Воспитательная программа "Родной край"
календарно-тематическое планирование

Воспитательный план "Родной край"  для начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_kray.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Батарина Анна Анатольевна, учитель начальных классов и английского языка

МБОУ Соловьевская СОШ им.П.М.Васильева  

Воспитательная программа, как форма развития истинного гражданина страны.

Сегодня одной  из актуальных задач, которые стоят перед нами – учителями, родителями, обществом – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. А решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует программа воспитания младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. В то же время это программа воспитания младших школьников является одной из сложных задач воспитания в условиях современного образовательного процесса. Мы живем в период, когда дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становится повсеместным явлением. Именно поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних явлений, верой в истинность всего, чему его учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в младшем школьном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательно нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка с приходом в школу, мы пытаемся формировать чувства патриотизма.

       Цель: воспитание качеств человека, которые составляют основы его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям, культуре своей семьи, малой Родины, Отечеству в целом.

        Задачи:

- формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края, Родины, жизни земляков;

- развитие творческой активности учащихся;

- приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;

- формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;

- воспитание чувства гордости к малой родине.

Принципы реализации проекта:

1. Личностно-ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;

2. Деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности:

3. Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.

Правовая база проекта:

- конвенция ООН о правах ребёнка;

- Закон об образовании РФ;

- государственная программа патриотического воспитания на 2006-2010гг. ;

- послание президента РФ В.В.Путина 2012г.

Сроки реализации проекта 4 года.

 

Участники проекта: обучающиеся в 1-4 классах, классные руководители 1- 4 классов, учителя физической культуры ,родители

       

      Что же понимают под понятием "патриотизм"? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что истинный патриотизм включает в себя следующие составляющие:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за свое отечество, за социальные и культурные достижения своей страны за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

      Работая по новым стандартам, мы разработали свою программу гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Она состоит из 4 разделов:

- историко-краеведческое направление;

- научно-исследовательское направление;

- гражданское-патриотическое направление;

-спортивно-оздоровительное направление.

        Формы реализации программы:

-тематические классные часы, познавательные игры;

- беседы, викторины;

- конкурсы сочинений, рисунков, чтецов, стихотворений;

- спортивные соревнования;

- праздники;

- уроки  Мужества, уроки Памяти, уроки Доброты;

- встречи с ветеранами, тимуровская работа;

- просмотры видеофильмов, конкурсы презентаций, фото-конкурсы;

- утренники;

-экскурсии и походы;

- школьная НПК «Васильевские чтения»;

Мы ждем таких результатов: Модель выпускника начальной школы.

Выпускник должен иметь способность к установлению межличностных отношений с педагогами, сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Достаточный уровень самоконтроля в межличностном взаимодействии, продуктивность в общении.

 Познавательный потенциал. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе. Грамотность и богатый словарный запас устной речи. Навыки логических операций; выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и другие действия. Беглость, гибкость, оригинальность и чувствительность к проблемам, как основа креативности и конкурентоспособности.

 Нравственный потенциал. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Усвоение духовных ценностей, чувство любви к Родине, становление истинного патриота своей Родины.

 Культурный потенциал. Желание строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, потребность в культурном досуге, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.

 Физический потенциал. Стремление к физическому здоровью. Желание активного досуга.

Содержание программы.

  1. Природа нашего села. Река Амга, наши озера и аласы. Наши горы.  Название гор, реки, аласов. Легенды и былины о нашем крае в рассказах наших предков, в произведениях писателей.  
  2. Прошлое и настоящее села. Первые жители нашего края – наши предки. Легенды о жителей родного села, как и где они жили. Быт наших односельчан в прошлом и настоящем.
  3.  Родословная моей семьи. Родственные связи односельчан, одноклассников
  4. Исторические и интересные  места нашего села.

С какими событиями связано то или иное место села. Значение этого события в жизни села и жителей.  Исторические памятники села. История их создания, современное состояние. Сбор фотоматериала, описание  и оформление альбома. Уход за памятниками.

  1. Жизнь и работа людей нашего села в годы Великой Отечественной войны и после.

Ветераны войны, тыла. Встреча с ветеранами тыла и труда. Сбор воспоминаний, фотоматериалов, подготовка рефератов и докладов о детях войны, об их труде и жизни.

  1. Жизнь известных и талантливых  людей нашего села.

1). Легенды и былины о народных певцах, борцах,  охотниках, кузнецах, мастерах традиционных ремесел, живших до наших времен. Сбор легенд и былин, чтение книг о  жизни талантливых людей. Подготовка рефератов и докладов по этой теме, выступления.

