"Путешествие в страну Этикета"
классный час (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Путешествие в страну Этикета».
Работу выполнила:
Учитель МАОУ СОШ №3
Г. Гулькевичи
Верушкина Н.В.
Цели:
образовательная - познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения;
воспитательная - воспитывать уважение к окружающим людям;
развивающая – развивать у детей чувство такта;
развивать устную речь учащихся;
обогащать словарный запас учащихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Урок необычный сегодня у нас.
Ждите гостей, встречайте дружней!
В эту минуту летят они в класс.
Многое они хотят узнать у вас.
В нашу школу, к нам в гости прибыли издалека интересные гости. Они просят у нас помощи. Ну, а впрочем, сейчас вы с ними познакомитесь.
(в класс входят Плунтик и Плунточка- жители другой планеты)
Плунтик: Здравствуйте, ребята! Вы только нас не бойтесь, мы вас не обидим. Мы хорошие.
Плунточка: Мы плунтики- жители планеты Плунтоний. Он-старший брат Плунтик, а я-
Плунточка.
Плунтик: Наша планета сравнительно молодая- всего два плунтовека, то есть по вашему нам только 300 лет земных.
Плунточка: В техническом отношении мы достигли многого, но наша культура отстаёт от достижения науки и техники. У нас нет правил культурного поведения. Все ведут себя как им вздумается.
Плунтик: В общем никакого порядка!
Плунточка: Вот поэтому мы и представляем собой экспедицию, путешествуем по разным планетам и галактикам, чтобы познакомиться с жизнью, культурой, правилами поведения их жителей.
Плунтик: Вы поможете изучить нам ваши правила поведения?
Учитель: Вы знаете, плунтики, ребята и я, наверное, сможем кое- что вам рассказать. Дело в том, что есть у нас и такие ребята, к сожалению, которые не знают правила поведения.
Плунточка: И что же нам делать?
Учитель: Не расстраивайтесь, у меня есть один друг, с которым нужно познакомиться и вам ребята. Зовут его Король -Этикет. Кто-нибудь слышал про такого короля? Как раз сегодня он мне прислал волшебную карту, которая поможет нам добраться до него. Но сразу предупреждаю, что путь будет не лёгким. По дороге к Этикету мы будем изучать множество правил и законов поведения. Согласны отправиться в путешествие? (Да) Отправляемся на большом школьном экспрессе. Дорога длинная, нелёгкая.
Мы справимся на всём пути
Снесём мы трудные препятствия
И будет нам легко идти.
Станция №1 «Вежливость»
Учитель: Итак, станция первая-«Вежливость». Ребята, а кто знает, что такое вежливость?
Ученик: Вежливость- умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Нужно обладать хорошими манерами, а ими обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
Учитель: Правильно! Вежливость- соблюдение правил приличия, воспитанность. А вы, ребята, должны вырасти настоящими хорошими людьми.
Плунтик: Это какими? (Добрыми, отзывчивыми, вежливыми).
Ученик: Добрые слова.
Ах, как нам добрые слова нужны! Они живут у каждого из нас,
Не раз мы в этом убеждались с вами, На дне души до времени хранимы,
А может, не слова – дела важны? Чтоб их произнести в тот час,
Дела делами, а слова – словами. Когда они другим необходимы!
Учитель: Да, только этому нужно учиться. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки.
Плунточка: Почему не только слова, но и поступки должны быть добрыми?
Дети : По поступку можно говорить о человеке, если хороший поступок совершил, то он достоин уважения.
Учитель: Надо стараться быть нужным людям. Наверное вы согласитесь с героем стихотворения С. Погореловского «Попробуй волшебником стать».
Читают ученики:
1.Стать добрым волшебником ну-ка попробуй! 2.На клумбе цветок. Его листья повисли.
Тут хитрости вовсе не нужно особой: Грустит он… О чём? Угадал его мысли?
Понять и исполнить желание другого- Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
Одно удовольствие, честное слово! И дождик струится из лейки твоей.
