Проект "От сердца к сердцу"
методическая разработка (2 класс)

Проект  формирует духовно-нравственные устои личности  ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ot_serdtsa_k_serdtsu.docx58.38 КБ

Предварительный просмотр:

ту,  получать

общий результат в коллективной деятельности.

5.  Формировать положительную мотивацию к школьной деятельности. 

6.  Развивать  речь,  мышление,  память,  внимание    и  орфографическую

зоркость.  

7.  Воспитывать активность, любознательность, самостоятельность и

трудолюбие у учащихся. 

8.  Развивать интерес к изучению русского языка. 

         

  Личностные  УУД:  способности  к  самооценке  на  основе  критериев

успешности учебной деятельности.

           Регулятивные  УУД:    в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые

учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную, 

Карта проекта

проявлять познавательную   инициативу в учебном сотрудничестве. 

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, устанавливать

причинно  –  следственные  связи,  проводить  сравнение,  классификацию  по

заданным критериям. 

Коммуникативные  УУД:  учитывать  разные  мнения  и  стремиться  к

координации  различных  позиций  в  сотрудничестве,  формулировать

собственное  мнение  и  позицию,  договариваться  и  приходить  к  общему

решению  в  совместной  деятельности,  строить  монологическое

высказывание, владеть диалогической формой речи. 

 

Образовательные  технологии:  технология  деятельностного  метода,

игровая технология, ИКТ, групповые технологии, технология сотрудничества,

приемы технологии РКМЧП. 

 

Оборудование: толковый словарь С. И. Ожегова, таблички со словами

 утверждениями для схемы; раздаточный материал на парты «Из толкового

словаря»;  карточки  с  загадкой,  карточки  для  работы  в  группах  (парах);

мультимедийная презентация; учебник «Русский язык. 3 класс» авторы: Л. Ф.

Климанова, Т. В. Бабушкина, «Словарные слова» авторы: О. В. Узорова, Е. А.

Нефедова. 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование проекта

«От сердца к сердцу»

Руководитель проекта

Ф.И.О. руководителя проекта

Минеева Елена Николаевна

Адрес проживания с индексом

606108, г. Павлово, ул. Деповская д.28 кв.49

Городской (с кодом) и мобильный телефоны

89290413964

Адрес электронной почты

elen-mineeva2016@yandex.ru

Краткая аннотация

 Подобный проект нам пришлось осуществить со старшеклассниками в рамках декады пожилого человека. Он имел положительный результат. Увидев  однажды, как некрасиво общаются обучающиеся с бабушками,  заботливо встречающими их из школы, пришла мысль начать данный проект…Изменение  статуса пожилого человека (выход на пенсию, потеря близких, трудности связанные с самообслуживанием и другое), разрушая привычные стереотипы. Сильно воздействует на психику пожилого человека. А вследствие  приводит к социальной дезадаптации, замкнутости, одиночеству.

   Воспитание нравственных и волевых качеств начинается в семье. Но, к сожалению, в наше время встречаются семьи, в которых

между родителями и детьми возникает отчуждение, неприязнь.

Причиной тому является склонность  к употреблению спиртных напитков, отсутствие навыков и знаний, необходимых для воспитания детей, осуществление должного ухода. К сожалению, в нашем городе имеются и такие семьи. Об этом говорит наличие ГБУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района».

Главной идеей проекта выступает – волонтерская деятельность. Наш социальный  проект направлен на формирование гуманизма, нравственных качеств у обучающихся и  поддержки группы  пожилых  людей социального  центра, а также на требования современного общества и государственного заказа на   воспитание социально активной личности.

Описание проблемы

Изучив социальный статус подопечных ГБУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района» (а это одинокие пенсионеры;  пенсионеры, дети которых проживают в других городах ), мы сделали выводы о том, что наиболее острой проблемой является именно недостаток общения, тепла, любви и внимания со стороны близких и родных. Даже самые хорошие условия жизни в социальном центре ни одному  старику не заменят домашний очаг. Восполнить всё это, может только самый близкий и родной человек, а наша задача, как волонтеров состоит в несколько других аспектах  жизнедеятельности. Современному обществу требуется социально- активная, самореализованная, творческая личность. Для того, чтобы досуг этих людей был интересным и разнообразным,  мы предложили им свою помощь. Дети должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными. Актуализация

лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня

оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество.

