Проект "От сердца к сердцу"
методическая разработка (2 класс)
Проект формирует духовно-нравственные устои личности ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ot_serdtsa_k_serdtsu.docx | 58.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ту, получать
общий результат в коллективной деятельности.
5. Формировать положительную мотивацию к школьной деятельности.
6. Развивать речь, мышление, память, внимание и орфографическую
зоркость.
7. Воспитывать активность, любознательность, самостоятельность и
трудолюбие у учащихся.
8. Развивать интерес к изучению русского языка.
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев
успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную,
Карта проекта
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, устанавливать
причинно – следственные связи, проводить сравнение, классификацию по
заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать
собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Образовательные технологии: технология деятельностного метода,
игровая технология, ИКТ, групповые технологии, технология сотрудничества,
приемы технологии РКМЧП.
Оборудование: толковый словарь С. И. Ожегова, таблички со словами
– утверждениями для схемы; раздаточный материал на парты «Из толкового
словаря»; карточки с загадкой, карточки для работы в группах (парах);
мультимедийная презентация; учебник «Русский язык. 3 класс» авторы: Л. Ф.
Климанова, Т. В. Бабушкина, «Словарные слова» авторы: О. В. Узорова, Е. А.
Нефедова.
Наименование проекта | «От сердца к сердцу» |
Руководитель проекта | Ф.И.О. руководителя проекта Минеева Елена Николаевна Адрес проживания с индексом 606108, г. Павлово, ул. Деповская д.28 кв.49 Городской (с кодом) и мобильный телефоны 89290413964 Адрес электронной почты elen-mineeva2016@yandex.ru |
Краткая аннотация | Подобный проект нам пришлось осуществить со старшеклассниками в рамках декады пожилого человека. Он имел положительный результат. Увидев однажды, как некрасиво общаются обучающиеся с бабушками, заботливо встречающими их из школы, пришла мысль начать данный проект…Изменение статуса пожилого человека (выход на пенсию, потеря близких, трудности связанные с самообслуживанием и другое), разрушая привычные стереотипы. Сильно воздействует на психику пожилого человека. А вследствие приводит к социальной дезадаптации, замкнутости, одиночеству. Воспитание нравственных и волевых качеств начинается в семье. Но, к сожалению, в наше время встречаются семьи, в которых между родителями и детьми возникает отчуждение, неприязнь. Причиной тому является склонность к употреблению спиртных напитков, отсутствие навыков и знаний, необходимых для воспитания детей, осуществление должного ухода. К сожалению, в нашем городе имеются и такие семьи. Об этом говорит наличие ГБУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района». Главной идеей проекта выступает – волонтерская деятельность. Наш социальный проект направлен на формирование гуманизма, нравственных качеств у обучающихся и поддержки группы пожилых людей социального центра, а также на требования современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. |
Описание проблемы | Изучив социальный статус подопечных ГБУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района» (а это одинокие пенсионеры; пенсионеры, дети которых проживают в других городах ), мы сделали выводы о том, что наиболее острой проблемой является именно недостаток общения, тепла, любви и внимания со стороны близких и родных. Даже самые хорошие условия жизни в социальном центре ни одному старику не заменят домашний очаг. Восполнить всё это, может только самый близкий и родной человек, а наша задача, как волонтеров состоит в несколько других аспектах жизнедеятельности. Современному обществу требуется социально- активная, самореализованная, творческая личность. Для того, чтобы досуг этих людей был интересным и разнообразным, мы предложили им свою помощь. Дети должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными. Актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество. |
Актуальность проекта | Актуальность проекта мы видим в вышеперечисленном описании и оказании психологической помощи в трудной жизненной ситуации пожилым людям , воспитание толерантности и отзывчивости у обучающихся, развитии коммуникативных качеств и умении себя презентовать, а также реализации собственных навыков и возможностей. А также реализация профориентации обучающихся (профессии работников центра). |
Основные целевые группы, на которые направлен проект | Участники проекта: обучающиеся 2 «А» класса, учитель, родители, группа пенсионеров ГБУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района». |
Основная цель проекта | Создание условий для участия обучающихся в общественно-значимой, волонтерской деятельности за пределами школы, формирование гражданской позиции. |
