Повышение роли семьи в нравственном развитии ребёнка.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кравченко Инесса Петровна

    Жизнь младшего школьника-как цветок,раскрывающий лепестки,как луч восходящего солнца.День его проходит в разнообразных занятиях,которые нам уже давно неизвестны.У ребёнка есть ощущение ценности каждого мига жизни.Вот он стоит и смотрит,просто смотрит.Но это не потеря времени,не перерыв в его бурной деятельности.Он наблюдает мир и воспринимает в нём то,к чему мы,взрослые,давно уже слепы и глухи.Каждая секунда времени ,всё,что происходит с ребёнком,входит в щедрую протяжённость его дня.Каждое мгновение его жизни наполнено,в каждом блистает драгоценность бытия.Жизнь ребёнка состоит из чудес,которые он один умеет ощущать,воспринимать всем сердцем.Заботясь о детях,нужно помнить,что детская радость достигается путём внесения элементов эстетического,эмоционального воспитания в их жизнь,удовлетворения тех запросов ребёнка,которые соответствуют потребностям личностного развития.Чтобы создавать такую систему воспитания и развития,от взрослых требуется много времени,много внимания ребёнку.

   В.Г. Белинский дал характеристику ребёнка,воспитание которого идёт правильно:"Это дитя весёлое,доброе,живое,жадное до впечатлений,не чувствительное,а чувствующее,шаловливое и проказливое,лишь бы эти шалости и проказы не носили на себе отпечатка нравственного цинизма,пусть даже безрассудное и опрометчивое,лишь бы дитя не было глупо и тупо;мертвенность и безжизненность хуже всего."

    Наполнить душу ребёнка животворящей любовью-вот что считал главным в гармоничном развитии личности В.Г.Белинский.Родительская любовь приводит в движение силы сердца,становится основой для формирования нравственных привычек.Недостаточная эмоциональность отношений в семье ведёт к слабому развитию у ребёнка способности чувствовать,переживать.Появление у ребёнка симптомов черствости-сигнал тревоги,значит,надо тщательно обдумать,что следует перестроить в его жизни,в отношениях к нему со стороны взрослых.Невоспитанный человек,нравственный невежда,недоучка,писал В.А.Сухомлинский,то же,что самолёт,выпущенный в полёт с испорченными двигателями:погибнет сам и принесёт гибель другим.Поэтому очень важно для воспитания детей укрепление контактов между родителями и детьми.Чем больше у родителей и детей общих дел,увлечений,тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей,значительнее сила их примера,тем успешнее нравственное развитие детей.

    Семья является более замкнутой ячейкой общества,чем школа и потому в ней оказывается больше влияния на детей.От того.как строятся отношения в семье,какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане,в значительной мере зависит,какими вырастут дети.У родителей учатся дети отношению к труду,к жизни,подлинно гражданскому поведению.Поэтому главная задача родителей -выбирать ценности,подчиняя низшее высшим,отказаться от низких побуждений,дурных стремлений,неподходящих действий,от плохих компаний,от упоения радостью приобретательсва.Ребёнку нужно расти в атмосфере дружеских отношений с родителями,чтобы он мог рассказать им обо всём,что узнал,увидел,расспросить их обо всём,что его интересует.Если при этом родители скучны,однообразны,назидательны,то дружбу с ребёнком они не завоюют,а значит,их влияние на ребёнка будет ограничено.Если же они не ворчат,не раздражаются,любят играть и трудиться вместе с ребёнком,способны радоваться вместе с ним жизни,они станут лучшими товарищами своих детей.Когда дети станут взрослыми,то к таким родителям они будут приходить за нравственным подкреплением,чтобы при столкновении с трудностями не упасть духом,проникнуться мужеством и светлым отношением к жизни.Они всегда в общении с родителями будут черпать силу духа,веру в себя и людей.Хорошая семья-это та,в которой много радости,труда,общего чтения,где нет проповедей,крика по всякому поводу.Такой дом открыт для товарищей детей,им разрешается играть,веселиться.Скучен дом,в котором. пусть всегда есть еда и чисто,но нет ласки и тепла,где всегда только будни и нет праздников.

