Программы внеурочной деятельности
рабочая программа

Шевченко Наталья Викторовна

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdoroveyka.doc104.5 КБ
Файл v_mire_knig.docx25.69 КБ
Файл druzhnye_rebyata.docx29.62 КБ
Файл istoki.docx51.7 КБ
Microsoft Office document icon moya_bezopasnost.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

.

 

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей

по спортивно-оздоровительному направлению

внеурочной деятельности

 

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

 формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

 развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

 обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

1.     Формирование:

 представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

 навыков конструктивного общения;

 потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

2.     Обучение:

 осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

 правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

 элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

 упражнениям сохранения зрения.

Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

 

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Здоровейка» предназначена для обучающихся 2 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:   30 ч в год. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

     Содержание программы     внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. 

 

 

Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.     Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности

 

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
  • уметь:
  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

 

Календарно – тематическое планирование кружка «Здоровейка»

№ п/п

Тема занятия

Формы и виды деятельности

Всего часов

Классы,

 дата проведения

Аудит.

Внеауд.

1

«Здоровый образ жизни» - что это?

Беседа. Тестирование

1

2

Личная гигиена

Беседа

1

3

В гостях у Мойдодыра

Беседа

1

4

Игра – путешествие «Остров здоровья»

Путешествие по станциям

1

5

Игра «Смак»

Проект

1

6

Правильное питание – залог физического и психического здоровья

Беседа

1

7

Вредные микробы

Просмотр учеб. фильма

1

8

Что такое здоровая пища и как её приготовить

Проект

1

9

«Чудесный сундучок»

Решение ситуатив. задач

1

10

Труд и здоровье

1

11

Наш мозг и его волшебные действия

Беседа

1

12

День здоровья «Хочу стать здоровым»

Спорт. соревн.

1

13

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Игра

«Поле – чудес»

1

14

Как сохранить и укреплять свое здоровье

Круглый стол

1

15

Экскурсия «Природа – источник здоровья»

Экскурсия

1

16

Моё здоровье в моих руках

Беседа

1

17

Мой внешний вид – залог здоровья

Беседа. Рейд по начальным классам

1

18

«Доброречие»

Беседа

1

19

Просмотр спектакля

С. Преображенского «Капризка»

Просмотр спектакля

1

20

Бесценный дар – зрение

Просмотр учеб. фильма

1

21

Гигиена правильной осанки

Беседа

1

22

Спасатели, вперёд!

Решение ситуат. задач

1

23

Чтоб забыть про докторов,,,

Круглый стол

1

24

Движение – это жизнь

Разработка физминуток

1

25

День здоровья «Дальше, быстрее, выше!»

Спортивные соревнования

1

26

Разговор о правильном питании. «Вкусные и полезные вкусности»

Беседа. Практическая работа

1

27

Мир моих увлечений

Проект (представление своих видов спорта)

1

28

Вредные привычки и их профилактика

Решение ситуативных задач

1

29

Добро лучше, чем зло

Решение ситуат. задач

1

30

В мире интересного

Беседа. Анкетирование.

1

Материально – техническое обеспечение

Учебные пособия:

  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, зубные щетки, и др.;
  • спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи);
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:

  • компьютер, мультимедийный проектор, документкамера, интерактивная доска.

Литература

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  4. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
  5. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  6. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  7. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  8. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  9. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для учащихся 1 класса разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011.)

Данная программа соответствует федеральным государственным стандартам начального общего образования.

Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитания.

 Целью кружка «В мире книг» является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися  навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг.

Задачи: 

  • учить слушать, видеть, понимать литературные произведения и спектакли;
  • прививать любовь к чтению, к театру;
  •  расширять  кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг    различных жанров, просмотра спектаклей;
  • развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;
  • обогащать опыт детей посредством  посещения кукольного театра, театра юног о зрителя, библиотеки.

Условия реализации программы

В кружке принимают участие учащиеся 1 класса. Занятия проходят раз в неделю, всего 33 часа в год.

Главным методом является чтение – рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа Формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые и парные выступления, проектная деятельность.

