Реализация системно-деятельностного подхода в воспитательном пространстве
статья

При общем осознании необходимости внедрения активных деятельностных форм образования и воспитания, обучение в современной школе построено на основах традиционной классно-урочной системы, которая значительно ограничивает возможность активного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ерыклинская основная общеобразовательная школа»

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан

Статья

«Реализация системно-деятельностного подхода

в воспитательном пространстве»

 Работа выполнена:

Епифановой Викторией Ивановной, учителем начальных классов

МБОУ «Ерыклинская основная общеобразовательная школа»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

Глава 1. Теоретические основы использования системно-деятельностного подхода в воспитании        6

1.1. Характеристика воспитательной деятельности в школе        6

1.2. Особенности системно-деятельностного подхода        12

1.3. Педагогические возможности системно-деятельностного подхода        16

Глава 2. Организация педагогического эксперимента по воспитанию школьников методами системно-деятельностного подхода        27

2.1. Диагностика уровня воспитанности школьников        27

2.2. Диагностика уровня воспитанности школьников        27

2.3. Программа воспитания школьников в рамках системно-деятельностного подхода        32

Содержание программы:        32

Выводы        36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        40


ВВЕДЕНИЕ

Современные стандарты образования ориентируют педагогов на использование технологий обучения и воспитания, направленных на формирование активной, самостоятельной, творческой личности учащихся. Одним из принципов обеспечения качества образования на сегодняшний день выступают принципы личностно-ориентированного, дифференцированного, системно-деятельностного подхода, предполагающих ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта. Развитие личности учащегося в современной школе происходит на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира и составляет цель и основной результат образования [11, 78].

Идеи модернизации и реформирования образования принадлежат выдающимся философам: М. С. Кагану, В. А. Лекторскому, Э. Г. Юдину и др. Особое развитие данные идеи получили в трудах известных психологов и педагогов: А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона. На основе исследований данных ученых была продолжена разработка общепсихологической теории деятельности, авторами которой стали А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, а также- зарубежные исследователи: К. Хольцкамп, М. Коул, Ю. Энгештрем и др.

В то же время, при общем осознании необходимости внедрения активных деятельностных форм образования и воспитания, обучение в современной школе построено на основах традиционной классно-урочной системы, которая значительно ограничивает возможность активного обучения.

В связи с этим, перед педагогами встала проблема поиска таких форм организации урока и внеурочной деятельности, которые обеспечивали бы развитие личности учащегося посредством использования системно-деятельностного подхода.

Целью данной работы стало изучение возможностей реализации системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Для реализации данной цели были поставлены задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по педагогике.
  2. Дать характеристику, описать цели и задачи воспитательной деятельности.
  3. Определить особенности системно-деятельностного подхода.
  4. Выявить возможности системно-деятельного подхода в воспитании, путем постановки педагогического эксперимента
  5. Разработать рекомендации по применению системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования предполагает идею о том, что посредством использования системно-деятельностиного подхода можно значительно повысить качество воспитательной деятельности в школе.

Объектом исследования стал системно-деятельностный подход.

Предмет исследования: возможности системно-деятельностного подхода в повышении качества воспитательной деятельности в школе.

Базой исследования стала МБОУ «Ерыклинская основная общеобразовательная школа» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ педагогической, научно-методической литературы.
  2. Эмпирический: исследование показателей воспитанности школьников.
  3. Практический: педагогический эксперимент.

Новизна исследования заключается в разработке воспитательных мероприятий на основе использования системно-деятельностного подхода.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в практической деятельности педагогов и воспитателей общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, а также – на курсах повышения квалификации учителей.


Глава 1. Теоретические основы использования системно-деятельностного подхода в воспитании

1.1. Характеристика воспитательной деятельности в школе

Р. Маслоу утверждал, что развитие личности ребенка во многом зависит от той атмосферы, в которой происходит воспитание и образование. Современные процессы в обществе, определили новые подходы к содержанию обучения и воспитания, привели к созданию и новой модели школы, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития государства, современными потребностями общества и каждого человека.

Школа должна готовить учащихся к реальной жизни, учить действовать в нестандартных ситуациях. Поэтому важно не столько дать ребенку максимально больше знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное, интеллектуальное развитие, вооружить умением учиться [15, 102]. 

В связи с этим в новых образовательных стандартах повышается роль и значимость воспитания. Педагогам важно выбрать такие формы и методы воспитания и образования, которые стали бы наиболее эффективными способами организации развивающего пространства для обучающихся.

Воспитание на современном этапе рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий.

Процесс воспитания и социализации детей происходит непрерывно. В процессе обучения различным предметам современный учитель применяет комплексный подход, обеспечивая метапредметные результаты обучения. Другими словами, ребенок учится использовать знания, полученные на одном уроке, при изучении других  наук. Кроме того, имеются общеобразовательные, общеразвивающие навыки и умения, позволяющие оперативно находить, анализировать и использовать информацию [18, 68].

Форм воспитательной работы на сегодняшний день большое множество, они могут быть классифицированы по различным признакам: по уровню взаимодействия, по степени воздействия, по направлению, и т.п. Однако, наиболее общая классификация позволяет выделить среди прочих воспитательных технологий три основных типа:

- массовые мероприятия,

- коллективные дела,

- развивающие игры [13, 56].

Необходимость новых государственных стандартов обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития учащихся, развития воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность школьников к жизненному самоопределению, успешную социализацию.

Работа по реализации воспитательного компонента ФГОС требует от педагогов глубокого, осознанного подхода к организации воспитательного процесса. Необходимо учитывать недопустимость непрофессиональной трактовки образовательных стандартов, с ориентацией на количественное измерение и оценку таких свойств личности как честность, доброта, милосердие, гуманизм, чувство справедливости, интеллигентность, патриотизм, ответственность, духовность [7, 112].

