Мир, в котором ты живешь
рабочая программа (2 класс)

Прусова Наталья Егоровна

Познавательно-развивающая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №2 г. Демидова

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«Мир, в котором ты живёшь»

                                              Воспитатель: Прусова Н. Е.

2017 – 2019 уч. г. 

Здесь мало увидеть.

Здесь надо всмотреться

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

(Н.Рыленков)

Пояснительная записка

Я работаю в МБОУ СШ №2 г. Демидова в должности воспитателя группы продленного дня с 1 сентября 2015 года.

По познавательно-развивающей программе «Мир, в котором ты живёшь», в этом направлении я работаю с детьми в течение 4-х лет.

 «Экологическое воспитание школьников», я выбрала потому что – это близко мне, как учителю географии.  

 Невозможно воспитать ребёнка, не научив его любить природу, бережно относится к тому, что его окружает  в повседневной жизни.  

Земля – наш дом. Она заслуживает нашей любви! Мы должны беречь её от разрушения, истощения и гибели. Сегодня наша планета серьёзно больна, в двери и окна дома человечества стучатся беды грядущих экологических катастроф. Люди так увлеклись покорением природы, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах – птиц и зверей. Воздух в городах стал удушливым и грязным из-за выхлопных газов автомобилей, дыма заводов и котельных. Питьевая вода потеряла свою свежесть и чистоту, стала опасной для употребления. В результате загрязнения атмосферы дети болеют астмой, подвергаются аллергии, конъюнктивитам и т.д.

Почва – плод терпеливого труда природы! Человек беззаботно превращает её в мусорную яму. Сейчас на одного человека приходится от 150кг до 600кг мусора в год. Всё больше людей обращаются к врачам с головной болью, расстройством деятельности сердца, печени, с перенапряжением. Причиной всему этому является шум.

В наш век проблемы охраны природы становятся всё актуальнее. Как сохранить на земле неприкосновенный «золотой запас» жизни – генетический фонд животных и растений?

Люди не на минуту не должны забывать, что они – высшие разумные существа и от них зависит не только их жизнь, а жизни миллионов живых существ, живущих по соседству с человеком. От человека, его понимания, его нравственной позиции во многом зависит судьба родной земли. Вот почему воспитание подлинно человеческого отношения к природе является одной из главных задач педагога - воспитателя. Экологическое воспитание детей – настоятельная необходимость нашего времени, обусловленная, с одной стороны современным уровнем развития экологии как комплексной науки, а с другой социальными задачами – подготовкой высоконравственных и образованных людей, которые смогут грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

Актуальность проблемы экологического воспитания детей заключается в её связи с решением таких важных проблем педагогике, как проблема формирования личности, всех её нравственных сторон, повышение качества знаний и идейной убеждённости.

Цель работы:

- теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания детей

- раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно-воспитательном процессе

- определить наиболее эффективные методы и приёмы экологического воспитания школьников

- изучить уровни развития экологии детей

- формирование представлений детей школьного возраста об окружающем мире, культуры отношения к природе в процессе учебной трудовой, экологической деятельности.  

Задачи программы:

- обучение различным приёмам работы с природным материалом;

- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

- развитие внимания, наблюдательности, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

- воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;

- формирование культуры, учебной и трудовой деятельности;

- формирование отношения в коллективе;

- формирование культуры отношений к природе.

Особенности экологического воспитания детей

Экологическое воспитание должно формировать у человека сознательное восприятие окружающей природной среды, убеждённость в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию её богатств. Экологическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое; это не частный, узкоограниченный предмет, а развивающийся процесс, в котором сочетаются изучение, оценка и участие в управлении окружающей средой; это осуществление перехода от кажущейся самодостаточности технических знаний в области человеческих ценностей, воспринятых личностью, к соответствующему этим ценностям образу жизни.

В основе методологии экологического воспитания лежит научное положение, согласно которому экологическое воспитание неразрывно связано с эстетическим. Такая взаимосвязь двух начал (природы и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребёнка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность.

Экологическая воспитанность предполагает:

1. Воспитание эмоционального отношения ко всему окружающему;

2. Осмысление содержания и средств выражения прекрасного;

3. Наличие экологических и нравственных суждений;

4. Стремление к самостоятельному творчеству.

