Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра» рассчитана на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2015. - 88 с. — (Начальная школа XXI века) и составлена для обучающихся 1-4 классов МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Концепция: отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.
Обоснованность и социальная значимость курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания. Саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности: 2019 – 2021 учебный год.
Количество часов в программе 1 час в неделю, 34 часа в год в каждом классе.
Режим занятий: 3 класс – 45 минут, 4 класс – 45 минут.
Формы и виды деятельности:
- Игровая;
- Познавательная;
- Сюжетно – ролевые игры;
- Посещение библиотек;
- Походы в театр;
- Просмотр мультфильмов;
- Конкурсы.
Характеристика курса
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов
(«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в рамках работы кружка «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как
основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Место в учебном плане
Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа в 3-4 классах, 1 час в неделю; 68 часов всего.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.
Цели и задачи. Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.
Формы контроля. Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.
Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;
- оформление фотовыставки.
Ценностные ориентиры. Содержание программы кружка раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости;
мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных
(безнравственных) действий.
Личностные и метапредметные результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра».
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучающимся учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
В результате изучения программы курса «Этика: азбука добра» на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
обучающиеся научатся:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
- использовать в общении доброжелательный тон;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа
близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности,
недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Тематическое распределение часов на ступень обучения
№ | Наименование раздела | Часы учебного времени |
3 класс | 34 часа | |
1 | Школьный этикет | 5 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 8 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 6 |
4 класс | 34 часа | |
1 | Школьный этикет | 8 |
2 | Правила общения | 8 |
3 | О трудолюбии | 7 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» в 3 классе, 34 часа
№ | Тема учебного занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата проведения | Примечание | ||
по факту | фактически | |||||
1.Школьный этикет (5 ч) | ||||||
1. | Правила поведения в школе. | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. | ||||
2. | Перемена с увлечением. | Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих. | ||||
3. | Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять. | Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях | ||||
4. | Взаимопомощь: учёба и труд | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | ||||
5 | Школьное имущество надо беречь | Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом | ||||
2.Правила общения (11 ч) | ||||||
6 | Добрый день. Здравствуйте | Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации | ||||
7 | По стране вежливых слов | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми | ||||
8 | Поговорим о доброте | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры | ||||
9 | Без друга в жизни туго | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | ||||
10 | Порадовать близких — как это просто! | Уметь проявлять внимание и заботу к другим | ||||
11 | Можно и не ссориться | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками | ||||
12 | Большое значение маленьких радостей | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова | ||||
13 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | Уметь практически применять правила коллективных игр | ||||
14 | Время надо беречь | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его | ||||
15 | Слово лечит, слово ранит | Употреблять в различных ситуациях вежливые слова | ||||
16 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) | ||||
3.О трудолюбии (8ч) | ||||||
17 | Твой труд дома | Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности | ||||
18 | Учись учиться | Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться | ||||
19 | Ответственность | Анализировать и оценивать свои действия | ||||
20 | Труд кормит, а лень портит | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека | ||||
21 | Как организовать свой труд | Анализировать и оценивать свои действия | ||||
22 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности | ||||
23 | Цена ломтика | Обосновывать необходимость уважения к труду людей | ||||
24 | Профессии людей | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | ||||
4.Культура внешнего вида (4ч) | ||||||
25 | Уход за своими вещами | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности | ||||
26 | Одежда будничная и праздничная | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях | ||||
27 | По одёжке встречают | Определять оптимальные правила внешнего вида | ||||
28 | Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать | Применять основные правила Мойдодыра | ||||
5.Внешний этикет (6 ч) | ||||||
29 | Разговор по телефону | Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону | ||||
30 | Поведение в гостях | Воспроизводить правила поведения в гостях | ||||
31 | Я пишу письмо | Воспроизводить правила написания письма | ||||
32 | Правила безопасности при общении с животными | Уметь применять правила поведения с животными | ||||
