Статья "Формирование положительной мотивации у младших школьников в образовательном процессе
статья
Работая в школе, становишься невольным свидетелем того, как ученики теряют интерес к учёбе. Что происходит на этом этапе? Почему учащиеся ходят в школу по принуждению? Куда пропадает тяга к получению новых знаний? Как сделать процесс обучения интересующим на протяжении всего учебного периода? Такие вопросы, рано или поздно, возникают у всех учителей, независимо от того, в каком классе и какой предмет они преподают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование положительной учебной мотивации у младших школьников в образовательном процессе
Работая в школе, становишься невольным свидетелем того, как ученики теряют интерес к учёбе. Что происходит на этом этапе? Почему учащиеся ходят в школу по принуждению? Куда пропадает тяга к получению новых знаний? Как сделать процесс обучения интересующим на протяжении всего учебного периода? Такие вопросы, рано или поздно, возникают у всех учителей, независимо от того, в каком классе и какой предмет они преподают.
Мне бы хотелось остановиться на мотивации в начальной школе. Формирование мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте является одной из центральных проблем и приоритетных задач образовательных учреждений на современном этапе развития образовательной системы. В.В. Давыдов отмечает, что деятельность человека соотносится с определённой потребностью, а действие – с мотивами. В процессе формирования у младших школьников потребности в учебной деятельности происходит её конкретизация в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий.
Формирование побуждений к обучению является одной из основных задач в начальной школе. Здесь очень важно, чтобы учащийся уже с первого класса понимал мотивы учения, потому что именно от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.
Основная цель моей работы – сформировать положительную мотивацию учения. Положительная мотивация связана с результатом и целью учения, при которой достигается высокий результат деятельности. При этом учащийся чувствует радость, удовлетворение, уверенность в себе и своих силах, любопытство, гордость.
Из практики видно, что при отсутствии специальной работы по воспитанию внутренней мотивации, у детей с «халатным» отношением к обучению развивается безразличие, равнодушие к работе. Такие учащиеся становятся, в лучшем случае, исполнителями инструкций. У них нет воли, стремления. Отсутствует своё мнение. Они не способны к поиску решения задач, им сложно преодолевать жизненные трудности.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем. Возраст младшего школьника для нас благоприятен тем, что в это время нам проще заложить основу умения, научить учиться, испытывать потребность в узнавании нового. Мотивация имеет огромное значение для продуктивности учебного процесса. Она способствует успешности учащихся в дальнейшем.
Ученику начальных классов важно осознавать усвоенные им знания. Учителю нужно так построить свой учебный процесс, чтобы учащийся с первого дня обучения осознавал свои победы, видел рост. Необходимо придать мотивам личностный смысл. В этом случае школьник сможет самостоятельно установить связь между настоящим и будущим.
В начальном образовании мотивация имеет свои плюсы и минусы, которые нельзя не учитывать при организации учебного процесса. Здесь нужно создавать положительное отношение ребёнка к школе, использовать его интересы, любопытство, безоговорочный авторитет учителя. В младшем школьном возрасте ребёнок с удовольствием готов выполнять новые задания, которые ведут к открытию нового. Также мы не должны забывать, что интересы в таком возрасте быстро удовлетворяются. В этом случае важна позиция учителя, при которой эти интересы не будут угасать.
В своей работе учитель начальных классов должен учитывать не только основные пути формирования мотивации учения, но также пользоваться различными приёмами и методами стимулирования и поощрения. Их можно разделить на четыре группы:
- Эмоциональные
- Познавательные
- Волевые
- Социальные
Для того, чтобы мотивация успешно формировалась, педагогу рекомендуется анализировать развитие познавательных интересов у учеников по следующим критериям:
- Сосредоточенность внимания, увлеченность процессом деятельности;
- Стремление по собственному желанию принимать участие в обсуждении вопросов;
- Стремление выяснить непонятное;
- Активность в течение всего урока (поднятие руки, характер ответа);
- Дополнения, исправления ответов товарищей;
- Задавание вопросов учителям и товарищам;
- Адекватность реакций на успех, на неудачу;
- Улучшение успеваемости по предмету;
Все наблюдения рекомендуется записывать в дневниках для отслеживания динамики и планирования дальнейшей работы.
К окончанию начальной школы наблюдается общее снижение мотивации. В этот период начинает угасать общее положительное отношение к школе, потому что оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ученика непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Но если у учащихся в начальный период обучения развивается интерес к самому содержанию учения, к способам добывания знаний, т.е. формируется учебно-познавательный мотив, то снижения мотивации учения к концу начальной школы можно избежать. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этого нового уровня мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
Формирование положительной мотивации у младших школьников.
Как повысить положительную мотивацию у младших школьников....
Формирование положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранных языков
Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Ф...
Формирование положительной мотивации учения младших школьников
Выступление на педагогическом совете...
Формирование положительной мотивации учения младших школьников
В статье приводятся примеры игровых ситуаций и приёмов, способствующих формированию положительной мотивации к учению....
Формирование положительной мотивации у младших школьников.
Организация поэтапной учебной деятельности, способствующей формированию положительной мотивации у младших школьников....
Формирование положительной мотивации у младших школьников.
Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социал...