Формы организации занятий:

  • Викторина
  • Библиотечный урок
  • КВН
  • Путешествие по страницам книг
  • Литературная игра
  • Конкурс –кроссворд
  • Литературный  ринг

Общая характеристика программы

Содержание программы «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа кружка – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержания факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информация о книге как из ее аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Планируемые результаты освоения курса «В мире книг»

Учащийся научится:

  • строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
  • называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
  • перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
  • определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
  • оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
  • анализировать смысл названия произведения;
  • пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
  • развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
  • устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).

Учащийся  получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • работать с тематическим каталогом.

Содержание курса «В мире книг»

Основное содержание программы

Количество часов

Форма организации программы

Основные виды деятельности

Вводное занятие

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показываем  друзьям.

1 ч

Викторина

Знакомство с особенностями организации работы кружка «В мире книг». Правила поведения на занятиях. Техника безопасности.

Знакомство с хранилищем книг

1 ч

Экскурсия

Знакомство с работой библиотеки.

Русские народные сказки. Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора.

4 ч

Путешествие в страну сказок

Нарисовать понравившийся эпизод. Самостоятельное чтение книг. Иллюстрация выбранного эпизода. Анализ прочитанных произведений.

Сказки нашего детства.

Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения.

3 ч

Путешествие по страницам книг

Произведения о животных.

Оформление выставки книг.

3 ч

Библиотечный урок. Слушание произведений.

Выделение основных характеристик «настоящего друга». Составить рассказ о своём лучшем друге. Слушание, самостоятельное чтение. Написание сочинения.

Юмористические детские рассказы.

Мини рассказ «История из моего детства». Подготовка к защите проектов

7 ч

Слушание произведений. Путешествие по страница книг. Литературный ринг.

Составление вопросов по произведению. Анализ прочитанного произведения. Составление устных иллюстраций. Просмотр кинофильмов. Сравнение себя с героями произведения. Чтение произведений учителем.

Стихотворные сказки.

Чтение отрывка наизусть.

3 ч

Слушание произведений. Викторины.

Чтение произведений учителем и читающими детьми. Просмотр мультфильмов по произведениям авторов. Пересказ сказок от имени героя.

Мифы и легенды древней Греции

1 ч

Литературный час

Составление кроссворда «О мифах и легендах»

Детская научная литература.

Находить в большом потоке нужную информацию. Стихи о Родине.

3 ч

Путешествие по страницам энциклопедий

Создание энциклопедии школьных принадлежностей.

Произведения зарубежных писателей.

Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок»

6 ч

Путешествие по страницам книг. Литературная игра.

Выставка книг о животных. Сравнительная характеристика героев. Составление вопросов по произведению. Характеристика поступков героев. Чтение, слушание произведений. Просмотр мультфильмов.

Итоговое занятие

1 ч

Литературная игра

Участие в литературной игре.

Календарно – тематическое планирование курса «В мире книг»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Знакомство с хранилищем книг – библиотекой.

1

3

Русские народные сказки

 «Баба-Яга и заморышек»

1

4

Русские народные сказки

 «Волшебная водица»

1

5

Русские народные сказки

 «Золотой конь»

1

6

Русские народные сказки

 «Безграмотная деревня»

1

7

Сказки С. Чуковского. Мойдодыр

1

8

Сказки с. Чуковского. Айболит

1

9

Сказки с. Чуковского. Краденое солнце.

1

10

Сказки о животных.В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок»

1

11

Е.Чарушин «Кошка Маруська»

1

12

Б.С.Житков «Как слон спас хозяина от тигра»

1

13

Н.Носов «Огурцы»

1

14

Н.Носов «Каша»

1

15

М.Зощенко «Глупая история»

1

16

Рассказ

В.Драгунского «Сестра моя Ксения

1

17

В. Драгунский «Хитрый способ»

1

18

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано»

1

19

Е.Велтисов «Мальчик из чемодана

1

20

В. А. Жуковский

«Сказка о царе Берендее»

1

21

П. Ершов «Конёк – горбунок»

1

22

Е. Шварц.         «Сказка о потерянном времени»

1

23

Мифы и легенды древней Греции «Рождение героя», «Геракл в Фивах»

1

24

Детские энциклопедии о растениях, животных, географии, истории

1

25

Р.Киплинг «Маугли»

1

26

Р.Киплинг «Маугли»

1

27

А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»

1

28

А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»

1

29

Стихи о Родине

1

30

Стихи о Родине

1

31-

Янссон Т. «Мумми-Тролль и комета»

1

32

Д.Родари «Приключения Чиполлино»

1

33

Итоговое занятие. В мире книг.