Задачи проекта | 1.Организовать волонтерское движение в школе, обеспечив максимальную занятость учащихся во внеурочной деятельности. 2.Учиться презентовать собственные умения и навыки в социуме (среди людей пожилого возраста), оказывая добровольную посильную помощь нуждающимся, посредством коммуникации, интеллектуальных и творческих знаний и навыков. 3. Воспитывать чувство сопереживания, добра, толерантности к ближнему, готовность помочь в трудную минуту. 4.Развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение быстро наладить контакт со сверстниками и взрослыми. |
Этапы реализации проекта (описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач) | |
1 Этап организационно-ознакомительный | |
Описание метода: выбор и самоопределение темы проекта, изучение актуальности, социального запроса. Формирование команды. Анализ и синтез основных компонентов проекта. Встреча с администрацией социально реабилитационного центра, обсуждение идеи проекта, выявление потребностей социальной группы, построение принципов взаимо-сотрудничества. Распределение и делегирование полномочий по проекту. Организация первых встреч с администрацией. | |
2 Этап продуктивно-деятельностный | |
Описание метода: организация акции года «Праздник –вместе!». Оказание помощи контингенту центра по проведению праздников, закрепление за волонтерами мини-подарков, выполненных своими руками. Привлечение к работе родителей класса. Проведение экскурсии по страницам боевой славы павловчан «По следам аэроклубовцев». Проведение заседаний волонтеров «Да и нет» с целью обсуждения положительных и отрицательных моментов деятельности. Поощрение лучших. | |
3 Этап аналитический | |
Описание метода: Анализ деятельности проекта, выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе. Защита работы социального проекта на педагогическом совете. Оформление и просмотр презентаций (размещение на классной газете фотоматериалов). Определение перспектив на будущий год с привлечением к волонтерской деятельности учащихся школы, не состоящих в команде волонтеров. |
Ход урока.
I.Мотивирование (самоопределение к деятельности).
1)- Сегодня у нас необычный урок русского языка, мы отправимся в
путешествие. Слайд 1 (Море с дельфинами).
- Но сначала проверка команды.
- Запишите число, классная работа.
2) Чистописание. Слайд 2 (Море).
- Чистописание. Найдите закономерность, продолжите на две строки.
(На доске): С с с С С с с сс…
II. Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока.
1)- Вся команда справилась с заданием. Корабль ждет нас. Слайд 3
(Корабль).
- А куда мы держим путь, в какое море, вы догадаетесь, если дополните
пословицы (на доске):
…… - серебро, а молчание – золото.
……. не воробей, вылетит – не поймаешь.
….. пуще стрелы разит.
- О чем пойдет речь на уроке? ( о словах)
- Мы отправляемся с вами в далёкое путешествие – путешествие в море
слов. Море слов огромно и неисчерпаемо. Я, надеюсь, что путешествие будет
интересным и полезным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами
будут наши верные помощники – наши знания.
- Объясните и запишите пословицы в тетради. (Ученики дописывают на доске
пословицы.)
- Подчеркните главные члены предложения в последней пословице.
- Какие словарные слова повторили? (Серебро, воробей.)
2) Постановка учебной проблемы.
- Вспомните название раздела, который мы изучаем на уроках русского
языка? (Язык - главный помощник в общении.)
- А какая главная единица речи? (Слово) - Для чего необходимы слова?
(Чтобы общаться, передавать друг другу чувства, мысли.)
- Можем ли мы утверждать, что, сколько существует в мире явлений,
предметов,
понятий, столько и существует в мире слов? (Разные мнения.)
- Могут ли один предмет, одно понятие быть названы разными словами?
(Разные мнения.)
(По ходу рассуждения на доске вывешиваются таблички слов-утверждений в
виде схемы.)
-------→ 1 значение слова
-------→ много значений слова
--------→ 1 значение слова
- А одно слово может называть совершенно различные предметы? (Разные
мнения.)
1 предмет
Много
предметов
- Кто скажет, какую тему мы будем изучать на уроке? ( Слово и его
значение.)
- Что предстоит выяснить? Что мы должны узнать на уроке? ( Как определить
лексическое значение слов? Сколько лексических значений имеет слово?
Какие слова называются многозначными?) Слайд 4 (Тема и цели урока). –
Прочитайте.
III. «Открытие» нового знания.
1.- А вот и первый причал, выходим на берег. Отгадайте загадку (Слайд 5.
Загадка.):
Это дер..во р..дное,
Бли..кое и д..рогое.
Белый сарафан..чик,
Бархатный кафтан..чик,
Листики р..зные,
Сере..ки расп..сные.
- Догадались, о чём идёт речь? (Берёза.) (Слайд 6. Картинки березы.)
- Как вы догадались? Что вам помогло? (перечисляют признаки)
- Почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое? (символ Родины,
России, символ русского народа). - В какой стране мы сделали остановку? (
В России.)
- Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка».)
2. Орфографическая работа. Работа в парах.
