Программа «Воспитание честности и правдивости средствами художественной литературы у детей младшего школьного возраста»
рабочая программа на тему

Вагнер Ирина Владимировна

Программа внеурочной деятельности «Воспитание честности и правдивости у детей младшего школьного возраста посредствам художественной литературы» разработана на основе авторской программы «Уроки нравственности»,   составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности", целью которой является выявление возможностей художественной литературы в воспитании честности и правдивости. Также программа поможет выявить первоначальные представления о моральных качествах: честности и правдивости, определить степень сформированности честности и правдивости у детей младшего школьного возраста. В программе разработана система работы по формированию честности и правдивости средствами художественной литературы у детей начальных классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_pravdivosti_.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

                             

        Программа

«Воспитание честности и правдивости средствами художественной литературы у детей младшего школьного возраста»

                                                        Составила:

                                                        воспитатель ГПД

                                                        Вагнер И. В.

                                     Оглавление

Введение……………………………………………………..3

       Поснительная записка………………………………………..6

Цели и задачи программы…………………………………..7

Глава 1. Подходы к проблеме воспитания у дошкольников

честности и правдивости

   1.1 Основные понятия………………………………………..8

        1.2 Роль художественной литературы в воспитании честности и правдивости………………………………………….9

         Глава 2. Изучение состояния проблемы воспитания честности и правдивости у детей  младшего школьного возраста.

 2.1 Методика констатирующего эксперимента………….12

 2.2 Особенности проявления честности и правдивости у детей младшего школьного возраста…………………………….16

 2.3 Использование художественной литературы в педагогическом процессе воспитания честности и правдивости в начальных классах гимназии……………………………………..19

 2.4 Система работы по формированию честности и правдивости средствами художественной литературы  у детей младшего школьного возраста…………………………………….22

Заключение………………………….………………………..24

Список литературы………………………….……………….28

Приложение…………………………………………………..30

Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности.

                                                                          (Е. А. Флерина)

 Введение.                                                                                                                                

Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.   А в условиях современного общества она приобрела особое значение. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Одним из важнейших средств по воспитанию нравственных качеств у младших школьников является художественная литература.

Знакомясь с художественной литературой, дети сталкиваются с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Значение детской художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего общества.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношения к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Произведения раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру того или иного героя. Научившись сопереживать с литературными персонажами, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются социально-нравственные качества, способность проявлять участие, доброту, различать зло и несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, сострадание к ближнему, понимание дружбы и взаимовыручки. 

 «Крайне важно, - писал В. Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

Для того, чтобы литература стала средством приобщения детей к духовному миру, необходимо грамотно определять круг чтения школьников, принимая во внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся личности ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства. Поэтому необходимо отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни, стихи - и разного содержания - познавательные, юмористические, на темы морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить о возрастных возможностях в области восприятия художественных произведений.

В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Школа знакомит детей с лучшими произведениями и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, этического воспитания.

Пояснительная записка

 В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно – урочной, и направленную на достижения планируемых результатов  освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

 

Программа внеурочной деятельности «Воспитание честности и правдивости у детей младшего школьного возраста посредствам художественной литературы» разработана на основе авторской программы «Уроки нравственности»,   составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности  на основании письма   Департамента  общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет  духовно – нравственную направленность.

Цели и задачи программы:

Целью данной программы является выявление возможностей художественной литературы в воспитании честности и правдивости.

Задачи:

1. Выявить первоначальные представления о моральных качествах: честности и правдивости.

3. Определить степень сформированности честности и правдивости у детей младшего школьного возраста.

4. Разработать систему работы по формированию честности и правдивости средствами художественной литературы.

   Глава 1.  Подходы к проблеме воспитания у младших школьников честности и правдивости.

1.1 Основные понятия.

Воспитание честности и правдивости выступает одним из аспектов нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в соответствии с применяемыми на сегодняшний день в образовательных учреждениях образовательными программами, которому уделяется внимание в разной степени. Хотя обособленно задача воспитания честности и правдивости зачастую не выделяется.

