Занятие по внеурочной деятельности «Уроки доброты» духовно-нравственной направленности по теме урока:" Откуда берутся бездомные животные?"
план-конспект занятия (2 класс)
Занятие разработано по внеурочной деятельности "Уроки доброты" по направлению - "духовно-нравственное воспитание". Занятие построено в форме дискуссии о том, почему мы видим на улице множество животных, у которых нет дома и нет хозяина. Животные выживают, как могут, сами. Особенно много их появляется после летних дачных сезонов. Когда человек за лето прикормил, приручил животное, а потом бросил его на произвол судьбы. В холодное время года животные страдают от холода, голода и жесткого отношения к ним окружающего общества. Также рассматривается вопрос об ответственности решения завести питомца дома. Какие трудности в связи с этим могут возникнуть? Животное - не игрушка. Оно имеет свой характер, повадки и привычки. Дети, которые мечтают о домашних питомцах, также должны знать о том, какая доля ответственности и обязанностей на них ложится , чтобы потом не пришлось избавляться от прирученного животного. Занятие учит гуманному отношению к животным, воспитывает не только любовь к братьям меньшим, но ответственности за того, кого приручили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnayaotkuda_berutsya_bezdomnye_zhivotnye.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по внеурочной деятельности «Уроки доброты» духовно-нравственной направленности
Тема урока: Откуда берутся бездомные животные?
Цели урока: выяснить, откуда появляются на улицах бездомные животные, привить чувство ответственности за тех, кого мы приручили; расширить знания детей о жизни и содержании домашних животных, рассказать о проблемах, возникающих при содержании животных, воспитывать гуманное отношение к животным - вовлечь детей в разговор о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в поселках, городах и о путях решения данной проблемы.
Ход занятия.
Введение.
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшнее занятие я хочу начать со стихотворения А. Дмитриева. Вы внимательно его послушаете, подумаете, о чем оно и попробуете сами придумать свой заголовок.
Однажды я встретил бездомную кошку.
-Как ваши дела?
- Ничего, понемножку.
- Я слышал, что вы тяжело заболели?
- Болела.
- Так значит лежали в постели?
- Бездомной, мне некуда ставить постель.
- Как странно,- я думал,-
Что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдёмте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело -
Я молча, а кошка тихохонько пела.
О чём она пела? Возможно о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
( А. Дмитриев.)
Основная часть.
- О чем это стихотворение?
Ответы детей:
- О кошке, у которой нет дома.
- О животных, которые всегда на улице: и в мороз, и в дождь, и когда заболеют.
- О бездомных животных.
Учитель:
- Как бы вы озаглавили стихотворение?
Варианты детей будут близки к авторскому названию. Выслушав всех, говорим, что стихотворение А. Дмитриева называется «Бездомные животные».
- Каких еще бездомных животных, кроме кошек вы видели на улице?
- Собак.
- Да, ребята, в основном, это самые преданные друзья человека – кошки и собаки.
Худое, изможденное туловище и озлобленный, недоверчивый взгляд — вид бездомного животного знаком, к сожалению, всем. Кто-то прячет глаза, кто-то, не в силах пройти мимо, подкармливает бедолагу, а кто-то и вовсе может отпихнуть несчастного в сторону, не проявляя к нему ни капли сочувствия.
Кто в этом виноват? Почему такое явление недопустимо? Как это исправить? Как помочь животному на улице? Почему так важно не проходить мимо чужой беды? В этом мы сегодня попробуем разобраться.
1. Откуда берутся бездомные животные?
Тема бездомных и безнадзорных животных не обошла ни одну страну — есть эта проблема и в России. Более того, если крупные города как-то борются с бродячими животными, то в небольших поселениях все, как правило, пущено на самотек.
Так откуда же берутся бездомные животные на улицах города? Виной всему человек. Помните, как говорил де Сент-Экзюпери в своем "Маленьком принце" — именно мы в ответе за тех, кого приручили. И если вы завели дома собачку или кошечку, то вы несете ответственность за них.
К сожалению, бездомных животных создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье- то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.
Давайте жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу.
Каждый год с наступлением холодов появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные. Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от холода, другие от голода, третьи - под колесами машин. Живут в основном милостыней. И одной из важных причин увеличения количества бездомных животных является равнодушие людей, их безразличность. У русского народа есть много пословиц и поговорок о доброте, чуткости. Давайте вспомним некоторые из них и попытаемся объяснить смысл этих умных изречений.
Работа по командам.
Дети делятся на три команды . Задание каждой команде – объяснить, как они понимают пословицу, если отности ее к братьям нашим меньшим – животным.
« Добро поощряй, а зло порицай.»
«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.»
« Кто злым попускает, сам зло творит.»
- Подводя итоги по ответам детей, делаем вывод, что доброта спасет мир, что добрый человек не пройдет мимо чужой беды, даже если это всего лишь кошка, котенок, щенок или собака, потому что доброта – она во всем.
