Конспект внеклассного занятия с презентацией по теме "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Внеклассное занятие "Будь природе другом. Помоги птицам перезимовать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
![]() | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа № 5»
Занятие кружка по теме:
«Войди в природу другом. Помоги птицам перезимовать».
Разработано и проведено
учителем 3-г класса
Кузьминой О. Н.
Февраль 2012 г.
Тема: Войди в природу другом. Помоги птицам перезимовать.
Цель: расширить знания детей о зимующих птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу о них.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме.
Задачи:
Воспитательные:
1.Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.
Образовательные:
1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
3. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края.
4. Обогащать пассивный словарь учащихся. Активизировать речь детей.
Развивающие:
1. Развивать в детях ответственность за братьев наших меньших.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Ребята, закройте глаза и попробуйте представить себе, что вы услышите. (Звучит отрывок записи « Пение птиц»)
- Итак, что вы представили сейчас?
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете, сейчас, зимой можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Когда им тепло и они сыты)
2. Инсценировка (участвуют четвероклассники).
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул! Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так несладко!
Появляется синичка:
Бр-р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету! Может быть согреюсь тут? ( Замечает воробья)
Чик-чирикин! Что с тобой? Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек,
Бессердечных, злых и грубых? Хорошо им в тёплых шубах,
В шапках, в куртках меховых! Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны, да ещё и хулиганы!
Нас выслеживают кошки, и во рту с утра ни крошки!
Червячков и мошек нет, а без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать? Кто ответит?
Появляется ворона:
Ну, морозы! Ну, морозы! Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые берёзы в серой корке ледяной.
И голодная синица тихо плачет у окна:
« Негде греться и кормиться, ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью, ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!»
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой?
-Птицам на помощь должны прийти люди.
Читают ученики:
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных, ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
3. Постановка темы занятия.
-Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
- Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
- Почему эта тема так важна сейчас?
-Сегодня мы выясним, как может помочь птицам каждый из вас.
4. Деление на команды.
Игра «Генералы и солдаты» (зимующие и перелётные птицы)
Воробей, сорока, голубь, дятел, синица, ворона, галка.
Соловей, аист, ласточка, грач, жаворонок, стриж, дрозд.
- Прочитайте. Как можно назвать одним словом?
- Почему мы разделились на две группы?
- Каких птиц мы называем перелётными? Зимующими?
5. Постановка задач урока.
- Давайте выберем задачи, которые подходят к нашему уроку?
- Уточним, какие птицы зимуют в нашем крае.
- Узнаем, какой корм можно класть в кормушку.
- Исследуем, какие кормушки подходят для птиц.
- Выясним, как помочь домашним птицам зимой.
6. Работа в группах.
- Вспомним правила работы в группах.
- Сейчас вам предстоит собрать картинки птиц, наклеить их , вывесить на доску и определить, как называются эти птицы. (3 конверта, начинаем с первого)
1 группа: голубь, снегирь, галка.
2 группа: воробей, сорока, синица.
- Что объёдиняет этих птиц? (зимующие)
- С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?
- В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Что страшнее птицам зимой: холод или голод? Голод для птиц намного страшнее, чем холод. Птиц греют перья, их бывает несколько слоёв. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, то она погибает.
- Что мы должны сделать, чтобы этого не случилось?
7. Презентация.
- Сегодня мы узнаем , какие ещё птицы зимуют в наших краях.
1) По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой-
Червячок-то будет мой.
Эту птицу называют «лесным доктором».Почему? Ребята, а что такое « кузница дятла»? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена).
2) Ну, а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Эта птица… (поползень)
Настоящий акробат-
Чистит все стволы подряд.
- Как вы думаете, почему эту птицу так назвали? Она действительно ползает по стволам деревьев, но делает это как настоящий акробат: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает- ищет насекомых в щелях дерева.
3) Кто в лесу живёт сосновом,
Носит крестик на носу?
И гнездо плетёт в ту пору,
Когда пурга поёт в лесу?
Не страшны ему метели,
Гнёзда вьёт зимой на ели.
Крик его отрывист, прост,
Криворотый красный …(клёст)
- Как вы думаете, для чего клесту такой клюв? (доставать семена из-под чешуек шишек). А ещё клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: птицы съедают только часть семян, а остальное - белка)
4)Выгоняют холода
Птиц из леса в города.
На рябину налетели
Дружной стаей…(свиристели)
- Свиристель – птица с хохолком на голове. Свиристели любят лакомиться ягодами рябины.
5)Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
-Для безопасности сороки ночуют стаями. Лишнюю пищу они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки любят все блестящие предметы.
-Этих птиц не часто увидишь возле наших домов, но они тоже нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь?
8. Инсценировка.