Прежде чем говорить  о проблеме воспитания честности и правдивости  у детей младшего школьного возраста, рассмотрим основное понятие честности и правдивости представленное в словаре по этике.

Правдивость – моральное  качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел.

Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте  проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что  им законно принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, вероломство, лицемерие.

Моральный облик ребенка, в том числе и такие его качества, как честность и правдивость, начинает формироваться очень рано. Каким будет ребенок в дальнейшем: честным и правдивым, или же нечестным и лживым – во многом зависит от его первоначального воспитания  как  в дошкольном  возрасте, так и в школьном возрасте.

        Воспитание честности и правдивости  является важным элементом в формирование личностных качеств школьника. Но такие качества не могут формироваться автономно, так как одно нравственное качество тесно переплетается  с другим и они взаимосвязаны. В современном образовании педагогический процесс направлен на всестороннее развитие личности, поэтому нравственные качества развиваются в комплексе.

  1. Роль художественной литературы в воспитании

честности и правдивости

Задачей нашего исследования является выявление возможностей художественной литературы в воспитании честности и правдивости.

Художественное произведение привлекает детей не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Младшие школьники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание с героями, умение следить за развитием сюжета, сопоставление с реальными событиями помогают школьнику сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, стихотворения. различные перевертыши, небылицы .

Для воспитания нравственных качеств, таких как честность и правдивость, необходимо правильно подобрать материал по художественной литературе. В работе могут быть использованы художественные произведения,  представленные в приложении 1.

При прочтении данных произведений, рекомендуется воспитателю  произвести анализ при помощи таких методов, как: беседа, пересказ, инсценировка. Анализируя данные произведения, для выработки нравственно ценностных ориентаций, необходимо подчеркивать моральные качества главного героя, показать детям, что в его поступках является положительным, а что отрицательным. Можно предложить детям продолжить рассказ и придумать свои варианты завершения сюжета, при этом можно проследить, на сколько у ребенка развиты нравственные качества (честность, правдивость, доброжелательность и др.).

Чтение произведений о честности и правдивости помогает школьникам различать честные и правдивые поступки от нечестных, выявить причину этих поступков, анализировать их.

Дети постепенно понимают, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу. Н-р: В рассказе В. Осеева «Почему», автор описывает переживания мамы, которые заставляют мальчика признаться, сказать правду. Этот рассказ помогает развивать чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого – это несправедливо, нечестно.

При чтении рассказов В. Драгунского «Тайное становится явным» и рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» дети усваивают то, что рано или поздно плохой поступок станет известен взрослым, родителям и последует наказание в виде мучительной вины, переживаний.

После чтения рассказа Н. Носова «Огурцы», дети с помощью главного героя – мальчика по имени Котька, усваивают то, как мучительно стыдно бывает после того, как поступаешь нечестно, понимают его душевное состояние.

Рассказ Н. Носова «Фантазеры» учит детей различать обман и выдумку (фантазию), развивает стремление быть правдивым, тактичным. Во время обсуждения этого рассказа, дети затрудняются правильно оценить поступки трех мальчиков, которые как будто бы все говорят неправду. Но постепенно приходят к  такому выводу, что Мишутка со Стасиком никому никакого вреда не сделали, они просто фантазировали, а вот Игорь поступил так, что пострадала его сестренка. Такой поступок можно назвать жестоким и несправедливым.

Огромное значение  в воспитании честности и правдивости играет чтение русских народных сказок. С помощью главных героев дети усваивают нормы, правила поведения, учатся различать добро и зло, справедливость и ложь. Всё это впоследствии помогает анализировать свои поступки, поступки своих сверстников и взрослых людей.

Постоянное чтение художественных произведений о правдивости и честности, проведение этических бесед по прочитанному помогают осмыслить и дать четкое определение понятиям: «правдивость», «честность». Дети приходят к пониманию того, что если всегда поступать честно, справедливо, то и к ним начнут хорошо относиться, будут считать их справедливыми и добрыми людьми. А ни это ли является высшей оценкой к себе окружающих людей.

