Край, в котором ты живешь
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок 6 (устный журнал)
Тема: Край, в котором ты живёшь.
Цели: расширить знания учащихся об истории города Новый Уренгой; активизировать умения анализировать, делать выводы, обобщать; способствовать формированию навыка работы с дополнительной литературой; прививать уважительное, бережное отношение к труду человека, к окружающей среде.
Оборудование: таблицы с вопросами на каждую парту, аудиозапись песни Игоря Корнилова «Новый Уренгой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_zhiv.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 6 (устный журнал)
Тема: Край, в котором ты живёшь.
Цели: расширить знания учащихся об истории города Новый Уренгой; активизировать умения анализировать, делать выводы, обобщать; способствовать формированию навыка работы с дополнительной литературой; прививать уважительное, бережное отношение к труду человека, к окружающей среде.
Оборудование: таблицы с вопросами на каждую парту, аудиозапись песни Игоря Корнилова «Новый Уренгой».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня урок пройдёт в виде устного журнала.
- О чём мы будем говорить на уроке, вы узнаете, прочитав стихотворение. «Ямал», автор Коваль Н.
Ямал,
Как будто он и вправду мал!
А если посмотреть пошире –
Здесь кладовая всей России!
Съезжались люди с матушки России.
В край необжитый строить города.
Их не пугали ни мороз, ни мошки злые,
Они приехали, чтоб поселиться навсегда.
Трудились вместе: ханты, белорусы,
Кавказцы, русские и латыши.
У них девизом стало слово «братство»,
Что родилось от сердца, от души.
Встали вышки буровые,
Здесь раньше лишь ходил олень.
И нефть пошла в артерии России.
По дикой тундре прямо на Тюмень.
Горят огнями новостройки.
У школьного порога смех ребят.
Характер у ямальцев стойкий.
Они с надеждой в новый век глядят.
Выслушиваются ответы детей.
- Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о Ямале, о нашем городе.
- Прочитайте хором тему урока: «Край, в котором ты живёшь».
На каждую парту учитель раздаёт таблицу с вопросами. Ребята, по ходу урока, работая в парах, заполняют таблицу.
Вопросы | Ответы |
В какой природной зоне располагается полуостров Ямал? | |
Что обозначает слово Уренгой? | |
Что нашли геологи в ямальской тундре? | |
В каком году был забит первый колышек с названием «Новый Уренгой»? | |
В каком году Новому Уренгою был присвоен статус города? | |
Какова численность города? | |
На сколько часов местное время опережает московское? | |
Какое необычное название имеет одна из школ Нового Уренгоя? |
IV. Открытие новых знаний.
1. Первая страница журнала «Знакомство с необжитым краем …»
- В какой природной зоне находится полуостров Ямал? (В тундре)
- Как же выглядела тундра до прихода геологов?
- На первый взгляд тундра – заснеженная глухая вечная мерзлота. Но пробежало стадо оленей; загалдел птичий базар, вылезли на берег неуклюжие моржи, невдалеке от них мирно пасутся овцебыки; несется собачья упряжка; низкорослая растительность тундры стелется под жгучим северным ветром – и тундра как – будто ожила. Вот и оленеводы пасут оленей. Пусть один из них расскажет о тундре.
1) Рассказ ученика от имени оленевода.
Тундра – безлесная область России. Почему же в тундре не растёт лес? Его росту мешают три основные причины - холодное и непродолжительное лето, сильные ветры и высокая влажность воздуха. К тому же в тундре много болот. Почва промерзает настолько, что летом не успевает оттаять. Поэтому в тундре почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Солнце не всходит над горизонтом в течение долгих зимних месяцев, снежный покров лежит с октября по июнь. День в Заполярье весной прибывает очень быстро, и уже в мае светло круглые сутки. На возвышениях и южных склонах снег быстро тает. В лощинах он может залёживаться даже до конца лета. Лето в тундре короткое и длится 2-2,5 месяца. Но растения получают много света (солнце не заходит в течение нескольких месяцев); они быстро распускают листья, цветут и дают семена. Температура редко поднимается выше +10 °С, и заморозки могут ударить в любой момент. Случается, правда, и тридцатиградусная жара, но это исключение. Дождей мало, гроз и сильных ливней, как правило, не бывает, но всё равно очень сыро из-за частой мороси, низких облаков и тумана с промозглым ветром. В чём-то животный мир тундр схож с лесным, но несравнимо беднее. И всё-таки тундра кажется наполненной жизнью. Создают такое впечатление, прежде всего птицы, которых очень много. И какие пернатые здесь гнездятся! Крупные водоплавающие - лебеди, гуси, казарки, утки. Они выводят в тундре потомство и потом тысячными стаями улетают на юг, в тёплые страны. Невозможно пройти несколько километров по тундре, чтобы не увидеть куропаток, выпархивающих прямо из-под ног. Величественная полярная сова белым столбиком застыла на высоком бугре - высматривает леммингов. За этими грызунами охотятся и висящие в воздухе поморники. Не дают покоя мелким птицам, стремительно рассекающие воздух, соколы. Среди самых мелких пернатых наиболее заметны "полярные воробьи" - пуночки, а также разнообразные кулики, живущие многочисленными стаями. Главные животные тундры - лемминг, песец и северный олень. Коренные жители тундры – ненцы. Мы занимаемся оленеводством, живём в чумах.
