классный час "Что такое толерантность"
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
О тех, кто рядом.
(сценарий классного часа для уч-ся 3–х классов)
Цели:
Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.
Оборудование:
- Плакаты:
«Уважайте в себе и других человеческую личность!»
(Д. Писарев).
«Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности ».
(В. А. Сухомлинский)
Толерантность это:
- терпимость к чужому мнению;
- понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий;
- доброжелательность в отношении к окружающим;
- умение считаться с интересами и вкусами других людей.
2) Мультфильм о толерантности.
3) Фонограмма песни в исполнении А. Б. Пугачевой «Эй, вы, там наверху».
1. Сценка по рассказу В.А. Осеевой «Хорошее».
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
«Дай мне попить, Юра!»
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
- О чём мечтал Юра?
- А как он поступал на самом деле?
- Какова главная мысль рассказа? Чему он нас учит?
- Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности.
В. А. Сухомлинский
- Тема нашего классного часа
«Легко любить все человечество. Соседа любить сумей».
2. Послушайте внимательно песню А. Б. Пугачевой «Эй, вы, там наверху».
- Кто мне скажет, какую проблему поднимает в своей песне певица?
(Взаимоотношения с соседями).
- А чего же не хватало этим соседям в их отношениях?
(Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости).
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Что вы делаете, когда встречаете своего соседа на улице? Правильно, здороваетесь. А что такое «Здравствуйте»? Это повелительная форма глагола «здравствовать», мы желаем здоровья встречному человеку. А умеете ли вы здороваться со своими соседями?
Ситуация для обсуждения.
Один мальчик жаловался, «что с этими здоровканьями одни неприятности. Я говорит, уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «Здрасьте!» кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего ты, Кеша, некультурный – просто ужас!».
А дело было так: Бежит Кешка по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфудболивают. Навстречу ему соседка Марья Ивановна. Он на бегу бодро прокричал не то «здрась», не то «брысь» и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».
- Какую ошибку допустил Кеша?
- Как нужно здороваться с соседями?
- А вот ещё одна ситуация: Сеня под окном соседской квартиры дрессирует своего щенка, дога Цезаря. Сеня громко даёт команды, Щенок звонко лает. Это продолжается уже довольно долго. Здесь же, под окнами ребята играют в лапту. Олег, дожидаясь своей очереди, стучит палкой по железной бочке, как в барабан. Двое ребят постарше учатся играть на гитаре. Света с Ольгой вот уже двадцать минут прыгают на железных полосах. Неподалёку мальчишки играют в футбол. «Пас! Аут! Угловой! Пенальти!» - доносится оттуда. Иногда мяч попадает в песочницу, в которой играют малыши. И тогда к громкому хохоту игроков присоединяется рёв малышей и возгласы возмущённых мам. Грохот, крики, скрип, скрежет…
- О ком забыли подумать ребята?
- Чтобы вы могли им посоветовать?
- Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.
Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.
+ | - |
Доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, благотворительность. | Равнодушие, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность. |
Итог обсуждения:
- Вежливо и доброжелательно обращаться с соседями;
- Помогать, если возникнут проблемы;
- Нужно уважают ценности и взгляды каждого, даже если чувствуешь несогласие с ним.
3. Физкультминутка.
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
- Хлопают все присутствующие;
- Только девчонки;
- Только те, кто любит вкусно поесть;
- Только те, кто опаздывает на уроки;
- Только те, кто хорошо учится;
- Только те, кто не любит каникулы;
- Только те, кто любит сладкое;
- Только те, кому нравится играть в футбол;
- Только те, у кого прекрасное настроение.
4. Мой сосед по парте.
- Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы с вами сейчас поговорим о ваших соседях по парте.
Ученик читает стих:
Сережа очень нелюдим,
Ох, как бы подружиться с ним?
А, может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: «Ежик!»
Дай перочинный ножик.
А Коля крикнет всех смеша.