 Глава 2. Изучение состояния проблемы воспитания честности и правдивости у детей младшего школьного возраста.

2.1 Методика констатирующего эксперимента        

Одной из  задач является – определить уровень сформированности представлений о честности и правдивости у детей младшего школьного возраста, а также изучить состояние практики работы по использованию художественной литературы в целях воспитания честности и правдивости младших школьников.

Критериями оценки сформированности представлений о честности и правдивости выступают следующие:

- знание нравственных норм честного и правдивого поведения;

- способность ребенка оценить поступки других детей и взрослых с точки зрения их соответствия нормам честности и правдивости;

- умение сформулировать указанные нравственные нормы;

- сформированность обобщенных представлений о честности и правдивости.

На основании результатов двух методик по суммарной оценке определяется уровень сформированности честности и правдивости у детей в соответствии со следующей шкалой:

- высокий уровень – 6 баллов;

- средний уровень – 4 – 5 баллов;

- низкий уровень – 1 – 3 балла.

Для диагностики сформированности нравственных качеств честности и правдивости  были выбраны две методики:

1. Методика «Закончи историю».

2. Методика «Беседа».

Кратко охарактеризуем эти методики.

1. Методика «Закончи историю» .  

Данная методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводится индивидуально.

Инструкция к тесту

«Я  тебе расскажу историю, а ты ее закончи».

Тестовый материал:

Вова сломал Мишиного  робота. Ничего не сказав Мише об этом, он положил его к нему шкафчик.

- Честно или нечестно поступил Вова?

- Кого можно назвать честным, правдивым?

- Как бы ты поступил в этой ситуации?

- Считаешь ли ты себя честным?

Обработка результатов теста:

Обработка предложена Г. А. Урунтаевой:

  • 0 баллов - учащийся не может оценить поступок мальчика.
  • 1 балл - учащийся оценивает поведение мальчика как честное или нечестное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
  • 2 балла – учащийся называет нравственную норму честного и правдивого поведения, правильно оценивает поведение мальчика, но не мотивирует свою оценку.
  • 3 балла -учащийся называет нравственную норму честного и правдивого поведения, правильно оценивает поступок мальчика и мотивирует свою оценку.

2. Методика «Беседа». Методика предназначена для изучения представлений детей о честности и правдивости.

Процедура проведения теста:

На первом этапе в классе, учащимся  читается рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным». Далее исследование проводится индивидуально. Учащему задается следующий вопрос: «Как ты понимаешь выражение: «Тайное становится явным»?

Обработка результатов теста:

Анализируя объяснения детей, определить, на что при этом ссылается учащийся:

  • на обобщенное представление о качестве;
  • на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации;
  • на литературных и сказочных персонажей;
  • на самого себя («Я хороший и честный,  я никогда не обманываю»);
  • на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Честный тот, кто всё про всех рассказывает»);
  • на конкретное действие главного героя;
  • на оценку качества («Который обманывает… он плохой…»);
  • на недифференцированное представление о качестве («Правдивый, который делает все только правдивое»).

Анализируют ошибки в представлениях учащихся о качествах, например:

  • объяснение одного качества через другое;
  • название действий, не связанных с данным качеством;
  • неправильная нравственная оценка качества.

Данные соотносят с примерным содержанием представлений о нравственно-волевых качествах:

  • Имеют элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».  На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются представления о честности и правдивости.
  • Имеют представления о честности и правдивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
  • Имеют обобщенные представления о правдивости и честности на конкретных примерах («Правдивый - тот, кто не берет чужих вещей»).
  • Имеют  четкие обобщенные представления о честности и правдивости. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, обман.

Выясняют соответствие представлений о честности и правдивости возрасту.  

Результаты применения описанных методик представлены ниже.

2.2 Особенности проявления честности и правдивости у детей младшего школьного возраста.

