Родительское собрание
материал (3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Дружная семья не знает печали».
Класс: 3
Цель: создать условия для повышения воспитательной активности родителей и осознания ими важности совместного времяпровождения в семье.
Задачи:
- активизировать работу родителей во время собрания, побудить их к совместному проведению времени вместе с детьми;
- показать возможные пути взаимодействия и помочь выработать рекомендации для родителей по данному вопросу
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, шкатулка «Мудрости» с пословицами, раздаточный материал (карточки с ситуациями, листы для анкеты, листы для вопросов).
Подготовительная работа
Подготовка выставки рисунков «Мой любимый праздник».
Проведение анкетирования с детьми, написание сочинений.
План родительского собрания
- Вступительное слово. Чтение притчи «Один час твоего времени»
- Сообщение темы собрания. Составление кластера «Семья»
- Основная часть собрания .
- «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится». Совместный труд. ( Анализ ситуаций по проблеме собрания).
- «Ум без книги, как птица без крыльев». Совместное чтение. (Обмен мнениями. Составление памятки «Как привить и развить интерес к чтению у детей?»).
- «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься» (Занятия спортом, здоровый образ жизни). (Беседа «Я и спорт».).
- «Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре». Совместный отдых, досуг. (Анкета «Знаете ли вы своего ребенка»
- Рефлексия. ( Чтение притчи «Злой лук»).
- Вступительное слово учителя.
Чтение притчи «Один час твоего времени»
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
- Чему учит нас эта история? (Ответы родителей)
- Сообщение темы собрания.
Действительно, в современном мире все происходит так быстро, что порой мы не замечаем, что теряем что-то очень важное и по- настоящему ценное – общение со своим ребенком, со своей семьей. Это драгоценные минуты, которые ничем не заменишь: ни игрушками, ни красивой одеждой, ни самыми лучшими вещами, которые мы сможем купить нашим детям на заработанные деньги. Ведь только взаимопонимание и взаимная любовь делают человека счастливым по-настоящему.
Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка внимательным, здоровым, трудолюбивым и, конечно же, любящим.
А для этого нужна дружная семья, которая будет примером для ребенка (На доску крепится карточка «СЕМЬЯ»).
А что может объединить всю семью? (Родители выдвигают свои предположения, учитель прикрепляет слова на доске, и получается кластер. ( общение, отдых, хобби, труд, спорт и др.).
- Вы правы. Все эти совместные дела и увлечения могут помочь семье, сделать ее по-настоящему дружной, крепкой, комфортной для детей. Вот и тема нашего собрания звучит так, «Дружная семья не знает печали».
- Основная часть собрания.
(на слайде появляется запись)
1) «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится». (Совместный труд)
- О чем эта пословица? (О труде)
Труд… Такое короткое, простое и в тоже время очень важное слово. К сожалению, не каждый человек умеет, а главное, хочет трудиться. Ведь домашний труд и повседневные обязанности чаще всего монотонны и очень скучны. А привычка трудиться формируется уже в детстве. Сложная школьная программа, дополнительные занятия детей в различных кружках и секциях – у детей просто нет времени ни на что другое. Так думают многие родители и берут всю домашнюю работу на себя. К сожалению, зря. Размышляя таким образом можно вырастить ребенка - потребителя, не приспособленного к жизни. Поэтому очень важно привлекать детей к совместной работе, общим делам, показывать ему, что они не так и скучны и могут быть радостными и полезными всей семье. Это может быть совместная уборка дома, приготовление заготовок на зиму и многое другое.
Бывали ли у вас интересные случаи во время выполнения совместной работы? Расскажите.
А вот, что говорят ваши дети об интересных случаях. (чтение сочинений обучающихся)
- А теперь давайте поработаем в группах. Я предлагаю обсудить несколько ситуаций.
Групповая работа. Анализ ситуаций по проблеме собрания.
(Родители делятся на 4 группы, каждой дается ситуация, затем происходит ее обсуждение)
Ситуация 1. В семье растет три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…
Ситуация 2. В семье растет девочка. Мама с трудом заставляет ее помогать ей по дому. Девочка ссылается на то, что дома есть бабушка, которая с охотой выполняет за внучку все дела.