Диагностика эффективности воспитательной деятельности школьников должна быть направлена на качественную оценку тех видов деятельности, которыми занят школьник. В данном аспекте можно выделить три основных предмета диагностики уровня воспитанности:

  1. Ценностные ориентиры воспитанника.
  2. Взаимоотношения в детском коллективе как одно из важнейших условий развития личности ученика.
  3. Профессиональная позиция педагога, обеспечивающая направления развития и воспитательной деятельности учащихся [4, 79].

От профессиональной позиции педагога, ориентации на современную инновационную деятельность, зависит выбор форм, методов и способов организации воспитательного процесса в школе, которые и обеспечивают достижение результатов воспитания и развития.

Форму  воспитательной работы с детьми рассматривают как определенный способ организации свободной деятельности детей в школе, их самостоятельности при целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, среди которых исследователи особо выделяют:

– словесно-логические;

– образно-художественные;

– трудовые;

– игровые;

– психологические [6].

К словесно-логическим формам относятся такие, где основным средством воздействия является слово, вызывающее определенные эмоции у детей. Сюда относят беседы, диспуты, собрания, конференции, лекции и пр.

Образно- художественные формы работы объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное переживание. Главная задача педагога – вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции, формирующие побуждение к деятельности, или создающие яркие образы в воображении детей. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Особо зарекомендовали себя такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Трудовые формы воспитательной работы включают любой труд, посредством которого дети могут развить определенные личностные качества: целеустремленность, умение планировать, чувство коллективизма и товарищества, умение работать в команде, ответственность и т.д. именно потому важно организовывать такие мероприятия, как уборка территории, высадка деревьев, благоустройство класса и др. [15, 201]

Игровые, или досуговые, формы работы подразумевают совместные игры, коллективный отдых, содержательные развлечения и праздники. Игры могут быть спортивными, интеллектуальными, соревновательными, конкурсными. Нередко игры совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Психологические формы работы содержат элементы психологического тренинга, практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. К ним относят лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации, требующие специальных знаний и умений воспитателя. [28, 36]

Для создания ситуации достижения успеха, при использовании различных форм работы, учитель или воспитатель должен видеть и знать их скрытые возможности, на основе которых организовать деятельность детей наиболее оптимально.

Воспитать человека – означает сформировать понимание цели и направления пути дальнейшего развития с целью максимальной реализации способностей, потребностей и возможностей. При этом, утверждал Макаренко, воздействовать на отдельную личность возможно лишь воздействуя на коллектив, членом которого является эта личность. «Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,- писал А.С. Макаренко. При этом под коллективом педагог понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, а также определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных частей. В свою очередь коллектив учащихся, творческий  или трудовой коллектив, является звеном в цепи социальных отношений [16, 99].

Одной из ведущих концепций, заложенных в основу современных образовательных стандартов, является вариативность образования, характеризующая способность системы образования соответствовать главным мотивам и возможностям учащихся и их индивидуальным особенностям. Вариативность образовательной системы дает возможность управления инновациями в образовательном пространстве, обеспечивает модернизацию и реформирование образовательных систем федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Еще одним принципом ФГОС выступает стандартизация образования, характеризующая систему ограничений для обеспечения равенства возможностей учащихся в образовательном пространстве. Стандартизация является важным условием адаптации школьников к решению большого числа типовых жизненных задач. Она является эффективным инструментом управления развитием личности в условиях социального, экономического и психологического разнообразия социальных систем. В комплексе вариативность и стандартизация образования обеспечивают эффективную социализацию и индивидуализацию личности каждого ученика [11, 132].

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является приобщение личности к системе знаний, ценностей, социальных норм, правил, традиций, стереотипов и способов поведения человека, выработанной в ходе всей истории человечества. Проекцией этого принципа системно-деятельностного подхода к образованию является рассмотрение образовательного процесса как совокупности деятельностей, обеспечивающих следующие социальные эффекты:

- духовно-нравственного развития и воспитания личности, становление гражданской идентичности как основы развития общества, формирование гражданской идентичности как предпосылки укрепления государственности;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент образовательных стандартов общего образования, где развитие личности школьников на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет главную цель;

познания и освоения мира составляет главную цель;

- направленность на укрепление физического и духовного здоровья учащихся. В данном контексте воспитание личности ученика рассматривается как процесс становления личностных смыслов и ценностных установок, формирующихся в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками [25, 54].

 А. Н. Леонтьев утверждал: «Смыслу не учат. Смысл воспитывается», тем самым подчеркивая субъективность процесса воспитания, существенно отличающегося от воспитания в стиле нравоучений и убеждений [31, 132].

На сегодняшний день рассмотрение новых ФГОС общего образования с позиций системно-деятельностного подхода предполагает реализацию основных компонентов развития личности:

- мотивационно-ценностного,

- целевого,

- операционального,

- ресурсного [24, 56].

Таким образом, воспитательная работа на современном этапе подразумевает организацию активного взаимодействия детей, целенаправленной творческой деятельности. Причем процесс воспитания

Должен быть построен на четко спланированной, систематизированной основе.


1.2. Особенности системно-деятельностного подхода

Деятельностный подход обусловливает изменение целей и задач образования и воспитания, который находит отражение в переходе:

- от приоритетов усвоения знаний, умений, навыков - к формированию образовательной компетенции, обеспечивающей овладение новыми качествами личности;

- от изолированного восприятия системы научных понятий -  к включению содержания обучения в систему решения жизненно важных задач;

- от стихийности деятельности ребенка - к целенаправленной организации и созданию индивидуальных образовательных траекторий;

- от индивидуальных форм работы - к признанию первоочередной роли сотрудничества в достижении целей обучения [25, 87].