33 | Поведение на природе | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения на природе | ||||
34 | Я в роли прохожего. Путь от дома до школы | Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего |
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра» 4 классе, 34 часа
№ | Тема учебного занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата проведения | Примечание | ||
по факту | фактически | |||||
1.Школьный этикет (8 ч) | ||||||
1 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками | ||||
2 | Забота о младших | Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие | ||||
3 | «Познай самого себя» | Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания | ||||
4 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | ||||
5 | Как я работаю над собой | Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия | ||||
6 | О терпении | Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | ||||
7 | Конец каждого дела обдумай перед началом | Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения | ||||
8 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других | ||||
2.Правила общения (8 ч) | ||||||
9 | Вежливый ли я дома? Традиции общения в русской семье. «Домострой» | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя» | ||||
10 | Культура общения в современной семье | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения | ||||
11 | Правила приличия в житейских ситуациях | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения | ||||
12 | Культура спора | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины) | ||||
13 | Правила этикета: знакомство | Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости | ||||
14 | Язык, мимика и жесты | Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику | ||||
15 | «Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова | ||||
16 | Игра «Город вежливости» | Уметь практически применять правила коллективных игр | ||||
3.О трудолюбии (7ч) | ||||||
17 | Культура физического и умственного труда | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | ||||
18 | Положительные герои в былинах и сказках | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений | ||||
19 | Книга — источник знаний | Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования | ||||
20 | Золотые руки | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | ||||
21 | Кем быть? | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека, расширять познавательные интересы | ||||
22 | Твоя малая родина | Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности | ||||
23 | Герои труда | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | ||||
4.Культура внешнего вида (4ч) | ||||||
24 | Что такое культура внешнего вида? | Определять оптимальные правила внешнего вида | ||||
25 | Одежда и осанка | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки | ||||
26 | Вежливость и внешний вид | Применять основные правила вежливости и опрятности | ||||
27 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | ||||
5.Внешний этикет (7 ч) | ||||||
28 | Осваиваем правило «так нельзя» | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | ||||
29 | Услышать собеседника | Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре | ||||
30 | Готовимся к празднику | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | ||||
31 | Что такое хорошо и что такое плохо | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | ||||
32 | В мире мудрых мыслей | Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы | ||||
33 | Россияне о любви к Родине | Оценивать яркое проявление патриотизма | ||||
34 | Итоговое занятие | Подвести итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию |
Описание материально-технического обеспечения
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Необходимое количество | Имеющееся количество | |||||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||||||
Сборник программ по внеурочной деятельности Примерная программа начального общего начального образования | Д Д | 100% 100% | |||||
Печатные пособия | |||||||
Таблицы к основным разделам программы Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме) Детские книги разного типа из круга детского чтения | Д Д К/Д | 10% 10% 10% | |||||
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |||||||
Электронные справочники, электронные пособия | П | 0% | |||||
Технические средства обучения | |||||||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Видеомагнитофон. Телевизор. Персональный компьютер Мультимедийный проектор Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом | Д Д Д Д Д/П Д Д | 100% 100% 0% 0% 100% 100% 30% | |||||
Экранно-звуковые пособия | |||||||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения Видеофильмы, соответствующие тематике программы Слайды, соответствующие тематике программы Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы | Д Д Д Д | 10% 10% 0% 0% | |||||
Оборудование класса | |||||||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Подставки для книг, держатели схем и таблиц Цветная бумага Пластилин Природный материал Акварель | К Д Д Д К К К К К | 100% 100% 100% 0% 0% 100% 100% 100% 100% | |||||
Игры и игрушки | |||||||
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов Настольные развивающие игры | П Ф | 10% 10% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра"
Данная прорамма внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра" разработанна в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями детей начальной школы. Программа содержит пояснительную з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нрав...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС второго покаления. Предназначена учителям работающим в 1 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этика: азбука добра» 1-4 КЛАСС
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"1- 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра 3 класс
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собо...