1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Мы дружные ребята» представляет собой комплексную социальную программу, направленную на развитие установок толерантности  у учащихся начальной школы.

            Необходимость внедрения данной программы продиктована современной ситуацией в российском образовании - возникла необходимость дополнительных усилий образовательной системы по укреплению социального мира и межнационального согласия.

            Грамотное сочетание психологического материала, выстроенного в соответствии с принципами системно-деяельностной педагогики и народных игр и сказок, обладающих огромным воспитательным и организующим потенциалом, обеспечивает позитивную динамику развития установок толерантности у всех участников процесса, включая педагогов, детей и их родителей.

            Занятия разработаны для учащихся начальной школы, так как младший школьный возраст — благодатное время для начального этапа формирования этнокультурной компетентности.

Цель программы – воспитание нравственно-гражданских принципов,  развитие установок толерантности и культуры мира у учащихся начальной школы; создание педагогических и социально - психологических условий, позволяющих учащимся начальной школы овладеть навыками социализации; формирование гуманных чувств, что достигается путем осознания моральной ценности доброжелательного отношения и с помощью умения эмоционально предвосхищать последствия своих поступков.

Задачи программы:

  1. Достижение ребёнком элементарной грамотности в области собственной этнической культуры, а также детей своего класса. «Знать и понимать себя и свою культуру значит знать и понимать других и другую культуру»:

2.  Помочь детям в адаптации к новой социальной реальности, вхождении в новую среду.

3. Развитие психологической компетентности в условиях  общения.

4. Психологическая наблюдательность в общении: владение средствами вербальной и невербальной коммуникации (получение информации о другом человеке по визуальным, аудиальным, тактильным каналам).

5. Владение приёмами разрешения конфликта ненасильственными методами.

Реализация этой программы позволит выпускникам начальной школы безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе школьных отношений. При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе всего дальнейшего обучения.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Воспитательная работа в рамках программы включает: проектную и исследовательскую деятельность, организацию экскурсий, праздники, викторины, конкурсы, кружки, секции, классные часы

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты: 

1) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

2)    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

3)    освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

4)     определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

5)   готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Основные виды деятельности

Количество часов

По плану

Фактич

Аудиторных

Внеаудитор.

1 - 2

Представление кружка. Что я могу?

Самопрезентация. Выбор классного актива, деление класса на центры, распределение ролей.

2

3

Что такое общение? Качества важные для общения.

Уметь применять правила вежливости в повседневной жизни.

1

4

Трудность общения первая - язык

Решение ситуативных задач

1

5

Разговор без слов

Творческая работа учащихся. Оформление выставки.

1

6

Мир эмоций и чувств

Выполнение рисунка « Я и моё настроение»

1

7

Практикум неречевого общения

Ролевая игра

1

8

Итоги 1 четверти

Итоговая линейка

1

9

Правила доброго общения

Выполнение рисунков к празднику пожилого человека.

1

10

Трудности в общении – необычные традиции

Выполнение презентаций

1

11

Трудность вторая – внешние различия

Отметить лучших учащихся. Ответить на вопрос: В чем сила успеха?

1

12

Учимся слушать.

Взаимопомощь: помощь учащимся с проблемами в учёбе.

1

13

Мы такие разные – мы такие похожие

Выполнение правил бескорыстной дружбы

1

14

Трудность третья – девчонки + мальчишки?

Решение ситуативных задач

1

15

Празднование Нового года

Новогодний утренник

1

16

Итоги 2 четверти

Обсуждение результатов 2 четверти.