В исследовании принимали участие учащиеся в количестве 25 человек.

Полученные в констатирующем эксперименте индивидуальные результаты методики «Закончи историю» представлены в табл. 1. Приложении 1.

Определенная часть детей показала низкий уровень сформированности представлений о честности и правдивости, которому соответствует оценка в 1 балл.

4 человека или (20,0 % класса) были отнесены мною к этому уровню. Эти дети правильно оценили поведение мальчика в истории, но не смогли мотивировать свою оценку и сформулировать нравственную норму.

   Высокую оценку уровня сформированности представлений о честности и правдивости получили 4 человека (20,0 % класса), чему соответствует оценка в 3 балла и наличие четко сформулированной нравственной нормы честного и правдивого поведения.

Средний уровень показали 17 детей(60,0 % класса). В данном случае дети получили 2 балла за правильную оценку поведения, которая не всегда была четко определена на вербальном уровне.

 Анализ результатов проведения второй методики «Беседа» представлен в таблице 2 Приложения 1

Так,  Диана Н. на вопрос:  Как ты понимаешь выражение: «Тайное становится явным», ответила: «Когда что-то скрываешь, всегда об этом узнают» Оценка собственной честности характеризуется у девочки следующим высказыванием: «Я никогда не вру».

Слава К. на этот  вопрос ответил так: «Видно всегда, если кто- то врет». На вопрос «Всегда ли ты поступаешь честно?» мальчик ответил так: «Ну, не всегда, один раз наврал папе».

Вика С. на этот вопрос ответила: «Тайну все узнают, нельзя выкидывать кашу в окно». Оценка собственной честности характеризуется словами: «Я бы так не поступила, маму не надо обманывать».

Многие дети не смогли сказать, как они понимают выражение: «Тайное становится явным», но поведение мальчика оценивают как отрицательное.

По данным таблицы  можно сделать вывод, что у 6 (30%) детей представления о нравственном поведении сформированы на элементарном уровне, когда они отрицательно оценивают соответствующие поступки людей, но честность и правдивость как определенным образом характеризующие людей качества еще этими детьми самостоятельно не выделяются.

17 человек (50,0 %) характеризуются конкретным характером представлений о нравственном поведении и соответственно честности и правдивости («Правдивый - тот, кто не берет чужих вещей»). 4 детей (20,0 %),  отличаются наличием в достаточной степени обобщенных представлений о нравственно волевых качествах.

.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о наличии в классе большого числа детей со среднем уровнем сформированности представлений о честности и правдивости (50,0 %) и недостаточном уровне их обобщенности 6 детей (элементарные представления имели место у 20,0 % детей).

Только 4 учащихся показали высокий уровень (30,0 % группы) сформированности обобщенных представлений о честности и правдивости. Таблица №3 Приложение 1.

Также, в целях выявления использования художественной литературы как средства воспитания честности и правдивости, учащимся была предложена анкета.  Приложение 2.

 Результаты анкетирования показали, что  дети не достаточно много времени отводят чтению художественной литературы. Малый процент детей  анализируют прочитанное, и задумываются о поступках главных героев. Но дети согласны с тем, что произведения  развивают нравственные качества и называют достаточно много положительных качеств, наиболее необходимых человеку. На вопрос, где нужно перечислить названия произведений, воспитывающие честность и правдивость, большинство детей называют произведения из школьной программы или из современных книг и фильмов (Мышиный король, Мумитроль, Щелкунчик, Гарри Потер и др…).

Эти результаты указывают на необходимость проведения с учащимися определенной работы по воспитанию у них качеств честности и правдивости.

2.3 Использование художественной литературы в педагогическом процессе воспитания честности и правдивости у детей младшего школьного возраста.

После проведения диагностического обследования уровня сформированности честности и правдивости у детей второго класса необходимо оценить состояние практики работы по использованию художественной литературы для формирования этих качеств в классе. С целью выявления условий, способствующих воспитанию данных качеств, были проанализированы календарные планы с 1по 4 классы гимназии,

ознакомились с содержанием книжных уголков, побеседовали с родителями.