Реализация деятельностного подхода в воспитании не может быть дозированной или одномоментной. Воспитание в деятельности должно сопровождать все основные процессы школьников: общение, познание, экспериментирование, творчество и др. При этом деятельностное воспитание должно быть четко спланировано и систематизировано.

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно описывает основные психологические условия и механизмы осуществления образовательно-воспитательного процесса.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в образовательную систему А. Г. Асмоловым. В данном определении соединились принципы системности обучения и воспитания  Б. Г.Ананьева, Б. Ф.Ломова и других ученых с основами деятельностного подхода, разрабатываемого С. Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В.Давыдовым и др.

Деятельность человека – это всегда целеустремлённая система, нацеленная на достижение конечного результата. При этом системно-деятельностный подход предполагает, что результат может быть достигнут только тогда, когда есть обратная связь, позволяющая увидеть все процедуры образовательного процесса не изолированно, а в комплексе [14, 72].

Деятельность как система всегда имеет развивающий потенциал. Поэтому при разработке воспитательных программ следует выделять индивидуальные особенности развития личности ребенка и разрабатывать и использовать наиболее характерные для них формы деятельности.

Системно-деятельностный подход, используемый на каждой ступени общего образования, позволяет:

- представить образовательные и воспитательные цели в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования основных качеств личности;

- на основании выбранных целей обосновать содержание обучения в их взаимосвязи;

- выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся [28, 145].

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение результатов общего образования и воспитания, и создает основу для самостоятельного развития личности учащихся. Такой подход требует применения соответствующих образовательных и воспитательных технологий деятельностного типа. Такими технологиями на современном этапе признаны системы развивающего образования.

Описывая развивающие технологии образовательной деятельности, следует сказать, что:

  1. В основу содержания данных технологий положена система научных понятий, а предметом совместной деятельности учителя и учащегося является сам процесс развития личности.
  2. Характерной особенностью ФГОС нового поколения является выдвижение высоких требований к результатам обучения, развития и воспитания учащихся. При этом способы достижения поставленных целей обучения, характер педагогического воздействия, методы и формы работы учителя строго не регламентируются.
  3. Основными педагогическими технологиями в осуществлении развивающего обучения выступают  системно-деятельностный подход, формирование УУД, метапредметность знаний и навыков, активная самообразовательная деятельность, формирование основных компетенций.
  4. Реализация основных принципов развития личности учащихся требует от педагога постоянного  совершенствования своей собственной компетенции. При этом учитель должен обладать не только системой навыков педагогического взаимодействия и знаний в своей предметной области, но и быть компетентным в сфере законов психодидактики и психологии личности.
  5. Учитель и образовательное учреждение в современных условиях могут самостоятельно выбирать и проектировать направление и стиль педагогической деятельности. Однако, для того, чтобы данная деятельность была эффективной и соответствовала требованиям стандартов и государственных программ, необходимо основывать свою образовательную тактику на признанных технологиях ведущих авторов [33, 124].

К основным приемам реализации технологий деятельностного типа относятся:

- учить детей определять проблему;

- учить осуществлять контроль и самооценку собственной деятельности в соответствии с основными критериями;

- организовывать совместную деятельность учащихся при решении различных жизненных задач, учить работе в группе;

- создавать условия для построения индивидуальной траектории развития личности школьника;

- использовать современные информационные, интерактивные технологии обучения и воспитания для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

-  организовывать проектную и творческую деятельность учащихся;

- организовывать совместную внеурочную деятельность детей;

- осуществлять учебно-воспитательный процесс на основе творческой, игровой, конструкторской, социальной, исследовательской деятельности;

- использовать проблемно-диалогические технологии [30, 56].


1.3. Педагогические возможности системно-деятельностного подхода

Для понимания принципов системно-деятельностного подхода в воспитании необходимо четко представлять себе ключевые понятия: «системность» и «деятельность».

Деятельность -  это всегда целеустремленная система действий, нацеленная на конечный результат. А.Н.Леонтьев утверждал, что результат воспитания состоит в мотивах и ценностях, под влиянием которых осуществляется деятельность. Он определял воспитание как преобразование известных ценностей в реальные мотивы поведения. Таким образом, процесс воспитания предстает как трансформация ценностей, идеалов, определенной культуры, через практическую деятельность в реальные смыслообразующие мотивы поведения. Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы [31, 78].

Понятие системы довольно сложное и включает множество аспектов. Системный анализ в педагогике подводит к адекватному пониманию того, что воспитание – это не деятельность, складывающаяся из простой суммы отдельных действий и поступков, а диалектическое тождество, то есть принципиально новое качество, возникающее посредством взаимодействующих и взаимообусловленных отношений между противоположностями. Другими словами, воспитание как системное качество является носителем креативности, творчества, активности и самостоятельности. При этом  творчество следует рассматривать как форму проявления воспитания, в качестве формы его реализации на всей пространственно-временной протяженности.

Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности, его творческих способностей и интересов. Вся система заданий и методов воспитания построена таким образом, чтобы включить каждого ребенка в самостоятельную активную деятельность. Такой подход способствует активизации мыслительных операций, развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии, а также - задействует ум, волю, чувства, эмоции, формирует способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить проблемы и преодолевать затруднения, осуществлять самоконтроль и самооценку [18, 35].

При реализации системно-деятельностного подхода каждый урок и внеурочные виды деятельности должны обладать воспитательным потенциалом. В связи с этим меняется как содержание, формы работы, так и структура самого урока.