Ситуация 3. Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей: «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка».
Ситуация 4. Мама с восторгом рассказывает, что ее дочка очень помогает присматривать ей за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
- Итак, скажите, совместный труд важен для укрепления семьи? (Ответы родителей, делаем вывод).
На слайде появляется следующая пословица.
2) «Ум без книги, как птица без крыльев». Совместное чтение.
-Согласны вы с это пословицей? Почему? (Ответы родителей)
-Зачем ребенку нужно читать?
Следующее, о чем мы поговорим – это совместное чтение.
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов писал: “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!
Читайте книги с ребенком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Совместное чтение прекрасно компенсирует недостаток общения, сближает родителей и детей, учит наблюдать, мыслить, сопереживать. И это время останется в памяти ребенка на всю жизнь. К сожалению, забытая традиция, когда за чтением книг домочадцы вместе думали, переживали. Порой бывает, что ребенок не интересуется книгами, ему ближе телевизор, компьютер, интернет. Что же делать? Как привить и развить интерес к чтению у детей? Я предлагаю обменяться мнениями и составить рекомендации.
Работа в группах. Обмен мнениями.
Составление памятки «Как привить и развить интерес к чтению у детей?» (Родители предлагают свои варианты развития интереса, учитель слушает, комментирует, помогает родителям правильно сформулировать мысли, фиксирует на доске наиболее удачные варианты).
Сравнивают с памяткой, который составил учитель.
- Прививать интерес к книгам и чтению с раннего детства.
- Регулярно читать вместе с ребенком книги.
- Обсуждать прочитанное.
- Покупать яркие и интересные книги любимых авторов ребенка.
- Рекомендовать книги, которые читали в детстве.
- Рассказывать об авторах книги и т.д.
- Вместе ходить в библиотеку.
После обсуждения сделать вывод о пользе совместного чтения.
На слайде появляется следующая пословица.
3) «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься». Занятия спортом, здоровый образ жизни.
- О чем говорит нам эта народная мудрость? (Варианты ответов родителей)
Спорт и физкультура создают хорошее настроение, заряжают положительными эмоциями, укрепляют здоровье в целом. Родители, которые ведут здоровый образ жизни, прививают его навыки своему ребенку. Давайте побеседуем.
Беседа «Я и спорт» (родители отвечают на вопросы)
- Кто из родителей занимается спортом? Каким?
- Занимаются ли Ваши дети спортом? Если да, то каким?
- Посещает ли ваш ребенок спортивные секции, кружки?
- Делаете ли вы утреннюю зарядку? А Ваш ребенок?
- Ходите ли вы в походы, прогулки на лыжах?
- Есть ли у Вас дома спортивное оборудование?
- Любите ли вы смотреть спортивные передачи? Какие?
Дети нарисовали рисунки на тему «Мы выбираем здоровье», где они в основном показали нам, что главное, чтобы быть здоровым нужно больше двигаться и заниматься спортом.
- Подводя итог, я предлагаю Вам поделиться каждый своим жизненным опытом. У меня в руках мяч, он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, продолжает моё предложение.
А предложение будет у нас одно для всех: «Мой ребёнок будет здоров если я…».
Мой ребенок будет здоров если я буду с ним больше проводить свободного времени и чаще бывать на свежем воздухе.
Вывод о значении спорта и здорового образа жизни.
4) «Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре». Совместный отдых, досуг.
Сила семьи в совместных интересах и делах. Приятно смотреть на семьи, в которых принято вместе отдыхать, отмечать праздники. Как говорится еще в одной известной пословице «Сделал дело – гуляй смело». В выходные и праздничные дни, когда все члены семьи в сборе можно многое сделать.
Анкета «Знаете ли вы своего ребенка?»
А сейчас я предлагаю заполнить анкету. Дети это уже сделали. Проверим, совпадут ли ваши ответы?
- Как вы обычно называете своего ребенка?
- Гордитесь ли вы своими детьми?
- Какой последний кинофильм вы посмотрели вместе с детьми?
- Обсуждаете ли вы с детьми прочитанную книгу, телепередачу?
- Бываете ли вы вместе на концертах, прогулках, аттракционах?
