Статья "Формирование положительной мотивации у младших школьников в образовательном процессе
статья

Баева Анастасия Олеговна

Работая в школе, становишься невольным свидетелем того, как ученики теряют интерес к учёбе. Что происходит на этом этапе? Почему учащиеся ходят в школу по принуждению? Куда пропадает тяга к получению новых знаний? Как сделать процесс обучения интересующим на протяжении всего учебного периода? Такие вопросы, рано или поздно, возникают у всех учителей, независимо от того, в каком классе и какой предмет они преподают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование положительной учебной мотивации у младших школьников в образовательном процессе

Работая в школе, становишься невольным свидетелем того, как ученики теряют интерес к учёбе. Что происходит на этом этапе? Почему учащиеся ходят в школу по принуждению? Куда пропадает тяга к получению новых знаний? Как сделать процесс обучения интересующим на протяжении всего учебного периода? Такие вопросы, рано или поздно, возникают у всех учителей, независимо от того, в каком классе и какой предмет они преподают.

Мне бы хотелось остановиться на мотивации в начальной школе.  Формирование мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте является одной из центральных проблем и приоритетных задач образовательных учреждений на современном этапе развития образовательной системы.  В.В. Давыдов отмечает, что деятельность человека соотносится с определённой потребностью, а действие – с мотивами. В процессе формирования у младших школьников потребности в учебной деятельности происходит её конкретизация в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий.

Формирование побуждений к обучению является одной из основных задач в начальной школе. Здесь очень важно, чтобы учащийся уже с первого класса понимал мотивы учения, потому что именно от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.

Основная цель моей работы – сформировать положительную мотивацию учения. Положительная мотивация связана с результатом и целью учения, при которой достигается высокий результат деятельности. При этом учащийся чувствует радость, удовлетворение, уверенность в себе и своих силах, любопытство, гордость.

Из практики видно, что при отсутствии специальной работы по воспитанию внутренней мотивации,  у детей с «халатным» отношением к обучению развивается безразличие, равнодушие к работе. Такие учащиеся становятся, в лучшем случае, исполнителями инструкций. У них нет воли, стремления. Отсутствует своё мнение. Они не способны к поиску решения задач, им сложно преодолевать жизненные трудности.  

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем. Возраст младшего школьника для нас благоприятен тем, что в это время нам проще заложить основу умения, научить учиться, испытывать потребность в узнавании нового. Мотивация имеет огромное значение для продуктивности учебного процесса. Она способствует успешности учащихся в дальнейшем.  

  Ученику начальных классов важно осознавать усвоенные им знания.  Учителю нужно так  построить свой учебный процесс, чтобы учащийся с первого дня обучения осознавал свои победы, видел рост. Необходимо придать мотивам личностный смысл. В этом случае школьник сможет самостоятельно установить связь между настоящим и будущим.

В начальном образовании мотивация имеет свои плюсы и минусы, которые нельзя не учитывать при организации учебного процесса. Здесь нужно создавать положительное отношение ребёнка к школе, использовать его интересы, любопытство, безоговорочный авторитет учителя. В младшем школьном возрасте ребёнок с удовольствием готов выполнять новые задания, которые ведут к открытию нового. Также мы не должны забывать, что интересы в таком возрасте быстро удовлетворяются. В этом случае важна позиция учителя, при которой эти интересы не будут угасать.

В своей работе учитель начальных классов должен учитывать не только основные пути формирования мотивации учения, но также пользоваться различными приёмами и методами стимулирования и поощрения.  Их можно разделить на четыре группы:

  • Эмоциональные
  • Познавательные
  • Волевые
  • Социальные

Для того, чтобы мотивация успешно формировалась, педагогу рекомендуется анализировать развитие познавательных интересов у учеников по следующим критериям:

  1. Сосредоточенность внимания, увлеченность процессом деятельности;
  2. Стремление по собственному желанию принимать участие в обсуждении вопросов;
  3. Стремление выяснить непонятное;
  4. Активность в течение всего урока (поднятие руки, характер ответа);
  5. Дополнения, исправления ответов товарищей;
  6. Задавание вопросов учителям и товарищам;
  7. Адекватность реакций на успех, на неудачу;
  8. Улучшение успеваемости по предмету;

Все наблюдения рекомендуется записывать в дневниках для отслеживания динамики и планирования дальнейшей работы.

К окончанию начальной школы наблюдается общее снижение мотивации. В этот период начинает угасать общее положительное отношение к школе, потому что оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ученика непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Но если у учащихся в начальный период обучения развивается интерес к самому содержанию учения, к способам добывания знаний, т.е. формируется учебно-познавательный мотив, то снижения мотивации учения к концу начальной школы можно избежать. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этого нового уровня мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Как повысить положительную мотивацию у младших школьников....

Формирование положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранных языков

Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Ф...

Формирование положительной мотивации учения младших школьников

В статье приводятся примеры игровых ситуаций и приёмов, способствующих формированию положительной мотивации к учению....

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Организация поэтапной учебной деятельности, способствующей формированию положительной мотивации у младших школьников....

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социал...