Актуальность проекта

Актуальность проекта мы видим в вышеперечисленном описании и оказании психологической помощи в трудной жизненной ситуации пожилым людям , воспитание толерантности и отзывчивости у обучающихся, развитии коммуникативных качеств и умении себя презентовать, а также реализации собственных навыков и возможностей. А также реализация  профориентации обучающихся  (профессии работников центра).

Основные целевые

группы, на которые

направлен проект

Участники проекта: обучающиеся 2 «А» класса, учитель, родители,

группа пенсионеров ГБУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района».

Основная цель проекта

Создание условий для участия обучающихся в общественно-значимой, волонтерской деятельности за пределами  школы,

формирование гражданской позиции.

Задачи проекта

1.Организовать волонтерское движение в школе, обеспечив максимальную занятость учащихся во внеурочной деятельности.

2.Учиться презентовать собственные умения и навыки в социуме (среди людей пожилого возраста), оказывая добровольную посильную помощь нуждающимся, посредством коммуникации, интеллектуальных и творческих знаний и навыков.

3.  Воспитывать чувство сопереживания,

добра, толерантности к ближнему, готовность помочь в трудную минуту.

4.Развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение быстро наладить контакт со сверстниками  и   взрослыми.

Этапы реализации проекта

(описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач)

1 Этап организационно-ознакомительный

Описание метода: выбор и самоопределение темы проекта, изучение актуальности,

социального запроса. Формирование команды. Анализ и синтез основных компонентов

проекта. Встреча с администрацией социально реабилитационного центра, обсуждение идеи

проекта, выявление потребностей  социальной группы, построение принципов взаимо-сотрудничества. Распределение и делегирование полномочий по проекту.

Организация первых встреч с  администрацией.

2 Этап продуктивно-деятельностный

Описание метода: организация акции года «Праздник –вместе!». Оказание помощи

контингенту  центра по проведению праздников, закрепление за волонтерами

мини-подарков,  выполненных своими руками.

Привлечение  к  работе родителей класса. Проведение экскурсии по страницам боевой славы павловчан  «По следам аэроклубовцев».

Проведение заседаний волонтеров «Да и нет» с целью обсуждения положительных и

отрицательных моментов деятельности. Поощрение лучших.

3 Этап аналитический

Описание метода: Анализ деятельности проекта, выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе. Защита работы социального проекта на педагогическом совете.

Оформление и просмотр  презентаций (размещение на классной газете фотоматериалов).

Определение перспектив на будущий год с привлечением к волонтерской деятельности

учащихся школы, не состоящих в команде волонтеров.

                                                   

 

 

 

 

 

 

  Ход урока.

I.Мотивирование (самоопределение к деятельности).

1)- Сегодня у нас необычный урок русского языка, мы отправимся в

путешествие. Слайд 1 (Море с дельфинами).

-  Но сначала проверка команды.

- Запишите число, классная работа. 

 2) Чистописание. Слайд 2 (Море). 

- Чистописание. Найдите закономерность, продолжите на две строки. 

(На доске): С с с      С С с с  сс… 

 II. Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока. 

1)-  Вся команда справилась с заданием.  Корабль ждет нас. Слайд 3 

(Корабль).

- А куда мы держим путь, в какое море, вы догадаетесь, если дополните

пословицы (на доске):

…… - серебро, а молчание – золото. 

……. не воробей, вылетит – не поймаешь. 

….. пуще стрелы разит. 

- О чем пойдет речь на уроке? ( о словах) 

-  Мы    отправляемся  с  вами  в  далёкое  путешествие  –  путешествие  в  море

слов. Море слов огромно и неисчерпаемо. Я, надеюсь, что путешествие будет

интересным и полезным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами

будут наши верные помощники – наши знания. 