1

17

«Без друзей меня чуть – чуть…»

Выступление детей на тему «Как плохо быть одному»

1

18

«Друг познается в беде»

1

19

20

Что делать с обидой?

Знакомство с правилами общения по телефону. Составление телефонных диалогов.

2

21

Что значит конфликтовать?

Решение ситуативных задач

1

22

Праздник, посвященный 23 февраля

Участие в празднике

1

23

Как правильно ссориться?

Разработка правил конструктивного конфликта

1

24

Праздник, посвященный 8 марта.

Участие в празднике

1

25

Что такое агрессия?

Ролевая игра « Мостики дружбы»

1

26

Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии

Анкетирование.

1

27

Итоги 3 четверти

Обсуждение результатов 3 четверти

1

28 - 29

Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии

Просмотр фильма «Чучело»

2

30

Тренируем навыки разрешения конфликтных ситуаций.

Составление «Кодекса уважения». Использование правил в повседневной жизни.

1

31

Учимся сотрудничать

Выполнение КТД

1

32

Развиваем доверие

Ролевая игра

1

33 - 34

Мой личный вклад в общее дело

Уборка территории школы

2

Всего:

25ч

9 ч

Ожидаемые результаты:

 

1. Духовно и физически развитый, здоровый и нравственный, дружный и  детский коллектив, где почитают и уважают старших;

2. Лидеры  активно участвуют в управлении классным коллективом

3. Первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования

 Главный результат работы классного руководителя – воплощение модели личности выпускника начальной школы.

  Модель личности выпускника первой ступени (1-4-е классы):

- ребенок физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, Родину;

- ребенок, осознающий ответственность за порученное дело, за свои поступки;

- ребенок, приученный в жизни в коллективе, бережливый и  аккуратный, организованный и трудолюбивый, самостоятельный и коммуникабельный

Список литературы:

  1. Журнал “Начальная школа”
  2.  Справочник классного руководителя. Н.И. Дереклеева
  3. “Классный час играючи”. В.А.Герасимова
  4. “Школьные праздники”. Н.В.Сухарева
  5. “Праздники в детских садах и начальной школе”. О.В.Калашникова
  6. “30 детских утренников для начальной школы”. М.М.Давыдова
  7. “День защитников Отечества”. Е.И.Ромашкова
  8.  “Сценарии школьных праздников”. “Школа радости”
  9.  “Сценарии игр и юмористические сюжеты”. Ю.В.Доброхотова
  10. “Настольная книга учителя начальных классов”. “Школа радости”



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истокам для 4 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук (2007 г.)

«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)

Истоки – это не только школьный предмет, это целая область в образовании. Истоковедение – так можно назвать науку о ценностях культуры. Задача Истоков – расчистить первоначальный смысл универсалий культуры. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Цели предмета:

  • Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
  • Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
  • Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
  • Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
  • Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге

Задачи  курса:

  • Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;
  • Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
  • Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
  • Социокультурное развитие группы
  • Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)

Эти задачи исходят из стремления ответить на волнующий вопрос: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа школьника.

Место учебного предмета в учебном плане: на изучение предмета отводится 34 часа в год (1 ч в неделю).

Ценностные  ориентиры  учебного курса

В  основе методики преподавания предмета «Истоки» – виды деятельности, формирующие социокультурную основу личности.

Преподаватель развивает целостное восприятие учащихся с использованием всех модальностей, осуществляя выход на особое восприятие каждого, общаясь на едином аналоговом уровне.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Реализация социокультурной технологии дает возможность эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению понятий и категорий курса, обеспечивает целостное развитие восприятия, мышления, чувствования, духовности и других высших психических функций индивидуума. Данная технология – ответ на вопрос: «Как перевести учительское наставление во внутреннюю мотивацию, чтобы ребенок захотел поступить так, как советует педагог?»

Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Традиции – это важнейший механизм сохранения и передачи ценностей.

Традиция – есть нечто устойчивое, есть стержень культуры. В программе Истоки-4 предлагаются 4 раздела:

  • традиции ОБРАЗА
  • традиции СЛОВА
  • традиции ДЕЛА
  • традиции ПРАЗДНИКА

все категории раскрываются детям с четырёх сторон, т.е. должны дать любому культурному образцу характеристику, идущую:

  • от разума
  • от сердца (чувственную, морально-нравственную)
  • от духа (духовную)
  • от деятельностного начала (волевую).