— Не уколитесь об Ежа!
Но Еж как будто глух и нем,
Сидит, не говорит ни с кем!
— Сережа, взять билет в кино?
А он сердито буркнет: «Нет!
— А на коньках пойдешь кататься?
— Нет, мама будет волноваться!
А вот уже под Новый год
Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже.
Что нет отца, а мать больна,
Давно уж не встает она.
И Ежик ходит за обедом,
И топит печь вдвоем с соседом.
И должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Сереже.
Решил Алеша: мы ему
Все вместе – ка поможем.
Друзья стучатся у дверей
— Открой, Сережа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
И сахар взяли заодно
А здесь в пакетиках – пшено!
Давай готовить ужин.
Сережа был сконфужен.
Уж не казался он Ежом,
Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошел,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить
Пожалуй, с целым светом.
Когда кому-то трудно жить —
Должны вы знать об этом!
- Почему ребята прозвали Серёжу ежом?
- Почему изменилось отношение ребят к Серёже?
- Почему изменился сам Серёжа?
- Чему нас учит это стихотворение?
Ситуация для обсуждения.
Ученица третьего класса написала в газету такую заметку: « В нашем классе учится мальчик, у которого, наверно, очень часто плохое настроение. В нашем классе он чувствует себя чужим, одиноким. На переменах он всегда стоит у стены, или у окна. А глаза у него грустные-грустные. Он стоит и смотрит на ребят, которые веселятся, играют, смеются. Иногда я замечаю, что ему тоже хочется играть с ребятами. Он даже иногда нерешительно делает шаг вперёд, но потом опять отходит к стене. Ребята! Надо что-то сделать, чтобы всем было весело, и все дружили. Лена.
- Что бы вы посоветовали Лене и ребятам?
- Подумайте, ребята, может быть вокруг вас, тоже кто-нибудь нуждается в вашей помощи? Кому-то нужно ваше внимание и поддержка? И тогда и вам кто-нибудь поможет в трудную минуту.
Ученик читает стихотворение:
1) Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря
2) Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
- Что же мы знаем о своих соседях по парте?
Викторина.
- Когда у него день рождения?
- Есть ли у него братья, сёстры? Как их зовут?
- Где работают его мама и папа?
- Какие домашние животные живут у них дома?
- Чем увлекается в свободное время?
- В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть?
- Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба.
5.Ну а теперь немного отдохнем. Упражнение называется “КОМПЛИМЕНТЫ”
Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
6. Мультфильм о толерантности.
- Почему все смеялись над существом зелёного цвета?
- Что случилось, когда прошёл дождик?
- Какова главная мысль этого мультфильма?
- Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий, доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей называется толерантность.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
∙ Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
∙ Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
∙ С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
∙ Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
∙ Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
1. Саша плохо одет...
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
– Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
(Дети считают)
.
– Если одни красные кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6 красных кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 красных кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то можешь стать более счастливым!
Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.
- Закончить наш разговор мне хочется такими словами:
На планете Земля неспокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны.
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасёт ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жильё,
Человек, полюби человека,
Только в этом спасение твоё!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС) «Что такое толерантность» Возраст: 2 класс
Описание:Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 3...
Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»
Классный час в 3 классе Тема: «Что такое толерантность»...
Классный час «Что такое толерантность?»
«Что такое толерантность?»...
Классный час "Что такое толерантность?"
Разработка классного часа предназначена для учащихся 3 класса и раскрывает понятие "толерантность"...
Классный час "Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?"
Учащиеся в форме сюжетной игры знакомятся с понятием толерантности, с основными чертами толерантной личности. Занятие способствует формированию основ толерантного поведения....
Классный час "Что такое толерантность"
Презентация к классному часу...
классный час для 1 класса "Что такое толерантность?"
Классный час, на котором учащиеся познакомятся с понятием "толерантность", его происхождением, актуальностью формирования, как нравственного качества личности...