Создание психологического микроклимата в группе продлённого дня
учебно-методический материал

Колемасова Ольга Геннадьевна

Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчётливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_psihologicheskogo_mikroklimata_v_gpd.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Создание психологического микроклимата в группе продлённого дня»

Воспитание – это помощь человеку

в становлении самого себя,

когда это не происходит само собой.

В настоящее время, когда именно коллективные условия, коллективное творчество определяет успехи в науке, технике, промышленности, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе.

Общеобразовательная школа не может стоять в стороне от решения этой задачи. Она должна формировать у учащихся соответствующие качества. Уже в школьном возрасте следует ориентировать учеников на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Научить этому детей может и должен, прежде всего, педагог.

Ясно, что коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.

Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчётливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.

Все многочисленные ситуации взаимодействия людей осуществляются через четыре основных способа:

Убеждение;

Заражение;

Подражание;

Внушение.

Ученический коллектив - это детское сообщество, которое обеспечивает социально-психологическую поддержку личности, с одной стороны, и способно культивировать в индивиде качества социального субъекта – с другой стороны.

Основные воспитательные задачи:

Развитие классного коллектива;

Создание благоприятных психолого-педагогических условий;

Формирование здорового образа жизни;

Организация системы отношений через формы воспитательной деятельности;

Защита прав и интересов обучающихся;

Гуманизация отношений между учащимися и педагогами;

Формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

Организация социально-значимой, творческой деятельности воспитуемых.

Формы и метод работы:

- развитие коммуникативных способностей;

- познавательная деятельность ученика;

- ценностно-ориентированная деятельность;

- воспитание творческой индивидуальности;

- воспитание здоровой и спортивной личности.

 В состав качеств личности, необходимых для формирования благополучного эмоционально-психологического микроклимата входят коммуникативные и организаторские способности, которые являются инструментом социального взаимодействия. Эти качества формируются с детского возраста под влиянием обстоятельств и тех детских коллективов, в которые попадает ребенок.

 1.Коммуникативные способности – это комплекс качеств, которые помогают человеку устанавливать успешные взаимоотношения с другими. Они включают в себя умение видеть и понимать состояние партнера, выбирать оптимальную дистанцию общения, вызывать расположение и т.д. Кроме того, оно включает в себя и потребность в интенсивном диалоге и расширении сферы общения.

 2. Организаторские способности – это качества, позволяющие успешно осуществить организаторскую деятельность не только применительно к другим для решения общегрупповых задач, но и непосредственно к себе.

Каждый ребенок в коллективе имеет поручение, которое ему не навязывается, а выбирается по желанию, учитывая свои способности. Благодаря такому подходу каждый ребёнок ответственно и с удовольствием занимается любимым делом.

       Условия эффективного формирования коллектива:

1. Все члены группы четко представляют себе цели общей работы.

2. Умения каждого ученика должны быть известны другим, функции целесообразно распределены.

3.Хорошо развиты самодисциплина, самоуправление, самоорганизация, которая позволяет эффективно использовать время и потенциальные возможности.

4. Группа поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения.

5.Открытость отношений в группе для преодоления различных трудностей на пути эффективной работы.

6. Достаточно возможностей и соответствующих условий для того, чтобы собраться и обсудить все вопросы.

Для каждого воспитателя  общение с учениками должно быть психологически комфортным. Оно может быть организовано с учетом таких показателей:

1.       Четкость организации контакта с классом (тематическое планирование и выполнение намеченных мероприятий воспитательной работы)

2.       Введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми. («Стать родной матерью»)

3.       Обеспечение позитивного внешнего коммуникативного вида (опрятность, собранность, доброжелательность..)

4.       Умение транслировать на класс собственное расположение к детям с помощью вербальных и невербальных средств (мимика, контакт глазами, жесты…)

5.       Постановка ярких привлекательных целей деятельности, демонстрация путей их достижения. 

6.       Понимание внутреннего настроя учеников, демонстрация им этого понимания.

 Эмоционально-психологический климат – общественное чувство группы, система ее коллективных переживаний жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоционально-психологический климат отражает на эмоциональном уровне характер межличностных отношений.

 Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе складывается из следующих параметров:

-гуманистическое отношение друг к другу;

- чувство удовлетворенности группой;

- эмоциональная включенность – сопереживания коллективным событиям;

-устойчивый положительный настрой;

- свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.

Эмоционально-психологический климат выполняет в жизни коллектива две важные функции:

   1.Определяет самочувствие личности в коллективе.

   2.Стимулирует продуктивность совместной работы.

   Хорошее психологическое самочувствие учащихся – большая ценность коллектива, один из показателей его высшего развития, т.к. эмоциональное благополучие - это определяющее условие для гармоничного развития личности. Только личность, испытывающая в данной группе психологический комфорт примет и разделит групповые ценности и нормы, станет лично причастной к групповому самосознанию.

