Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Капралова Маргарита Васильевна

Необходимо обучать детей тому, что подразумевается под словом "ответственность". В статье пишется о том, какими способами это можно делать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp.otv_._u_detey_statya_.docx99.03 КБ

Предварительный просмотр:

           Воспитание ответственности у детей

Каждый хочет вырастить детей, которые превратятся в ответственных взрослых личностей, но это не произойдет само по себе. Необходимо обучать детей тому, что подразумевается под словом ответственность. Это можно делать различными способами, например, поручив ребенку воспитание домашних питомцев, самостоятельное выполнение домашней работы по школьным предметам или поддержание чистоты в комнате. Но существует еще один эффективный инструмент, о котором многие родители стали забывать в последнее время, — закрепление за ребенком определенных домашних обязанностей. Это отличный способ для воспитания в детях чувства ответственности даже в юном возрасте, так как есть множество действий, с которыми успешно справится даже ребенок. Почему дети должны выполнять домашние обязанности?

Даже если вашему ребенку всего несколько лет, у него все равно должны быть незначительные домашние задачи. Таким образом, вы предоставляете ему возможность стать ответственным за какое-либо дело. Когда вы начинаете уделять этому вопросу внимание еще с раннего возраста, ребенок знакомится с тем, что такое чувство выполненного долга. А подобный опыт полезен во многих отношениях. Дети также смогут привыкнуть к выполнению обязательной рутины, что очень пригодится им в дальнейшем.

Работа по дому подготовит ребенка к взрослой жизни, когда ему придется заботиться уже о самом себе или собственной семье. Гораздо лучше, если он будет учиться домашним обязанностям постепенно по мере его взросления, чем пытаться впихнуть в себя все эти знания непосредственно в момент, когда покинет родительский дом и начнет самостоятельную жизнь.

Какие обязанности уместны в том или ином возрасте

Дел по дому очень много, поэтому легко можно найти задачу, соответствующую возрасту вашего ребенка. Например, малыши могут помогать вам собирать грязную одежду перед стиркой или самостоятельно убирать свои игрушки после игр. Чем старше становятся дети, тем с более объемными и ответственными задачами они могут справляться.

Ребенок в возрасте шести лет уже может подметать пол и убирать посуду со стола (начинать можно с пластиковых предметов, если вы боитесь, что он разобьет стеклянные). В восемь лет ему можно доверить пылесос и обязанность очищать с его помощью полы от мусора. Вы должны интуитивно понимать, с какими обязанностями ребенок уже может справляться самостоятельно, при этом вам следует забыть о своем перфекционизме. Уроки, которые дети извлекут из выполнения дел по дому, стоят нескольких пропущенных пятен на посуде или оставленных пыльных участков после уборки пылесосом.

Использование позитивного подкрепления

Награждать ребенка за проделанную работу можно различными способами. Малыши обычно радуются даже обычной похвале. А вот старшие дети уже могут попросить что-то более весомое взамен приложенных ими усилий. Возраст вашего ребенка будет играть большую роль в том, какую форму положительного подкрепления вам стоит выбрать. Например, дети в возрасте от трех до шести будут рады каждую неделю получать небольшую игрушку или какие-либо материалы для творчества. По мере взросления ребенка эта система вознаграждения может трансформироваться в выплату денег на карманные расходы. Причем сумма может быть фиксированной или основанной на тех обязанностях, которые ребенок выполнял за тот или иной период.

Составление графика домашних обязанностей

Четкое расписание дел по дому — это замечательный инструмент для любой семьи, так как он позволяет отслеживать обязанности и закреплять их за тем или иным членом семьи. Этот график также можно использовать для вознаграждения усилий, приложенных ребенком. Например, вы можете клеить на него забавные стикеры или писать слова похвалы за отлично проделанную работу. Также можно организовать конкурс, например, если ребенок успешно выполнял все свои задачи в течение недели, то по ее окончании он может выбрать для себя приз.

Изменение системы по мере взросления ребенка

Чем старше дети, тем сложнее должны становиться их обязанности, так как теперь они могут брать на себя большую ответственность. Вместо того чтобы выполнять несколько домашних дел в неделю, ребенок может справляться с несколькими обязанностями каждый день. Так как задачи становятся сложнее, многие родители именно поэтому начинают вознаграждать ребенка карманными деньгами. Для многих детей домашние дела становятся их первой «работой». Она учит их тому, что вознаграждение (денежное или любое другое) является результатом приложенных усилий. Кроме того, ребенок должен обязательно понимать, что главная награда за выполнение домашних дел — это чистота в доме и чувство выполненного долга.

Дети моют посуду

Дети помогают маме в огороде

Начало формы

Конец формы

 

 

 

 

 

Оставьте Ответ

Начало формы

Конец формы

Дел по дому очень много, поэтому легко можно найти задачу, соответствующую возрасту вашего ребенка. Например, малыши могут помогать вам собирать грязную одежду перед стиркой или самостоятельно убирать свои игрушки после игр. Чем старше становятся дети, тем с более объемными и ответственными задачами они могут справляться.