- Участвуете ли вы с детьми в походах?
- Где и как вы предпочитаете проводить с детьми свободное время?
- Вы проводите отпуск с детьми или без них?
- В детские праздники дети предпочитают оставаться одни или быть с родителями?
- Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?
- А теперь сравните свои ответы с ответами детей. Если большинство ответов совпадут, значит можно уверенно сказать, что вы хорошо понимаете друг друга. (Родители сравнивают ответы)
Совместный отдых нельзя представить без семейных праздников, таких как дни рождения, Новый год, Пасха, 23 февраля, 8 марта. Главное, что благодаря ним, родители и дети чувствуют себя нужными друг другу, близкими и любимыми.
Дети подготовили рисунки на тему «Мой любимый праздник», их вы можете посмотреть на нашей выставке. (Обращает внимание родителей на выставку рисунков в классе).
- А какой Ваш любимый праздник? Увидели ли вы в рисунках детей свой праздник?
- Нужны ли в семье праздники? (Мнение родителей)
- Рефлексия.
Это только часть «мудрых» советов, как сплотить семью, сделать ее дружной, крепкой и приблизить нас к самой главной цели воспитания, что каждый родитель хочет воспитать своего ребенка внимательным, здоровым, трудолюбивым и, конечно же, любящим.
Я предлагаю Вам написать на листочках, что бы вы еще хотели узнать на следующем нашем собрании, какие вопросы у вас остались и волнуют Вас.
Было ли полезно для Вас наше собрание?
А закончить наше собрание я хочу еще одной притчей, которая называется «Злой лук».
Мне всегда не хватало времени заниматься собственными детьми. Работа, карьера, личная жизнь. Но мои дети ни в чем не нуждались, у меня хватало средств, чтобы удовлетворять их шоколадно-компьютерные потребности. Я закрывала глаза на их недостатки, они же прощали мне отсутствие внимания.
Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать зло от добра.
После очередного недоразумения я стояла на кухне, чистила лук, и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:
– Чего ты плачешь?
– Ты знаешь, такой злой лук попался. Вот есть же сорта, от которых не плачешь.
– Видимо, этот мало поливали.
Я поняла важную вещь: если детей мало «поливать» в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.
Помните о том, какой будет наша семья, такими будут и наши дети, а значит и наше будущее. Любите своих детей, проводите с ними больше времени и вовремя «поливайте»! Спасибо за внимание!
Использованная литература и интернет- ресурсы:
- Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. - М.:ВАКО, 2006.
- Пахомова О.А. Остров семейных сокровищ. Газета «Педсовет», 2006 г.
Притчи - http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/871-odin-chas-tvoego-vremeni,http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/1220-zloi-luk
Приложение №1
Задания-ситуации для родителей.
Ситуация 1. В семье растет три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…
Ситуация 2. В семье растет девочка. Мама с трудом заставляет ее помогать ей по дому. Девочка ссылается на то, что дома есть бабушка, которая с охотой выполняет за внучку все дела.
Ситуация 3. Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей: «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка».
Ситуация 4. Мама с восторгом рассказывает, что ее дочка очень помогает присматривать ей за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
Приложение №2
Памятка «Как привить и развить интерес к чтению у детей?»
- Прививать интерес к книгам и чтению с раннего детства.
- Регулярно читать вместе с ребенком книги.
- Обсуждать прочитанное.
- Покупать яркие и интересные книги любимых авторов ребенка.
- Рекомендовать книги, которые читали в детстве.
- Рассказывать об авторах книги и т.д.
Вместе ходить в библиотеку
Приложение №3
Анкета «Знаете ли вы своего ребенка?
1.Как вы обычно называете своего ребенка?
2.Гордитесь ли вы своими детьми?
3.Какой последний кинофильм вы посмотрели вместе с детьми?
4.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанную книгу, телепередачу?
5.Бываете ли вы вместе на концертах, прогулках, аттракционах?
6.Участвуете ли вы с детьми в походах?
7.Где и как вы предпочитаете проводить с детьми свободное время?
8.Вы проводите отпуск с детьми или без них?
- В детские праздники дети предпочитают оставаться одни или быть с родителями?
- Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...