Занятие №5 Правдивость, честность и щедрость. Скупость, жадность и зависть.
план-конспект занятия (4 класс)

Занятие способствует развитию положительных качеств личности: щедрости, правдивости, честности, доброжелательности; расширять представления детей о человеческих пороках: зависти, скупости и жадности;

осуществляет коррекцию психических процессов; формирует эмоциональную сферу воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no5_pravdivost_chestnost_i_shchedrost.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №5   Правдивость, честность и  щедрость.

                          Скупость, жадность и зависть.

                                        ( занятие этической грамматики)

Цель: способствовать развитию положительных качеств личности: щедрости, правдивости, честности, доброжелательности; расширять представления детей о человеческих пороках: зависти, скупости и жадности;

осуществлять коррекцию психических процессов; формировать эмоциональную сферу воспитанников.

Материал к занятию: телеграмма; зеркало; светофорик конверты с пословицами; рисунки детей с изображением сказочных героев.

                                      Ход  занятия

Воспитатель: Ребята,  из лесной школы пришла срочная телеграмма учитель- Ёж просит нас с вами ему помочь все его ученики заразились ужасным вирусом жадности и между ними стали происходить ссоры, обиды, если ничего не исправить, то начнутся и драки. Ну что поможем нашим лесным друзьям  избавиться от плохого вируса.

Тема нашего с вами занятия: « Правдивость, честность и щедрость. Скупость, жадность и зависть».  Каким образом постараемся достичь результатов?

1.Работать будем, поделившись на две группы;

2.На занятии нам предстоит сравнивать свои чувства, ощущения, эмоции, глядя друг на друга и на своё зеркальное отражение.

Вот почему у вас на столах стоят зеркальца.

Посмотрите в зеркальце: улыбнитесь, подмигните своему отражению; скажите: «У меня хорошее настроение, на занятии у меня всё получиться!»

Также на столах у вас лежат светофорик, у которого красный цвет означает «нет, не согласен», жёлтый цвет – «не знаю, что сказать, сомневаюсь»,  зелёный цвет – «да, согласен». Проверим, как они работают.

Покажите, пожалуйста,  ваше согласие на сотрудничество. Спасибо, мы продолжаем наше с вами занятие.

1.Ребята, давайте вспомним с вами сказку «Заюшкина избушка».

 Ответь, какой поступок совершила Лиса?

Выберите нужные слова из перечисленных: честный, плохой, несправедливый, товарищеский, нечестный, хороший. (ответы детей)

  2.Соедините стрелками похожие по смыслу слова:

                             Верный

Честный              Лживый

                             Правдивый

  3.Я вам прочту несколько предложений,  а вы должны будите сказать согласны вы с тем, о чём говорить в предложении или нет. В этом вам поможет светофорчик.

•Честный человек трудиться сам.

•Надо честно относиться к своим обязанностям.

•Надо честно относиться к своим обязанностям.

•Нельзя никого обманывать.

•Иногда полезно лгать.

4.Каждая команда выбирает себе конверт, в конверте лежат русские народные пословицы и поговорки, вначале нужно будет правильно сложить и прочитать их.

•В ком правды нет, в том и добра мало.

•Береги платье снову, а честь смолоду.

Молодцы, ребята справились правильно. А теперь, послушайте два рассказа  и определите, к какому из них какая пословица подходит.

    1)Однажды я пошёл в компьютерный клуб. Дома сказал, что буду играть во дворе. Это потому, что мама запрещает мне ходить в  этот клуб. Я заигрался и пришёл домой поздно, мама волновалась, заболела сестрёнка. Меня не. И некому сходить в аптеку.  Сестрёнка плакала, у неё был жар.

    2)У меня был друг.  Однажды у него я увидел книгу. Она очень мне понравилась.  Я захотел иметь такую же. Друг вышел к звонившему телефону, а я потихоньку взял её и заспешил домой. Дома долго её рассматривал и радовался. Потом все об этом узнали. Мне было стыдно. Я вырос. Как-то встретил старого друга. Он не обрадовался и не пригласил меня к себе.  Я подумал, что он помнит случай с книгой. И мне опять стало стыдно.

Вывод.  Настоящий человек никогда не опустится до обмана, лжи, нечестных поступков и по возможности будет предостерегать от них других.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что такое бережливость.

Бережливость – это заботливое отношение людей ко всему, что человека окружает.  Бережливость не совместима с жадностью, но иногда её можно спутать со скупостью. Скупой - чрезмерно до жадности бережливый, избегающий расходов.