В структуре урока в системно-деятельной технологии выделяют:

1.  Мотивирование к учебной деятельности.

2.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.  Выявление места и причины затруднения.

4.  Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5.  Реализация построенного проекта.

6.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.  Включение в систему знаний и повторение.

9.  Рефлексия учебной деятельности на уроке [27, 129].

В контексте реализации деятельностных технологий происходит также пересмотр целей урока, с учетом содержательного и деятельностного компонента:

Урок открытия нового знания:

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания;

Содержательная цель: формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной).

Урок построения системы знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий и построение обобщённых норм учебной деятельности.

Урок развивающего контроля

Деятельностная цель:  формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т. д.

В рамках каждого урока и внеурочных видов деятельности необходимо реализовывать основной принцип системно-деятельностного подхода к воспитанию, направленный на формирование информационно-коммуникативной  культуры учащихся, основанной на повышении  мотивации к самостоятельной работе, развитии творческой активности личности.

При этом организация деятельности может осуществляться по нескольким основным направлениям:

- познавательная,

- ценностно-ориентированная,

- общественная,

- эстетическая,

- досуговая деятельность [28, 145].

Основной целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е., формирование навыков осуществления целенаправленной деятельности: постановки цели, решения практических задач, ответственности за результаты.

Особую роль в активном воспитании личности ребенка приобретает концепция коллективно-творческих дел (КТД) И. П. Иванова [22, 165].

В методике организации КТД автор выделяет 4 компонента:

- совместная деятельность коллектива по улучшению жизни,

- проявление коллективного творчества,

- сменяемость актива,

- особая позиция учителя.

В каждом коллективном деле проявляется главная сущность творческого взаимодействия. Здесь важна общая работа, организация дела, которое дает возможность проявить заботу об окружающих. Дело, которое готовится, планируется, организуется и обсуждается всем классным коллективом совместно с педагогами. Непрерывный креативный поиск лучших, оригинальных решений обусловливает творческий характер такой деятельности.

И.П. Иванов выделяет 6 последовательных этапов организации КТД [22, 95]:

1. Предварительная работа педагогов, направленная на определение роли данного дела в жизни коллектива, постановку воспитательных задач, рассмотрение вариантов проведения, подбор содержания деятельности. Основными критериями при планировании коллективного дела выступают: общая польза, радость, направленность на сплочение, значимость для личностного роста каждого члена коллектива.

2. Коллективное планирование, включающее разъяснение перспектив предстоящей деятельности и подключение учащихся к обсуждению деталей организации дела. На данном этапе важно организовать работу в малых группах, учесть позицию каждого, выслушать, обсудить и вынести коллективное решение, которое удовлетворит всех. Необходимо оговорить все основные моменты: участников, роли, распределение обязанностей, вид и форма проведения и проч.

3. Подготовка воспитательного КТД, которая состоит в уточнении плана подготовки и проведении дела, а также организации отдельных групп. На данном этапе важно акцентировать на добровольности выполнения поручений по подготовке, а также разработку не только групповых, но и индивидуальных поручений. Педагог помогает учащимся координировать работу микрогрупп, создавать условия для реализации плана.

4. Проведение КТД – важный этап, в котором необходимо уделить особое внимание всем компонентам: психологическому настрою в начале дела, соответствие возрасту учеников и поставленным задачам. Все члены коллектива в ходе дела выполняют роли, предусмотренные сценарием, от каждого требуется активное участие, а также - совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания. Педагог оказывает детям поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество. Итогом КТД должно стать чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.

5. Коллективное подведение итогов, суть которого сводится к формированию умений понимать причины успехов и неудач, предвидеть их в будущем, получая при этом опыт управления. В коллективном анализе должна присутствовать постановка вопросов, обращенных к анализу отношений, чувств, мыслей.

6. Последействие, состоящее в обсуждении педагогами результатов КТД. Основная задача - закрепить положительный опыт, исправить ошибки, определить ближайшие перспективы, внести изменения в творческие поручения, спланировать новое КТД.

Другой перспективной формой организации воспитательной работы в рамках системно-деятельностного подхода является проектная деятельность [34, 88].

Метод проектов с успехом используется не только в образовательной деятельности, но также и в развивающем, воспитательном процессе. Это обусловлено тем, что работа над проектом развивает исследовательские и творческие способности, формирует волю, способность к самоопределению и постановке целей, совершенствует коммуникативные навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве.

Проектная деятельность помогает становлению навыков, необходимых в повседневной жизни и делающих эту жизнь более упорядоченной, эффективной. Это такие навыки, как умение планировать время и действия, способность к анализу и самоанализу, критическое отношение к информации, способность презентовать и рекламировать продукты своего труда.

В процессе реализации проекта у учащихся воспитываются такие общечеловеческие качества, как социальное партнерство, толерантность, умение вести конструктивный диалог, чувство ответственности, стремление к совершенствованию и др. [36,69]

Таким образом, внутренний результат проектной деятельности представляется в форме накопления поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, воспитательные проекты, используемые педагогами, предполагает участие группы. При этом каждый участник выступает в определенной роли: лидера, организатора, оппонента, исполнителя, докладчика и т.п. Данные роли могут меняться как в различных проектах, так и в процессе работы над одним проектом. Это происходит по той причине, что специфика проектной деятельности открывает в учащихся скрытые ресурсы, потенциальные возможности.

Нацеленность на общий результат заставляет ребенка открывать в себе новые качества. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

Разберем каждый этап работы над проектом с позиций воспитательного воздействия на личность учащегося.

1. Постановка проблемы.

