Конспект родительского собрания "«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»"
методическая разработка (2 класс)

Яхонтова Елена Павловна

Родительское собрание во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.82 КБ
Файл prilozheniya.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

                       

“Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло”

Тема: «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Цели:

• выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;

• познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;

• дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

ХОД СОБРАНИЯ

Кл. рук. :- Я поздравляю всех вас с приближающимся окончанием 2й четверти, первой оценочной. На сегодняшний день в нашем классе назрел острый,  болезненный  вопрос  - невыполнение учащимися дз, особенно по устным предметам, а некоторыми учениками невыполнение дз вообще, и некачественное выполнение дз.  Дети на вопрос «почему?» отвечают по-разному:

-Забыл.

 -Не кому со мной было сделать, я ко всем подходила, но никто не захотел

-Не записал и т.д.

К чему это привело на данный момент? По математике некоторые ребята не знают состава чисел, материал каждый день усложняется, мы уже проходим сложение и вычитание двузначных чисел, не говоря о задачах и приближающейся таблице умножения.

По русскому языку не учат правила и словарные слова, как следствие безграмотные диктанты и творческие работы.

По литературному чтению и окружающему миру не читают совсем или читают, но  не пересказывают. Итог: Техника чтения на уровне 1класса, чтение слоговое, не понимают сами, что прочитали, пересказать не могут. На уроке слышны недовольства со стороны одноклассников, ребёнок становится мрачным и агрессивным, пропадает интерес к учёбе.

Можно ни чего не говорить об усвоении программы. Это снежный ком и он с каждым днём всё больше.

Уважаемые родители! Вспомним, с какой радостью пришли дети в первый класс. Сколько надежд, счастливых ожиданий связывалось с учебой! Увы, далеко не все они сбываются. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее  признак — оценка — часто не радует. А ведь более 2/3 неуспевающих детей потенциально способны, но эти способности по разным причинам у них не развиты. Вероятно, одной из таких причин является неумение родителей вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности, а особенно при выполнении домашних заданий. Прочитайте эпиграф к нашему собранию.

Информация о домашних заданиях

В зависимости от назначения можно выделить ряд видов домашних заданий (классификация В. В. Титовой. Таблица «Виды домашних заданий», дается время на прочтение таблицы. )

Виды домашних заданий (Д/з)

Д/з

Назначение

На закрепление знаний и умений

Заучивание учебного текста, его пересказ, сбор дополнительного материала из других источников

На систематизацию изученного материала

Установление связей и отношений между изучаемыми явлениями и процессами. Например: «Подсчитай результаты наблюдений за погодой и составь характеристику осенней погоды»

На развитие умений выполнять мыслительные операции

Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Например: «Сравни причины раннего цветения растений в степи и в лесу», «Выдели общие признаки животных- хищников» и т.п.

На применение знаний

Подготовка опытов, проведение домашних экспериментов, изготовление гербария, написание коротких докладов и т.п.

Для проверки знаний и умений

Осмысление фактов, умение применять их на практике. Например: «Посади семена гороха. Когда появятся всходы, одно растение оставь на окне, а другое поставь в шкаф. Через неделю сравни проростки. Сделай вывод о назначении света в жизни растений»

На подготовку к восприятию материала следующего урока

Например, на уроке «Птицы зимой» изучались снегирь и дятел. На дом учащимся дается задание провести наблюдение за синицей

Творческого характера

Решение творческих и «проблемных» задач. Например, написание своей сказки, рассказа. Или: «Определи причины более позднего прилета грачей в этом году по сравнению с прошлым годом»

(Родителям раздаются таблицы "Нормативы сна младших школьников», «Нормативы продолжительности прогулок на свежем воздухе», «Нормативы продолжительности домашних учебных занятий».) Приложение5

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно – материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое – то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны. Мнение о том, что усвоение идет легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о

Полезно вместе с ребенком составить памятку  ”Садимся за уроки” (Приложение3). Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.

Приступать к домашнему заданию лучше через 1,5 — 2 ч по возвращении из школы. Лучше начинать готовить уроки в 16 ч.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких?

В идеале ребенок должен выполнять уроки самостоятельно. Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания.

Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

И главное –не забывайте хвалить вашего ребенка!

Практическая работа родителей в микрогруппах, где они пытаются выполнить предложенные задания. (Приложение2)

Задание № 1 (для первой микрогруппы)

Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

Вопросы:

1. Если ребенок ходит в продленку, то все должен делать там. А как вы считаете?

2. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

3. Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

Задание № 2 (для второй микрогруппы)

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

Вопросы:

1. Как вы оцениваете поведение родителей?

2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

3. Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?

Проект решения:

1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

— Наше собрание подходит к концу. Я надеюсь, что для вас оно не прошло бесследно, а как  результат: повышающаяся успеваемость наших детей, улыбки и радость на их лицах.                        У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви со стороны родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Может, эти ощущения послужат первым шагом решения проблемы. Постарайтесь устранить неприятности, но не обсуждайте с ребенком все подробности. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка. Вы всегда можете подойти к педагогу и поговорить с ним. Принимайте, по возможности, участие в жизни школы и класса. Ребенок этим очень гордится, а вы будете лучше осведомлены в том, что происходит с ним в школе.

Родителям раздаются памятки. (Приложение1,4)

Памятка ребёнку  «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка родителям  «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите как это сделать на примере аналогичной задачи.

Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

Окружающий мир – не только по тетради, но и по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.



Предварительный просмотр:

Приложение1

Памятка «Как готовить задание по русскому языку»

1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

3. Прочитай задания упражнения.

4. Прочитай все упражнение. Устно выполни все задания к нему.

5. Выполни упражнение письменно.

6. Проверь всю работу.

Памятка «Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся почувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение еще 2—3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. По окончании домашней работы повтори стихотворение еще 2—3 раза, не заглядывая в текст.

7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, расскажи его наизусть.

Памятка «Если на заучивание стихотворения дано 2 дня»

1. Первый день. Прочитай стихотворение «про себя». Выясни непонятные слова и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение «про себя». Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

2. Второй день. Прочитай стихотворение «про себя». Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

Памятка «Если стихотворение большое и трудно запоминается»

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5. Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть все стихотворение.

7. Повтори стихотворение еще раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Памятка «Как решать задачи»

1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.

2. Запиши задачу кратко и выполни чертеж.

3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.

5. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

Приложение2

Задание № 1

Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

Вопросы:

1. Если ребенок ходит в продленку, то все должен делать там. А как вы считаете?

2. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

3. Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

Задание № 2

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

Вопросы:

1. Как вы оцениваете поведение родителей?

2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

3. Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Приложение3

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Приложение4

Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?

Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите как это сделать на примере аналогичной задачи.

Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

Окружающий мир – не только по тетради, но и по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в старших  классах.

Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

Математика. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите как это сделать на примере аналогичной задачи.

Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

Окружающий мир – не только по тетради, но и по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

Приложение5

Нормативы сна младших школьников (ч)

Возраст, лет

Ночной сон

Дневной сон

6—7

10,5—11

1,5-2

7—8

10,5—11

1,5—2

8—9

10,5—11

9—10

10.5

Нормативы продолжительности прогулок на свежем воздухе (ч)

Возраст, лет

Продолжительность

6

4

7—10

3,5

Нормативы продолжительности домашних учебных заданий (мин)

Возраст, лет

Продолжительность

6,5

30—60

7

60—90

8—10

90—120


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»...

Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Памятка   «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»...

Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков.

Памятка. Как приучить к самостоятельности в приготовлении уроков....

Памятка для родителей. «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?» ...