3.А что же сестрёнка, скучает в сторонке? 4.Хоть мама ещё не вернулась с работы;
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке! Не трудно узнать её думы-заботы:
И ты обернулся ретивым конём- “Вернусь- хорошо бы пошить, почитать,
Галопом сестрёнка помчалась на нём! Да надо с уборкой возиться опять”
5.И ты совершаешь весёлое чудо: 6.Стать добрым волшебником.
Ковёр засверкал, засияла посуда! Ну-ка попробуй!
И ахнула мама, вернувшись домой: Тут хитрости вовсе не нужно особой:
-Да это как в сказке! Волшебник, ты мой! Понять и исполнить желание другого-
Одно удовольствие, честное слово.
Учитель: А какие волшебные слова вы знаете? Первые слова, которыми начинаем день?
Дети: Доброе утро! Здравствуйте!
Учитель: Произнося слова «Доброе утро» мы желаем нашим домашним, близким , знакомым хорошего здоровья, приятного настроения.
Ученик: Стихотворение « Я и солнышко».
Солнышко ясное встало,
-Доброе утро!- сказало
-Доброе утро!- кричу я прохожим
Весёлым прохожим
Наутро похожим…
Но если проснёшься
А дождик в окно
Стучит, да стучит
А без солнца темно.
Доброе утро,
Друзья всё равно
Придумано мудро
Доброе утро!
Учитель: Ребята, когда вы заходите в класс, вы как приветствуете своих одноклассников?
А вы знаете, существуют правила приветствия. Сейчас проверим и прочитаем эти правила, которые создал король Этикет.
Учитель: Есть в русском языке ещё одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово. Какое?( Здравствуйте!)
Ученик: Слово «здравствуйте»- очень старое, связано оно со словом дерево. Когда-то давно, люди произнося это слово, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, то желаем человеку быть здоровым, сильным и крепким.
Учитель: Все правила короля Этикета создавались постепенно, с давних времён. Сколько раз вы слышали : «Сними шапку, когда входишь в помещение, а почему?»
1 тысячу лет назад жить было намного опаснее, чем теперь. По дорогам скитались в поисках добычи разбойники, поэтому люди постоянно ходили вооружёнными, а уезжая из дому надевали кольчугу, латы, шлем. Но вот на пути дом, где живёт добрый человек, переступая порог этого дома, рыцарь снимает шлем. Это означало уважение к хозяину дома, что я тебя не опасаюсь. И до наших дней это обозначает уважение к этому дому, его хозяевам.
Учитель: Вспомните, выполняете ли вы такое правило, заходя в школу, в класс? Уважаете ли вы школу, учителей? К сожалению, сейчас в нашей речи очень много «вредных» слов. Вам предстоит спасти забытые вежливые слова.
Задание: Вам нужно: написать по пять вежливых слов:
-- слова вежливого обращения, просьбы,
-- слова вежливых извинений,
-- слова вежливой благодарности.
Подсказки: вежливое обращение, просьба: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне; очень прошу; если можно, дай мне пожалуйста, если вам не трудно, будьте так любезны.
вежливые извинения: я прошу извинения; я виноват; прошу прощения; позвольте мне извиниться; примите мои извинения, пожалуйста; прошу простить мою неловкость; простите пожалуйста.
вежливая благодарность: спасибо, благодарю вас, не стоит благодарности, я рад оказать вам услугу, спасибо за хлеб-соль, вы были так любезны; будем рады оказать вам любезность.
А сейчас поиграем в игру «Волшебные слова».
а) Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо).
б) Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).
в) Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).
г) Когда нас бранят за шалость, говорим…(прости, пожалуйста).
д) И во Франции и в Дании на прощанье говорят…(до свидания)
Станция №2 « Пунктуальность»
Учитель: Итак, мы отправляемся дальше и приближаемся к станции 2, которая называется пунктуальность. Кто знает, что обозначает это слово?
«Пунктуальность- точность, аккуратность в исполнении чего-нибудь. Точность- вежливость королей и долг добрых всех людей.»
Плунточка: Можно я расскажу про это слово. Пунктуальность-это значит прийти во время без опоздания.
Учитель:А вы всегда, ребята, пунктуальны, приходите во время в класс, не опаздываете? Послушайте, стихотворение, про гостей, которые были не пунктуальны.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе … (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …(пирог).
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости …(не идут.)
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек …(откусил),
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …(съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек …(не нашли).
А вы умеете петь? Кто из вас может спеть частушки ? /дети поют частушки/.
1.Зайграй-ка, балалайка, 2.Петя ловко ловит рыбу,
Балалайка три струны, Может лодки мастерить,
Подпевайте, не зевайте, Только «здравствуй» и «спасибо»
Выходите, плясуны. Не умеет говорить.
3.Говорит лентяйке мать: 4.Коля ссорится с друзьями,
«Убери свою кровать!» в ход пускает кулаки –
А лентяйка: «Маменька, У задиры под глазами
Я же ещё маленька!» Не проходят синяки.
5.В поезд входят три юнната: 6.Тётя Сима попросила
– Ой, народу сколько тут! Слазать Петю на чердак.
Занимай места, ребята, – Извините, тётя Сима,
А то бабушки займут! Я вам вовсе не батрак!
Учитель: Что вы скажите про ребят из частушек? Пора ли им в страну Этикета? Почему?
Станция №3 «Аккуратность»
Учитель: Мы прибываем к третьей станции, она называется «Аккуратность». На ней всегда дежурит… ?
Я - Великий Умывальник, Дома без дела не скучаю
Знаменитый …(Мойдодыр), Мне ведь некогда скучать
Умывальников Начальник Надо вовремя все успеть.
И мочалок Командир! Если хочешь взрослым стать
Просыпаюсь по утрам Надо раньше лечь в кровать.
Я с большим желанием, Ляжешь после десяти-
Зубы чищу и спешу Не успеешь подрасти.
Навстречу к знаниям. Не успеешь подрасти.
Аккуратность – исполнительность, прилежность, точность и тщательность в исполнении. Но представляете, мы не можем проехать дальше, потому что на этой станции разбилась картина, на которой был рисунок и написано самое главное правило этой станции.
Чтобы проехать дальше нам нужно прочитать это правило, а для этого нужно собрать картину. На каждом кусочке зашифровано слово. Только, отгадав слова, мы соберём картину. Для этого вам нужно расположить цифры в порядке возрастания и по буквам прочитать слова.
Получилось правило: Знай и соблюдай правила личной гигиены.
Личная гигиена, что это?
Ученик: Это уход за своим внешним видом, за своим телом, ногами, головой, руками.
Плунтик: А как правильно ухаживать за собой?
Мойдодыр для вас прислал свои загадки рекомендации. Нужно из слов составить предложения и прочитать. ( Дети работают по группам)
Правила личной гигиены
- Ежедневно вставай вовремя, проветривай комнату и делай зарядку.
- Утром умывайся, чисти зубы, мой уши и шею.
- Приучайся обтираться после зарядки мокрым полотенцем до пояса.
- Всегда мой руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета.
- Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.
Загадки про предметы, которые помогают нам быть опрятными.
Костяная спинка, Резинка Акулинка
Жесткая щетинка, Пошла гулять по спинке.
С мятной пастой дружит, И пока она гуляла,
Нам усердно служит. Спинка розовою стала.
Вафельное и полосатое, Целых 25 зубков,
Ворсистое и мохнатое, Для кудрей и хохолков.
Всегда под рукою - И под каждым, под зубком –
Что это такое? Лягут волосы рядком.
Ускользает, как живое, И сияет, и блестит,
Но не выпущу его я. Никому оно не льстит, -
Дело ясное вполне - А любому правду скажет -
Пусть отмоет руки мне. Всё как есть ему покажет.
Там, где губка не осилит, А что было! А что было!
Не домоет, не домылит, Мама речку в дом пустила.
На себя я труд беру: Речка весело журчала,
Пятки, локти с мылом тру, Мама в ней белье стирала.
И коленки оттираю, А потом, а потом,
Ничего не забываю. Я купался под дождем.
Учитель: Каждому человеку хочется быть красивым. Но не все ребята правильно понимают, что же человека делает красивым? Некоторые люди считают, что чем больше на них различных украшений, то тем они красивее. Но это не так.
Ученик: Бусы, ленты, банты, блестки,
Золоченые стрекозки…
Удивляется народ:
Что за елка в Новый год?
Ветерок подул несмело –
Что-то вдруг зашелестело,
Звякнуло, постукало…
Может, это пугало?
Вы ошиблись:
Это – Надя в праздничном
Своем наряде.
Учитель: Вот к чему может привести глупая любовь к побрякушкам.
Станция №4 «Деликатность».
Учитель: Что значит деликатность?
Ученик: Деликатность- чуткость, вежливость, мягкость в обращении.
Послушайте стихотворение Кондратьева «Перебивалка» и подумайте, о каком правиле вежливого поведения во время разговора вам напоминает автор?
Инсценировка стихотворения «Перебивалка»
-За рекой…- Но ведь ты говорил,
-За какой? Что он что-то жевал?
За широкой такой! Или пере – жи - вал?
Проживал крокодил… -Ох, ну ладно, жевал!
-Что жевал крокодил? Страшно переживал!
-Не жевал! Просто жил крокодил!
-Про – жи - вал! И кусал и глотал
Тех, кто пе – ре – би – вал!
-А вот какие советы непослушным детям дает поэт Григорий Остер:
«Советы непослушным детям»:
Ученик: Если к папе или к маме тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся, руки вверх!»
И когда со стула тётя с перепугу упадёт
И прольёт себе на платье чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко будет мама хохотать
И, гордясь своим ребёнком, папа руку вам пожмёт!
Учитель: Передайте содержание стихотворения так, чтобы это были не вредные, а полезные советы. Итак, важно не только знать полезные советы и вежливые слова, но и уметь применять их в жизни. Иначе может получиться как в стихотворении Б. Заходера «Очень вежливый Индюк».
Учитель: Итак, мы прибыли в страну короля Этикета. По дороге сюда вы изучили много правил. Встречайте короля Этикета.
Король Этикет: Здравствуйте, ребята, я король Этикет. Рад вас видеть в моём царстве. Теперь я точно знаю, что моя страна будет жить всегда, у меня всегда будет много гостей и друзей, нам будет вместе интересно и весело. Вы не устали, друзья мои? Все ли вы правила моей страны изучили? Я приготовил вам подарок: ключ от моей страны. В ней вы познаете ещё очень много полезного и важного для себя. Плунтики, а вам понравилось путешествие ко мне? Запомнили вы правила на станциях?
Плунтики: Очень понравилось. А почему же вас так зовут Этикет?
Король Этикет: Моё имя обозначает все правила поведения людей в обществе. А жители моей страны помогают мне учить правилам поведения тех, кто их не знает. Мы рады всем и готовы помочь в любую минуту. Прилетайте к нам в любое время.
Плунтики: Обязательно прилетим, но сейчас нам пора возвращаться домой на Плунтоний. Нам будет что рассказать о нашем путешествии на Землю. Спасибо вам, ребята, что помогли нам. До свидания, до новых встреч!
Исполняется песня «Если добрый ты»:
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
Путешествие по стране этикета.
Программа для проведения кружка в 1 классе общеобразовательной школы....
Путешествие по стране этикета
Программа внеурочной деятельности, расчитанная на 4 года (1-4 классы)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...
Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикет" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...
Путешествие в страну Этикет
Занятие по этической грамматике можно проводить и как классный час, и как внеурочное занятие, либо в группе продленного дня. В основе конспекта разработка учителя начальных классов, заимствованная с ф...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...