Роль педагога при организации проекта состоит в определении тематики будущего проекта и сообщении проблемных вопросов, связанных с данной темой. При этом более продуктивным этап постановки проблемы будет, если учащиеся сами обозначат круг вопросов, на которые им предстоит ответить в ходе реализации проекта. Данный момент развивает у детей способность критически мыслить, выделять главное, ставить вопросы и определяться с направлением действий. Это уже первый шаг к воспитанию самостоятельности.

2. Прояснение проблемных вопросов.

Любая тема может быть рассмотрена с позиции наличия спорной информации. Учитель может подготовить специально выдержки из информационных источников, содержащих неточную, неполную или противоречивую информацию. При определении направления поиска истины учащиеся проявляют способность мыслить критически, высказывать собственное мнение, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, что повышает уровень коммуникативных способностей, развивает уверенность в своих силах и значимости. Так как на данном этапе нет неверных формулировок. Любое мнение имеет право быть высказанным.

3. Формулирование гипотезы.

На основании обсуждения различных точек зрения формулируется основная гипотеза, которую предстоит подтвердить или опровергнуть в ходе реального исследования. Здесь проявляется способность учащихся выделять главное, расставлять акценты и приоритеты.

4. Планирование действий.

Составляя план действий по поиску информации, проведения исследования, изготовления информационного или другого продукта, каждый учащийся может предложить свою кандидатуру для выполнения определенной функции. Данный момент способствует самоидентификации личности, определение и акцентирование своих талантов, способностей, личностных качеств. Роли может назначить и учитель, но лучше, если это будет сделано самими учащимися в ходе обсуждения, голосования и др. Это формирует чувство команды, ответственности за выбранную роль. Также, обсуждение ролей развивает умение конструктивно общаться и приходить к результату, удовлетворяющему всех.

5. Поиск информации.

На данном этапе особенно раскрываются такие свойства личности, как  целеустремленность, способность критически и логически мыслить, творчески подходить к отбору информационных источников, обобщать, анализировать, формулировать ведущие положения по проблеме. Целесообразно не возлагать задачу по поиску информации на одного или нескольких учащихся. Так  как, если в данный процесс будут вовлечены все участники проекта, это поможет получить несколько вариантов решения проблемы. В дальнейшем, в ходе коллективного обсуждения, можно будет выбрать те точки зрения, которые заслуживают наибольшего внимания.

6. Анализ и синтез данных.

После обсуждения и определения главного решения, работа над проектом выстраивается в определенную систему, на основе которой будет создан конечный продукт. На данном этапе проявляется такое свойство личности, как способность систематизировать имеющиеся данные. Это умение вести упорядоченную деятельность весьма полезно в повседневной жизни и позволяет учащемуся в дальнейшем стать более эффективным и успешным членом общества.

7. Подготовка конечного продукта.

Этап производства конечного продукта может продукта предполагает как развитие творческих способностей, так и навыки практической деятельности. Разнообразие форм такого продукта (презентация, коллаж, статья, видео, изделие и др.) позволяет каждому участнику проявить максимально возможные навыки и умения, что способствует всестороннему развитию способностей учащихся и формирует метапредметную компетентность.

8. Презентация продукта проектной деятельности.

Этап защиты проекта, или презентации результатов своей деятельности, позволяет проявить артистические способности, раскрыть внутренний потенциал, создает атмосферу раскрепощенности и непринужденности, повышает уверенность в своих силах, развивает умение выступать перед аудиторией, привлекать внимание окружающих.

9. Анализ и самоанализ, корректировка деятельности.

Любая деятельность является по-настоящему продуктивной только в том случае, если человек способен вынести ей объективную оценку. Данный этап в процессе реализации проекта может повторяться несколько раз. Полученный результат может корректироваться, дорабатываться, переоформляться в ходе промежуточного анализа. В процессе такого анализа и корректировок вырабатывается стремление к совершенствованию продукта своей деятельности, а сопутствующим результатом будет процесс самосовершенствования.

10. Подведение итогов.

На данном этапе учитель и другие учащиеся могут высказать свою точку зрения на конечный результат, дать свою оценку деятельности участников проекта.

11. Самооценка.

Подходя объективно и осмысленно к оценкам своей деятельности, а также, сопоставив ожидаемый результат с реальным, каждый ученик может дать оценку самому себе, что является важным качеством сформированной личности. Чтобы позитивный внутренний результат закрепился в психике ребенка, необходимо, чтобы проект имел реальную практическую направленность, и результат был представлен в форме какого-то конечного продукта. Это может быть проведение совместного мероприятия, представление результатов исследований на классных часах, во внеурочной деятельности, участие в конкурсе, выступление, выставка и др. [8, 123]

Следует отметить, что внедрение проектной технологии в практику образовательных учреждений подразумевает не только выполнение определенных тематических проектов учащимися. Когда данная технология положена в основу педагогической методики вся деятельность учителя и воспитателя становится проблемно-ориентированной. Это положение предполагает и наличие проектирования педагогом своей образовательно-воспитательной деятельности и ожидаемых результатов педагогического процесса.

Такое проектирование может осуществляться в нескольких направлениях:

  1. Планирование психологической диагностики учащихся в ходе воспитательной деятельности, определение направления воспитательного воздействия, оказания помощи учащимся в познании самих себя, формулировке жизненных ценностей, установок и др. Составление программы развития личности учащихся.
  2. Планирование воспитательных результатов педагогического процесса, определение приоритетных качеств личности, которые следует формировать, выбор путей, воспитательных форм и методов развития данных качеств.
  3. Проектирование собственной педагогической деятельности, создание авторских программ, методик и др.