Особенность экологического воспитания состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создаёт эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с природой. Однако стремление любить окружающий мир – это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.

Экологическое воспитание младших школьников – неотъемлемая часть единого воспитательного процесса. Недостатки познавательной, эмоционально-волевой сферы детей во многом осложняют решения задач экологического воспитания. Потому нужна специальная организация работы, предусматривающая:

1) рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся норм, методов и средств воспитания,

2) познавательный  характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

В ходе систематической и целенаправленной работы по экологическому воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие младших школьников, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием различных средств, затрагивающих чувство ребёнка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становится отчётливее и полнее представление.

В процессе экологического воспитания у детей удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам природы, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, их эмоциональные переживания и реакции становятся разнообразными и устойчивыми.

В процессе экологического воспитания, формируются у учащихся эстетические восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в природе, в повседневной жизни.   Обогащается имеющийся опыт, воспитывается у детей сенсорная культура, личное отношение к воспринятому, развивается эстетический вкус, дети приучаются к самооценке и правильным аргументированным суждениям.

 Развивается и совершенствуется эмоциональная сфера учащихся, воспитываются эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение).

Формируются знания о человеческом организме, своих возможностях и способностях, здоровом образе жизни, начиная от режима дня и правильного питания.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом знании для человека;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

Небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.    

       Выводы

В период младшего школьного возраста в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектом живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Ребёнок узнаёт, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определённые потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Экологическое воспитание школьников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Осознано-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребёнка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

К экологическому воспитанию относится и то, что в младший школьный период в ребёнка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся вполне определённых жизненно необходимых условиях;

Человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.

Основные этапы работы

Организационный.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на мероприятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

Диагностический.

Диагностика уровней развития экологических знаний  младших школьников

Непременным условием успешной организации практической деятельности является отслеживание её результатов. С этой целью проводятся следующие виды диагностики: вводная, промежуточная, итоговая, цель которых – при помощи определённой методики увидеть результаты практической деятельности педагога, выявить наличие у детей знаний, умений, навыков.

Основные направления диагностической работы по экологическому воспитанию и обучению школьников:

- выявить уровень знаний детей об объектах природы, о взаимосвязях в природе, о роли человека в природе,

- выявить степень сформированности умений находить отличительные особенности растительного и живого мира, анализировать личностное отношение к природе.

 Критерии сформированности экологических знаний:

- знания о мире животных;

- знания о растительном мире;

- знания о временах года;

- отношение к миру природы;

Используемые методы и средства реализации программы

Формы и методы экологического воспитания.

Работа по экологическому воспитанию связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её разнообразны.

Прежде чем предлагать детям, какие-либо игры или упражнения, необходимо знать основные базовые принципы.

1. Следует учить ребёнка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

2. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

В своей работе я попытаюсь максимально реализовать предлагаемые принципы.

Для того чтобы правильно организовать работу по экологическому воспитанию, целесообразно наметить её примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам воспитания.

При выборе заданий по экологическому воспитанию младшим школьникам, нужно  учитывать возможности ребёнка, стараться, чтобы задания были в меру трудными, и, выполняя их, воспитанник испытал радость, как преодоления сложности, так и своего успеха.

Отношение воспитателя - педагога должно быть доброжелательным, нужно отмечать даже малейшие достижения ребёнка. Важно правильно относиться к неуспеху, к ошибкам. Нужно, чтобы ребёнок научился совместно с воспитателем понимать, анализировать, в чём у него трудности. Чтобы ребёнок не боялся ошибиться, он должен знать, что за неверный ответ со стороны взрослого не последует наказание. В любом случае взрослый должен оказывать ребёнку помощь, а не командовать им.

Удачное сочетание форм и методов воспитания позволяет сформировать у детей систему представлений о природе, выработать на её исходной интеллектуальной основе правильное отношение к растениям и животным, ко всем явлениям природы.