Программа для 4 класса предлагает некий алгоритм усвоения.

1 шаг – найти устойчивые традиции (Слова, Образа, Дела или Праздника, которые одинаково представляются всеми поколениями). Важно, чтобы сердцевина культуры сохранялась и благодаря ей осуществлялась преемственность поколений, чтобы у нас и у наших детей эти образы вызывали одни и те же ассоциации.

2 шаг - каждый из выявленных образов многолик. Необходимо показать эту многоликость.

ОТЕЦ:

  • родной
  • крестный
  • духовный
  • названный

ТРУД:

  • земледельца
  • ремесленника
  • купца
  • предпринимателя

3 шаг – определить, выявить особые правила (нормы) в каждой категории.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс 4 класса продолжает ту системную работу, которая началась на уроках по предмету "Истоки" во 2 и 3 классах начальных классов и в рамках "Воспитательной программы на социокультурном опыте" в 1-м, 2-м, 3-м классах.

Дидактический материал для учащихся по программе "Истоки-4" включает в себя разнообразные задания, соответствующие структуре и содержанию учебного материала учебного пособия. Скомпонован этот материал в соответствии с программой и тематическим планированием.

В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится на долго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации.

Основными видами тренингов в четвертом классе являются ресурсный круг, работа в паре и работа в четверке.

Если в центре внимания учителя и учеников во 2 классе являлись ценности внешнего окружающего мира, а в 3-м классе-ценности внутреннего, духовного мира человека, то курс «Истоки-4» класса глубоко изучает традиции, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение. И не только изучает, но и посредством активных форм старается, чтобы учащиеся вместе с учителем и родителями (семьей) пропуская через свой личный опыт, осознавая и переосмысливая механизм сохранения социокультурных ценностей российской цивилизации, смогли почувствовать себя крепким звеном в цепи многих поколений русского народа; научились бережно хранить и передавать свой опыт следующим поколениям.

В основе концепции преподавания Истоков лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги.

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся получат возможность научиться, освоить, развить:

Личностные УУД:

- чувство собственной ценности;

- чувство защищённости, уверенности в поддержке;

- доверие к оценке, отношениям, чувствам;

- опыт в различных эмоциональных состояниях;

- моральная установка на отзывчивость;

- способность замечать значимые социокультурные результаты и получать отклик в кинестетике;

- способность испытывать высшие нравственные чувства – гордость, гуманизм, трудолюбие, стыд, вина;

- осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи;

- проявление эмпатии к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, стараться помочь)

Коммуникативные УУД:

- понятно и грамотно формулировать свою мысль;

- высказываться экспромтом, без предварительной подготовки, передавать в речи увиденное, наблюдаемое;

- выражать в речи собственную оценку прочитанного или услышанного;

- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

- уважать мнение собеседников;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;

- позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;

- умение считаться с мнением других;

- способность радоваться совместному успеху

Регулятивные УУД:

- умение управлять собственной деятельностью

- умение делать выбор;

- умение работать с информацией (анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии);

- умение организовать дискуссию (умение высказать и обосновать своё

мнение, приходить к согласию);

- умение быть ответственным.

Содержание курса (34 ч)

Введение (1 час)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?

ТРАДИЦИИ ОБРАЗА. Родные Образы (9 часов)

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель. «Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России. Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

ТРАДИЦИИ СЛОВА. (7 часов)

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор. Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения. Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

ТРАДИЦИИ ДЕЛА. Умелые Дела (10 часов)

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (6 часов)

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется. Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

Заключительный урок (1 час)

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Тематическое планирование курса «истоки» 4 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Категории

Основные виды деятельности

Количество часов

Традиции образа (9 ч)

Аудитор

Практич.

1

Вводный урок.

Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3.

Введение в «Истоки»-4. Что такое традиция? Значение традиций в жизни человека, народа, общества.

Ресурсный круг «Что я жду от уроков «Истоки» в этом году?»