Таким образом, рассмотрение воспитательного процесса в рамках современных педагогических технологий и переориентации образования и воспитания на использование системно-деятельностного подхода позволяет говорить о значительной роли инноваций в воспитании, которые имеют высокий развивающий потенциал. Однако, планирование, разработка и внедрение определенных деятельностных технологий зависит от многих факторов, среди которых:

- уровень воспитанности и интеллектуального развития детей;

- наличие условий для внедрения инноваций;

- наличие программы, плана и методического сопровождения процесса;

- вовлеченности в инновационный процесс всех сотрудников образовательного учреждения  др. [4, 63]


Глава 2. Организация педагогического эксперимента по воспитанию школьников методами системно-деятельностного подхода

2.1. Диагностика уровня воспитанности школьников

На первом этапе педагогического эксперимента по воспитанию основных качеств личности школьника были использованы диагностические методики:

  1. Диагностика эмоционального развития школьников.
  2. Диагностика эстетических потребностей.
  3. Диагностика жизненных мотивов деятельности.
  4. Диагностика уровня самостоятельности и активности детей

В исследовании приняли участие 17 учащихся младшего звена МОУ «Ерыклинская основная общеобразовательная школа» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.

2.2. Диагностика уровня воспитанности школьников

1. Для диагностики уровня эмоционального развития был использован Художественно-экспрессивный тест.

 Цель - определение уровня развития эмоциональной выразительности, различных интерпретаций художественных текстов и эмоциональности.

Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?

В качестве художественных текстов предлагаются:

Серов В.А. Девочка с персиками.

Ренуар О. Читающая девочка.

Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев. Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:

3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

2. Для изучения эстетических представлений школьников была использована методика «Эстетическая воспитанность учащихся»

Цель: выявление уровня эстетической воспитанности у учащихся

Форма: анкетирование

Указания по проведению:

Ответы: «Да», «Иногда», «Нет»

Вопросы:

1) Ложась спать, вспоминаешь ли ты места, где тебе понравилось (музеи, театры, выставки, концерты)?

2) Любишь ли ты выдумывать несуществующих героев и рассказы о них?

3) Нравится ли тебе вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев, журчанье ручья и др.

4) Можешь ли ты рассматривать картину, зеленый листок, травинку, цветок, жучка на листке и др.

5) Нравится ли тебе рассказывать родителям о чем-то взволновавшем тебя (о фильме, о музыке, о книге и т.д.).

6) Посещаешь ли ты библиотеку?

7) Тебе удобно, комфортно, когда ты чисто одет?

8) Вежлив ли ты в общении с одноклассниками?

9) Читаешь ли ты какую-либо литературу об искусстве?

10) Посещаешь ли ты сайты в Интернете, которые рассказывают о классической музыке и живописи.

В графе «Ответы» вариант «да» оценивается в 3 балла. Ответ «иногда» - 2 балла. Ответ «нет» - 1 балл.

Интерпретация результатов:

30-21 балл – высокий уровень

20-11 баллов – средний уровень

10 и менее баллов – низкий уровень.

Высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности.

Средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки.

Низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.

3. Для выявления основных жизненных мотивов деятельности применялась методика «Недописанный тезис»

Цель методики - выявление общего взгляда на понятия культуры.

Методика выявляет общие установки по отношению к культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

1. Хорошая жизнь - это ….

2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….

3. Мне хорошо, когда вокруг….

4. Мне нравится смотреть на ….

5. Я люблю ходить в ….

6. Мне нравиться на уроках ….

7. Мне нравится, когда мои работы….

8. Я вижу нечто прекрасное в….

9. Основной смысл любой работы заключается в…

10. Для меня важно, чтобы результат моей работы …

Интерпретация результатов основывается на наличии в ответах детей таких предпочтений, как музыка, искусство, театр, художественные галереи, картины художников, красота природы, конструктивная деятельность, значимость деятельности для других людей и др.

Высокий уровень - ярко выраженное желание, позитивное отношение к деятельности, интерес, проявляемый к  предметам, объектам и явлениям окружающей действительности.

Средний уровень - недостаточно выраженное желание, позитивное отношение к деятельности, интерес, проявляемый к предметам, объектам и явления окружающей действительности

Низкий уровень - характеристики находятся на предметном уровне. 

4. Диагностика уровня развития самостоятельности проводилась при помощи методов наблюдения и вербального теста «Усовершенствование предмета».

Цель диагностики - выявление начального уровня развития самостоятельности детей.

Система качественного и количественного оценивания самостоятельности и творчества проводилась по методике Торренса, которая  включает трехбалльную шкалу.

1 балл соответствует репродуктивному уровню.

2 балла соответствуют комбинаторному уровню.

3 балла соответствует оригинальному уровню.

Для стандартизированного оценивания воспитанности детей результаты диагностики были приведены к пятибалльной системе:

1-2 балла: низкий уровень

3 балла: средний уровень

4-5 баллов: высокий уровень.

Результаты исследования показали следующие результаты (Табл. 1)

Имя ученика

Эмоциональный компонент

Эстетический компонент

Мотивационный компонент

Самостоятельность и активность

1

Ваня П.

3

4

3

4

2

Катя Р.

4

4

3

3

3

Юля С.

4

3

3

4

4

Тимур К.

2

3

2

3

5

Алина В.

3

3

2

3

6

Кира С.

2

2

3

3

7

Давид Н.

4

5

4

4

8

Самир Д.

5

5

4

5

9

Неля Ю.

4

4

3

4

10

Рита Г.

5

5

4

5

11

Лина О.

3

5

4

5

12

Кирилл Ш.

3

4

4

3

13

Назар К.

2

3

3

4

14

Эля М.

3

3

2

3

15

Саша Т.

3

4

3

3

16

Яна Г.

4

5

4

4

17

Дамир Е.