    Можно передать ребёнку массу знаний, навыков и умений,обучить его приёмам мышления,но без любви не обучишь.Ребёнок,выросший без любви,никогда не научится любить других людей,не станет заботиться о своих родителях.С детства ребёнок должен заботиться о своих близких,о деле,которое ему поручено.Любовь к матери и забота о ней- начало начал нравственного воспитания.Сегодня женщина стала сильной.В жалости,чьей-то поддержке,сострадании женщина,кажется,не нуждается.Она не хочет посвящать детей в свои переживания,потому что щадит их:успеют ещё хлебнуть своих забот.Поэтому часто отношения между детьми и матерью носят сугубо практический характер.Мать спрашивает сына:ты поел,вычил уроки,надел тёплые носки.Опять замечание в дневнике?Часто не хватает времени выслушать ребёнка:что нового он узнал,что пережил.О себе,об оставшемся позади дне,мама не говорит ни слова.В результате,ребёнок и не предполагает,что мама тоже нуждается в добром слове,в ободряющей улыбке,в приветливом взгляде.Женская мягкость,незащищённость матери спообствуют,чтобы дети проявляли участие к ней,росли помощниками,защитниками.Детям нужны от матери и строгость, и ласка.Если мама строгая ,значит..она неравнодушная.Ласковое обращение с детьми,как писал В.А. Сухомлинский,является источникои их разумной  сдержанности и уступчивости,тогда как самодурство порождает у ребёнка протест,непослушание,упрямство.Мать всегда должна верить в своего ребёнка.Рассмотрим такую ситуацию.Девочка хочет мыть посуду.Мама разрешает ей это,хотя и не уверена,что та не разобьёт чашку из сервиза.Такую родительскую позицию психологи называют словами:ты можешь.Мать рискует чашкой,но не сеет в душу ребёнка семена робости.Другая женщина говорит в таком случае;"Нельзя тебе мыть посуду,ты ещё маленькая,разобьёшь чашку." Это позиция: ты не можешь.В результате,чашки и тарелки целы,но появляется,пока малозаметная,трещина в самооценке девочки.С родительского доверия начинается всё хорошее в ребёнке.Уважение и любовь ребёнка мама завоёвывает каждый день,но их легко потерять.Бывает,что дети вырастают ,и мама теряет с ними контакт. "Я всё ему отдала,а он так ко мне невнимателен.",-жалуется мать на своего сына.То ли отдавала,что ему было нужно?Делилась ли с сыном своими заботами,переживаниями,рассказывала ли ему о  своём детстве?Шла ли к нему со своими впечатлениями о прочитанной книге,вела ли его с собой на спектакль,выставку?Говорила ли с сыном о людях,которые вызывают восхищение?Соседка несёт тяжёлую сумку-подсказала ли сыну,что надо помочь ей?Значит,не всё дала ему.

    Глубоко индивидуален и незаменим вклад отца в гармоничное развитие ребёнка.У отца ребёнок учится смелости,выдержке,верности в дружбе.Сын усваивает походку отца и его манеры поведения,от отца он учится,как держаться.Есть немало отцов,которые умеют себя вести как дети с детьми,как молодые с молодёжью.Им удаётся добиться многого без принуждения и насилия над волей своих детей.Правдивость и естесственность таких отцов,их жизнь,их работа,стремления,занятия,радости и ошибки-всё проходит на глазах детей.Без чувства превосходства и снисходительности беседуют они с детьми и незаметно их воспитывают.Запрещения редки,и всегда диктуются серьёзными мотивами, а не отцовским плохим настроением.Такие отцы наблюдают за своими детьми.но не сторожат их.Относительная свобода,предоставленная детям в родительском доме,даёт хорошую подготовку к полной свободе,которую дети получат по окончании школы.Важно,чтобы папа построил свою систему воспитания так,чтобы поступками детей двигал не рабский ужас наказания,а боязнь огорчить близких людей.Не надо внушать ребёнку мысль,что добро всегда вознаграждается,ведь это не всегда так.Отец должен объяснить ребёнку,что награда за добрые дела происходит от самих дел.Только честность,человечность всех дел и поступков дают человеку сознание своего достоинства,а его душе-гармонию.Отец не должен требовать,чтобы ребёнок смотрел на мир  и видел его глазами отца.Это убивает в ребёнке самостоятельность мышления и воли.В результате, ребёнок не будет иметь своего характера.Роль отца-увидеть в ребёнке его собственные достоинства и развивать их.Ребёнок.особенно мальчик,тянется к отцу.Вместе они могут найти много интересных занятий:спорт,туризм,коллекционирование,кино и фотолюбительство,посещение музеев.Малчик должен видеть и знать.что папа доверяет ему,относится,как к взрослому.Они вместе что-то мастерят,разбирают,познают секреты техники.

    Итак,приходим к выводу,что семья представляет собой могучий воспитательный коллектив.который направляет и контролирует развитие детей.Правильные семейные обстоятельстава воспитывают в ребёнке доброту,человеколюбие,учат ответственности за свои поступки,правилам общежития,необходимости трудиться.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в процессе адаптации ребёнка к школе.

Обычно от поступления ребёнка в школу родители ожидают очень многого. Например, что 1-го сентября их ребёнок, изменится и станет «настоящим первоклассником»: будет с удовольствием ходить ...

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Сотрудничество классного руководителя и семьи в нравственном воспитании ребёнка с нарушениями интеллектуального развития.

Многие родители  прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего умственно отсталого ребёнка. Однако им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представ...

Повышение роли семьи в процессе обучения и воспитания обучающихся посредством организации родительского всеобуча.

В обществе призошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучен...

Повышение роли семьи в процессе воспитания обучающихся

Повышение роли семьи в процессе  обучения и воспитания обучающихся посредством организации родительского всеобуча...