Литературные произведения подбираются в первую очередь с учетом календарного планирования и программных требований.

Среди них достаточно много произведений, посвященных воспитанию нравственных качеств, но практически отсутствует тематика честности и правдивости. После чтения проводятся беседы по содержанию произведений.

Существенную роль в формировании у младших школьников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Осмотр книжных уголков показал, что в основном все они отвечают предъявляемым требованиям к их оформлению и содержанию: находятся в удобном, хорошо освещенном месте, эстетически оформлены, доступны для детей. Но в их тематике очень мало произведений о честности и правдивости.

В целях выяснения состояния вопроса в отношении использования родителями художественной литературы для воспитания честности и правдивости у детей им были проведены индивидуальные беседы.

Анализ результатов индивидуальных бесед показал, что не все родители относятся к детскому чтению так, как этого бы хотелось. Многие родители считают, что их детям достаточно произведений, которые изучаются на уроках чтения. Во многих семьях детская библиотека отсутствует, так как существует интернет. Воспитание нравственных качества, в том числе честности и правдивости, происходит только в быту, в жизненных ситуациях.

Таким образом, мы выяснили, что работа по формированию честности и правдивости посредством художественной литературы организована в недостаточной степени как в практике класса гимназии, так и в семьях. Педагоги и родители не полностью используют развивающий потенциал художественной литературы, из чего следует, что необходима система работы по формированию честности и правдивости с помощью художественных произведений.

В целях воспитания у детей представлений о честности и правдивости, развития у них названных нравственных качеств можно рекомендовать использовать следующее:

-пополнить книжные уголки произведениями воспитательного характера, в частности о честности и правдивости;

-включать в планы воспитательской работы чтение произведений, воспитывающие честность и правдивость;

- как можно чаще демонстрировать детям образцы честного и правдивого поведения (в литературных произведениях, кинофильмах и т.п.);

- создавать воспитывающие ситуации, то есть условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, говорить ли правду или солгать;

- поощрять за нравственное поведение похвалой (как индивидуально, так и при других детях);

- наказывать только в исключительных случаях, когда нечестный поступок ребенка требует применения такой меры;

- использовать пример для подражания, в качестве которого могут выступать учитель. воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой, для формирования качеств честности и правдивости у младших школьников;

- способствовать более осознанному усвоению норм честности и правдивости посредством бесед с детьми (индивидуально или со всем классом), рассказов, но без скучной морализации и нотации;

- при всяком удобном случае разъяснять, как и почему следует быть честным и правдивым в той или иной ситуации.

2.4 Система работы по формированию честности и правдивости средствами художественной литературы  у детей младшего школьного возраста

На основании полученных данных эксперимента и анализа работы по формированию честности и правдивости у детей младшего школьного возраста нами были сформулированы направления дальнейшей работы. Выдвинута цель формирующего эксперимента – разработать и реализовать на практике систему работы по формированию честности и правдивости у детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы.

Работа по разработке системы для формирования честности и правдивости была мною начата с того, что были разработаны перспективные планы. подобраны художественные произведения, которые затем были распределены по месяцам; систематизированы отрывки из литературных произведений по их направленности на решение проблемных ситуаций, оценивание поступков главных героев на соответствие их поведения честному и правдивому. Тематика, цели и задачи смотри в приложении № 4.

Основной формой, которая использовалась в работе с детьми – это воспитательский час. В это время  проводятся беседы, как со всем классом, так и по подгруппам (в зависимости от сетки дополнительных занятий). Конспекты бесед и проблемных ситуаций представлены в приложении №5.

В работе с родителям использовались такие формы, как:

- консультации (индивидуальные и групповые);

          - подбор художественных произведений, которые необходимо читать детям.

Например, были проведены консультации для родителей на следующие темы:

- «Чтобы росли воспитанными».

- «Почему дети говорят неправду».