2) Работа по учебнику.
Ненец: - Прочитайте в учебниках на стр.61 ненецкую легенду о том, как солнце в тундру пришло.
Беседа по прочитанному.
2. Вторая страница журнала «Как люди разбудили Уренгой?»
1) Работа по учебнику.
- Уренгой…., откуда берёт начало это слово и что оно обозначает?
- Ответить на этот вопрос нам поможет текст учебника на стр.61-62.
Чтение текста.
Беседа по прочитанному.
- Что обозначает слово «Уренгой»?
2) Рассказывает ученик.
Новый Уренгой - молодой город. Но начало истории уходит в далёкий 1949 год. В 1949 году по распоряжению Сталина в приполярной тундре началось строительство трансполярной железной дороги Салехард — Игарка. Дорога строилась десятками тысяч людей. На бывшей фактории Уренгой строители планировали остаться надолго. Однако после смерти Сталина работы были свёрнуты, дорога к началу 60-х годов оказалась никому не нужна и получила название «мертвой». Но труд строителей дороги всё-таки оказался не напрасным. 6 июня 1966 года бригада геологов мастера В. Полупанова прибыла в ямальскую тундру в поисках нефти.
3) Работа по учебнику.
- Что на самом деле нашли геологи в тундре, вы узнаете из рассказа в учебнике на стр.62.
Чтение рассказа «Как люди разбудили Уренгой?»
Беседа прочитанному.
4) Продолжение рассказа ученика.
- Так 6 июня 1966 года появилось новое уникальное месторождение природного газа – Уренгойское. В 1973 22 сентября году в центр вытоптанного островка тундры, рядом с простеньким бараком, был забит первый символический колышек с табличкой «Новый Уренгой». 23 декабря того же года прибыла автоколонна газовиков, которые начали строительство будущего города. 19 июня 1975 году, начала работу первая хлебопекарня, была запущена электростанция. Зарегистрирован поселок Новый Уренгой 18 августа 1975 г. Через год 1 сентября начались занятия в первой общеобразовательной школе. Посёлок быстро развивался, объёмы добычи газа росли, и 4 сентября 1980 года Новому Уренгою был присвоен статус города окружного значения. В 1983 году завершилось строительство газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород», и уже с 1984 года газ из Уренгоя начал поступать в Западную Европу. Открылось авиасообщение с Москвой 2 января 1981году.
3. Физкультминутка.
4. Третья страница журнала «Знаете ли вы что…»
Интересные факты из жизни города.
- Местное время на два часа опережает московское.
- Численность населения города более 122 тыс. человек.
- Телефонный код Нового Уренгоя +7(3494)******
- Расстояние до Москвы по железной дороге 3513 км.
- Скорый поезд "Ямал" проходит это расстояние за 63 ч 32 минуты, а самолет ТУ-154, вылетающий из Москвы, приземляется в Новом Уренгое уже через 3 ч 15 минут.
5. Четвёртая страница – «Земля, которая стала родной…»
Прослушивание песни Игоря Корнилова «Новый Уренгой».
- Ребята, как вы думаете, почему для многих людей город Новый Уренгой стал
родным?
Чтение текста учебника на стр.62-63 «Земля, которая стала родной…»
Беседа по прочитанному.
- С каким необычным названием существует школа в городе Новый Уренгой?
- Почему её так назвали?
- С чем обратились в открытом письме учащиеся младших классов новоурен-
гойской средней школы «Земля родная»?
6. Работа в парах.
Задание: сочините четверостишье о нашем городе.
- Итог урока.
- Чтение сочинённых четверостиший.
- Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему: «Новый Уренгой в будущем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь"
Внеклассное мероприятие...
Посмотри,как хорош край,в котором ты живешь!
Разработка внеклассного мероприятия для начальных классов о красоте и богатстве республики Башкортостан...
Посмотри,как хорош край,в котором ты живешь.
Разработка внеклассного мероприятия о красоте и богатстве республики Башкортостан...
Презентация "Край, в котором ты живешь"
Презентация "Край, в котором ты живешь" для урока музыки в 1 классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой...
Конспект урока 1 класс на тему "Край, в котором ты живешь"
Показать детям красоту родной земли....
Конспект урока музыки в 1 классе на тему: "Край, в котором ты живешь"
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО и представлен в виде технологической карты...
Классный час "Край, в котором ты живешь"
Классный час во 2 классе....