Урок - праздник по устному народному творчеству и декоративно - прикладному искусству
методическая разработка (2 класс) по теме

                                                                                                                                Урок-праздник
                                                                             по устному народному творчеству и декоративно- прикладному искусству
Цели и задачи:
1.    Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
2.    Активизировать творческое воображение, развивать художественный вкус, реализовать связь урока декоративной работы с уроками литературного чтения и трудового обучения, обеспечить украшение узором игрушки.

                                                                                                                               Ход праздника

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин. Веселья вам, да радости!
Хозяйка. Давно мы гостей ждем-поджидаем. Праздник без вас не начинаем.
Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - правду, кому – сказку, кому-песенку, а кому-подарочек.
Хозяин. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Ученик. Гостям-то известное дело хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин. В тесноте - не в обиде.
Хозяйка. Здесь ли красны девицы…
Хозяин. Добры молодцы кругом…
Оба. Все уселись за столом.
Учитель. Сегодня праздник у нас  немного необычный и посвящен он устному народному творчеству и декоративно-прикладному искусству, а точнее народному орнаменту в аппликациях.
Вот, посмотрите, какие бывают орнаменты. (Показ иллюстраций.)
Они  раскрывают перед нами богатство культуры народа, помогают нам  усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Слово «орнамент» произошло от латинского слова «орнаментум», что означает украшение. Орнаментом мы называем узор, состоящий из повторяющихся элементов. Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму, Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии.
Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Ею  украшались полотенца, головные уборы и платки, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, занавески, скатерти, легкая верхняя одежда. (Показ иллюстраций.)
Скажите, а где вы видели орнаменты? (Высказывания учащихся)
Хозяин. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать? Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей.  Поэтому мы говорим, что творцом их был народ.
Еще с давних времен народ  создавал не только сказки, но и другие произведения устного народного творчества.
Какие? (Спрашивает у детей.)
Слушаем сказку.
Один из гостей:
Жили-были дед да баба
Была у них курочка ряба
Снесла курочка яичко
Не простое, золотое.
(Начинается инсценировка сказки О. Высотской «Золотое яичко»).
Баба. Эй. Старик, проснись скорей!
Дед. Волки, что ли у дверей!
Ты чего шумишь старуха?
Баба. Да смотри, что я нашла.
Наша курочка-пеструшка
Под кустом яйцо снесла.
Дед. Ну, снесла, какое дело?
Что ты,  баба обалдела?
Баба. Да, яйцо-то не простое,
А гляди-ка, золотое!
Дед. Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба. Погляди, горит как жар
Дед. Не случился бы пожар.
Баба. Ох, горит, слепит глаза!
Дед. Чудеса!
Баба. Чудеса!
Дед. Ты в сундук запри его. ( Стук в дверь.)
Баба. Нету дома никого!
Ишь соседей, как назло
Ненароком принесло.
Дед. Ты пойди запри засов,
Да спустить  бы надо псов.
Баба. В среду в город я поеду.
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там.
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед. Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет, уж если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба. Наказанье с глупым мужем.
Что ты старый, не  блажи.
Мы живем других не  хуже
Ни к чему нам этажи.
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед. Пусть смеются,  мне не жалко!
Баба. Да, уймись ты, не  кричи,
Вон упала на пол  скалка
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!
Дед. Я хозяин или нет!
Баба. Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось.
 Учитель. Что это за сказка? Кто главные герои? А о ком еще говорится в сказке? На уроке трудового обучения  вы  изготовили игрушки- сувениры. Сейчас мы с вами будем  украшать их орнаментом.
Увлечение вырезыванием узоров из бумаги в народном искусстве связано с особенностями  применения этого материала. Бумага удобна в обработке, хорошо складывается, скручивается, легко окрашивается в разные цвета.
Рассматриваем узоры.
Узоры могут состоять из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете?
Из растительных форм: цветов, лепестков, стеблей, листьев, бутонов.
Из животных форм: медведи, зайцы, птицы…
Практическая работа.
(Дети украшают узорами игрушки, в это время…)
Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щелкают орешки да  творят насмешки.
Ученик 1. – Что везешь?
                     -Сено.
                     -Какое сено? Ведь это дрова!
                     -А коли видишь, так чего же спрашиваешь?
Ученик 2. - Федул, что губы надул?
                   -Кафтан прожег.
                   -Велика ли дыра?
                    -Один ворот остался.
Ученик 3.  –Тит иди молотить!
                    -Брюхо болит.
                    -Тит, иди щи хлебать!
                    -Где моя большая ложка?
Ученик 4. –Фома, что из леса не идешь?
                   -Да медведя поймал.
                    -Так веди сюда!
                    - Да он не идет.
                    -Так сам иди!
                    -Да он меня не пускает.
Хозяйка. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скоро говорит, остальных прошу молчать. Слушайте, запоминайте да складно повторяйте.
( Дети соревнуются по очереди.)
1.    Из-под топота копыт пыль по полю летит.
2.    У Сени и Сани в сетях сом с усами.
3.    У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
4.    На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
А кто еще знает скороговорки?
И для этих гостей званых, да почетных я приготовил скороговорки. Шкатулку мою открывайте да скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей и скажите веселей.
Хозяин. Ой, да молодцы! Славно, славно у вас получается!
Хозяйка. Там, где песня льется, там весело живется.
Ученики исполняют народную песню « В хороводе были мы».
Учитель. А сейчас для всех ребят загадаю я загадки.  Знаю, знаю наперед вы смекалистый народ!
Загадки
Учитель. А сейчас мы убедимся, в мастерстве и ловкости наших девочек. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать. (Показ работ).
А вы ребятишки, что же призадумались. Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что и вам показать себя хочется. (Показ работ).
Ученик. На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует
Дом добротный возведет
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
Ученики: Мы славно старались на празднике нашем. Нигде не найдете вы праздника краше.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prazdnik.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-праздник

по устному народному творчеству и декоративно- прикладному искусству

Цели и задачи:

  1. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
  2. Активизировать творческое воображение, развивать художественный вкус, реализовать связь урока декоративной работы с уроками литературного чтения и трудового обучения, обеспечить украшение узором игрушки.

Ход праздника

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин. Веселья вам, да радости!

Хозяйка. Давно мы гостей ждем-поджидаем. Праздник без вас не начинаем.

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - правду, кому – сказку, кому-песенку, а кому-подарочек.

Хозяин. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ученик. Гостям-то известное дело хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин. В тесноте - не в обиде.

Хозяйка. Здесь ли красны девицы…

Хозяин. Добры молодцы кругом…

Оба. Все уселись за столом.

Учитель. Сегодня праздник у нас  немного необычный и посвящен он устному народному творчеству и декоративно-прикладному искусству, а точнее народному орнаменту в аппликациях.

Вот, посмотрите, какие бывают орнаменты. (Показ иллюстраций.)

Они  раскрывают перед нами богатство культуры народа, помогают нам  усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Слово «орнамент» произошло от латинского слова «орнаментум», что означает украшение. Орнаментом мы называем узор, состоящий из повторяющихся элементов. Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму, Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии.

Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Ею  украшались полотенца, головные уборы и платки, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, занавески, скатерти, легкая верхняя одежда. (Показ иллюстраций.)

Скажите, а где вы видели орнаменты? (Высказывания учащихся)

Хозяин. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать? Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей.  Поэтому мы говорим, что творцом их был народ.

Еще с давних времен народ  создавал не только сказки, но и другие произведения устного народного творчества.

Какие? (Спрашивает у детей.)

Слушаем сказку.

Один из гостей:

Жили-были дед да баба

Была у них курочка ряба

Снесла курочка яичко

Не простое, золотое.

(Начинается инсценировка сказки О. Высотской «Золотое яичко»).

Баба. Эй. Старик, проснись скорей!

Дед. Волки, что ли у дверей!

Ты чего шумишь старуха?

Баба. Да смотри, что я нашла.

Наша курочка-пеструшка

Под кустом яйцо снесла.

Дед. Ну, снесла, какое дело?

Что ты,  баба обалдела?

Баба. Да, яйцо-то не простое,

А гляди-ка, золотое!

Дед. Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба. Погляди, горит как жар

Дед. Не случился бы пожар.

Баба. Ох, горит, слепит глаза!

Дед. Чудеса!

Баба. Чудеса!

Дед. Ты в сундук запри его. ( Стук в дверь.)

Баба. Нету дома никого!

Ишь соседей, как назло

Ненароком принесло.

Дед. Ты пойди запри засов,

Да спустить  бы надо псов.

Баба. В среду в город я поеду.

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там.

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей,

На салоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочках голубую,

До краев набью сундук.

Дед. Что ты мелешь небылицы?

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет, уж если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба. Наказанье с глупым мужем.

Что ты старый, не  блажи.

Мы живем других не  хуже

Ни к чему нам этажи.

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед. Пусть смеются,  мне не жалко!

Баба. Да, уймись ты, не  кричи,

Вон упала на пол  скалка

Чугуны гремят в печи.

Ой, не мил мне белый свет!

Дед. Я хозяин или нет!

Баба. Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось.

 Учитель. Что это за сказка? Кто главные герои? А о ком еще говорится в сказке? На уроке трудового обучения  вы  изготовили игрушки- сувениры. Сейчас мы с вами будем  украшать их орнаментом.

Увлечение вырезыванием узоров из бумаги в народном искусстве связано с особенностями  применения этого материала. Бумага удобна в обработке, хорошо складывается, скручивается, легко окрашивается в разные цвета.

Рассматриваем узоры.

Узоры могут состоять из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете?

Из растительных форм: цветов, лепестков, стеблей, листьев, бутонов.

Из животных форм: медведи, зайцы, птицы…

Практическая работа.

(Дети украшают узорами игрушки, в это время…)

Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щелкают орешки да  творят насмешки.

Ученик 1. – Что везешь?

                     -Сено.

                     -Какое сено? Ведь это дрова!

                     -А коли видишь, так чего же спрашиваешь?

Ученик 2. - Федул, что губы надул?

                   -Кафтан прожег.

                   -Велика ли дыра?

                    -Один ворот остался.

Ученик 3.  –Тит иди молотить!

                    -Брюхо болит.

                    -Тит, иди щи хлебать!

                    -Где моя большая ложка?

Ученик 4. –Фома, что из леса не идешь?

                   -Да медведя поймал.

                    -Так веди сюда!

                    - Да он не идет.

                    -Так сам иди!

                    -Да он меня не пускает.

Хозяйка. Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скоро говорит, остальных прошу молчать. Слушайте, запоминайте да складно повторяйте.

( Дети соревнуются по очереди.)

  1. Из-под топота копыт пыль по полю летит.
  2. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  3. У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
  4. На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

А кто еще знает скороговорки?

И для этих гостей званых, да почетных я приготовил скороговорки. Шкатулку мою открывайте да скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей и скажите веселей.

Хозяин. Ой, да молодцы! Славно, славно у вас получается!

Хозяйка. Там, где песня льется, там весело живется.

Ученики исполняют народную песню « В хороводе были мы».

Учитель. А сейчас для всех ребят загадаю я загадки.  Знаю, знаю наперед вы смекалистый народ!

Загадки

Учитель. А сейчас мы убедимся, в мастерстве и ловкости наших девочек. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет своё умение показать. (Показ работ).

А вы ребятишки, что же призадумались. Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что и вам показать себя хочется. (Показ работ).

Ученик. На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует

Дом добротный возведет

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Ученики: Мы славно старались на празднике нашем. Нигде не найдете вы праздника краше.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу....

Презентация к уроку по теме "Устное народное творчество". 3 класс.

Этот материал можно использовать как на уроке литературного чтения, так и во внеклассной работе, а так же  на уроке ОРКСЭ....

Презентация к уроку литературного чтения.Устное народное творчество

Данная презентация позволяет обобщить знания учащихся о устном народном творчестве. Здесь учащиеся вспомнят виды устного народного творчества: пословицы, скороговорки, загадки, былины. С пом...

Конспект с презентацией к уроку литературного чтения "Устное народное творчество.Небылицы"

Материал содержит разработку урока литературного чтения во втором классе с применением ноутбуков по теме "Устное народное творчество. Небылицы".Урок построен с учётом требований ФГОС, содержит задания...

Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество

Урок – КВН обобщающий урок по теме . Устное народное творчество...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство»

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу "народные промыслы и декаративно-прикладное искусство"...