1

2

Первые образы.

Отец. Мать.

Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души?

Работа в паре  «Роль отца и матери

в традиционной семье»

1

3

Родители.

Семья-любовь, забота, согласие.

Работа в паре «Принципы жизни в семье»

Ресурсный круг «Моя будущая семья»

1

4

Отечество.

Как в образе отечества отражается живая связь времен?

Мнемотехника «Отечество мое Святая Русь»

1

5

Мир.

Какие три образа живут в слове «мир»?

Работа в паре «Традиции жизнеустройства в мире-сообществе»

6

Священные образы.

Спаситель.

«Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Работа в паре «Традиции образа Спасителя»

1

7

Богородица.

Ангел-хранитель.

Богородица-Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей.

Образ Ангела-хранителя.

Работа в паре «Богородица- Заступница, Утешительница, Охранительница»

Ресурсный круг «Почему иконы так дороги русскому человеку?»

1

8

Светлые образы.

Свет и просветители.

Праведники и мудрецы.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества.Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе?

Работа в паре «Пути праведности»

1

9

Образы-знаки.

Дерево, птица, конь, на русских иконах и в народном творчестве. Почему среди любимых образов нашего народа много символов-знаков?

Работа в паре  «Символы храмостроительства»

Ресурсный круг «Традиции образа»

1

10

Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва.

Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков? Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках? Обычаи и традиции молитвы.

 «Заповеди и заветы»

Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»

1

11

Сердечные слова.

Родительское благословение.

Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее?

 «Родительское благословение»

1

12

Родительское благословение.

Доброе дело начинается с благословения.

Ресурсный круг «На какие дела необходимо родительское благословение?»

1

13

Сердце сердцу весть подает.

Когда сердце сердце чует, и сердце сердцу весть подает?

 «Сердечные слова»

1

14

Сердечные слова.

Доброе слово способно вершить великие дела.

Ресурсный круг

«Может ли сердечное слово примирить людей?»

1

15

Честные слова.

Почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком?

 «Традиции честного слова»

1

16

Правила честного слова.

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

Ресурсный круг «Образ честного человека»

1

17

Обобщающий урок. «Традиции слова».

Слово-ключ, открывающий сердца.

 «Дар слова»

Ресурсный круг «Как слово помогает человеку?»

1

18

Труд.

Земледельцы.

Земледельцы кормят все Отечество. Земледелие. Взаимопомощь. Опыт. Ответственность.

Пахота. Сев. Сенокос. Жатва. Страда.

 «Законы земледелия»

1

19

Ремесленники.

Ремесленники. Мастер. Ученик. Подмастерье.

Добросовестность. Репутация. Терпение.

 «Каково полотно – такова и строчка» Ресурсный круг

«Люби дело – мастером будешь»

1

20

Купцы и предприниматели.

Деловые люди сближают людей, города и земли, страны и народы. Купец. Предприниматель. Деловые люди.

Дальновидный ум. Ярмарка. Торжок. Честная торговля.

Добрые дела. Доброе имя.

 «Дерево ценят по корням, а человека по делам»

1

21

Служение.

Воинство.

Почему воинское служение считается священной обязанностью? Боевые традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость. Мужество. Отвага.

Отцы – командиры. Талант полководца. «храм – памятник»

 «Защита Отечества – священный долг»

1

22

Священство.

Традиции духовного служения. Духовные войны. Подвижник. Священник. Монахи. Монастырь.

Владыка. Терпение. Любовь к ближним.

Ресурсный круг «Духовные войны Руси»

1

23

Суд и управление.

Как соблюсти порядок и справедливость? Как соединить закон и правду? Управление государственное и местное. Власть. Суд. Добросовестность. Рассудительность. Строгость. Любовь. Мудрость.

 «Мудрые правители земли русской»

1

24

Творчество.

Искусники.

Талант – способность к творчеству.

Икона – окно в духовный мир.

Картина – отображение земного мира.

Талантливый человек – большой труженик. Творчество. Талант. Иконописцы. Горний мир. Дольний мир.

Художники. Живописцы. Художественный язык.

Вышивальщицы. Золотошвейки. Терпение.