- Объясните и запишите пословицы в тетради. (Ученики дописывают на доске

пословицы.)

- Подчеркните главные члены предложения в последней пословице. 

- Какие словарные слова повторили? (Серебро, воробей.) 

2) Постановка учебной проблемы. 

-  Вспомните  название  раздела,  который  мы  изучаем  на  уроках  русского

языка? (Язык - главный помощник в общении.) 

-  А  какая  главная  единица  речи?  (Слово)  -  Для  чего  необходимы  слова?

(Чтобы общаться, передавать друг другу чувства, мысли.) 

 -  Можем  ли  мы  утверждать,  что,  сколько  существует  в  мире  явлений,

предметов,  

понятий, столько и существует в мире слов? (Разные мнения.)

-  Могут  ли  один  предмет,  одно  понятие  быть  названы  разными  словами?

(Разные мнения.)

(По ходу рассуждения на доске вывешиваются таблички слов-утверждений в

виде схемы.)    

      -------                        1 значение слова 

      -------                         много значений слова                           

 

 

     --------  1  значение  слова                                 

                                       

- А одно слово может называть совершенно различные предметы?  (Разные

мнения.)

1 предмет 

 

Много  

предметов 

 -  Кто  скажет,  какую  тему  мы  будем  изучать  на  уроке?  (  Слово  и  его

значение.) 

-  Что предстоит выяснить? Что мы должны узнать на уроке? ( Как определить

лексическое  значение  слов?    Сколько  лексических  значений  имеет  слово?

Какие  слова  называются  многозначными?)  Слайд  4  (Тема  и  цели  урока).   

Прочитайте. 

III. «Открытие» нового знания. 

1.-  А  вот  и  первый  причал,  выходим  на  берег.  Отгадайте  загадку  (Слайд  5.

Загадка.):

   Это дер..во р..дное, 

   Бли..кое и д..рогое. 

    Белый сарафан..чик, 

         Бархатный кафтан..чик, 

                                                         Листики р..зные, 

   Сере..ки расп..сные.    

- Догадались, о чём идёт речь? (Берёза.)   (Слайд 6. Картинки березы.)

- Как вы догадались? Что вам помогло? (перечисляют признаки) 

- Почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое? (символ Родины,

России, символ русского народа). - В какой стране мы сделали остановку? (

В России.) 

- Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка».) 

2. Орфографическая работа. Работа в парах. 

- Ребята, а теперь задание для корабельной команды: списать текст, вставить

пропущенные буквы.  А так как мы в России, то русская пословица гласит: 

«Ум хорошо, а два лучше», поэтому работаем в парах, подбираем  устно

проверочные слова.  

3.   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

- Проверяем. Слайд 7 (Пропущенные буквы вставлены.) 

- Какие орфограммы встретились в тексте? 

- Назовите проверочные слова. 

-  Кто хорошо поработал, нарисуйте большую улыбку, кто не очень доволен

своей работой, маленькую улыбку. 

-  Какой  тип  текста  выбрал  автор?  (повествование,  описание  или

рассуждение) Докажите. (Описание.) 

- Что автор описывает? (берёзку) 

4. «Открытие» нового знания. 

- Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза. 

-  Какое  лексическое  значение  имеет  это  слово?  Дайте  определение  этому

понятию из своего жизненного опыта. (Лиственное дерево с тонким белым

стволом.)  

- Можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову? (Нет.) 

- Правильно,  т.е. мы определяем значение слова по его признакам – берёза

 дерево…; роза – цветок…; 

-  Итак,  как  можно  определить  лексическое  значение  слова?    (По  его

признакам.) 

-  Как  ещё  можно  определить  значение  слов,  особенно,  если  вам  его

значение непонятно? (По словарю.) 

Слайд  8 (Ожегов).

-  По  Толковому  словарю.  Они  разные:  есть  т.с.  Сергея  Ивановича  Ожегова,

есть словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие, есть словарик и у

вас на парте. 

-  Почему  я  сказала  словарик,  а  не  словарь?  (маленький)  Видите,  корень

один, а слова уже разные. 