- Откуда же берутся бездомные животные? Причин много: одни животные уже появились на свет вне хозяина, другие оказались выброшенными на улицу.
Давайте представим, какие причины могут заставить человека расстаться со своим домочадцем.
Работа в парах. Дети на листочках пишут, какие могут быть причины для расставания с животными и парой поднимают руки.
Учитель выслушивает ответы детей, обобщает сказанное.
- Да, безусловно, жизненные обстоятельства таковы, что наши планы могут резко поменяться. И некогда любимая кошечка или собачка уже перестает радовать, даже больше — мешает. Это происходит, когда возникает аллергия на шерсть или в семье появляется маленький ребенок, или же финансовое положение меняется настолько, что содержание домашнего питомца становится невозможным. Это все обычные, житейские ситуации. Но нужно помнить: это не повод выбрасывать животное на улицу! Этим ситуация только усугубится! Бродячее животное, будь то собака или кошка, будет плодить себе подобных. А это означает, что численность безнадзорных животных на улицах города будет расти в геометрической прогрессии!
2. Что можно сделать, чтобы бездомных животных становилось меньше?
Учитель выслушивает предположения детей. Обычно, дети могут предложить немного вариантов: не выбрасывать животное, если взял его, забрать домой с улицы бездомного котенка или щенка, подкормить его.
Поэтому задача учителя - расширить детские знания о том, как еще мы можем решить проблему бездомных, бродячих животных.
Учитель. Так что делать? Не мучать же себя и животное, если у хозяйки, например, обнаружилась аллергия на кошачью шерсть? Специалисты уверяют: вариантов множество.
Во-первых, можно кинуть клич среди своих знакомых. Вполне возможно, что ваш песик — это многолетняя мечта сына соседки с третьего этажа. Никто не откликнулся? Дайте объявление в местную газету: многие хотят сэкономить на покупке домашнего любимца, поэтому с радостью заберут у вас друга семьи. Особенно, если животное ухоженное, а свой отказ от него вы объясните аргументировано и доступно.
Есть еще вариант: отнесите животное в приют. Конечно, там и так несчастных животных хватает. Но кто-то, возможно, захочет взять именно вашего котенка или щенка. И так у него появится любящая семья и заботливые хозяева.
И еще об одном способе нам расскажет – врач, ветеринар.
Можно пригласить на урок настоящего врача, а можно просто родителя, переодетого во врача. Главное, чтобы дети поверили, что перед ними -профессионал работы с животными.
Ребята, а сейчас к нам в гости придет очень важный человек. Этот человек лечит животных. Кто знает, как называют эту профессию?
Я подумал вот о чем:
Хорошо бы стать врачом!
Но не детским,
А кошачьим!
Детям больно —
Мы заплачем,
Разревемся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей?
Он бродячий — он ничей!
Если ты хозяйкой брошен,
Где живешь — не знаешь сам,
Есть лечебница для кошек,
Запись там по адресам.
Я подумал вот о чем:
Хорошо бы стать врачом!
Вот в кошачьей неотложке
Я по городу качу:
— Нет ли где бездомной кошки?
Я безадресных лечу.
Ветеринар
- Ребята, кто из вас знает, какие отличительные символы есть в нашей службе?
( синий крест)
Что он символизирует, где находится наша служба?
(ветеринарная медицина)
Ветеринар:
- Я знаю ребята, что вы сегодня на уроке говорите о бездомных животных. Я хочу рассказать вам еще об одном способе уменьшить количество таких животных на улицах городов и поселков.
Это стерилизация животных. Стерилизация — самый эффективный способ предотвращения появления бездомных животных. Если в стране провести стерилизацию 75% домашних питомцев, то они появятся в единичных случаях. Примером может служить город Бонн в Германии, где бездомные животные практически отсутствуют. В приютах, куда попадают бездомные животные, всех их обязательно кастрируют, чтобы животные не давали потомства.
Итог урока.
- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы выяснили, откуда появляются бездомные животные, как уменьшить их количество. Давайте мы попробуем составить памятку, как нужно заботиться о животных. Дети по группам разрабатывают памятки.
Примерная Памятка:
1. Заводя питомца, возьми его в приюте или на выставке бездомных животных. Не покупай животное на рынке или у заводчиков!
2. Стерилизуй свое домашнее животное!
3. Будь ответственным за его жизнь, не выбрасывай животное на улицу, если оно стало тебе не нужно! Помни, что на улице твой домочадец скорее всего погибнет.
4. Позвони знакомым и предложи им своего питомца!
5. Обратись в приют, если никто не соглашается взять себе твоего друга себе!
Рефлексия.
В конце урока можно устроить выставку фотографий домашних любимцев, рисунков, поделок, сочинений о питомцах, выставить Памятки детей.
Показ пластилинового мультфильма «История одной жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Бурейские родники (духовно-нравственное направление), срок реализации 4 года
Программа научно-познавательного развития младших школьников «Бурейские родники» создана на основе требований:Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Фед...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"
Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...