Методы обучения детей, в частности, ознакомление их с природой, следует рассматривать как совместно-распределительную деятельность, при которой воспитатель разными способами организует передачу знаний детям, а они усваивают их и приобретают умственные и практические умения и навыки. Работа с детьми предполагает использование наиболее эффективных методов и приёмов, способствующих осознанному усвоению знаний, отражающих связь живых организмов со средой обитания и друг с другом и формирующих гуманную направленность личности ребёнка. Это могут быть длительные систематические наблюдения и труд в природе, фиксации наблюдений, совместная деятельность взрослых и детей по охране природы, система дидактических игр, моделирования, создания проблемных ситуаций и т.д. Это поможет сформировать у ребёнка понимание своего места и места других организмов в мире природы, правильно строить свои отношения с природой. В своей практике я  буду использовать три формы организации экологической работы с детьми:

1) массовые

2) групповые занятия

3) индивидуальная работа с детьми.     

 Развивающие игры        

Важное место в экологическом воспитании занимают развивающие игры.

Игровой процесс важен в познавательном плане.

Развивающие игры являются неотъемлемой частью экологического воспитания. В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в обращении с природой, закрепляют теоретические знания. Всё это происходит в непринуждённой обстановке, построено с расчётом, вызвать живой интерес у детей, увлечь их. Используемый наглядно-действенный игровой материал вызывает желание включиться в выполнение игровых заданий.

Развивающие игры имеют многопрофильный характер: они могут служить разрядкой, снимать напряжение после трудных уроков, организовывать и направлять деятельность ребёнка в плане формирования моторных функций двигательных умений, координации движений, глазомера, меткости, мелкой моторики. Например: игра «коты-рыболовы» помогает закрепить умение прыгать на двух ногах, не касаясь верёвки, развивать координацию движений, ловкость, внимательность, учит умению самостоятельно контролировать выполнения правил детьми.

В ходе подобных игр достигаются цели, которые помогают получить новые, и закрепить ранее полученные экологические знания.

В игре «Коты – рыболовы» дети знакомятся с разнообразием рыб озера, если изменить условия игры и сказать детям, что коты будут ловить рыбу в  море, реке, аквариуме дети познакомятся с разнообразием животного мира, в зависимости от места обитания. Таким образом, дети непроизвольно постигают основы экологии.

Экологическая игра «Спасение бобров» учит детей любить животных, охранять исчезающие виды, знакомит с жизнью бобров, так же решает коррекционные задачи, дети упражняются в беге, игра развивает внимание, ловкость, учит детей коллективно придумывать правила игры по литературному тексту, переводя на язык игры природоведческий рассказ. Существует огромное количество экологических игр (« Лиса и мыши», «лягушата»,  «кошки-мышки», «у медведя в бору» и т.д.), все они направлены не только на коррекцию развития детей, но также на ознакомление с окружающей средой. Дети в ходе таких игр вживаются в образы животных, растений, а также неживых элементов природы: рек, озёр, камней и т.д. Вживаясь  в различные образы, ребёнок легче  понимает то, что связано с ним, с его чувствами, жизненными проявлениями и потребностями.

Можно утверждать, что дети способны понять и зависимость условий жизни конкретного растения или животного.

Такие занятия благотворно сказываются на общем и физическом развитии детей, улучшают настроение и поведение младших школьников, формируют положительные черты личности.

Прежде чем проводить такие занятия, необходимо заранее тщательно продумать каждую деталь и мысленно проиграть самому   педагогу весь ход игры.

Существует ряд требований к  проведению экологических развивающих игр.

1) В каждой игре необходимо активное участие педагога: объяснения правил игры, показ действий, совместные действия с ребёнком, наблюдение за выполнением игровых заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и травматизма.

2) Каждая экологическая игра  должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей.

3) Продолжительность игры определяется активностью детей, их интересам к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления следует переключить младших школьников на другой вид деятельности. Педагог постоянно поощряет детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно для детей. Ребёнку должно быть знакомо чувство успеха.

4) Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности; ребёнку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.

5) Педагог использует игры в воспитательных целях: учит детей быть доброжелательными; оказывать помощь друг другу; приучает к  бережному обращению с игровым материалом, к порядку в игровой комнате.

6) Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя.

7) Игровой материал должен  быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определённого возраста и уровня развития.

8) При организации игр педагог объединяет детей в группы с учётом  их физического развития с детьми.