Ресурсный круг «В мастерской художника»

Работа в четверке «Рождение иконы»

1

25

Книжники.

Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству. Наука. Знания о мире. Книжники.

Достоверные знания. Дискуссия. Уважение к достижениям предшественников.

 «Испокон века книга растит человека»

1

26

Обобщающий урок.

«Традиции праведного дела»

Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. Праведное дело.

Освящение труда. Опыт. Трудолюбие. Умение. Смекалка. Честность Благотворительность

 «Праведное дело сродни подвигу»

1

27

Гулять всем миром.

Какие праздники связанны с земледельческим календарем? Когда и как отращивали, собирались на братчину и шли крестным ходом? Праздник.

Земледельческий календарь. Общинные праздники.

Братчины Заветные и обетные. Храмовый престольный праздник.

 «Древние праздники Руси»

1

28

Гулять всем миром.

К празднику готовились всем миром. Гулянье. Хоровод.

Трапеза. Ярмарка. Молебен. Крестный ход. Гостевание.

Ресурсный круг

«Почему праздники сближают людей?»

1

29

Радоваться всей семьей.

Торжество семьи – семейный праздник. Верность семейным традициям. Семья. Гостеприимство. Трапеза.

Ресурсный круг

«Любимый семейный праздник»

1

30

Радоваться всей семьей.

О чем напоминает крестильная рубашка и что означают слова: «Кашу на ложки, а имя на ножки»? Крещение. Крестины. Именины. День ангела. Крестильная рубашка. Крестильный крест. Крестные родители.

 «Кума и кум наставляй на ум»

1

31

Помнить всем Отечеством.

Единство русского духа. Праздники государственные и гражданские. Возложение венков. Минута молчания. Воинский парад. Долг памяти. Благодарность. Торжественное богослужение. Народное гуляние.

Ярмарка. Память. Уважение.

Мнемотехника

«Праздник памяти и славы»

Ресурсный круг

«День рождения города»

1

32

Молиться всей церковью.

Обычаи православного праздника. Крестный ход.

Богослужение. Водосвятие. Моление. Ликование.

Духовная радость. Вера. Надежда. Мудрость.

 «Православные праздники»

1

33

Потрудиться душой.

Традиции праздника. Особый настрой. Заветное и заповедное слово праздников. Единодушие. Гостеприимство. Любовь. Уважение. Почитание.

Забота.

 «Традиции праздника»

Ресурсный круг

«Жизнь без праздника, что еда без хлеба»

1

34

Традиции Отечества.

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки.

Традиции. Отечество. Память.

Ресурсный круг «Традиции моего Отечества»

1

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
  • расширение кругозора и словарного запаса.

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля  знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В  тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Список литературы

  1. Краткий словарь истоковедения.
  2. И.А.Кузьмин, А.В. Камкин «О первоначальном контексте» («Перекрёстки эпох», т.3).
  3. И. А. Кузьмин Программа «Социокультурные истоки» («Перекрёстки эпох», т.2).
  4. И. А. Кузьмин, А.В. Камкин «Истоки». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).
  5. О. А. Бандяк «Истоки» - 4. Активные формы обучения (системная разработка). Дидактический материал.
  6. «Истоки» - 4. Социокультурный инструментарий.
  7. А. П. Лешуков «Истоки – начало возрождения России» (газета «Истоки» №6 (11), 1999г.).
  8. В.Е.Позгалев «Времён связующая нить» (газета «Истоки» №7 (12),1999г.).
  9. И. А. Кузьмин, О. А. Бандяк, В. Н. Синицына «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).
  10. Л. И. Бурова, М. Е. Гриценко, Г. П. Логовеева  «Родной край». Книга для младших школьников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения  протокол № 1

от __________ 2018г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «30» августа  2018г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ № 333 от «03» сентября 2018г.

Составитель:

Шевченко Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

Нижневартовск, 2018

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  «Моя безопасность»включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Внеурочные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.Данная программа включает в себя, как теоретическую – изучение правил безопасного поведения, так и практическую части – организация подвижных, сюжетно-ролевых игр. Программа курса «Моя безопасность» сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности от всех источников угроз, в чрезвычайных ситуациях, подстерегающих нас, на знания и навыки использования правил  безопасного поведения, на стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Основная цель курса внеурочной деятельности:

  • овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.

