Развитие интеллекта младшего школьника.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кравченко Инесса Петровна

                                                                                                                                                                                               

                            "Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли,каждый человек,с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно,мимоходом".

                                                                                                                           В.А. Сухомлинский.

 

        Развитие личности человека происходит в результате неустанной постоянной работы.Обучение стимулирует процесс развития,воспитание должно быть направлено на заполнение эмоционального вакуума и нравственной пустоты.Мыслительная активность школьника,или его интеллект,заключает в себе необходимость напрягать ум,анализировать и обобщать факты,находить правильное решение,своими усилиями добиваться истины.Мышление школьника должно обладать такими качествами:широта и глубина,критичность,самостоятельность,конструктивность.оригинальность,продуктивность.Широта и глубина мыслительной деятельности заключаются в том, что приобретаемые знания не должны лежать на поверхности.Ребёнок должен научиться проникать глубоко в суть явлений.Для этого нужно развивать способность к анализу и синтезу.Аналитический ум позволяет разобраться в сложных вопросах,основательно проникать в детали,факты,понятия.Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные комплексы мыслей,находить причинные связи между явлениями,овладевать длинной цепью умозаключений,открывать связи между единичными фактамии, общими закономерностями.Критическая направленность ума предохраняет от поспешных обобщений,решений.Самостоятельность мышления предполагает составление собственных суждений,проявление инициативы,добывание собственными силами правил и выводов.Для развития самостоятельного мышления нужно побуждать ребёнка к изобретательности в выполнении различных заданий,к необычности работ, к неожиданным ассоциациям, к собственным вариантам решения задач.

    Если не развивать самостоятельное мышление,то умственная деятельность ребёнка станет формальной.Формализм мышления проявляется в том,что ребёнок принимает на веру всё,что слышит от учителя и родителей и оказывается не в состоянии выйти за пределы усвоенных в школе выводов, приёмов решения задач.Оригинальный ум исключает шаблонность,автоматизм мышления,стереотипные  решения.Развивая оригинальность мыышления,педагог даёт возможность ученику совершать открытия.Если ребёнок выдвигает идею не новую для взрослых,но новую для самого себя,-это уже показатель продуктивности мышления.

    Эти качества мыслительной деятельности учитель должен терпеливо развивать в детях.Если с детства не заложить потребность думать,понимать,осмысливать в сознание ребёнка,то он всю жизнь будет страдать умственной инертностью.Воспитанный в таком духе человек,привыкнув действовать по трафарету, в нестандартных ситуациях теряется,оказывается неспособным принять самостоятельное решение,заходит в тупик в разных жизненных ситуациях.Доказано,когда учение опирается только на работу интеллекта,возможности мозга используются только наполовину."В мысли без чувств,-писал В.Г.Белинский, - и в чувстве без мысли виден только порыв к сознанию,половина сознания,но ещё не сознание:это-машина,кое-как действующая половиною своих колёс и потому действующая слабо и неверно".Есть подобное древнее изречение: "Мысль входит в душу вратами чувств".Особенно это свойственно детям.К тому,что прочувствовано,ребёнок постоянно возвращается мыслью и сердцем.Чувства - стимул деятельности,источник энергии и силы.Поэтому процесс познания должен сопровождаться широким диапазоном социальных и эстетических чувств учеников.Восприятие должно быть многоцветным и многогранным,со всеми оттенками проявлений.Способность ярко чувствовать приносит человеку наслаждение и это важно для того,чтобы его жизнь была гармоничной.Если не развивать в ребёнке чувства,то он варастет недостаточно чутким к красоте, с неразвитой фантазией,ограниченным и прямолинейным в суждениях,неспособным проявлять душевные качества.

    Естесственный возбудитель работы мозга-это эстетические переживания,которые включают в себя любовь к природе, к живописи,литературе,музыке.Для того,чтобы формировать в ученике творческую личность,надо сохранять и оберегать в нем дар мечтателя,впечатлительность,силу представлений.Сердцевина формирования гармоничного человека - это идейно-нравственное развитие.Моральное воспитание очень разностороннее,но прежде всего - это воспитание человека как гражданина.В ходе идейно-нравственного развития формируются политические черты характера,патриотизм,уважение к людям,культура поведения,чувство чести и достоинства,благородство.При чтении художественной литературы ребёнок познаёт мир,открывает для себя те его стороны,которые невозможно постичь путём логического мышления.Например,читая о подвигах детей во время Великой Отечественной войны,ребята учатся восхищаться сильными и мужественными людьми,гордиться своей Родиной.Нравственное воспитание в младших классах начинается с упражнений в собственных нравственных поступках, с проявлений чувств любви,благодарности.Развитые нравственные и умственные запросы побуждают детей к труду.

    Для приобретения интеллекта у учеников младшего школьного возраста учителю необходимо сформировать у них качества воли.Не будет воли,человек вырастет ни к чему не пригодным существом.Воля - это потребность в преодолении препятствий.Качества воли - целеустремлённость,настойчивость,решительность,организованность,дисциплинированность.Начальные классы   -это старт трудового развития.Способность к упорному труду ,если она не заложена в младшем школьном возрасте,позже не разовьётся в полной мере.Чем старше будет ученик,тем больше от него потребуется воли,упорства в учении,во всех других видах деятельности.Воля как потребность в преодолении препятствий может развиваться лишь при условии,если у ребёнка есть такие препятствия.Если учитель ставит перед ребенком лёгкие задачи,то воля формироваться не будет.Нужно давать нагрузку, но и не перегружать ученика.

    Психологи рекомендуют формировать у школьников следующие волевые привычки:привычку к регулярному труду;к физической и гигиенической культуре;к сдержанности в острых эмоциональных ситуациях;быть обязательным в отношениях с людьми.

    Формирование волевых качеств происходит в четыре этапа.

        1. Объяснение правил:что делать и как.

        2. Принуждение к тому,чтобы эти правила исполнялись.На данном этапе взрослые напоминают ребёнку правила и заставляют их выполнять.

        3. Этап "втягивания".Когда ребёнок понимает правила,выполняет их без напоминания,но ещё возможны срывы ,нежелание их выполнять.

        4. Формируется потребность в выполнении правил.Ребёнок уже привык и сам хочет неукоснительно соблюдать правила.

    Воспитание волевых качеств предусматривает различные сроки.Например,для выработки правил гигиенической культуры понадобится около двух месяцев,а для формирования привычки к сосредоточенному интеллектуальному труду понадобятся годы.Как правило,если у ребёнка даже от рождения небольшие способности,то,научившись преодолевать трудности обучения,он сможет достигнуть высоких результатов.Но малопригоден,а при определённых условиях может оказаться опасным человек с сильной волей,но слабым интеллектом,низким уровнем нравственного развития.Для гармоничного развития личности необходимо пропорциональное развитие со всех сторон:интеллекта,чувств и воли.

    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений

Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить п...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта...

Мастер-класс «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Конкурсное задание в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года 2015"...

Развитие интеллекта младших школьников

Материал для развития интеллектуальных способностей младших школьников...

Развитие интеллекта младшего школьника.

  "Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли,каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно,мимоходом."      ...

Реферат. Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности ...