Акция "Помоги птицам зимой"
материал

Осипенкова Елена Викторовна

Внеклассное мероприятие "Зимующие птицы Смоленской области"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Жарынская средняя школа» Рославльского района Смоленской области

        

Д. Красная Горка     2016 год


Тема мероприятия:

"Зимующие птицы  Смоленской области»

Цель: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Задачи: 

Образовательные:

  1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
  2. Обеспечение более надёжных основ экологической ответственности младших школьников.
  3. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
  4. Обобщение и расширение представления детей о зимующих птицах.
  5. Обогащение пассивного словаря детей. Активизация речи детей.


Воспитательные: 

  1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.
  2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.



Развивающие: 

  1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, презентация, рисунки птиц, костюмы для сценки, нитки для изготовления снегиря, ножницы, картон.

ХОД ЗАНЯТИЯ 

I.Организационный момент. 

Учитель читает стихотворение С.Есенина

– Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. Сегодня мы отправимся в зимний лес.

Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Пение птиц»).

- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей).

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).

- Почему? (ответы детей).

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

- Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше занятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами.

II.Знакомство с многообразием зимующих птиц.

Игра «Узнай птицу»

А сейчас ребята, мы с вами разгадаем загадки и узнаем, каких же птиц мы можем увидеть зимой на наших кормушках и узнаем о них много интересного.

1) Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Семена ворует. (Воробей)


Ученик 1: По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.  Воробьишки очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу. 


2) Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)


Ученик 2: Это птицы зимнего леса. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Как только подтает, птицы улетают.

 3) Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Ученик 3: Синички - юркие маленькие птички, размером с воробья. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой. Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. 

- А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 14 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей. 

4)По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Червячок-то будет мой! (Дятел)


Ученик 4: Эту птицу называют «лесным доктором». Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! У дятла длинный и узкий язык- 15 см. А спит дятел в своём гнезде – в дупле зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте. 

5)Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока)

Ученик 5: Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека. Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. 

6)Окраска - сероватая,


Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это...
 ( Ворона.) 

Ученик 6: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!

Ворона – птица крупная, с большими крупными ногами. Зимой ворона  переселяется  ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами. Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая. 

7)Известно с давних нам времен,
Что эта птица – почтальон. (Голубь)

Ученик 7: Это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи. А еще голубь – символ мира. 

8) Кто в лесу живет сосновом,


Носит крестик на носу?
И гнездо плетет в ту пору,
Когда пурга поет в лесу?

Не страшны ему метели,


Гнезда вьет зимой на ели.
Крик его отрывист, прост,
Криворотый красный…
.(Клёст) 

Ученик 8 :Самцы у клестов – красные, а самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
- Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Самка положения не меняет – самец ее кормит. А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.
 

9)Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Ученик 9 :Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек. 
III. Сценка «Птицы зимой»

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!


Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка: 

Бр- р! Какой мороз трескучий!


Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?


Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей: 

Ой, соседка! Тише! Тише!


Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка: 

Я, сосед, с тобой согласна!


Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется ворона: 

Ну, морозы! Ну морозы!


Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!

IV. Знакомство с кормушками, их видами и правилами подкормки птиц.

– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

– Что за стол среди берез под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

Ученик:

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки – угадайте кому?
Кто летает как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье – уберечь их зимой.
Пуховые подушки на осинах белы.
Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы.
И они нам за это, зорко сад сторожа
От вредителей летом соберут урожай.
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму,
Мы готовим кормушки – угадайте кому?

– Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим.

Проводится “парад кормушек”. Рассматривая каждую кормушку, ведется обсуждение удобная она для птиц или нет.

Далее учитель демонстрирует другие виды кормушек, которые дети могут смастерить самостоятельно или с помощью родителей.

– Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.

Для того чтобы правильно вести наблюдение за птицами нужно знать правила наблюдения:

Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.

Выясните, какие птицы, какой корм поедают.

Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.

Появляется сорока: 

Добрый день, синичка! Здравствуй!


Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно: 

Перестань трещать сорока,


О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!

Никому мы не нужны.


Эх, дожить бы до весны….

Сорока возмущенно: 

Чик - чирикин, Ты не прав!


Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно: 

Нет, не верю все равно!



Синичка задумчиво: 

А вот я бы полетела.


Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей: 

Так и быть, я полечу-


Я всю зиму есть хочу.

– Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Далее дети знакомятся с памяткой

“Главные правила при подкормке птиц”

1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!

2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.

4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды!

6. Кормушку необходимо регулярно чистить!

– Ребята, вы запомнили какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

Игра “Чей это корм?” (С завязанными глазами ребенок должен определить корм на ощупь и назвать, кто им питается.)

Появляются не спеша, синичка и воробей. 

Синичка: 

Ах, какой чудесный пир!


Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Воробей: 

Да, в саду я убедился:


На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды

Огороды и сады.


Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?

Синичка:

Да! Я, сосед, с тобой согласна!


Как на свете жить прекрасно!

(Улетают)

V. Изготовление птички снегиря.

– А сейчас мы сделаем своими руками птичку-игрушку, которая останется с вами как   воспоминание о нашем занятии. (Дети изготавливают из ниток птичку)

F:\поделки и рисунки 2016\поделки нитки\снегири из ниток\qQXsXS0zuKw.jpg

F:\поделки и рисунки 2016\поделки нитки\снегири из ниток\g-aWzliykCM.jpg

VI. Рефлексия. Подведение итогов мероприятия.

Ученик читает стихотворение «Покормите птиц зимой» (Александр Яшин) 

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей.

Давайте повторим то, что изучали на мероприятии, дополняя предложения :

  • Некоторые птицы проводят зиму в наших краях. Такие птицы называются…
  • А другие улетают в тёплые страны – это…
  • Перечисли названия зимующих птиц, о которых ты запомнил:…
  • Мне понравилась птица… Потому что…
  • Птицы - наши друзья, им нужно… Можно смастерить и повесить…

Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.



Звучит «Пение птиц» («Энигма») 

Литература. 

  1. Газета “Педсовет”, 2006–2008 гг.
  2. Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.
  3. Газета “Педагогическое творчество”, 2006 - 2008 гг.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Кухтина А.Л. Комсомольск-на-Амуре: Агора, 2005


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Покорми птиц и сделай свою жизнь ярче! Проект учеников 1-6 классов МБОУ «Жарынская средняя школа» Руководитель проекта: Осипенкова Елена Викторовна Экологический проект

Слайд 2

Гипотеза: Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то: - возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли; - станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу;

Слайд 4

Цель проекта – организовать «столовые» для птиц, провести наблюдения за птицами. Выявить наши знания о птицах, зимующих в наших краях. Организовать работу в центрах активности: изготовить кормушки и расположить их на открытом воздухе; провести акцию по сбору птичьего корма; провести исследования (изучить количество, видовой состав птиц, посетивших кормушки); сфотографировать птиц; нарисовать рисунки;

Слайд 8

Птицы, посетившие кормушки. 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 воробьи синицы вороны галки сороки 1 декабря- 15 декабря 16 декабря- 24 декабря

Слайд 9

Влияние температуры на численность птиц на кормушке 0 5 10 15 20 - 5?с и ниже От 0?с до - 4?с + 1?с и выше Воробьи Синицы

Слайд 10

Ученики 1-6 классов: Андриечко Ульяна, М аксаков Артём, Кузовов Олег, Петлюк Егор, Анодина Алёна, Пшеничкин Егор, Каверин Данила, Бобкова Александра, Федосова Дарья, Герасимов Сергей, Дудникова Мария, Антипов Сергей, Андросенко Алнксандра , Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Юлдашев Егор, Максакова Софья, Молдованова Вера, Дудников Андрей, Хмуляк Евгений, Петлюк Дарья, Андреева Дарья, Анодин Владислав, Кузнецова Татьяна, Фадеева Анастасия, Севостьянов Павел, Сосков Дмитрий, Бобков Никита, Перегонцев Руслан, Сорокина Ольга, Драблёнов Роман, Бакутин Юрий. Руководитель и технический редактор: Осипенкова Елена Викторовна

Слайд 11

Выводы Оптимальные условия для зимовки птиц – подкормка и наличие разных видов деревьев Птицы посещают кормушку в течение всего светового дня Чаще всех посещают кормушки– воробьи, потом – синицы, единичные – сороки, вороны, галки Погодные условия этой зимы на численность птиц особо не повлияли В кормушке всегда должен быть корм и свободный доступ к нему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Презентация "Покормите птиц зимой!", приложение к экологической акции "Кормушки -птицам!" для 1 -4 классов

Эта презентация - обращение к школьникам:Ребята! Помогайте птицам зимой!Зимуют в нашем крае не все птицы, а только  те, которые приспособлены к выживанию в холодных погодных условиях.Для зимующих...

Классный час-праздник "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста большое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ее обитателям. Использование при этом яркого, интересного ма...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...

Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"

Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...