Внеклассное мероприятие "Помоги птицам перезимовать"
материал

Алёшина Тамара Васильевна

Внеклассное мероприятие "Помоги птицам перезимовать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеклассное мероприятие79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учеников первых  классов

« Помоги птицам перезимовать»

Цель: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
  2. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
  3. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
  4. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края.
  5. Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.

Воспитательные:

  1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.
  2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.

Развивающие:

  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Методы и приемы:

Игровой, словесный, наглядный.

                                                                    ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

 Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Пение птиц»).

- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей).

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).

- Почему? (ответы детей).

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Учитель:

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под снежным шатром.

- Ребята, а что это за шум?

Появляется взъерошенный воробей: (пятиклассники)

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?     (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется ворона:

Ну, морозы! Ну морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!

-Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей).
        - Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.

Читают ученики:

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

- Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Сегодня, 15 января,  самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.

- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (ответы детей).

- Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.

Как же люди могут помочь птицам зимой?  (ответы детей)

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом

Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка?

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

- Слышите, опять какой- то шум. Наверно ещё кто-то пожаловал к нам в гости.

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны….

Сорока возмущенно:

Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу-
        Я всю зиму есть хочу.

- Давайте и мы встанем и отдохнём немножко (Физминутка)

Встал воробушек на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух.

И скорей за парту плюх

Появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

(Улетают)

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.
- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
- Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время. Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом.

- А сейчас ребята, мы с вами  разгадаем загадки и вспомним,  каких же птиц мы можем увидеть на наших кормушках и узнаем о них много интересного.

1) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый ….

 (воробей) Слайды 2-3

Учитель: По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, как вы думаете?

 - Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло. А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.

2) Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой( снегирь) Слайды 4-5

Учитель: Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.  

  1. По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Червячок-то будет мой! (Дятел) Слайды 6-7

Учитель: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. За один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. Эту птицу называют «лесным доктором». Почему?

Ребята, а что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень,  где дятел долбит шишку, добывая семена.)

  1. Спиною зеленовата,

 Животиком желтовата.  

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица) Слайды 8-9

Учитель: Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой

  1. Выгоняют холода
    Птиц из леса в города.
    На рябину налетели
    Дружной стаей …

 (Свиристели) Слайды 10-11

Ученик:

Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.

  1. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока) Слайды 12-13

 

Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

  1. Окраска - сероватая,
    Повадка вороватая.
    Крикунья хрипловатая-
    Известная персона.
    Это...
     ( Ворона.) Слайды 14-15

Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!

- Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

- Вот сколько птиц прилетело на кормушку.

Каких же ещё птиц мы можем встретить в нашей местности зимой?

  1. Известно с давних нам времен,
    Что эта птица – почтальон (голубь) Слайд 16

Это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи.

  1. Кто в лесу живет сосновом,
    Носит крестит на носу?
    И гнездо плетет в ту пору,
    Когда пурга поет в лесу?
    Не страшны ему метели,
    Гнезда вьет зимой на ели.
    Крик его отрывист, прост,
    Криворотый красный…
    .(клёст) Слайд 17

Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

  1. Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

 Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Настоящий акробат –

Чистит все стволы подряд. Слайд 18

Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.

Какой корм дадим каждой птичке? (ответы детей)

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным.  Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!) Слайды 19-21

- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы детей)

- У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. Слайд 22

Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”.

Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.

Ученик читает стихотворение «Покормите птиц зимой» (Александр Яшин)

  1. Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

  1. Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней  и богатым урожаем, который они спасут от вредителей.  Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Послушайте ёще одно стихотворение и прочитайте, что получится из первых букв каждой строчки. Слайд 23

Пятиклассники исполняют песню (слова у детей на столе, кто хорошо умеет читать - помогают):

Если б только- только- только

Если б только на планете

Если б только все земляне

Всё живое берегли.

То, возможно-можно-можно,

 То, наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели.

Припев: А-а! Здравствуйте,  горы вот такой вышины!

              А-а! Здравствуйте, реки  вот такой ширины!

              А-а! Крокодилы! Бегемоты!

              А-а! Обезьяны! Кашалоты!

              А- а! И зелёный попугай! (2 раза)

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичих стай!

Ты запомни-помни-помни,

Что б сберечь природу-надо

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помоги!

Припев

Литература.

  1. Газета “Педсовет”, 2006–2008 гг.
  2. Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.
  3. Газета “Педагогическое творчество”, 2006 - 2008 гг.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск- на- Амуре: Агора, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Праздник “Поможем птицам перезимовать”

Праздник - это подведение итогов Экологической акции "Покормите птиц зимой". На празднике читали стихи. рассказывали о зимующих птицах. Рассматривали кормушки. книги о птицах. Много нового узнали о зи...

Социальный прооект на тему: "Помоги птицам перезимовать"

Предлагается разработанный и реализованный с учащимися класса социальный проект на тему: «Помоги птицам перезимовать».  В прессе работы над проектом формируются практические навыки трудовог...

Как птицам перезимовать

ЗАДАЧИ:Расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях.Формировать исследовательские умения:сбор необходимой информации;обобщение полученных знаний;подготовка материалов исследования к з...

Конспект внеклассного занятия с презентацией по теме "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"

Внеклассное занятие "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"...

Социально-значимый проект "Помоги птицам перезимовать"

Социально-значимый проект "Помоги птицам перезимовать"...

"Помоги птицам перезимовать"

Конспект классного часа, длоя 1 класс....

«Помоги птицам перезимовать»

На сегодняшний день при работе со школьниками большое значение имеют вопросы защиты окружающей среды и экологии. Особое место занимают темы экологического оздоровления нашей малой Родины, сохранение п...