Урок - праздник по устному народному творчеству и декоративно - прикладному искусству
методическая разработка (2 класс) по теме
Урок-праздник
по устному народному творчеству и декоративно- прикладному искусству
Цели и задачи:
1. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Активизировать творческое воображение, развивать художественный вкус, реализовать связь урока декоративной работы с уроками литературного чтения и трудового обучения, обеспечить украшение узором игрушки.
Ход праздника
Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин. Веселья вам, да радости!
Хозяйка. Давно мы гостей ждем-поджидаем. Праздник без вас не начинаем.
Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - правду, кому – сказку, кому-песенку, а кому-подарочек.
Хозяин. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Ученик. Гостям-то известное дело хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин. В тесноте - не в обиде.
Хозяйка. Здесь ли красны девицы…
Хозяин. Добры молодцы кругом…
Оба. Все уселись за столом.
Учитель. Сегодня праздник у нас немного необычный и посвящен он устному народному творчеству и декоративно-прикладному искусству, а точнее народному орнаменту в аппликациях.
Вот, посмотрите, какие бывают орнаменты. (Показ иллюстраций.)
Они раскрывают перед нами богатство культуры народа, помогают нам усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Слово «орнамент» произошло от латинского слова «орнаментум», что означает украшение. Орнаментом мы называем узор, состоящий из повторяющихся элементов. Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму, Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии.
Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Ею украшались полотенца, головные уборы и платки, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, занавески, скатерти, легкая верхняя одежда. (Показ иллюстраций.)
Скажите, а где вы видели орнаменты? (Высказывания учащихся)
Хозяин. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать? Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы говорим, что творцом их был народ.
Еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения устного народного творчества.
Какие? (Спрашивает у детей.)
Слушаем сказку.
Один из гостей:
Жили-были дед да баба
Была у них курочка ряба
Снесла курочка яичко
Не простое, золотое.
(Начинается инсценировка сказки О. Высотской «Золотое яичко»).
Баба. Эй. Старик, проснись скорей!
Дед. Волки, что ли у дверей!
Ты чего шумишь старуха?
Баба. Да смотри, что я нашла.
Наша курочка-пеструшка
Под кустом яйцо снесла.
Дед. Ну, снесла, какое дело?
Что ты, баба обалдела?
Баба. Да, яйцо-то не простое,
А гляди-ка, золотое!
Дед. Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба. Погляди, горит как жар
Дед. Не случился бы пожар.
Баба. Ох, горит, слепит глаза!
Дед. Чудеса!
Баба. Чудеса!
Дед. Ты в сундук запри его. ( Стук в дверь.)
Баба. Нету дома никого!
Ишь соседей, как назло
Ненароком принесло.
Дед. Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба. В среду в город я поеду.
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там.
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед. Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет, уж если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба. Наказанье с глупым мужем.
Что ты старый, не блажи.
Мы живем других не хуже
Ни к чему нам этажи.
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед. Пусть смеются, мне не жалко!
Баба. Да, уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!
Дед. Я хозяин или нет!
Баба. Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось.
Учитель. Что это за сказка? Кто главные герои? А о ком еще говорится в сказке? На уроке трудового обучения вы изготовили игрушки- сувениры. Сейчас мы с вами будем украшать их орнаментом.
Увлечение вырезыванием узоров из бумаги в народном искусстве связано с особенностями применения этого материала. Бумага удобна в обработке, хорошо складывается, скручивается, легко окрашивается в разные цвета.
Рассматриваем узоры.
Узоры могут состоять из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете?
Из растительных форм: цветов, лепестков, стеблей, листьев, бутонов.
Из животных форм: медведи, зайцы, птицы…
Практическая работа.
(Дети украшают узорами игрушки, в это время…)
Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
Ученик 1. – Что везешь?
-Сено.
-Какое сено? Ведь это дрова!
-А коли видишь, так чего же спрашиваешь?
Ученик 2. - Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Велика ли дыра?
-Один ворот остался.
Ученик 3. –Тит иди молотить!
-Брюхо болит.
-Тит, иди щи хлебать!
-Где моя большая ложка?
Ученик 4. –Фома, что из леса не идешь?
-Да медведя поймал.
-Так веди сюда!
- Да он не идет.
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает.
Хозяйка. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скоро говорит, остальных прошу молчать. Слушайте, запоминайте да складно повторяйте.
( Дети соревнуются по очереди.)
1. Из-под топота копыт пыль по полю летит.
2. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
3. У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
4. На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
А кто еще знает скороговорки?
И для этих гостей званых, да почетных я приготовил скороговорки. Шкатулку мою открывайте да скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей и скажите веселей.
Хозяин. Ой, да молодцы! Славно, славно у вас получается!
Хозяйка. Там, где песня льется, там весело живется.
Ученики исполняют народную песню « В хороводе были мы».
Учитель. А сейчас для всех ребят загадаю я загадки. Знаю, знаю наперед вы смекалистый народ!
Загадки
Учитель. А сейчас мы убедимся, в мастерстве и ловкости наших девочек. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать. (Показ работ).
А вы ребятишки, что же призадумались. Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что и вам показать себя хочется. (Показ работ).
Ученик. На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует
Дом добротный возведет
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
Ученики: Мы славно старались на празднике нашем. Нигде не найдете вы праздника краше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prazdnik.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-праздник
по устному народному творчеству и декоративно- прикладному искусству
Цели и задачи:
- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
- Активизировать творческое воображение, развивать художественный вкус, реализовать связь урока декоративной работы с уроками литературного чтения и трудового обучения, обеспечить украшение узором игрушки.
Ход праздника
Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин. Веселья вам, да радости!
Хозяйка. Давно мы гостей ждем-поджидаем. Праздник без вас не начинаем.
Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - правду, кому – сказку, кому-песенку, а кому-подарочек.
Хозяин. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Ученик. Гостям-то известное дело хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин. В тесноте - не в обиде.
Хозяйка. Здесь ли красны девицы…
Хозяин. Добры молодцы кругом…
Оба. Все уселись за столом.
Учитель. Сегодня праздник у нас немного необычный и посвящен он устному народному творчеству и декоративно-прикладному искусству, а точнее народному орнаменту в аппликациях.
Вот, посмотрите, какие бывают орнаменты. (Показ иллюстраций.)
Они раскрывают перед нами богатство культуры народа, помогают нам усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Слово «орнамент» произошло от латинского слова «орнаментум», что означает украшение. Орнаментом мы называем узор, состоящий из повторяющихся элементов. Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму, Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии.
Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Ею украшались полотенца, головные уборы и платки, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, занавески, скатерти, легкая верхняя одежда. (Показ иллюстраций.)
Скажите, а где вы видели орнаменты? (Высказывания учащихся)
Хозяин. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать? Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы говорим, что творцом их был народ.
Еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения устного народного творчества.
Какие? (Спрашивает у детей.)
Слушаем сказку.
Один из гостей:
Жили-были дед да баба
Была у них курочка ряба
Снесла курочка яичко
Не простое, золотое.
(Начинается инсценировка сказки О. Высотской «Золотое яичко»).
Баба. Эй. Старик, проснись скорей!
Дед. Волки, что ли у дверей!
Ты чего шумишь старуха?
Баба. Да смотри, что я нашла.
Наша курочка-пеструшка
Под кустом яйцо снесла.
Дед. Ну, снесла, какое дело?
Что ты, баба обалдела?
Баба. Да, яйцо-то не простое,
А гляди-ка, золотое!
Дед. Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба. Погляди, горит как жар
Дед. Не случился бы пожар.
Баба. Ох, горит, слепит глаза!
Дед. Чудеса!
Баба. Чудеса!
Дед. Ты в сундук запри его. ( Стук в дверь.)
Баба. Нету дома никого!
Ишь соседей, как назло
Ненароком принесло.
Дед. Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба. В среду в город я поеду.
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там.
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед. Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет, уж если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба. Наказанье с глупым мужем.
Что ты старый, не блажи.
Мы живем других не хуже
Ни к чему нам этажи.
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед. Пусть смеются, мне не жалко!
Баба. Да, уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!
Дед. Я хозяин или нет!
Баба. Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось.
Учитель. Что это за сказка? Кто главные герои? А о ком еще говорится в сказке? На уроке трудового обучения вы изготовили игрушки- сувениры. Сейчас мы с вами будем украшать их орнаментом.
Увлечение вырезыванием узоров из бумаги в народном искусстве связано с особенностями применения этого материала. Бумага удобна в обработке, хорошо складывается, скручивается, легко окрашивается в разные цвета.
Рассматриваем узоры.
Узоры могут состоять из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете?
Из растительных форм: цветов, лепестков, стеблей, листьев, бутонов.
Из животных форм: медведи, зайцы, птицы…
Практическая работа.
(Дети украшают узорами игрушки, в это время…)
Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
Ученик 1. – Что везешь?
-Сено.
-Какое сено? Ведь это дрова!
-А коли видишь, так чего же спрашиваешь?
Ученик 2. - Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Велика ли дыра?
-Один ворот остался.
Ученик 3. –Тит иди молотить!
-Брюхо болит.
-Тит, иди щи хлебать!
-Где моя большая ложка?
Ученик 4. –Фома, что из леса не идешь?
-Да медведя поймал.
-Так веди сюда!
- Да он не идет.
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает.
Хозяйка. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скоро говорит, остальных прошу молчать. Слушайте, запоминайте да складно повторяйте.
( Дети соревнуются по очереди.)
- Из-под топота копыт пыль по полю летит.
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
- На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
А кто еще знает скороговорки?
И для этих гостей званых, да почетных я приготовил скороговорки. Шкатулку мою открывайте да скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей и скажите веселей.
Хозяин. Ой, да молодцы! Славно, славно у вас получается!
Хозяйка. Там, где песня льется, там весело живется.
Ученики исполняют народную песню « В хороводе были мы».
Учитель. А сейчас для всех ребят загадаю я загадки. Знаю, знаю наперед вы смекалистый народ!
Загадки
Учитель. А сейчас мы убедимся, в мастерстве и ловкости наших девочек. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать. (Показ работ).
А вы ребятишки, что же призадумались. Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что и вам показать себя хочется. (Показ работ).
Ученик. На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует
Дом добротный возведет
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
Ученики: Мы славно старались на празднике нашем. Нигде не найдете вы праздника краше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)
Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу....
Презентация к уроку по теме "Устное народное творчество". 3 класс.
Этот материал можно использовать как на уроке литературного чтения, так и во внеклассной работе, а так же на уроке ОРКСЭ....
Презентация к уроку литературного чтения.Устное народное творчество
Данная презентация позволяет обобщить знания учащихся о устном народном творчестве. Здесь учащиеся вспомнят виды устного народного творчества: пословицы, скороговорки, загадки, былины. С пом...
Конспект с презентацией к уроку литературного чтения "Устное народное творчество.Небылицы"
Материал содержит разработку урока литературного чтения во втором классе с применением ноутбуков по теме "Устное народное творчество. Небылицы".Урок построен с учётом требований ФГОС, содержит задания...
Урок – КВН обобщающий урок по теме. Устное народное творчество
Урок – КВН обобщающий урок по теме. Устное народное творчество...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство»
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу "народные промыслы и декаративно-прикладное искусство"...