2). Знаменитые и талантливые люди из нашего села. Ученые, врачи, учителя, певцы, спортсмены, народные мастера из нашего села. Встреча  с замечательными людьми, чтение литературы.

  1. Служба Отечеству.

1).  Наши отцы и братья – защитники Отечества. Сбор фотоматериалов для стенгазеты. Встреча  с отцами и братьями  класса.

     2). Наши земляки в «горячих точках». Поиск и сбор информации об односельчанах, служивших в «горячих точках»: Афганистане, Таджикистане, Чечне.

8. Культура нашего села.

Очаги культуры на селе. Посещение сельской библиотеки, школьного музея, клуба.

  1. Семейные династии.

Известные династии нашего села. Династия в моей семье. Викторина на лучшее знание профессий своей семьи.

  1. Сельские обряды и праздники.

Семейные. Официальные. Происхождение обрядов и праздников. Особенности внутрисемейного быта. Практические занятия: составление сценария праздника, классные часы на тему «Час общения» (каждая семья приходит и  рассказывает о семейных традициях на классном часу).

  1. История родной школы. История возникновения. Педагогические династии. Наши выпускники. Известные, знаменитые выпускники нашей школы.
  1. Трудовые традиции наших земляков. Наши земляки – передовики сельского хозяйства. Выдающиеся растениеводы и животноводы, механизаторы.
  2.  Красота нашего края. Изучение редких и лекарственных растений родного края. Сбор лекарственных  растений, составление гербариев в летнее время. Посещение летнего экологического лагеря «Саьар5а». Работа в летнем лагере отдыха и труда «Урожай», уход за овощными культурами. Походы и экскурсии на  природу.  Подготовка докладов по этой теме. Проведение традиционного праздника «Урожай», Экскурсии , походы на гору «Тэйэр».
  3. Животный мир родного края. Редкие животные и птицы нашего края. Наблюдение за жизнью животных.
  4.  О красоте нашей природы. Сбор стихов и песен наших односельчан о природе, любви к родной земле, о любимых и.т.д.
  5. ДФСОК (детский спортивный оздоровительный  клуб) «Тэйэр»: общешкольные традиционные спортивные соревнования смотр песни и строя ко Дню защитников Отечества, военно-спортивная игра,  конкурс для мальчиков «Игры маленьких спортсменов»,  семейные спортивные соревнования «Я с отцом», военно-спортивная игра «Зарница».

           Таким образом, мы воспитываем  у наших детей уважение к труду, окружающей среде, любви и уважению в своей малой родине, к ее истории, природе вместе с тем мы не забываем о здоровом духе и физическому состоянию нашего организма. Наша программа имеет очень хорошие результаты, которые видны по достижениям в учебе, в спортивных, интеллектуальных мероприятиях, конкурсах , различных смотрах и научно-практических конференциях наших учеников в среднем звене и старших классах, и безусловно, нашими выпускниками, которые горды тем, что закончили нашу школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы для начальной школы. История края.

Программа воспитательной работы для начальной школы....

Сценарий воспитательного часа " Слово о родном крае"

1.      Виртуальное путешествие по родному краю:- Конкурс знатоков- Путешествие по родному краю, знакомство с Красной книгой    Бурятии2....

Воспитательное мероприятие "Созвездие будущего". Литературно-музыкальная композиция «Мой любимый край»

Районный фестиваль детских школьных объединений «Созвездие будущего», посвященного 80- летию Саратовской области «Край ты мой родной…»...

Воспитательный час "Нет милому сердцу дороже, чем край мой родной"

Краткое описание работыОбучающиеся совершают  виртуальную экскурсию «Мой родной край». Данное мероприятие знакомит детей с историей образования города путём исследовательской работы. ...

Рабочая программа по воспитательной работе "С любовью к родному краю"

Программа воспитательной работы на основе нормативных документов. Сформулированы цель, задачи, принципы воспитательной работы. Даны приоритетные направления деятельности. Содержание состоит из девяти ...

Воспитательный проект сетевого взаимодействия. Тема "Мой родной край"

Модуль 1. Разработка воспитательного проекта в рамках сетевого взаимодействия Тема проекта: «Мой родной край!»Цель проекта: создание условий для формирования патриотического восп...

Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "От южных морей до полярного края" ( класс 2)

Форма: воспитательное мероприятие Тема: "От южных морей до полярного края" Цель: Расширение знаний обучающихся о достижениях своего  региона, расширение представлений школьник...