Задачи курса внеурочной деятельности :

  • организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  •  способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни
  • учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
  • пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Планируемые результаты изучения курса

  • Личностные результаты –общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;
  • Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при рассмотрении и анализе разных ситуаций и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
  • Предметные результаты – овладение начальными представлениями об окружающем мире.

    Реализация программы «Азбука безопасности» позволит:

  • привить учащимся начальные знания в области безопасности и их осознанное применение в повседневной жизни;
  • сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые качества для безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС;
  • наметить преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

1.

Ты и твой дом

Беседа, презентация, анализ ситуаций, игры

Лифт – наш домашний транспорт. Лекарства и средства бытовой химии. Профилактика отравлений. Электроприборы, правила электробезопасности. Печное отопление. Соблюдение мер безопасности. Основы здорового образа жизни и оказание первой помощи пострадавшим

2.

Школа светофорных наук

Беседа, презентация. Инсценировки.Сюжетно-ролевая игра. Экскурсия.

Пешеход – участник дорожного движения. Правостороннее и левостороннее движение. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки, их виды. Правила перехода перекрестков. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорости движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля.

3.

Пожарная безопасность

Беседа, презентация.

Сюжетно-ролевая игра. Беседа. Создание памяток. Экскурсия.

Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр). Правила поведения при пожаре в общественных местах. Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведения. Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения.

4.

Безопасность на улице

Беседа, презентация.

Сюжетно-ролевая игра. Беседа. Разыгрывание ситуаций.

Опасные незнакомцы. Что такое терроризм. Если ты заблудился на улице.

5.

Мы и природа

Беседа, презентация.

Сюжетно-ролевая игра. Беседа. Разыгрывание ситуаций.

Что такое экстремальная ситуация. Животные вокруг нас. В лес по грибы и ягоды. Безопасность на водоемах. Если ты заблудился в лесу. Безопасность во время грозы. Правила поведения в экстремальных и опасных ситуациях.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

По плану

Фактически

Ты и твой дом (6 часов).

1.

Опасные и безопасные ситуации.

1

2.

Современное жилище.  Безопасность в доме.

1

3.

Один дома

1

4.

Что делать при запахе газа.

1

5.

Осторожно – электричество!

1

6.

КВН «Мой дом – моя крепость».

1

Школа светофорных наук (11 часов).

7.

Законы улиц и дорог.

1

8.

Наш приятель Светофор.

1

9.

Знаки важные, дорожные.

1

10.

Перекрестки, их виды. Правила перехода перекрестков.

1

11.

Разрешается – запрещается.

1

12.

Правила перехода улиц и дорог.

1

13.

Почему школьники попадают в дорожные аварии.

1

14.

Мы – пешеходы.

1

15.

Это чудо техники – автомобиль.

1

16.

Викторина  «Вопросы инспектора Мигалочкина».

1

17.

«Правильные правила» (выступление агитбригады).

1

Пожарная безопасность (6 часов).

18.

Огонь – друг и враг человека.

1

19.

Отчего может возникнуть пожар. Опасные забавы.

1

20.

Твои действия при пожаре.

1

21.

Осторожно - огонь!

1

22.

Сказка «А сам чуть не сгорел…»

1

23.

Пожарным можешь ты не быть…

1

Безопасность на улице (3 часа).

24.

Опасные незнакомцы.

1

25.

Что такое терроризм.

1

26.

Если ты заблудился на улице.

1

Мы и природа (8 часов).

27.

Что такое экстремальная ситуация.

1

28.

Животные вокруг нас.

1

29.

В лес по грибы и ягоды.

1

30.

Не зная броду, не суйся в воду. Безопасность на водоёмах.

1

31.

Если заблудился в лесу.

1

32.

Безопасность во время грозы.

1

33.

Азбука безопасности.

1

34.

Моя безопасность. (Правила поведения в опасных и экстремальных ситуациях.)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...