3

4

3

4

ИТОГО:

3,4

3,9

3,2

3,8

3 ученика показали низкий уровень.

6 учащихся проявили средний уровень воспитанности.

8 школьников – высокий уровень.

Таким образом, уровень воспитанности детей в исследуемой группе находится на среднем уровне, а значит, нуждается в разработке программ развития основных показателей.


2.3. Программа воспитания школьников в рамках системно-деятельностного подхода

С целью осуществления воспитательного воздействия на школьников была разработана программа воспитательных мероприятий, основанная на использовании системно-деятельностного подхода и направленная на воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Содержание программы:

1. Формирование представлений о базовых национальных ценностях;

2. Отношение к хорошим и плохим поступкам;

3. Формирование представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

4. Воспитание уважительного отношения к старшим, родителям, доброжелательное отношение к сверстникам, помощь младшим;

5. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопонимании, взаимопомощи и поддержке;

6. Формирование бережного, гуманного отношения к природе;

7. Укрепление правил этики, культуры;

8. Укрепление отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Формируемые ценности:

- нравственный выбор;

- жизнь и смысл жизни;

- справедливость;

- милосердие;

- честь;

- достоинство;

- свобода совести и вероисповедания;

- толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Основные виды деятельности:

-Учебные инвариантные и вариативные предметы;

- Экскурсии;

- Путешествия;

- Участие в творческой деятельности;

- Театральные постановки;

- Литературно-музыкальные композиции;

- Художественные выставки;

- Игровые программы;

- Наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей;

- Участие в КТД;

- Различные формы взаимодействия в школе;

- Благотворительные акции;

- Проекты;

- Участие в оказании помощи нуждающимся людям, заботе о животных, других живых существах, природе;

- Семейные праздники;

- Выполнение и презентации совместно с родителями творческих проектов;

- Проведение других мероприятий.

Ключевые дела:

  • День Знаний.
  • «День Учителя».
  • «День матери».
  • «Праздник семьи».
  • «Новогодний марафон».
  • Совместные мероприятия с детской библиотекой, музеем.
  • Благотворительная акция «Ветеран живет рядом!»
  • Дни профилактики правонарушений.
  • Тренинги и игры: «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества», «Поведение в школе».
  • Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.
  • Праздник «Здравствуй, школа!»;
  • Праздник «Золотая осень»;
  • Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе:
  • Создание плакатов и стенгазет;
  • Тематические выставки детского творчества.
  • Дни самоуправления и др.

Программа была реализована в 1-4 классах на протяжении 4 месяцев.

На контролирующем этапе была организована повторная диагностика с использованием методик первого диагностического этапа.

Результаты исследования показали следующие результаты (Табл. 2)

Имя ученика

Эмоциональный компонент

Эстетический компонент

Мотивационный компонент

Самостоятельность и активность

1

Ваня П.

4

5

5

5

2

Катя Р.

5

4

5

4

3

Юля С.

5

4

4

5

4

Тимур К.

4

4

4

4

5

Алина В.

3

4

3

4

6

Кира С.

3

3

3

4

7

Давид Н.

5

5

5

4

8

Самир Д.

5

5

5

5

9

Неля Ю.

4

4

4

4

10

Рита Г.

5

5

5

5

11

Лина О.

5

5

5

5

12

Кирилл Ш.

4

4

5

4

13

Назар К.

2

3

3

4

14

Эля М.

3

4

4

4

15

Саша Т.

4

5

5

5

16

Яна Г.

4

5

5

5

17

Дамир Е.

4

4

4

4

ИТОГО:

4,1

4,3

4,4

4,4

Таким образом, в результате реализации программы уровень воспитанности учащихся повысился:

Низкий уровень не отмечен ни у одного школьника.

Средний уровень показали 3 учащихся.

Высокий уровень – 14 школьника.

Обобщенные результаты педагогического эксперимента представлены на диаграммах:

Рис. 1. Количество учащихся, проявивших различные уровни воспитанности

Выводы

На основании проведенного эксперимента было установлено, что использование системы воспитательных мероприятий на основе системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе школы позволяет значительно повысить уровень развития отдельных личностных характеристик и повысить уровень воспитанности детей.

Воспитательный процесс представляет собой сложную структуру, требующую от педагога ответственного подхода к диагностике, наблюдению, описанию качеств личности школьников, нуждающихся в развитии. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и потребности детей. Поскольку один и тот же показатель по-разному выражен у разных школьников. Педагогический мониторинг является обязательным компонентом разработки любой программы воспитательной и развивающей деятельности учителя.

Исходя из этого, целесообразно учитывать следующие рекомендации по работе с учащимися в рамках реализации ФГОС нового поколения:

  1. Развитие и воспитание школьников должно опираться на данные диагностических исследований психологических и интеллектуальных показателей.
  2. Воспитательное воздействие должно осуществляться на основе грамотно составленной программы, в которой продуманы цели, задачи воспитания, ожидаемые результаты и пути их достижения.
  3. Воспитательная деятельность должна осуществляться на основе включения учащихся в активную деятельность, а также – на принципах стандартизации и вариативности.
  4. Формы работы учителя должны выбираться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, требований ФГОС и инновационных разработок в области педагогики и психологии.
  5. Воспитательная деятельность будет успешной в том случае, когда школа будет осуществлять постоянное тесное сотрудничество с семьей, активно вовлекая родителей в воспитательные дела.
  6. Наиболее эффективной формой деятельности учащихся выступают коллективные дела и творческие проекты, развивающие как интеллектуальные способности, так и личностные характеристики, и коммуникативные навыки, умение сотрудничества, являющиеся очень важными в дальнейшей жизни человека и его успешной социализации и самореализации.

