Инновационная программа "Сказкотерапия, как духовно нравственное воспитание младшего возраста"
методическая разработка (1 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 52» г. Москвы
«Рассмотрено» на заседании методического объединения «Начальная школа» от _____________ 2017 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________ Камелева Н.О. _______________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКОШИ №52 ___________Е.В.Подвальная _______________2017г. |
Программа
внеурочной деятельности
«Сказкотерапия, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
инновационная программа
Воспитатель
Пикулева С.А.
Москва,2017
Пояснительная записка
Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Проблема исследования внутреннего мира ребенка в современном обществе представляется актуальностью. Она связана с необходимостью формирования успешностью личности. В воспитании детей важное значение имеет сказкотерапия.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии, как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Автор подчеркивает о том, что процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
«Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности…»
На воспитательных занятиях по сказкотерапии мы исследуем сказочные образы, стараемся осмыслить такие важные понятия, как: добро и зло, вечная любовь и преданность, умение прощать, семейные ценности, любовь к близким, уважение к памяти предков и почитание своих родителей.
Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. В процессе работы мы обращаемся к жизненному опыту ребенка. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”.
Цель программы: коррекция эмоционально - волевой сферы младших школьников с помощью развития произвольного внимания и обучению искусству расслабления через сказкотерапию.
Воспитательно-развивающие задачи:
- воспитание у детей положительных и нравственных качеств
- умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи
- развитие разговорно-диалогической и монологический речи
- научить детей анализировать, находить сходство и различие в сказочных персонажах
- развивать у детей умение имитировать речь и движения сказочных героев
- развивать психофизические процессы (внимание, память, мышление)
- исценировка сказок способствует развитию выразительности, образности речи, формированию необходимого ритма и темпа
Форма организации работы учащихся:
- Индивидуальная
- Коллективно-фронтальная
Формы воспитательных занятий
- Ролевые игры
- Диалоги, беседы
- Викторины
- Настольные игры
- Просмотр фильмов и мультфильмов
- Рисование сказочных персонажей
- Инсценирование сказки
- Иллюстрирование сказки
- Куклотерапия
Основные этапы работы над сказкой
- Знакомство с персонажами сказок
- Знакомство с главным героем сказки
- Первичное рассказывание сказки.
- Вторичное рассказывание сказки.
- Анализ сказки.
- Стимулирование «подсказок» детьми. Повторное рассказывание сказки (краткий пересказ).
- Проведение игр.
Ожидаемые результаты:
В результате проведенных занятий у детей развивается моторика и координация движений, снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
Также на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Методическая литература:
- Вачков И.В. «Сказкотерапия».Ось-2015
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д «Практикум по сказкотерапии».Санкт-Петербург. «Речь», 2016
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии» Санкт-Петербург. «Речь», 2016
- Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Москва «Фолио» 2016
Календарно-тематическое планирование по сказкотерапии 1 класс
Темы, формы проведения занятий | Кол-во часов | Дата | |
1 | 1 четверть Мир сказок. Вводная беседа. Знакомство с библиотекой | 1 | 5.09 |
2 | Сказки о животных. Просмотр фильма | 1 | 12.09 |
3 | Сказка «Теремок» Рисование сказочных героев | 1 | 19.09 |
4 | Любимые сказки (просмотр мультфильмов) | 2 | 26.09 17.10 |
5 | Рисуем сказочных героев «Добрые друзья» | 1 | 3.10 |
6 | Интерактивная сказка «Три поросенка» | 1 | 10.10 |
7 | Интерактивная сказка «Репка» Посещение Всероссийского фестиваля детской книги | 3 | 29.10 |
Итого часов | 10 | ||
2 четверть | |||
8 | Сказка «Лиса и кувшин» Имитационные игры | 1 | 7.11 |
9 | Просмотр мультфильма «Сказка про Емеля, по щучьему велению» | 1 | 14.11 |
10 | «Заюшкина избушка» Тестирование | 1 | 28.11 |
11 | Сказка «Морозко». Просмотр мультфильма | 1 | 5.12 |
12 | Посещение театра мимики и жеста Спектакль «День рождения Деда Мороза | 2 | 23.12 |
13 | Новогодняя сказка. Просмотр мультфильмов | 1 | 26.12 |
Итого часов 3 четверть | 7 | ||
14 | Рождественская сказка. | 1 | 10.01 |
15 | Кукольный театр | 1 | 17.01 |
16 | Поучительные сказки. Беседа | 1 | 31.01 |
17 18 | Просмотр мультфильма «Снежная королева» Работа с пластилином «Снежная королева» | 1 1 | 6.02 07.02 |
19 | Эстетические сказки. Беседа | 1 | 26.02 |
20 | Интерактивная сказка «Царевна лягушка» | 1 | 12.03 |
21 | Викторина «По страницам русских сказок». Открытое занятие | 1 | 26.03 |
22 | Посещение театра мимики и жеста. Спектакль «Золушка» | 2 | 7.04 (каникулы) |
Итого часов | 10 | ||
4 четверть | |||
23 | Куклотерапия по сказке «Золушка» | 1 | 10.04 |
24 | Сказка «Красная Шапочка» Имитационные игры | 1 | 17.04 |
25 | Рисование героев сказки «Красная Шапочка» | 1 | 24.04 |
26 | Трудовые сказки | 1 | 14.05 |
27 | «Узнай предмет» Игра | 1 | 21.05 |
Итого часов | 5 | ||
Всего часов | 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...
Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности
В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания и развития патриотизма с младшего школьного возраста....
Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, прест...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем,...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...