- «Значение художественной литературы в воспитании у детей нравственных качеств»  приложении №6

В книжный уголок в группе были выставлены произведения, предназначенные для воспитания честности и правдивости. Их перечень представлен в Приложении № 3.

Заключение

    Когда учащийся начинает активную жизнь в человеческом обществе, среди сверстников, он сталкивается со множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Это все – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развивает и собственные  качества: порядочность, человеколюбие, честность, принципиальность, правдивость, бескорыстность – и составляет понятие нравственности. Ребенку школьного возраста еще не легко ориентироваться в выборе правильности поступков, поэтому очень важна поддержка взрослого (учителя, воспитателя и родителей).

Анализ содержания нравственного воспитания школьников, проведенный в работе, показал, что воспитание честности и правдивости  является важным элементом в формирование личностных качеств ребенка, но такие качества не могут формироваться автономно, так как одно нравственное качество тесно переплетается  с другим и они взаимосвязаны. В современном образовании педагогический процесс направлен на всестороннее развитие личности, поэтому нравственные качества развиваются в комплексе.

Для развития нравственных качеств честности и правдивости применяются такие педагогические методы, как:

- беседа с воспитанником о нравственных качествах, похвала при правильном поведении;

- личный пример честного и правдивого поступка педагога;

- анализ образцов поведения на базе художественных произведений.

Художественная литература выступает эффективным средством нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Благодаря присущей ей яркой образности и смысловой наполненности художественная литература для детей вызывает у школьников живой отклик, что создает почву для эффективного воздействия на формирование отдельных нравственных качеств, в частности, таких, как честность и правдивость. Чтение произведений о честности и правдивости помогает детям различать честные и правдивые поступки от нечестных, выявить причину этих поступков, анализировать их, чему способствуют и используемые воспитателем методы работы (беседа, пересказ, инсценировка). Герои литературных произведений становятся для школьников образцом для подражания.

 Литературные произведения используются для побуждения выражать свое отношение к поступкам литературных героев, определять их соответствие нормам морали, в том числе честности и правдивости.

В соответствии с поставленными задачами нами было проведено исследование уровня сформированности честности и правдивости у детей младшего школьного возраста. Для диагностики сформированности названных качеств использованы методика «Закончи историю» и методика «Беседа».

По результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о наличии в экспериментальной группе большого числа детей со среднем уровнем сформированности представлений о честности и правдивости (50,0 %) и недостаточном уровне их обобщенности (элементарные представления имели место у 30,0 % детей).

Только 4 учащихся показали высокий уровень (20,0 %) сформированности представлений о честности и правдивости. Обобщенные представления сформированы у 2 детей (20,0 % ).  

Эти результаты указывали на необходимость проведения с детьми определенной работы по воспитанию у них качеств честности и правдивости.

Анализ сложившейся ситуации показал, что работа по формированию честности и правдивости посредством художественной литературы организована в недостаточной степени как в классной работе, так и в семьях. Педагоги и родители не полностью используют развивающий потенциал художественной литературы, из чего следует, что необходима система работы по формированию честности и правдивости с помощью художественных произведений.

Поэтому в соответствии с задачами программы  была разработана система работы по формированию честности и правдивости у детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы. Были разработаны перспективные планы по нравственному воспитанию с 1 по 4 классы. Ежемесячно запланировано по четыре занятия в форме беседы, классного часа, развлечения на нравственную тему Предварительно были подобраны художественные произведения, систематизированы отрывки из литературных произведений. В ходе работы используются разнообразные формы и методы, помогающие детям осмысливать честные и нечестные поступки героев, осознавать ценность честности и правдивости, соотносить образцы честных поступков из художественной литературы с примерами из жизненного опыта детей, воспитывающие желание детей быть похожими на героев с положительными формами поведения.        

 В работе с родителями использовались такие формы, как анкетирование, консультации (индивидуальные и групповые), родительские собрания, подбор художественных произведений, которые необходимо читать детям, и оформление книжного уголка.