- Ребята, а теперь задание для корабельной команды: списать текст, вставить
пропущенные буквы. А так как мы в России, то русская пословица гласит:
«Ум хорошо, а два лучше», поэтому работаем в парах, подбираем устно
проверочные слова.
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Проверяем. Слайд 7 (Пропущенные буквы вставлены.)
- Какие орфограммы встретились в тексте?
- Назовите проверочные слова.
- Кто хорошо поработал, нарисуйте большую улыбку, кто не очень доволен
своей работой, маленькую улыбку.
- Какой тип текста выбрал автор? (повествование, описание или
рассуждение) Докажите. (Описание.)
- Что автор описывает? (берёзку)
4. «Открытие» нового знания.
- Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза.
- Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому
понятию из своего жизненного опыта. (Лиственное дерево с тонким белым
стволом.)
- Можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову? (Нет.)
- Правильно, т.е. мы определяем значение слова по его признакам – берёза
– дерево…; роза – цветок…;
- Итак, как можно определить лексическое значение слова? (По его
признакам.)
- Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его
значение непонятно? (По словарю.)
Слайд 8 (Ожегов).
- По Толковому словарю. Они разные: есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова,
есть словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие, есть словарик и у
вас на парте.
- Почему я сказала словарик, а не словарь? (маленький) Видите, корень
один, а слова уже разные.
- А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова
берёза. Прочитайте словарную статью с. 18.
- Сколько значений имеет слово? (одно)
Молодцы, значит, вы не ошиблись, ваш жизненный опыт вас не подвёл!
- Теперь, отложите словари и посмотрите на слово «ДОРОГОЕ». Слайд 9
(Пропущенные буквы вставлены).
- Что вы можете сказать об этом слове. Дерево – дорогое. Я думаю, что это
очень дорогостоящее дерево, много стоит, ценное. А как думаете вы? (Нет.
Дорогое дерево - здесь значит, любимое, родное.)
Т.е. определение слова вы даёте словами из текста, близкими по смыслу. Что
это за слова? (синонимы)
- Давайте выпишем их из текста и подберём другие, похожие по значению.
(Дорогое - близкое – родное –любимое.)
- Подумайте, слово «дорогое» всегда имеет такое значение, как мы
написали? (Нет, есть другое.) - Какое? (Дорогостоящее, ценное.)
- Сколько значений имеет это слово? (Два.)
- Чем это слово отличается от слова берёза? (Берёза - одно значение, а
дорогой - много.) – Какой сделаем вывод? ( Слова бывают: однозначные и
многозначные.)
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней р- Запишите в тетради этот вывод по группам. Какое слово запишем в первый
столбик, а какое во второй? (Береза, дорогое.)
- Назовите в тексте загадки имена существительные. Определите, какие
однозначные слова, а какие - многозначные, используя текст на карточках на
партах «Из толкового словаря». (Дерево, сарафанчик, кафтанчик; листики,
сережки.)
(Запись в тетради)
слова
однозначные многозначные
берёзка дорогое
сарафанчик листик
кафтанчик дерево
сережки
V. Физкультминутка. Слайд 10 (Море с дельфинами).
- Путешествие было долгим, команда корабля хорошо поработала, надо
отдохнуть.
- Море волнуется раз,
- Море волнуется два,
- Море волнуется три.
- Морская фигура на месте замри. (Руки в стороны, плавно покачивайте
туловище, затем сложить руки над головой фонариком и присесть.)
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1) Работа в группах (самостоятельная работа).
– Путешествуем дальше. Слайд 11 (Корабль). - Какие слова называются
однозначными? Какие – многозначными?
- А теперь новая работа для корабельной команды: в группах - делимся на
четверки. Задание записано на карточках. Каждой команде одно слово.
(Матрос, чайка, коса, кисть, корзина, колокольчик.)
- Выяснить, какое это слово: многозначное или однозначное, используйте
данные «Из толкового словаря» С. И. Ожегова.
2) - Закончили работу. - Кто из группы пробует себя в роли капитана? (Показ
слайдов по очереди – ученики каждой группы рассказывают о своем слове)
Слайды № 12-16 (Картинки к словам). (Однозначные: матрос, чайка),
(многозначные: коса, корзина, колокольчики, кисть). Дописать слова в
тетради по столбикам.
Приложение 2.
лист
Пример: Печатный лист.
