Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста
статья по теме
Современные исследования все чаще направлены на изучение проявления ответственности в младшем школьном возрасте, так как наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_otvetstvennosti_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста
Ответственность в психологической литературе определяется как стремление к осознанию последствий своего поведения, как средство внешнего (внутреннего) контроля и регуляции деятельности личности, как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. В ответственности, как волевом качестве личности заключена необходимость давать отчет в своих решениях и действиях, отвечать за их результат и возможные последствия.
Современные исследования все чаще направлены на изучение проявления ответственности в младшем школьном возрасте, так как наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу. Переход к школьному обучению означает коренную перестройку всего образа жизни ребенка. Перед первоклассником выдвигается целый ряд требований: он должен ходить в школу, заниматься тем, что предусмотрено школьной программой, выполнять требование учителя, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения, добиваться результатов в учебе. Однако из-за недостаточной произвольности и несформированности волевых качеств многие первоклассники не могут подчинить свое поведение установленным правилам. Задача обучения и воспитания должна заключаться в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка в школе научить его сознательно управлять своим поведением и сформировать у него требуемые для этого качества личности, в том числе ответственность.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что ответственность недостаточно сформирована у детей младшего школьного возраста и требует целенаправленного формирования.
Цель исследования – изучить особенности проявления и способы формирования ответственности у детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень сформированности ответственности у детей
младшего школьного возраста и проанализировать особенности проявления этого качества.
2. Разработать рекомендации по формированию развитию ответственности через формирование теоретических представлений и тренировку.
Ответственность в психологической литературе – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Большой круг исследователей, Л.И.Божович, Р.С. Немов, В.А.Горбачева, В.И.Селиванов рассматривает волевые качества, в том числе ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. Среди показателей ответственности можно выделить:
- осознание необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других;
- направленность действий на успешное выполнение порученных заданий;
- эмоциональное переживание задания, его характера, результата;
- осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела .
Ответственность как черта личности формируется в ходе совместной деятельности как результат осознания социальных ценностей, норм и правил.
Подводя итог выше сказанному, можно говорить о том, что ответственность является социально значимым личностным качеством, что говорит о необходимости его целенаправленного формирования.
Рассмотрим проявление ответственности у детей младшего школьного возраста. Среди показателей ответственности в младшем школьном возрасте выделяется: осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает к выполнению заданий, старается преодолеть трудности, доводит начатое дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела. У младших школьников ответственность находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра – учеба – труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности.
Исследования С.Я. Лайзане показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, затем – в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, – в учебной деятельности.
Роль игры в формировании волевых качеств ребенка, в том числе ответственности, подчеркивают также отечественные психологи. В своей работе "Развитие воли в онтогенезе" Л.И.Божович отмечает, что в игре ребенок подчиняется правилам не по принуждению, а по собственному желанию.
Одной из задач исследования ставилось выявление уровня сформированности ответственности и анализ особенностей проявления этого качества у детей младшего школьного возраста.
По результатам проведенных методик оказалось, что ответственность младшего школьника является недостаточно сформированным качеством. Только у 48,92% учащихся младшего школьного возраста проявился высокий уровень ответственности. Эти ученики выполняют задание учителя, они настойчивы и доводят дело, за которое берутся до конца. У большинства учащихся проявился средний (27%) и низкий (23%) уровни ответственности. Также было выявлено, что большинство учащихся первого класса младшего школьного возраста не совсем четко понимают, что такое "ответственность", "ответственный и безответственный ученик". Только к 3, 4 классу ребята достаточно правильно осознают понятие "ответственности" и определяют ответственного и безответственного ученика по существенным признакам. При изучении самооценки ответственности было выявлено, что учащиеся 1 классов оценивают себя в основном как очень ответственного ученика (73%) и при этом никто из них не считает себя безответственным (0%). Тогда как в 4 классе, наоборот, 20% учащихся считают себя безответственными и только 30% считают себя очень ответственными. Это говорит о том, что учащиеся 4 класса оценивают проявление ответственности у себя более объективно, чем учащиеся 1 класса. Самооценка ответственности у младших школьников не совпадает с реальным проявлением этого качества. У 84% учащихся 1-2 класса завышенная самооценка ответственности. Эти учащиеся высоко оценивают проявление у себя ответственности, но при этом из них только 30% учащихся выполнили задание учителя в срок, т.е. реально проявили ответственность. Исследование показало, что существует связь между проявлением ответственности и успеваемостью учащихся. Ребята, которые ответственно подходят к учению, выполнению заданий и т. д. добиваются лучших результатов. Из 40 человек с высоким уровнем ответственности – 35 имеют отметки 4 и 5.
Исходя из этого, следует, что ответственность является недостаточно сформированным качеством в младшем школьном возрасте и требует целенаправленного формирования
Эксперимент по формированию ответственности представляет собой комплекс специальных мер и воздействий и предполагает усвоение ребенком определенных теоретических представлений о нормах и образцах ответственного поведения с дальнейшим отображением их в реальном поведении. Эксперимент рассчитан на 1 месяц и включает в себя 2 этапа:
1. Формирование представлений учащихся об ответственности.
2. Упражнение, тренировка в проявлении ответственности в игровой деятельности с дальнейшим переносом приобретенных навыков в учебную деятельность.
Основные задачи первого этапа эксперимента:
1) развитие интереса учащихся к содержанию занятий;
2) усвоение учащимися отдельных терминов, определяющих поведение человека с точки зрения ответственности;
3) осознание учащимися социальной значимости существующих норм ответственного поведения;
4) развитие умений анализировать поведение других людей и свое с точки зрения проявления ответственности, создание эталонов поведения;
5) формирование самооценки ответственности.
На втором этапе эксперимента осуществляется тренировка в проявления ответственности в учебной и вне учебной деятельности.
Основные задачи второго этапа эксперимента:
1) развитие умений учащихся планировать и организовывать свою деятельность;
2) тренировка учащихся в проявлении волевых качеств;
3) развитие умений брать ответственность за результат своего решения на себя;
4) развитие самооценки и самоконтроля.
В заключении можно сделать следующие выводы, что ответственность – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность находится в тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Поэтому для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить методы формирования общественным смыслом .
Резюмируя выше сказанное можно говорить о том, что ответственность у детей младшего школьного возраста необходимо формировать с первого класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал как средство формирования мышления у детей младшего школьного возраста.
Загадки, сказочные викторины, загадки-шутки, скороговорки....
Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста
•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое•Учить классифицировать объ...
Теоретические основы формирования письма у детей младшего школьного возраста
Дисграфия. Роль фонематического восприятия в формировании письменной речи. Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников...
Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста
Необходимо обучать детей тому, что подразумевается под словом "ответственность". В статье пишется о том, какими способами это можно делать....
Разработка по теме: "Формирование ответственности у детей младшего школьного возраста"
Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество исследований в данной области, практика показывает, что проблема формирования ответственности у детей в младшем школьно...
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ответственности, как волевом качестве личности заключена необходимость давать отчет в своих решениях и действиях, отвечать за их результат и возможные последствия....