статья «Некоторые аспекты патриотического воспитания школьников»
статья
В своей статье я попыталась рассказать о необходимости формирования патриотических чувств у школьников и роли учителя в этом процессе; о необходимости изучения отечественной истории, как основы патриотического воспитания; о роли патриотизма в поддержании независимости государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья «Некоторые аспекты патриотического воспитания школьников» | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…»
Николай Некрасов
Некоторые аспекты патриотического воспитания школьников
Вопрос воспитания патриотизма в подрастающем поколении – тема невероятно обширная по своим масштабам, об этом написано сотни монографий, пособий, защищена ни одна научная диссертация. В рамках настоящей статьи, не претендуя на научную ценность, я бы хотела обратить внимание лишь на некоторые аспекты данной проблемы и поделиться выводами, сделанными мной за годы работы в начальной школе с еще совсем маленькими гражданами нашей необъятной страны.
Словарь Ожегова дает следующее определение: «Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»[1]. Это прекрасное, очень емкое, на мой взгляд, определение. Сотни раз я приводила его детям, но к сожалению, все чаще теперь замечаю, что эти слова не идут дальше тетрадей и не зажигают глаз.
На чем же зиждется патриотизм? Что является его генезисом? Что его подпитывает? Откуда взять эту любовь к Родине?
Несомненно, одним из важнейших источников патриотизма является отечественная история. Факты истории, раскрывающие цену, которую заплатил твой народ за то, что сейчас страна находится в данных границах, за то, что она является независимой и цельной. Героические поступки людей, живших до тебя и связанных с тобой этой любовью к Родине.
Наша страна, как никакая другая, полна такой историей. Наше государство прошло большой и трудный путь от момента первого упоминания о славянских племенах, проживавших на территории современной России, до наших дней. Этот путь наполнен трагическими событиями – слезами и кровью омыта наша земля. Кровопролитная междоусобица, героизм и великодушие древних героев, воспетых в былинах, питают восторгом воображение современников. Ожесточенная борьба за независимость в продолжении татаро-монгольского ига. Подвиги защитников Козельска, другие битвы с жестокими захватчиками. Героическая жизнь Александра Невского, подвиг веры, совершенный Сергием Радонежским, герои Куликовской битвы, давшей мощный толчок к объединению Руси. Присоединение и освоение Сибири. Продолжительные кавказские войны, войны с Османской империей, освобождение болгар, греков и других стран от турецкого ига. Отечественная война 1812 года. Первая мировая война, полная трагизма и противоречивых для нас итогов. Великая Октябрьская революция – мировой эксперимент по кардинальному изменению общественно-политического строя, последующая за ней Гражданская война, создание великого государства СССР, Великая Отечественная война и освободительная миссия советского народа. Вот лишь некоторые из эпизодов нашей истории, которые являются основой нашего патриотического сознания. Многие события отображены не только в исторических документах, но и описаны в различных художественных произведениях, экранизированы, о многих написаны стихи и сочинены песни. Некоторые входят в школьную программу.
Несмотря на то, что я не являюсь учителем истории, для меня бесспорно и очевидно, что без знаний и любви к собственной истории невозможно воспитать в человеке любовь к Родине. "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"[2] — писал М. Ломоносов. Каждый человек, пусть даже совсем маленький, еще в начале своего жизненного пути, должен понимать цену, которую заплатили его отцы и деды за эту жизнь, за его право быть…
При этом для формирования в ребенке правильного национального самосознания, развития в нем свободной личности, способной давать собственную оценку тем или иным событиям, способной признавать ошибки, а главное делать из этих ошибок выводы, необходимо научиться любить и признавать собственную историю такой, какая она есть, не вырывая из нее «лишних» страниц, не отвечающих веяниям моды или действующему политическому курсу. Ярким примером этому могут служить периоды перелома государственной системы: Великая Октябрьская Социалистическая революция и развал Советского Союза. В одночасье, люди, которые еще вчера были гордостью и примером в глазах граждан стали преступниками, угнетателями, реакционерами и т.п., а те, кто был преступниками, посягавшими на самое ценное – на государственность, вдруг стали героями и борцами за правду, в миг поменялось все – названия улиц, искусство, архитектура. Через сто лет мы вновь столкнулись со схожей картиной, только вот «неактуальным» теперь стало все советское, и мы снова занимаемся переименованием улиц и поиском «новых» старых героев. Возможно, в контексте рассматриваемой нами проблемы этот пример несколько гипертрофирован, но он ярко иллюстрирует ошибочность подобного подхода.
При этом, думаю, что многие со мной согласятся, у советской системы образования была масса положительных моментов, о которых важно не забывать сегодня. Именно работа над патриотическим воспитанием граждан – одно из основополагающих направлений внутренней политики советского государства. Новое поколение должно было прийти на смену своим отцам с новыми идеалами, новым пониманием что такое хорошо и что такое плохо. Активно в этих целях использовались пресса, театр и кинематограф. Помните это знаменитое изречение В. И. Ленина, которое висело во всех (ну почти во всех) кинотеатрах страны: « Из всех искусств для нас важнейшим является кино..»[3]? Были созданы и успешно работали в продолжении всего советского периода истории всесоюзные организации: пионерская и комсомольская. Дети с самого малого возраста, когда только-только начинали что-то понимать уже были вовлечены в политическую жизнь. Несмотря на авторитаризм и другие перегибы, которые имели место в данных организациях, они все равно несли положительный заряд, воспитывая в своих членах любовь к Родине, готовность защищать её интересы и даже умереть, если это будет нужно для страны. Такое воспитание принесло плоды. Советский народ самоотверженно встал на защиту Родины в дни Великой Отечественной войны. Народ испытывал лишения, голод, холод. Людям приходилось выживать с применением невероятных усилий, но воины на передовой каждый день шли умирать в бою, а работники тыла трудились, не зная отдыха для поддержания Советской Армии и изгнания врага с нашей территории. Никто не ждал никаких наград. Люди каждый день, буднично, не замечая того совершали великий подвиг самопожертвования во благо своей Родины. И это почти сразу после Гражданской войны с её неоднозначными итогами, после массовых репрессий, насильственной коллективизации и других прелестей молодого советского режима.