- А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова

берёза. Прочитайте словарную статью с. 18.  

- Сколько значений имеет слово? (одно) 

Молодцы, значит, вы не ошиблись, ваш жизненный опыт вас не подвёл! 

-  Теперь,  отложите  словари  и  посмотрите  на  слово  «ДОРОГОЕ».    Слайд  9

(Пропущенные буквы вставлены). 

- Что вы можете сказать об этом слове. Дерево – дорогое. Я думаю, что это

очень дорогостоящее дерево, много стоит, ценное. А как думаете вы? (Нет.

Дорогое дерево - здесь значит, любимое, родное.) 

Т.е. определение слова вы даёте словами из текста, близкими по смыслу. Что

это за слова? (синонимы) 

- Давайте выпишем их из текста и подберём другие, похожие по значению.

(Дорогое - близкое – родное –любимое.) 

-  Подумайте,  слово  «дорогое»  всегда    имеет  такое  значение,  как  мы

написали? (Нет, есть другое.) - Какое? (Дорогостоящее, ценное.) 

- Сколько значений имеет это слово? (Два.) 

-  Чем  это  слово  отличается  от  слова  берёза?  (Берёза  -  одно  значение,  а

дорогой - много.)   Какой  сделаем вывод?  ( Слова бывают:  однозначные  и  

многозначные.) 

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней р- Запишите в тетради этот вывод по группам. Какое слово запишем в первый

столбик, а какое во второй? (Береза, дорогое.) 

-  Назовите  в  тексте  загадки  имена  существительные.  Определите,  какие 

однозначные слова, а какие - многозначные, используя текст на карточках на

партах  «Из  толкового  словаря».  (Дерево,  сарафанчик,  кафтанчик;  листики,

сережки.) 

  (Запись в тетради)    

                                слова 

однозначные                               многозначные 

берёзка                                         дорогое 

сарафанчик                                  листик 

кафтанчик                                    дерево 

                                                        сережки 

V. Физкультминутка. Слайд 10 (Море с дельфинами).

-  Путешествие  было  долгим,  команда  корабля  хорошо  поработала,  надо

отдохнуть.

- Море волнуется раз, 

- Море волнуется два, 

- Море волнуется три. 

-  Морская  фигура  на  месте  замри.  (Руки  в  стороны,  плавно  покачивайте

туловище, затем сложить руки над головой фонариком и присесть.) 

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.  

1) Работа в группах (самостоятельная работа).

 Путешествуем дальше. Слайд 11 (Корабль). - Какие слова называются

однозначными? Какие – многозначными?  

- А теперь новая  работа для корабельной команды:  в группах - делимся на

четверки. Задание записано на карточках. Каждой команде одно слово.

(Матрос, чайка, коса, кисть, корзина, колокольчик.)

- Выяснить, какое это слово: многозначное или однозначное, используйте

данные  «Из толкового словаря» С. И. Ожегова.  

2) - Закончили работу. - Кто из группы пробует себя в роли капитана? (Показ

слайдов по очереди  ученики каждой группы рассказывают о своем слове)

Слайды  №  12-16  (Картинки  к  словам).  (Однозначные:  матрос,  чайка),

(многозначные:  коса,  корзина,  колокольчики,  кисть).      Дописать  слова  в

тетради по столбикам.       

 

Приложение 2. 

лист 

Пример: Печатный лист.  

Календарный план реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Количественные

показатели

1

Организационная встреча с администрацией ГБУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района».

17.09.2018.

8 чел

(Учитель, родители – 2 человека, 5 -обучающихся)

2

Организационно-ознакомительная встреча

волонтеров с проживающими «Давайте познакомимся!» Концерт-поздравление «День пожилого человека»

01.10.2018.

15 человек

3

Акция «Новогодняя открытка»

01.11.18-01.12.18.

21 человек

4

Проведение концерта «Новогодние мечты»

16.01.19.

16 человек

5

Концерт, посвящённый  23 февраля и  8 марта

13.03.19.

15 человек

6

Театральная постановка в рамках программы «Маленькая страна»: «Лягушка-царевна»

03.04.19.