Особенно большое значение в экологическом воспитании имеют игры на свежем воздухе, они направлены на включение в деятельность общей моторики. Если эти игры проводятся на спортивной площадке, нужно создать элементы «необычности»: например, разрисовать асфальт яркими змеевидными лентами, расположить необычным образом квадраты, круги, стрелки, это привлекает внимание детей,   позволяет им быстро включаться в игру. Таким образом, нужно привлекать внимание детей к охране редких растений, животных. Например, на асфальтовой дорожке вырос редкий цветок, рисуем вокруг него красный круг и объясняем, что он редкий, его нужно охранять, это привлекает внимание детей. Не отходя от цветка, нужно рассказать детям, почему его нужно беречь, рассказать какой он сильный: пробил асфальт, чтобы дотянуться до солнышка, что мы – сильнее цветка – можем сорвать его, и он умрёт.

Если игры проводятся в помещении, то красочным, ярким должно быть игровое оборудование.

Экологические игры представляют собой сложный комплекс занятий. Я часто провожу различные игры, большинство которых из них носят экологический характер. За время работы с детьми хочу отметить значительное улучшение в физическом и нравственно – экологическом развитии. Дети стали более активными. Увеличился запас общих знаний. Дети стали более любознательными, стали больше интересоваться жизнью животных и растений, больше задают вопросов.

Всё это указывает на большую значимость развивающих экологических игр.

Экологические сказки

Экологические сказки – разновидность экологических игр. В отличие от игр сказки больше развивают экологическое мышление, воображение, фантазию. Детям представляется больше самостоятельности. Особенно в этом плане интересны сказки с незавершённым концом. Суть их в том, что воспитатель рассказывает детям начало сказки, а дети должны придумать продолжение.

Причём работу можно моделировать: сделать её фронтальной – каждый ребёнок придумывает по предложению; индивидуальной – один человек одна сказка, групповой – всей группой сочиняем сказку.

Сказка направлена на воспитание экологической культуры, поэтому я стараюсь задействовать в работу как можно больше познавательного материала.

Например - «Сказка про цветочек»: К цветочку прилетает пчела. Нужно, чтобы дети показали: как она нюхает цветок, как жужжит, как летает, как мёд собирает.

Экологические занятия, на которых воспитатель использует экологические сказки, лучше начинать с постановки проблемного вопроса. (Например, занятия «Почему у деревьев листья разные?») В начале занятия я рассказываю детям сказку «О яблоне и клёне». Передо мной стояла задача заинтересовать детей. Ответ задачи – эмоциональный, выразительный рассказ, он затрагивает область чувственной сферы детей, вызывает сочувствие, переживания, при этом лучше понимается его содержательная суть.

Поэтому к подбору материала для рассказывания следует отнестись с особым вниманием. Материал рассказа надо обработать:

1) Сократить число действующих лиц до минимума;

2) Приспособить рассказ для возраста;

3) Сократить всякие длинноты;

4) Обратить внимание на язык рассказа с точки зрения яркости, выразительности и доступности детскому пониманию.

На этом занятии дети читали стихотворения о деревьях. Чтобы закрепить то, новое, что они узнали о деревьях, о листьях этих деревьев, рисовали рисунки. А в конце занятия дети получили по листику дерева, сами вспоминали, что это за дерево.

Так же как и экологические игры, сказки имеют большое значение в воспитательном процессе.

Природа – неисчерпаемый источник прекрасного, прямое общение с ней оказывает большое влияние на развития чувств ребёнка, помогает ему осмыслить новое содержание, эмоционально закрепить увиденное. Дети проявляют живой интерес к природе, но его необходимо умело поддерживать и направлять.  

    Экскурсии в природу

Важное место в экологическом воспитании занимают экскурсии. Заранее определятся цель и план, проводится беседа, выясняющая какими сведениями, дети уже располагают. На подготовительном этапе воспитатель должен сам пройти и обследовать место экскурсии.

Экскурсии в природу помогают детям выяснить экологические связи в природе, выявить деятельность человека на неё. Формирует у младших школьников навыки грамотного поведения в природе, развивают чувство любви к родине, бережное отношение к её природным ресурсам. Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует интерес учащихся к её изучению и способствует эстетическому восприятию.

После выбора места экскурсии (сад, парк, лес, луг, поле и т.д.) воспитатель проводит вводную беседу. Необходимо организовать детей на самостоятельную работу. Обязательно напомнить детям, что нельзя губить полезные растения, разбрасывать мусор, разорять птичьи гнёзда, убивать животных. Сбор растений, занесённых в Красную книгу, категорически запрещён. Во время экскурсии собирается, как правило, бросовый материал: ветки, шишки, жёлуди, семена растений, опавшие листья и объекты неживой природы: камни, песок, глина.