   Коллективные эмоции имеют большую побудительную силу. Они тонизируют активность членов коллектива, сплачивают и объединяют их в едином коллективном переживании, или оказывают давление по типу «психического заражения», определяют стиль группового поведения.

Большая часть поставленных задач успешно решается.

Вывод: на формирование комфортного психологического климата в классе оказывает влияние каждая личность, воспитывающаяся в коллективе, и чем воспитаннее будет каждая личность школьника, тем комфортнее и доброжелательнее будет обстановка сотрудничества. Разнообразные формы и методы, которые представлены и используются в моей работе, помогают развить активную личность и создать сплоченный и дружный коллектив.

Приложение №1

Тест «Ты и я»
Думал ли ты о том, что вокруг тебя живут такие же люди, как и ты, со своими радостями и бедами? Как они относятся к тебе, и как ты относишься к окружающим тебя людям? Данный тест поможет тебе задуматься над этим. Из предложенных ситуаций выбери то, что подходит для тебя.
1. Во снах ты чаще всего видишь себя:
а) большим, сильным, здоровым;
б) самим собой;

в) маленьким, слабым, беззащитным.
2. Все твои планы на будущее:
а) грандиозны; —
б) реальны;
в) скромны.
3. Девочка (мальчик), которая(ый) с тобой дружат:
а) лучше всех;
б) тебе нравится;
в) приставучая(ий) и надоедливая (ый).
4. Твои оценки в школе:
а) выше всех;
б) достойны тебя;
в) ниже, чем у многих.

5. Ты одеваешься:

а) красиво и оригинально;
б) так, как тебе хочется;
в) кое-как.
6. Все твои друзья:
а) гордость вашей школы;
б) нормальные ребята; в) да ну их!

— Теперь разберемся с ответами. За каждый ответ, отмеченный буквой а, поставь себе З балла, буквой б— 2балла, буквой в — 1 балл. Суммируй набранные баллы.

1 7—18 баллов

Ты слишком высокого мнения о себе, и это может привести к серьезным разочарованиям. Задумайся над этим!

15-16 баллов

Будь менее самоуверенным, не зазнавайся, и ты сможешь многого достичь!

13—14 баллов

Ты почти правильно воспринимаешь действительность, но чуть меньше самоуверенности, смени ее на уверенность в своих силах!

12 баллов

У тебя здоровый взгляд на окружающее. Ты умеешь правильно оценивать обстоятельства, не умывать и достигать успеха в делах. Тебе хорошо в этом мире. Так держать!

10—11 баллов

Ты способен реально оценивать ситуацию и стараешься укреплять свой оптимизм, но все же будь смелее!

8-9 баллов

Научитесь выше ценить себя и окружающих, и всё изменится к лучшему!

6-7 баллов

Ты не доволен окружающим миром и самим собой. Придерживаясь таких взглядов, тебе трудно будет достичь успеха. Никогда не унывай и помни, что многое зависит от тебя самого!

Литература:

1.Н.А. Аникеева « Учителю о психологическом климате в коллективе» Москва «Просвещение» 1983 год

2.В.А. Крутецкий «Психология обучения и воспитания школьников» Москва «Просвещение» 1976 год

3. Е.Н. Степанова «Планирование воспитательной работы в классе» Москва 2008 год.

4. Е.Н.Степанова «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» Москва 2008 год

5. Воспитание школьников 2003 год №10, 2005 год №4

6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание кукольного театра в группе продлённого дня.

Постановка кукольных спектаклей по мотивам русских народных сказок с целью развития художественно-творческих способностей детей в театрализованной деятельности....

Психологический микроклимат в коллективе. Зависть.

Зависть - состояние часто не осознанное... его сложно  искоренить взрослому человеку (при условии, что взрослый  его осознает и желает это чувство трансформировать), а ребенку без помощи взр...

«Способы создания благоприятного микроклимата в группе раннего возраста»

Практический материал из опыта работы в группе раннего возраста...

Статья. Создание комфортной социально-психологической обстановки в группе продленного дня для первоклассников.

В статье раскрываются вопросы создания условий для успешной адаптации детей в новом коллективе....

Создание комфортного психологического климата в группе продлённого дня

Создание комфортного  психологического климата в группе продлённого дня...

Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Разработка : Сурковой Е.В. воспитателя группы продлённого дн

Динамическая пауза - это актуальный отдых у детей.Двигательная активность - биологическая активность организмаю\....

Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в условиях группы продлённого дня

Одной из главных целей образования мы видим в развитии личности каждого ребенка, а это возможно, если обучение и воспитание построено так, чтоб доставлять ребенку радость познания, чтобы создать ситуа...