15 человек

7

Устный журнал «Аэроклубовцев мы помним имена» и концерт ко Дню Победы (совместно с родителями)

10.05.19.

15 обучающихся и 5 родителей

8

Ежемесячные заседания волонтеров.

18 человек

Финансирование

Проект реализовался бесплатно.

                                              Ожидаемые результаты

Количественные

показатели

В проекте принимали участие волонтеры школы, участвовавшие в проекте «От сердца к сердцу!»

 в количестве от 8 до 15 человек.

А также приняли участие родители класса в количестве 8 человек. В

мае к акции «Подарки  ко дню Победы » для проживающих  СРЦ приняли учащиеся среднего

звена в количестве 5 человек (выполнили своими руками).

Качественные

показатели

Положительные отзывы со стороны руководителя ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района»

 Положительные отзывы, посещающих реабилитационный центр.

Положительные отзывы родителей класса и их участие в проекте.

Партнёрство

Оказание финансовой помощи для  передвижения по городу,  подготовки подарков было осуществлено силами родителей учащихся  класса. К финансовому партнерству ни одна организация не привлекалась.

Публичность проекта

Систематичное размещение и пополнение на сайте ГБУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района».

 фотоматериалов о деятельности волонтеров в рамках социального проекта  « От сердца к сердцу».

Представление и защита проекта на педагогическом совете школы.

привлечением СМИ. Организация и проведение мероприятия с привлечением

съёмочной группы родителей класса.

Дальнейшая реализация проекта

Перспектива реализации следующего проекта: его название, содержание, формы, этапы, целевые ориентиры и задачи, а так же участники, будет определена по результатам выполнения настоящего проекта «От сердца к сердцу». Проект будет  носить долгосрочный характер. Однако, в рамках данного проекта возникла необходимость начать проект «Аэроклубовцев мы помним имена.»

Эффективность проекта может отследить  ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района», группа родителей , ставшая участниками данного проекта.

Приложения

(Список приложений: фотографии, видео, статьи в СМИ, ссылки на сообщения о проекте и т.д.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №7  г. Павлово

Карта социального проекта

«От сердца к сердцу».

                                                                             Выполнила:

                                                                              Учитель начальных классов

                                                                              Минеева Елена Николаевн

                                                     г.Павлово 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по здоровьесбережению. Тема: «Сохрани своё сердце здоровым. Сердце и кровеносные сосуды.» 3 класс

Подробная и занимательная наглядная информация может быть использована на уроках педагогики здоровья,  здоровьесбережения 3 класса  общеобразовательных учереждений....

Педагогический проект по теме: "Система работы детского объединения "ВиР" МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара с социальными институтами "От сердца к сердцу", авторы: Терешина С.В. - методист, Васильева В.Н. - педагог ДО

Работа раскрывает систему работы детского объединения "ВИР"  по социализации и адаптации воспитанников детского объединения "ВИР" через организацияю взаимодействия  и сотрудничества с различ...

Презентация "От сердца к сердцу. Письмо ветерану"

В презентации показаны лучшие творческие работы учащихся МОУ "СОШ №3 им. С.В.Ишеева" г. Ясногорска Тульской области"Ссылка на презентацию: https://yadi.sk/i/HyaL4WqEsS7We...

Разговор от сердца к сердцу "По ступеням красоты духа - к самосовершенствованию".

Мастер - класс для учителей начальных классов. Размышление о предназначении учителя....

Социально-значимый проект " От сердца к сердцу"

Актуальность данного проекта очевидна- обучающие проявляют чувство милосердия, гуманности, толерантности по отношению к близким людям, у них формируется чувство ответственности за окуржающий мир....

Программа коррекционно –развивающих занятий для младших школьников «От сердца к сердцу»

Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка,...

Тема беседы «От сердца к сердцу добро летит»

Для человека очень важно здоровье. Здоровье - это подарок судьбы. Надо научиться уважать и беречь этот дар. Поэтому с раннего детства мы не просто приветствуем, а учимся желать людям здоровья......