Для наблюдения за сезонными изменениями в природе лучше выбрать одно место для экскурсий. На первой экскурсии дети выбирают себе объект наблюдения. Например, дерево. Осенью ребёнок наблюдает за изменением окраски листьев, листопадом, зимой - ветвепадом, расположением и формой почек какие животные пользуются «услугами» дерева, весной – за сокодвижением, распусканием почек, летом – за расположением листвой мозаики, за животными, населяющими дерево и т.д. Дети оформляют небольшие дневники, в них по сезонам зарисовывают веточки, листья, почки, само дерево. Записывают сезонные изменения в природе, стихотворения о своём дереве.

 Работа на участке

Понятно, что чем больше проявлено заботы о сохранении природы, чем больше вложено труда в её обогащение, тем сильнее привязанность к ней. Поэтому важно, чтобы дети принимали посильное участие в выращивании цветов, деревьев, занимались озеленением участков. В активном труде на благо природы заложены большие возможности для экологического и эстетического воспитания.

Беседы на экологические темы

 Проводя беседы на экологические темы, я стараюсь, как можно больше задействовать эстетических средств воспитания: картины, репродукции, художественные иллюстрации, музыкальные произведения. Обладая значительными развивающими возможностями, эстетические средства воспитания представляют перед ребёнком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность.

При проведении конкурса рисунков, поделок из природного материала, при изготовлении аппликаций я заметила, что решаются не только цели экологического воспитания, благодаря которому дети знакомятся с жизнью животных, растений, их пользой для человека, учатся сопереживать, но и решаются цели коррекции трудных детей.

Так, у детей развивается зрительная память, воображение, фантазия.

Мы ходим на прогулки, экскурсии и часто наталкиваемся на безжизненные свалки, на которых даже трава не растёт.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Человек хранит воспоминания о реке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой собирал цветы и любовался бабочками. Из любви к природе, из привязанности к родным местом развивается любовь к своему краю, к Родине, воспитывается чувство патриотизма. Запах цветов, шелест травы, плеск воды, пение птиц – это чувственное познание природы, которое служит богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, основ нравственности. Умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знание, способствует формированию характера и интересов. Поэтому, я считаю, что в силу своего активного начала дети нуждаются в непосредственном знакомстве с окружающим миром.

В своей работе я стараюсь, как можно больше использовать непосредственного взаимодействия детей и природы.

Индивидуальный подход к детям в процессе экологического воспитания

Работая с младшими школьниками  необходим индивидуальный подход.

1) Давая детям задания, воспитатель всегда говорит: «ребята, лучше сделать задание одно, но верно».

2) Более сильным детям предложить дополнительное задание, если он выполнил общее, или несколько изменить задание.

3) Необходимо обязательно хвалить ребёнка, даже если он не всё выполнил правильно.

Воспитатель - педагог должен быть доброжелательным, не ругать ребёнка, даже если у него что-то и не получается.

Часто дети отказываются заниматься, иногда у них просто нет настроения.

Очень часто, ещё не зная задания, уже говорят «не хочу», «не буду». Я  стараюсь заинтересовать младших школьников,  используя стихи, загадки,   учитывая все индивидуальные особенности детей.

  Выводы: 

Итак, можно сделать следующие выводы:

- Экологическое воспитание младших школьников можно развивать и нужно. И делать это нужно доходчиво и ненавязчиво.

- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность, внимания со стороны воспитателя - педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка.

- Обеспечение возможности для практических занятий.

- Поощрение высказывания оригинальных идей.

- Представление детям возможности активно задавать вопросы.

Ожидаемый результат

При изучении программного материала образовательные задачи решаются в комплексе с воспитательными.