1.Попробуем разгадать сценку по рассказу «Бумажный змей» Е. А. Пермяка и определить, что помешало ребятам испытать чувство радости, которое испытали другие. Покажите, а как должны поступить ребята, чтобы испытать чувство радости, которое испытали другие.

2.Послушайте, пожалуйста, строки стихотворения. Догадайтесь, о ком и о чём дальше наш разговор. Как оно называется?

     Кто держит конфету свою в кулаке,    

     Чтоб съесть её жадно от всех в уголке?

     Кто, выйдя во двор, никому из соседей

     Не даст прокатиться на велосипеде?

     Кто мелом, резинкой, любою безделицей

     В классе ни с кем, ни за что не поделиться?

     Имя тому подходящее дадено,

    Даже не имя, а прозвище: «Жадина

Ребята, вы согласны с автором, что такого человека зовут жадина?

А теперь, послушайте, как автор относится к жадине.

Жадину я ни о чём не прошу.                     Даже приятелем не назовёшь его.

В гости я жадину не приглашу.                  Потому – честно, ребята, скажу -

Не выйдет из жадины друга хорошего,      С жадными я никогда не дружу.

 - А у вас, какое отношение к жадине?         (ответы детей)

Вывод. Скупость, жадность порождает бесчеловечность, человеконенавистничество. Люди становятся злыми, порой даже агрессивными.

1.Воспитатель. Ребята. Я вам буду зачитывать высказывания мудрых людей, поговорки.   А вы определите, какой человеческий порок нам с вами предстоит обсудить. Кто первый догадался – зажгите светофор.

• Зависть – враг счастливых.

• Берут завидки на чужие пожитки.

• Глаза завидущие, руки загребущие.

• Завидущие глаза не знают стыда.

• Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

• Не было зла, да зависть нанесла.

• У зависти глаза рачьи.

- Верно, разговор наш с вами пойдёт о зависти.

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Зависть противоположна чувству радости. Попробуем в этом убедиться.

2.Давайте назовём самое лучшее, что есть у каждого из вас, это может быть, что - то связанное с успехами в учёбе или в каких-то других делах, во внешнем виде.

- Попробуем, глядя в зеркальце, в словах пережить чувства радости за успех, умение этих ребят.  Вам  понравилось ваше зеркальное отражение? Чем? (ответы детей) (Добрые слова, улыбка, на лице радость)

- Используя те же слова, попробуем, глядя в зеркало, пережить чувство зависти. А как вам теперь ваше зеркальное отражение, какие высказывания вам были приятны, а какие нет? (ответы детей)

3. Ребята, посмотрите на сказочных героев. Назовите сказки из которых эти герои. Следующее задание будет таким, необходимо распределить сказочных героев на правдивых, честных, добрых и завистливых, скупых, жадных. (Вместе с детьми разобрать положительные и отрицательные черты сказочных героев)

Вывод. Чувство зависти уродует людей и их взаимоотношения, у таких людей появляется желание, чтобы у других людей случилось несчастье, было им плохо, и нередко толкает на преступление.

Нужно не завидовать, а радоваться успехам, умениям других, уметь радоваться вместе с другими.

Итог. Подвести детей к мысли, что с детства нужно быть правдивым, честным, щедрым. Человек обладающий такими качествами умеет быть добрым, отзывчивым. А значит, и к нему относятся так же.

      Кто счастливее, чем человек,           Только тот, кто зависти вовек

      Что болезни отродясь не знал?         Ни к врагу, ни к другу не питал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационный классный час "О правдивости и честности человека"

В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.          Проведение классных часов по технологии рефлексивного восп...

Конспекты бесед для детей третьего класса на тему:"Воспитание честности и правдивости"

Конспекты содержат материал, который поможет детям решать проблемные ситуации о поступках и поможет найти правильное решение. На примере литературных героев поможет сравнить и распознать честные и неч...

Беседа "О честности и правдивости".

Данная работа предназначена для учеников начальных классов и поможет сформировать нравственные качества человека и объяснить , что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и неч...

Программа «Воспитание честности и правдивости средствами художественной литературы у детей младшего школьного возраста»

Программа внеурочной деятельности «Воспитание честности и правдивости у детей младшего школьного возраста посредствам художественной литературы» разработана на основе авторской программы «Уроки нравст...

О правдивости и честности человека

Классный час по теме "О правдивости и честности человека" с применением обучающих структур  сингапурского метода...

О жадности и зависти

материал для урока ОРКСЭ...