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик-чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать- я сегодня принесла
Сногсшибательную весть: будет всем нам, что поесть.
Рассказала мне подружка про какие-то кормушки.
Дескать дети есть такие - ну совсем-совсем не злые,
А как раз наоборот, помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать, сорока, о еде, о жизни лёгкой,
Да ещё о добрых детях. Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда, будто где-то ждёт еда!
Никому мы не нужны! Эх, дожить бы до весны…
Сорока возмущённо:
Чик-чирикин, ты не прав!
Разузнала я вчера: эти славные ребята называются юннаты.
Так летим же в школьный сад, ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало, крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно:
Нет, не верю всё равно!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела. Что-то кушать захотела
Я ещё два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу – я всю зиму есть хочу.
9. Физминутка.
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны,
Кар-кар-кар!
Целый день они летали,
Спать ребятам не давали.
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают,
Ш-ш-ш-ш.
10. Инсценировка.
Сорока:
-Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на них жалуются , привередничают и капризничают!
Воробей:
- Семечки в кормушке нераздавленные . Клюв вывихнешь, пока их раскусишь.
Ворона:
- Осталась голодной, обед- то ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?
Синичка:
- Сало салу рознь! Могли бы вывесить несолёное, а то у нас от солёного сала животы болят.
Воробей:
- Прилетел перекусить, а кормушку снегом засыпало! До вечера семечки раскапывал.
Хоть бы навес сделали, что ли!
- Успокойтесь, птицы! Ребята вам помогут. Правда, ребята?
- Как видите, ребята, мало сделать кормушку и насыпать в неё корм. Надо ещё подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
11. Работа в группах.
1 группа -«Исследователи»
- Вы будете работать с кормушками. Вам нужно:
- исследовать кормушки;
- найти кормушки, которые правильно изготовлены.
1 кормушка – с навесом без бортов;
2 кормушка – без навеса;
3 кормушка – с навесом и высокими бортами;
4 кормушка – выполнена правильно.
Инструкционная карта:
навес | бортики | |
№1 | ||
№2 | ||
№3 | ||
№4 |
2 группа – «Дегустаторы»
-Кто такие дегустаторы? (работа со словарём)
- Вы будете исследовать корм. Вам нужно:
- изучить корм;
- выбрать корм, подходящий для подкормки птиц.
Сало солёное | |
Сало несолёное | |
Семечки жареные | |
Семечки раздавленные | |
Семечки нераздавленные | |
Крошки белого хлеба | |
Крошки чёрного хлеба | |
Рябина |
Дети работают в группах. По окончании работы эксперты в группах делают отчёт.
- Правильность выполнения задания.
- Полностью ли выполнено задание.
- Как работала группа.
- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц природные столовые?
- У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте её ветки, чтобы не разрушать птичью столовую. Не надо ломать стебли высоких трав. На них много плодов и семян, которыми всю зиму кормятся птицы. Шишки ели нужны клестам.
- Молодцы, ребята! Как вы думаете, что скажут теперь птички?
12. Инсценировка.
Появляются, не спеша, синичка и воробей.
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный, оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился: на сороку зря сердился.
И теперь уж наяву до весны я доживу!
А весной мы дружно вместе будем петь вам люди песни,
Защищать от злой беды огороды и сады.
Ведь на сытый- то желудок нам, пернатым, ерунда
И любое время суток, и снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да! Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
- Как отблагодарят летом нас птички за нашу доброту?
13.Создание «Добрых правил» друзей птиц»
- Можем ли мы с вами считать себя друзьями птиц? Давайте попробуем создать правила для других ребят, чтобы и они стали добрыми друзьями для птиц. (не кидай в птиц снежками, корми птиц зимой, не ломай рябину, вешай кормушки, не стреляй в птиц из рогатки, не разоряй гнезд, не пугай птиц)
14. Подведение итогов.
- Ребята, а у кого дома есть кормушки? Теперь вы знаете, какой должна быть кормушка, знаете, какой корм нужно класть в кормушку. Следите, чтобы в кормушке всегда был корм. Он спасёт жизнь многим нашим пернатым друзьям. А когда вы идёте с родителями в лес, не забудьте взять с собой хлебные крошки или немного крупы.
Читают ученики:
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
15. Рефлексия.
- Вот наша кормушка. На эту кормушку сейчас прилетят птички. Подойдите по очереди к столу , выберете птичку и посадите её на кормушку.(красный цвет - хорошо, жёлтый – спокойно, синий – плохо)
-А теперь возьмёмся за руки. Сегодня мы сделали ещё один шаг в природу. Так будьте природе другом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЯТЕЛ
ПОПОЛЗЕНЬ
КЛЁСТ
СВИРИСТЕЛЬ
СОРОКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный прооект на тему: "Помоги птицам перезимовать"
Предлагается разработанный и реализованный с учащимися класса социальный проект на тему: «Помоги птицам перезимовать». В прессе работы над проектом формируются практические навыки трудовог...
Социально-значимый проект "Помоги птицам перезимовать"
Социально-значимый проект "Помоги птицам перезимовать"...

Конспект внеклассного занятия на тему "Берегите родную природу "
Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому....

Внеклассное мероприятие "Помоги птицам перезимовать"
Внеклассное мероприятие "Помоги птицам перезимовать"...

«Помоги птицам перезимовать»
На сегодняшний день при работе со школьниками большое значение имеют вопросы защиты окружающей среды и экологии. Особое место занимают темы экологического оздоровления нашей малой Родины, сохранение п...