Прививая доброе отношение к растениям и животным, важно научить детей ухаживать за ними, охранять их, понимать их целесообразность в природе. Для этого необходимо расширять знания детей об отдельных представителях растительного и животного мира, заинтересовать наблюдениями за жизнью растений и животных. Детям нужно рассказать о том, как животные приспосабливаются к окружающей среде, как они заботятся о своих детёнышах, как преданы человеку домашние животные, как приучают диких животных, как выращивают растения и т.п. Отсутствием таких знаний или их ограниченностью и объясняется наблюдаемое нередко неправильное отношение учащихся-воспитанников в природе. Существует огромное количество форм экологического воспитания. В своей работе я использую только некоторые из них. В дальнейшем  планирую использовать новые формы экологического воспитания: экологический  КВН, экологические викторины и другие. Организовать на более высоком уровне фенологические наблюдения, выставки поделок, аппликаций, рисунков, а также продолжать начальную работу, используя экологические игры, сказки, экскурсии, работу на участке, на закреплённой клумбе; проводить экологические беседы и занятия, заниматься уборкой территории.

Мы живём в бурное время, когда происходит переоценка ценностей, когда за спорами, дискуссиями нам бы не забыть самое главное – наших детей, наше будущее. Вспышки насилия, жестокости, криминальная обстановка возмущают и порождают извечно русский вопрос: «Что делать?»

А поправить нашу жизнь можно только через возрождение нравственности. Такое нравственное начало призвана давать наука экология. Педагогическая наука учит, что детство – очень важный период формирования личности человека, его совести, идеалов, доброты, милосердия. Мир детских и подростковых чувств очень хрупок: если воспитатель воздействует не на те струны души детей или вообще не озвучивает их, то наши питомцы прячут свои способности в себе, перестают интересоваться разнообразием мира, становятся безразличными. А это самое страшное.

Итак, экологическое воспитание следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны летать гуманные чувства, т.е. осознание любого проявления жизни, стремления защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, воспитатель должен исходить из того, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно,  действие, в результате которых разрушается общий для всех нас дом – безнравственны. И задача воспитателя заключается в том, чтобы эти ценностные позиции, открытые ребёнком с помощью взрослого становились его личными.

Для более полной плодотворной работы по экологическому воспитанию воспитатель должен работать в тесном контакте с учителем и чем выше будет творчество, педмастерство, инициативность педагогов – тем выше будет уровень усвоения детьми основ экологии.                      

 Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

(Е.Евтушенко)

 

Мероприятия

Дата

1. Праздник «Здравствуй, Осень!»

2. Экологическая конкурсно - игровая программа «Веселый урожай»

3. Экскурсия в парк «Приметы осени» (набор природного материала)

4. Конкурс «Осенняя фантазия» (поделки из природного материала)

5. Экологическая развлекательная игровая программа «Осенние забавы»

6. Конкурс рисунков «Прощай, осень!»

7. Экскурсия в зимний парк «Зимняя сказка»

8. Игра «Поле чудес» на тему: «Зимушка – зима»

9. КВН «Времена года»

10. Операция «Птичья столовая» (кормление, наблюдение)

11. День загадок «Природные лекари»

12. Игра – викторина «Эти забавные животные»

13. Беседа «Мир вокруг нас»

14. Экскурсия в березовую рощу «Пришла весна»

15. Конкурс рисунков «Пришла весна»

16. Конкурсно – игровая программа «День птиц»

17. Конкурс рисунков «Берегите птиц»

18. Операция «Скворечник» (изготовление, развешивание)

18. Беседа «О бережном отношении к хлебу»

19. Экологическая сказка

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

январь

январь

февраль

февраль

март

март

март

апрель

апрель

апрель

май

май

Содержание деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Страна, в которой ты живешь"

На уроке используется игровая ситуация-путешествие на космическом корабле по нашей стране.         ...

Край, в котором ты живешь

Урок 6 (устный журнал) Тема: Край, в котором ты живёшь. Цели: расширить знания учащихся об истории города Новый Уренгой; активизировать умения анализировать, делать выводы, обобщать; способс...

Посмотри,как хорош край,в котором ты живешь!

Разработка внеклассного мероприятия для начальных классов о красоте и богатстве республики Башкортостан...

Посмотри,как хорош край,в котором ты живешь.

Разработка внеклассного мероприятия о красоте и богатстве республики Башкортостан...

Презентация "Край, в котором ты живешь"

Презентация "Край, в котором ты живешь" для урока музыки в 1 классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой...

Презентация на тему "Город, в котором ты живешь"

Презентация на тему "Горд, в котором ты живешь" по окружающему миру в 1 классе образовательной системы "Школа 2100"  -   город Ростов-на-Дону....