В целом поставленные задачи были решены и цель достигнута.

Список использованной литературы:

1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2.. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона.-5-е изд.- М.: Политиздат, 1983.

3. Урунтаева Г.А. , Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей / под ред. Г. А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.  

4. Чекина Л. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности // Научно-культурологический журнал. 2006. №11 [133] // http://www.relga.ru/

5.Ботович Л. И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Проблемы формирования личности. Избранные труды.  Под редакцией Д. И. Эльконина.Воронеж,1995.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология под редакцией В. В. Давыдова. Москва, 1991.

7. Джежелей О. В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение». Начальная школа, 1994, №3. 8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания. Москва.1989.

9. Кутьева Н. Д. Литература в начальной школе. Москва 1993.

10. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. Москва. 1964.

11. Психология. Словарь. Под редакцией Петровского А. В., Ярошевского М.Г. Москва, 1990.


Приложение 1

Таблица 1

Уровень сформированности представлений о честности и правдивости детей

младшего школьного возраста в методике «Закончи историю»

Уровень сформированности

Кол-во детей

%

Высокий

4

20,0

Средний

17

60,0

Низкий

4

20,0

Итого

25

100,0

 

Таблица 2

Степень обобщенности представлений о нравственно-волевых качествах

детей старшего дошкольного возраста в методике «Беседа»

Степень обобщенности

Кол-во детей

%

Элементарные представления

6

30,0

Частично обобщенные представления

15

50,0

Обобщенные представления

4

20,0

Итого

25

100,0


Таблица 3

Индивидуальные результаты  младших школьников в констатирующем эксперименте

№ п/п

Фамилия, имя

ребенка

Кол-во

баллов

1.

Ануфриева Инга

4

2.

Бадретдинов Данил

3

3.

Шибанова Полина

5

4.

Басюк Максим

3

5.

Баталова Даша

3

6.

Брагин Артем

5

7.

Гусамова Вита

6

8.

Злоян Света

4

9.

Калашин Олег

5

10.

Кириллова Надя

6

11.

Козлов Роман

5

12.

Коваль Виталина

5

13.

Колесников Андрей

4

14.

Клаузер Слава

3

15.

Кучма Стас

4

16.

Назаргулова Диана

5

17.

Рудычук Катя

5

18.

Скворцова Лиза

6

19.

Сторожук Вика

5

20.

Тамкович Дима

3

21.

Твердомед Аня

6

22.

Хаджинов Илья

5

23.

Черепанова Аня

4

24.

Чернов Женя

3

25.

Чичинский Коля

4


Литературные произведения, направленные на развитие

честности и правдивости:

  1. Драгунский В.Ю. «Денискины рассказы»  («Смерть шпиона Гадюкина»,  «Зеленые леопарды», «Друг детства», «Рыцари и еще 57 историй», «Тайное становится явным»).
  2. Пермяк Е.А. «На все цвета радуги»
  3. Пивоварова И.М. «О чем думает моя голова: рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса»
  4. Зощенко М.М. «Леля и Минька», «Галоши и мороженое», «Веселые истории»
  5. Лагунов К.Я. «Ромка, Фомка и Артос: повести и сказки»
  6. Носов Н.Н. «Приключение Толи Клюквина», «Огурцы», «Фантазёры», «Леденец», «Карасики».
  7. Белинский А.И. «Где это видано, где это слыхано…»
  8. Л. Толстой «Косточка», «Лгун».
  9. К. Нефедова «Банка с вареньем».
  10.  Л. Пантелеев «Честное слово»
  11.  В. Осеева «Почему».
  12.  А. Толстой «Приключение золотого ключика».
  13. Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди».
  14. Русские народные сказки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...

Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...

Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста

В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)

«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...

«Формирование нравственных качеств через художественную литературу у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью»

Аннотация: Данная статья посвящена изучению технологий формирования нравственных качеств у детей с умственной отсталостью.Ключевые слова: сказкотерапия, нравственные качества, воспитание, умственная о...