Использование данных рекомендаций при составлении воспитательных и образовательных программ позволит достичь поставленных целей и повысить уровень воспитанности учеников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе система образования претерпевает существенные реформации. Модернизация образовательных технологий подразумевает не только использование инновационных способов проведения уроков и организации внеурочной деятельности. Изменяется сама система организации познавательной деятельности и процессов развития личности.

На смену пассивному усвоению норм и правил, традиций и требований приходит активное движение к успешной самореализации в обществе. А такая реализация возможна только при наличии четкой жизненной позиции, устойчивых идеалов, ценностей, приоритетов, мотивов. Прийти к такой системе личность может только в процессе активного самостоятельного, деятельностного познания мира.

В данной работе проанализированы подходы различных ученых к понятию воспитания, его методов и форм работы с детьми. Охарактеризованы основные критерии и принципы деятельностного подхода. Рассмотрены принципы системно-деятельностного подхода в образовании и воспитании, согласно новым образовательным стандартам.

Проведена диагностика уровня воспитанности младших школьников с учетом основных показателей и компонентов: эмоционального, эстетического, мотивационного, а также – уровня самостоятельности и активности. Выявлена тенденция к слабому проявлению самостоятельности и активности детей в достижении целей, а также достаточно низкий уровень мотивации. В целом показатель воспитанности детей находился на среднем уровне. На основании этого была разработана программа воспитательной деятельности по развитию нравственно-эмоционального компонента личности с учетом принципов системно-деятельностного подхода. Диагностика воспитанности после окончания эксперимента показало значительное повышение уровня общей воспитанности.

Из результатов эксперимента следует вывод, что системно-деятельностный подход является эффективной основой развития и воспитания личности ребенка.

Таким образом, в ходе исследования была подтверждена гипотеза: посредством использования системно-деятельностиного подхода можно значительно повысить качество воспитательной деятельности в школе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили. –Киев: 21 ВЕК, 2013.- 97 c.
  2. Акрушенко А.В., Каратьян Т.В., Ларина О.А. Психология развития и возрастная психология/ А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: «Эксмо», 2013. - 257 с.
  3. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения активности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. - М., 2014. - 454 с.
  4. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М.: Изд-во Института профессионального образования МО России, 1995. - 342 с.
  5. Большой энциклопедический словарь. - М., 2016. - 1070 с.
  6. Бородовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии //Педагогика. – 2015. – № 5.
  7. Бурцева, Э. В. Проектная технология как средство мотивации изучения иностранного языка в неязыковом вузе / Э. В. Бурцева; М-во образования Рос. Федерации, Бурят, гос. ун-т. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2014. - 165 с.
  8. Вербицкий, А. А. Активное обучение / А. А. Вербицкий -М.: «Академия», 2013. - 122 с.
  9. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 2013. - С. 76-77.
  10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 2007. - 144 с.
  11. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова. - Санкт- Петербург: Тезариус, 2015.- 76 c.
  12. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2014. - 272с.
  13. Загвязинский, В.И. и др., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования./ В.И.Загвязинский, Р.А.Атаханов – М., 2013.
  14. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения / Л. В. Загрекова. - М.: Высшая школа, 2014. - 156с.
  15. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989.
  16. Каган, В. И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе / В. И. Каган. - М., «Академия»,2013. - 279 с
  17. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - М.: Знание, 2014. - 145 с.
  18. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2014.- С. 45,67-69, 111-114.
  19. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2014. - С.53-58.
  20. Ксендзова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М., 2013.
  21. Кузьмина, М. С., Капичникова О.Б. Модернизация обучения иностранным языкам в вузе / М. С. Кузьмина - Балашов: Изд-во «Николаев», 2015. - 98 с.
  22. Лесун, Л.И. Методы социально-педагогической диагностики. – Социально-педагогическая работа./Л.И.Лесун – № 4. – 2017
  23. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М.: изд-во МГУ, 1972. С. 3–35.
  24. Лутошкин, А. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2012. – C. 23,46-47.
  25. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. - Н.Новгород: НГПИ, 2006.
  26. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. - М.: Просвещение, 2015. - 189 с.
  27. Никонорова, Л. М. Технология проблемно-модульного обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе: Монография / Л. М. Никонорова ; М-во образования Рос. Федерации, Казан, гос. энергет. ун-т. - Казань : КГЭУ, 2014.-95 с.
  28. Психологические тренинги, тесты, 8-10 класс [Электронный ресурс ] режим доступа http://ped-kopilka.ru/psihologija/psihologicheskie-treningi-testy-8-10-klas.html
  29. Рожкова М.И., Классному руководителю, «ВЛАДОС», М., 2001
  30. Сидоркин А.М. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня . Редактор-составитель Е.И. Соколова/Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2014. 
  31. Скрипова Н. Е. Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 120-122.
  32. Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Просвещение, 2000.- 89с.
  33. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. -- М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.
  34. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000.-53c.
  35. Талипова, Н. 3. Развитие речевой деятельности студентов на основе зарубежных технологий обучения / Н. 3. Талипова - Казань, 2014. - 78 с.
  36. Фокин, Ю. Г. Технология обучения в высшей школе: от теории к технологическим процедурам / Ю. Г. Фокин. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана,2015.-328 с.
  37. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. - М.: Народное образование, 2015. - 157 с.
  38. Шевченко, А.П. Формирование как педагогический процесс. //Сост. В. М. Черникова, А. Ф. Затейкина, М. В. Грабовенко. - Самара: СИПКРО, 2000.-81c.
  39. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2007 г. № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  40. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  41. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного среднего (полного) общего образования».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения....

Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"

Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)

laquo;Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание  с ним ...