни.Если с детства научить слушать классическую музыку,то человек будет чувствовать красоту и гармонию звуков.
Творческий потенциал ребёнка выражается в его желании создавать что-нибудь-в рисунке,в музыке, в танце. в игре, в труде, в технике.Для того,чтобы сформировать в ребёнке творческую лисность,надо сохранять в нём и оберегать дар мечтателя,впечатлительность,силу представлений.
Сердцевина формирования гармоничного человека-это идейно-нравственное развитие.Моральное воспитание очень разностороннеее,но,прежде всего,-это воспитание человека как гражданина.В ходе идейно-нравственного развития формируются политические черты человека,патриотизм,любовь к людям,культура поведения,самоуважение,чувства чести,достоинства,благородства.При чтении книг взрослые должны помочь ребёнку глубоко вникнуть в подтекст,чтобы у них зародилось эмоциональное отношение к героям произведения.Пережитое школьниками чувство симпатии или антипатии к герою сохраняется надолго.При помощи художественных образов он познаёт мир иначе,открывает для себя те его стороны,которые невозможно постичь путём логического мышления.
Нравственное воспитание в младших классах начинается с упражнений в нравственных поступках,с проявлений чувств любви,благодарности.Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.Исключительно важная задача учителя и родителей-волевое развитие школьника.Воля-это потребность в преодолении препятствий.Качества воли-целеустремлённость,настойчивость,решительность,организованность,дисциплинированность.Начальные классы-это старт трудового развития.Способность к упорному труду, если она не заложена в младшем школьном возрасте,позже не разовьётся в полной мере.Чем старше будет ребёнок,тем больше потребуется от него воли,упорства в учении,во всех других видах деятельности.Воля как потребность в преодолении препятствий может развиваться лишь при условии,если у ребёнка есть такие препятствия.Если взрослые ставят перед ним лёгкие задачи,балуют,не приучают к труду,-то воля формироваться не будет.Нужно давать нагрузку,но и не перегрузить ребёнка,т.к. переутомление опасно для здоровья ребёнка и всего хода его развития.
Психологи рекомендуют формировать у школьников следующие волевые привычки:привычку к регулярному труду,к сдержанности в острых эмоциональных ситуациях,привычку быть обязательным в отношениях с людьми.Формирование волевых качеств происходит в четыре этапа:
1 .Объяснение правил:что делать и как.
2. Принуждение к тому,чтобы эти правила исполнялись.На данном этапе взрослые напоминают ребёнку правила и заставляют их выполнять.
3. Этап "втягивания".Когда ребёнок понимает правила,выполняет их без напоминания ,но ещё возможны срывы,нежелание их выполнять.
4. Формируется потребность в выполнении правил.
Как правило,если у ребёнка даже от рождения небольшие способности,то,научившись преодолевать трудности обучения,он сможет достигнуть высоких результатов в средних классах.Если у ребёнка с детства воспитывать волевые качества-он сумеет мобилизовать себя,довести до конца своё намерение,энергично и настойчиво достигать поставленных целей в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений
Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить п...
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта...
Мастер-класс «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Конкурсное задание в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года 2015"...
Развитие интеллекта младших школьников
Материал для развития интеллектуальных способностей младших школьников...
Реферат. Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности ...