Воспитательная программа
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1г. Советский»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по воспитательной работе директор МБОУСОШ № 1 г. Советский
________________________ Т.С. Огребчук
________________Е.В. Писаренко
«_____» __________г.
«__» _________20__ г.
ПРОГРАММА
духовно-нравственного воспитания обучающихся 2 «б» класса
на 2019 -2020 учебный год.
Составитель: Тренина Оксана Фёдоровна
классный руководитель 2 Б класса
Программа составлена в соответствии с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Нормативно-правовой основой программы являются Закон Российской Федерации «Об образовании » (ст.9,п.6;ст.14,пп.1-2)., федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рассмотрено на заседании методического объединения классных руководителей
Протокол № _ от «__» ______ 2019 г.
г. Советский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«ВОСПИТАНИЕ – ЭТО ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ,
СПОСОБНОЙ СТРОИТЬ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА,
ОСНОВАННОЙ НА ИСТИНЕ, ДОБРЕ И КРАСОТЕ»
Н.Е. ЩУРКОВА
Воспитательная программа класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы «Почемучки» разработана на 4 года и рассчитана для учащихся 1-4 классов. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МБУСОШ №1 г. Советский. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование. Планирование воспитательной работы с обучающимися 2 «Б» класса на 2019-2020 учебный год составлено в соответствии с Программой духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников.
В классе 26 учеников:14 мальчиков и 12 девочек. Класс был сформирован 1 сентября 2018 г. С 11 января 2019 года в класс был переведен ученик: Корнеев Матвей (из 1 А) и прибыл Ветошкин Семён (из Агириша) У большинства детей адаптация к школе прошла успешно. Проблемы возникли у Ветошкина Семёна (девиантное поведение и воровство), проводились разъяснительные беседы с ребёнком и мамой, поставлен на внутришкольный контроль. В классе есть часто болеющие дети: Южаков А., Александров В.,Зайцева М..
В течение года дети активно принимали участие во всех школьных и классных мероприятиях. Наиболее активны: Чередников Д., Кононенко А., Котов Д.
В классе есть дети, относящиеся к категории многодетных семей: Марочкина В., Белоногов Л., а также дети, находящиеся под опекой: Касьянова А, Пяткова Е.
Большинство родителей класса позитивно настроены на воспитание детей. Особый интерес к проведению внеклассных мероприятий проявляют родители Бадьиной С., Чередникова Д., эти родители присутствовали на всех проводимых мероприятиях и помогали в их организации. Коллектив детей не конфликтный.
Основной воспитательной целью Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся является формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость;
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое;
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклада жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Принципы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы для повышения педагогической культуры родителей:
- родительские собрания
- организационно-деятельностная и психологическая игра
- собрания-диспуты с приглашением психолого-педагогических, социальных служб школы
- встреча за круглым столом
- вечера вопросов и ответов
- педагогические практикумы
- тренинги для родителей
- совместные внеклассные мероприятия, творческие дела
- патрулирование в неблагополучные семьи – оказание им помощи и др.
Примерная тематика проведения классных родительских собраний 1-4 классах:
1 класс
Тема: «Проблема адаптации первоклассников в школе» (сентябрь).
Тема: «Режим дня первоклассника» (декабрь).
Тема: «Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника» (февраль).
Тема: «Эмоции положительные и отрицательные (апрель-май)
2класс
Тема: «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома» (сентябрь).
Тема: «Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии» (декабрь).
Тема: «Наказание и поощрение в семье» (февраль).
Тема: «Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…» (апрель-май)
3 класс
Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка» (сентябрь).
Тема: «Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств» ( декабрь).
Тема: «Воображение и его роль в жизни ребенка» (февраль).
Тема: «Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты» (апрель,май)
4 класс
Тема: «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
Тема: «Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности».
Тема: «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников».
Тема «Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!»
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы ученического коллектива.
Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям:
- Сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- Развитие креативных способностей учащихся;
- Проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- Сформированности классного коллектива.
Методики изучения результативности учебно – воспитательного процесса:
Цель: развитие личности учащихся, сформированность коллектива классного сообщества.
- Исследование развития познавательных процессов личности младшего школьника;
- Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- Социометрические методы;
- Анкета «Я и моя школа»;
- Краткий тест творческого мышления П. Торренса;
- Тест «Цветок настроения»;
- Сочинения - рассуждения «Чему я научился за этот год»
Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Календарно –тематическое планирование
воспитательных мероприятий в 2 «Б» классе на 2019-2020 учебный год
Месяц | Я - гражданин | Нравственность | Учение и труд | Моё здоровье | Я и природа | Я и мир | Работа с родителями |
Сентябрь | День памяти детей Беслана. Минута молчания (3.09) Беседа о правилах поведения на дороге и транспорте(3.09) | Беседа «Правила учащихся» (2.09) | Линейка 2 сентября Кл. час «Мы -дежурные» (7.09) Разбиение учащихся на группы для дежурства по классу | Участие в Кроссе Нации (21 .09) | Прогулка в парке.(28.09) | Поздравление летних именинников (3.09) | Род.собрание «Учебно-воспитательные задачи на 2019-2020 учебный год» (18.09) Инд. беседы с родителями Помощь и участие родителей в проведении похода |
Октябрь | День учителя(5.10) Изготовление плаката к Дню учителя (4.10) | День пожилого человека-день добрых дел(1.10) Изготовление открыток для бабушек и дедушек | Организация дежурства по классу Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников | Беседа «Что такое грипп?» | Составление загадок о природе. Рисунки «Я и осень» | Конкурс рисунков «Мой любимый учитель» (1-3.10) Игровая программа «Поздравления для осенних именинников» (31.11) | Инд. консультации с родителями |
Ноябрь | День народного единства – беседа и презентация о празднике | День Матери Праздник к Дню Матери (28.11) Концерт для мам Кл.час «Профессии наших мам» | Фестиваль детского творчества Подготовка к фестивалю | Кл. час «Мои «хочу» | Рисунки о животных | Рисунки «Наши мамы» | Род. собрание «Как помочь ребёнку в выполнение домашних заданий» (20.11) Участие мам в празднике |
Декабрь | День Конституции Российской Федерации. Беседа и презентация о конституции | Кл. час «Где живёт Дед Мороз?» | Сочинение новогодних стихов | Зимний поход на лыжах | Изготовление кормушек для птиц | Игровая новогодняя программа | Помощь родителей в организации новогоднего праздника Инд. консультации, беседы с родителями |
Январь | Беседа «Мы на дороге» | Кл. час «Мы идём в гости» | Составление кроссвордов о зиме Подготовка к проектной декаде | Воскресный поход в зимний парк | Выставка фотографий «Зимние забавы» Конкурс снежинок | Беседа «Как встречают Новый год в других странах» | Род.собрание «Оценка в начальной школе» Помощь родителей в организации мероприятия |
Февраль | День Защитника Отечества Беседа об армии Выставка рисунков «Наши папы –защитник Отечества» | Кл. час «Наша армия и мы» | Экскурсия в детскую библиотеку | Спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики!» | Поход в кинотеатр | Игровая программа для пап к 23-февраля Игровая программа для зимних именинников | Участие пап в празднике Инд. консультации, беседы с родителями |
Март | День 8 марта Поздравление всех женщин с праздником | Кл. час «Девочки и их секреты» | Участие в интеллектуальных интернет- конкурсах Участие в конкурсах «Волшебная книга», «Проектная декада» | Беседа «Моё здоровье» | Рисунки» Здравствуй, весна!» | Праздник в честь 8 марта для мам и бабушек Изготовление открыток для мам | Участие мам и бабушек в празднике Инд. консультации, беседы с родителями |
Апрель | День космонавтики Беседа о Ю. Гагарине + презентация | Кл. час «Наши коллекции» | Участие в интеллектуальных интернет- конкурсах | Подвижные игры на улице | Всемирный день Земли. Конкурс плакатов и рисунков по экологии | Экскурсии по городу Конкурс рисунков «Весна идёт!» | Инд. консультации, беседы с родителями |
Май | День победы в Великой Отечественной войне День славянской письменности и культуры | Кл. час «Мои успехи» | Конкурс «Умники класса!» | Поход в лес | Выставка рисунков «Мои летние мечты» | Игровая программа для весенних именинников Игровая программа «До свидания, второй класс!» | Род. собрание «Перелистывая страницы. Итоги года» |
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"
В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....
Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...
презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...
воспитательная программа для младших школьников
программа " Мы растем"...
Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...
Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"
laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс
Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...