Всё это стало совершенно непонятным в западных странах. Вспомните, французы полностью оставили свою страну меньше чем за 2 месяца боевых действий. Граждане Франции решили, что лучше полностью утратить свою независимость, чем лишиться утренних круассанов и кофе. Оставшиеся в стране французы спокойно, в большей своей массе, перенесли оккупацию. Мало кто испытывал голод и другой дискомфорт, связанный с ведением военных действий. А в блокадном Ленинграде в это время люди умирали с голода, съели всех кошек…, но ни у кого не было мысли, что нужно сдаться фашистам.
Я отдаю должное работе, проведенной в Советском Союзе в довоенный период, которая была направлена на воспитание патриотизма и низко кланяюсь тем героям, которые не жалея, себя участвовали в боях и работали в тылу…
Во всех школах было место, где висели портреты пионеров-героев. В их честь назывались пионерские дружины. Им устанавливались памятники. Хочешь – не хочешь, а невозможно было закончить школу и ничего не знать о героической борьбе за советскую власть во время Гражданской войны, о событиях Великой Отечественной войны и героях, участвовавших в тех событиях.
Советский опыт наводит на важный вывод – воспитание патриотизма в гражданах страны – это гарант целостности любого государства. Как остро и злободневно звучат сейчас слова П.А. Столыпина, сказанные более ста лет назад: «Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы»[4].
И спускаясь с высоких материй на уровень учителя начальных классов могу сказать, что патриотизм закладывается в человеке именно в этот нежный период – когда ребенок не достиг еще подросткового возраста. В это время он как губка, что войдет в его голову сейчас, то и останется до конца дней. Пожилые люди зачастую не помнят того, что было вчера, но зато точно смогут рассказать стихотворение, которое учили в начальной школе. Эти знания навсегда. Тем ценнее становится работа учителя, тем более ответственно становится это служение. Ошибиться сейчас – это значит совершить ошибку в воспитании человека.
По сути получается, как научила учительница в первых классах любить свою страну, с этим ученик и пойдет дальше по жизни. Таким гражданином он и будет: или будет готов отдать все за свободу родного государства, либо сдастся первому, кто предложит более вкусный кусок мяса и уедет из своей страны, расходуя знания и умения, которые он получил на Родине. Конечно, одних только знаний истории недостаточно, мы часто слышим от подростков: «Это все прошло, это прошлые победы, а что сейчас?». Отвечая на этот вопрос для себя, думаю, что важно ощущать себя частью этого великого прошлого и тогда внутри постепенно появится гордость, а вместе с ней и чувство ответственности, на котором позже и взрастет любовь. Да, любовь к Отечеству идет рука об руку с гордостью за родную страну. Кроме трагических и героических событий патриотизм воспитывается на изучении культурного наследия: бесценных памятников русской архитектуры, шедевров живописи, декоративно-прикладного искусства, театра, литературы, музыки, прививании любви к месту, где живет ребенок, приучении его к труду… Показать детям красоту их природы, позволить мечтать о родном городе – это тоже своего рода урок патриотизма. Осознание себя частью чего-то большого, сильного, доброго и красивого – Родины. Вот, что я назвала бы патриотизмом.
[1] - С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова
[2] - Что касается происхождения этой цитаты, то конкретных документов, подписанных М.В. Ломоносовым, содержащих именно эту фразу, к сожалению, не сохранилось. А предыстория здесь следующая. В 1749-1750 годах Ломоносов резко выступил против новой в то время версии русской истории, создаваемой академиками Г. Миллером и И. Байером. Он подверг публичной критике и диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», и дал уничтожающую характеристику трудов Байера по русской истории. Знаменитое высказывание М.В. Ломоносова стало расходиться в российском обществе в фольклорном варианте, дойдя так и до наших дней.
[3] - Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:
- в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С. 19[4]; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
- в журнале «Советское кино» № 1-2 за 1933 год — С. 10; опубликовано письмо полностью;
- в издании В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т. 44 — С. 579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское кино».
В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места»)
[4] - Столыпин П. А., государственный деятель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Патриотическое воспитание школьников.
Патриотическое воспитание школьников....
Статья для педагогического сборника "Патриотическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности".
Выступление на ярмарке педагогических идей...
статья «Использование социообразовательной среды в патриотическом воспитании школьников (на примере проектной деятельности)
В статье говорится о том, как в нашем ОУ через метод проектирования реализуется патриотическое воспитание школьников и какое место имеют проекты учащихся в годовом общешкольном проекте....
статья «ДОСТИЖЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ, НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА»
Статья по теме: «ДОСТИЖЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ, НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА» обобщает значение туристических походов в младшем школьном ...
Статья "Некоторые аспекты работы по профилактике дислексии с учащимися с нарушениями интеллекта"
В статье раскрывается понятие "дислексия", даются методитеские рекомендации...
Статья на тему "Патриотическое воспитание младших школьников"
Патриотизм – это любовь к Родине, какой бы она ни была. Как мы любим мать за то, что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть. Это и есть патриотизм. Но не достаточно лишь любить её, ...
Статья на тему «Формы и методы гражданско – патриотического воспитания школьников»
Статья на тему "Формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников"...