Календарный план реализации проекта | ||||
№ | Мероприятие | Сроки | Количественные показатели | |
1 | Организационная встреча с администрацией ГБУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района». | 17.09.2018. | 8 чел (Учитель, родители – 2 человека, 5 -обучающихся) | |
2 | Организационно-ознакомительная встреча волонтеров с проживающими «Давайте познакомимся!» Концерт-поздравление «День пожилого человека» | 01.10.2018. | 15 человек | |
3 | Акция «Новогодняя открытка» | 01.11.18-01.12.18. | 21 человек | |
4 | Проведение концерта «Новогодние мечты» | 16.01.19. | 16 человек | |
5 | Концерт, посвящённый 23 февраля и 8 марта | 13.03.19. | 15 человек | |
6 | Театральная постановка в рамках программы «Маленькая страна»: «Лягушка-царевна» | 03.04.19. | 15 человек | |
7 | Устный журнал «Аэроклубовцев мы помним имена» и концерт ко Дню Победы (совместно с родителями) | 10.05.19. | 15 обучающихся и 5 родителей | |
8 | Ежемесячные заседания волонтеров. | 18 человек |
Финансирование | Проект реализовался бесплатно. |
Ожидаемые результаты | |
Количественные показатели | В проекте принимали участие волонтеры школы, участвовавшие в проекте «От сердца к сердцу!» в количестве от 8 до 15 человек. А также приняли участие родители класса в количестве 8 человек. В мае к акции «Подарки ко дню Победы » для проживающих СРЦ приняли учащиеся среднего звена в количестве 5 человек (выполнили своими руками). |
Качественные показатели | Положительные отзывы со стороны руководителя ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района» Положительные отзывы, посещающих реабилитационный центр. Положительные отзывы родителей класса и их участие в проекте. |
Партнёрство Оказание финансовой помощи для передвижения по городу, подготовки подарков было осуществлено силами родителей учащихся класса. К финансовому партнерству ни одна организация не привлекалась. | |
Публичность проекта Систематичное размещение и пополнение на сайте ГБУ «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района». фотоматериалов о деятельности волонтеров в рамках социального проекта « От сердца к сердцу». Представление и защита проекта на педагогическом совете школы. привлечением СМИ. Организация и проведение мероприятия с привлечением съёмочной группы родителей класса. | |
Дальнейшая реализация проекта Перспектива реализации следующего проекта: его название, содержание, формы, этапы, целевые ориентиры и задачи, а так же участники, будет определена по результатам выполнения настоящего проекта «От сердца к сердцу». Проект будет носить долгосрочный характер. Однако, в рамках данного проекта возникла необходимость начать проект «Аэроклубовцев мы помним имена.» Эффективность проекта может отследить ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Павловского района», группа родителей , ставшая участниками данного проекта. | |
Приложения (Список приложений: фотографии, видео, статьи в СМИ, ссылки на сообщения о проекте и т.д.) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 г. Павлово
Карта социального проекта
«От сердца к сердцу».
Выполнила:
Учитель начальных классов
Минеева Елена Николаевн
г.Павлово 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по здоровьесбережению. Тема: «Сохрани своё сердце здоровым. Сердце и кровеносные сосуды.» 3 класс
Подробная и занимательная наглядная информация может быть использована на уроках педагогики здоровья, здоровьесбережения 3 класса общеобразовательных учереждений....
Педагогический проект по теме: "Система работы детского объединения "ВиР" МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара с социальными институтами "От сердца к сердцу", авторы: Терешина С.В. - методист, Васильева В.Н. - педагог ДО
Работа раскрывает систему работы детского объединения "ВИР" по социализации и адаптации воспитанников детского объединения "ВИР" через организацияю взаимодействия и сотрудничества с различ...
Презентация "От сердца к сердцу. Письмо ветерану"
В презентации показаны лучшие творческие работы учащихся МОУ "СОШ №3 им. С.В.Ишеева" г. Ясногорска Тульской области"Ссылка на презентацию: https://yadi.sk/i/HyaL4WqEsS7We...
Разговор от сердца к сердцу "По ступеням красоты духа - к самосовершенствованию".
Мастер - класс для учителей начальных классов. Размышление о предназначении учителя....
Социально-значимый проект " От сердца к сердцу"
Актуальность данного проекта очевидна- обучающие проявляют чувство милосердия, гуманности, толерантности по отношению к близким людям, у них формируется чувство ответственности за окуржающий мир....
Программа коррекционно –развивающих занятий для младших школьников «От сердца к сердцу»
Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка,...
Тема беседы «От сердца к сердцу добро летит»
Для человека очень важно здоровье. Здоровье - это подарок судьбы. Надо научиться уважать и беречь этот дар. Поэтому с раннего детства мы не просто приветствуем, а учимся желать людям здоровья......