Ребенок в возрасте шести лет уже может подметать пол и убирать посуду со стола (начинать можно с пластиковых предметов, если вы боитесь, что он разобьет стеклянные). В восемь лет ему можно доверить пылесос и обязанность очищать с его помощью полы от мусора. Вы должны интуитивно понимать, с какими обязанностями ребенок уже может справляться самостоятельно, при этом вам следует забыть о своем перфекционизме. Уроки, которые дети извлекут из выполнения дел по дому, стоят нескольких пропущенных пятен на посуде или оставленных пыльных участков после уборки пылесосом.

Использование позитивного подкрепления

Награждать ребенка за проделанную работу можно различными способами. Малыши обычно радуются даже обычной похвале. А вот старшие дети уже могут попросить что-то более весомое взамен приложенных ими усилий. Возраст вашего ребенка будет играть большую роль в том, какую форму положительного подкрепления вам стоит выбрать. Например, дети в возрасте от трех до шести будут рады каждую неделю получать небольшую игрушку или какие-либо материалы для творчества. По мере взросления ребенка эта система вознаграждения может трансформироваться в выплату денег на карманные расходы. Причем сумма может быть фиксированной или основанной на тех обязанностях, которые ребенок выполнял за тот или иной период.

Составление графика домашних обязанностей

Четкое расписание дел по дому — это замечательный инструмент для любой семьи, так как он позволяет отслеживать обязанности и закреплять их за тем или иным членом семьи. Этот график также можно использовать для вознаграждения усилий, приложенных ребенком. Например, вы можете клеить на него забавные стикеры или писать слова похвалы за отлично проделанную работу. Также можно организовать конкурс, например, если ребенок успешно выполнял все свои задачи в течение недели, то по ее окончании он может выбрать для себя приз.

Изменение системы по мере взросления 

Изменение системы по мере взросления ребенка

Чем старше дети, тем сложнее должны становиться их обязанности, так как теперь они могут брать на себя большую ответственность. Вместо того чтобы выполнять несколько домашних дел в неделю, ребенок может справляться с несколькими обязанностями каждый день. Так как задачи становятся сложнее, многие родители именно поэтому начинают вознаграждать ребенка карманными деньгами. Для многих детей домашние дела становятся их первой «работой». Она учит их тому, что вознаграждение (денежное или любое другое) является результатом приложенных усилий. Кроме того, ребенок должен обязательно понимать, что главная награда за выполнение домашних дел — это чистота в доме и чувство выполненногЧем старше дети, тем сложнее должны становиться их обязанности, так как теперь они могут брать на себя большую ответственность. Вместо того чтобы выполнять несколько домашних дел в неделю, ребенок может справляться с несколькими обязанностями каждый день. Так как задачи становятся сложнее, многие родители именно поэтому начинают вознаграждать ребенка карманными деньгами. Для многих детей домашние дела становятся их первой «работой». Она учит их тому, что вознаграждение (денежное или любое другое) является результатом приложенных усилий. Кроме того, ребенок должен обязательно понимать, что главная награда за выполнение домашних дел — это чистота в доме и чувство выполненного долга.



Теперь нажимаю на левую кнопку мышки и, не отпуская ее, перемещаю курсор вниз по тексту, тем самым закрашивая его.

После выделения, отпускаю левую кнопку мышки и навожу курсор на любую выделенную часть текста.

 Щелкаю один раз правой кнопкой мышки и из появившегося списка выбираю пункт «Копировать» После этого ничего не происходит, но так и должно быть.

Хоть мы этого и не видим, но компьютер уже запомнил текст. Осталось его вставить в файл

Создаю новый файл. Для этого открываю на компьютере ту папку, куда хочу записать текст. Внутри нее щелкаю по пустому месту правой кнопкой мышки. Из списка выбираю пункт «Создать» и в появившемся дополнительно меню щелкаю по пункту «Документ Microsoft Office Word» или «Тестовый документ OpenDocument». Появляется новый файл и компьютер «просит» его как-то назвать. Печатаю название для него и щелкаю левой кнопкой мышки по пустому месту для закрепленияИтак, файл есть. Теперь его нужно открыть и записать внутрь текст. Открываю этот только что созданный файл. Загружается программа – текстовый редактор. Большая белая часть в ней – это обычный альбомный лист формата А4. Навожу курсор на эту белую часть (в любое место) и щелкаю один раз правой кнопкой мышки. Откроется список, в котором нужно нажать на пункт «Вставить». Программа немного подумает и вставит нужный текст в белый лист вместе с картинками, схемами, таблицами и другими деталями. Теперь осталось просто сохранить его. Для этого нажимаю на кнопку с изображением дискеты в верхней части программы http://www.neumeka.ru/images/stat/int/save_text/20.pngВот и все – текст из интернета записан в компьютер! Проверяю: закрываю программу вместе с текстом и снова открываю созданный недавно файл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"

В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...

Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста

Современные исследования все чаще направлены на изучение проявления ответственности в младшем школьном возрасте, так как наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступлен...

Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.

Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....

Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.

Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Разработка по теме: "Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста"

Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество исследований в данной области, практика показывает, что проблема формирования ответственности у детей в младшем школьно...

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ответственности, как волевом качестве личности заключена необходимость давать отчет в своих решениях и действиях, отвечать за их результат и возможные последствия....