ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
статья (1 класс)
Задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности. Именно семья является одним из главных факторов, способствующих успешной адаптации младших школьников на первых этапах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gladkova_statya_1.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Гладкова Н.В.,
учитель начальных классов
МАОУ Шороховской СОШ
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
Начало обучения в школе является переходным этапом от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту, который является очень ответственным периодом школьного детства, от полноценного переживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Необходимость изучения процесса адаптации первоклассников к школе связана, прежде всего, с тем, что учащиеся знакомятся с новым для них коллективом, вступают в новую систему отношений с окружающими и становятся участниками учебно-воспитательного процесса в школе. От того, как пройдет процесс адаптации, будут зависеть и дальнейшие успехи в школьной жизни первоклассников.
Изменяется не только сам ребенок, но и социальная ситуация вокруг него. Взрослые ожидают новых достижений, стремлений, поведения. Условия жизни, становясь более нормативными, подразумевают освоение новых правил, приспособление к режиму, принятие множества ограничений [4].
Трудности адаптации ребенка к школе провоцируются самими родителями. Они боятся, что их малыша обидят, и в то же время ждут от него сразу высоких достижений. Возникает проблема взаимоотношений, складывающихся между родителями и младшими школьниками в период адаптации.
На этапе начального школьного обучения в детско-материнских отношениях можно выделить три основные проблемы.
Первая проблема состоит в том, что в этот период происходит обострение двойственности родительской позиции. С одной стороны, в силу изначального единства и глубинной связи матери и ребенка материнская любовь порождает чувствительность к состояниям переживаниям ребенка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним. С другой стороны, ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию, контроль над его действиями. Сравнение своего ребенка с другими детьми.
Вторая проблема связана с тем, что на переход ребенка из детского сада в школу матери часто реагируют усилением инфантилизации, объясняя неуспешность ребенка тем, что он еще мал и потому не справляется с новыми для него требованиями. Внушение сценария неуспеха приводит к формированию такой родительской установки в отношении ребенка, как «маленький неудачник». Матери мальчиков по сравнению с матерями девочек чаще используют крайние варианты ответов по шкалам инфантализации и авторитарной гиперсоциализации, когда описывают взаимодействие со своим ребенком. Тесная связь между (чаще всего матерью) и ребенком нередко становится причиной школьной фобии. В связи с этим у него могут развиться неуверенность в себе, появиться сомнения в своей способности добиться успеха в учебной деятельности.
Нередко усиливается авторитаризм матерей, повышаются их требования и контроль. В результате ребенок долго остается инфантильным, непослушным и безответственным, не способным управлять собой и добиваться успехов в учебе. Можно сделать вывод о том, что чем жестче материнский контроль младшего школьника, тем он более инфантилен и безответственен. Такие проявления ребенка убеждают мать в правильности ее воспитательного воздействия, тем самым закрепляя дисгармоничный тип детско-материнских отношений. Необходимо отметить, что неудовлетворительные детско-материнские отношения на этапе начального школьного обучения провоцируют возникновение более сложных нарушений в дальнейшем.
Третья проблема состоит в том, что увеличивающийся собственный опыт ребенка в младшем школьном возрасте и невозможность соответствовать ожиданиям родителей (прежде всего ожиданиям матери) порождает внутренний конфликт в самосознании ребенка, который часто находит свое разрешение в невротическом развитии личности ребенка.
Психологический конфликт при неврозах представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых и неразрешимых противоречий личности. Внутриличностный конфликт у ребенка младшего школьного возраста чаще всего выражается в несоответствии требований родителей и воспитания в целом психофизиологичесикм возможностям детей, особенностям формирования характера и личности [1].
Рассматривая проблему детско-отцовских отношений следует заметить, что простота в детско-отцовских отношениях сменяется стремлением ребенка быть понятым окружающими и невозможность отца, как это было раньше, полностью контролировать весь круг знакомых ребенка.
Первая проблема в детско-отцовских отношениях периода адаптации связана с тем, что ребенок стремится к развитию отношений со сверстниками, а отец теряет прежние рычаги управления ребенком. Отсутствие доверительных отношений и эмоциональной близости с ребенком может привести на этапе обучения в начальной школе к отчуждению, которое еще более усиливается на последующих этапах.
Вторая проблема детско-отцовских отношений заключается в том, что родительские позиции отца в меньшей степени, чем матери, влияют на формирование отношения ребенка к себе. Не всегда можно обнаружить влияние отца на самопринятие ребенка, т.к. в нашей культуре чаще всего именно женщина занимается воспитанием детей в семье. В том случае, если в воспитании ребенка принимают участие оба родителя, то вполне можно обнаружить роль отца в развитии самопринятия ребенка [3].
Чтобы процесс адаптации для ребенка проходил постепенно, без неврозов и боязни школьника учиться, родителям необходимо учитывать некоторые рекомендации.
Главное, встречая ребенка из школы, не задавать сразу вопросов о том, какие оценки и успехи в школе, как он себя вел. Просто спокойно наблюдать, выслушать его. Если ребенок начинает эмоционально рассказывать об обидах, не участвовать в его эмоциях. Успокоить, сказать, что понимаете его трудности. Но потом обязательно позвонить учителю, узнать мнение педагога о сложившейся ситуации. Тогда станет многое понятно, и далее можно скорректировать поведение ребенка и его восприятие действительности более объективно. Необходимо лишний раз проконсультироваться, как преодолеть период школьной дезадаптации.
Внимательно отнестись к рекомендациям педагогов и в отношении учебной программы. Не стараться в первые школьные месяцы заставлять ученика заниматься больше, чем рекомендует учитель. Завышенные требования и чрезмерный контроль также сформировать низкую самооценку, затруднить адаптацию и вызвать торможение развития.
В период привыкания к школе главная задача родителей – сформировать положительное отношение к повседневной школьной деятельности, ко всем участникам учебного процесса, к взаимосвязи ребенка, учителя и родителей. Школа не должна являться проблемой ни для родителей, ни для младшего школьника.
Адаптация к школе у каждого протекает по своей схеме. Кто-то позволяет себе лениться, кто-то проявляет негативизм, кто-то пытается манипулировать родителями, кто-то жалуется на несправедливость учителя и обиды одноклассников. Родителям необходимо научиться адекватно реагировать на подобные жалобы. Прежде всего, показать, что вы понимаете его проблемы, сочувствуете. Но ни в коем случае не позволять вместе с ребенком обвинять кого-либо в его неудачах. Когда он успокоится, проанализировать вместе причины и последствия сложившейся ситуации, обсудить с ним, как исправить положение.
Главное, чтобы родители об этом знали, понимали необходимость моральной и эмоциональной поддержки своего первоклассника. Хвалить ребенка только тогда, когда он действительно потрудился или, по крайней мере, очень старался. Никогда, даже в мыслях, не сравнивать ребенка с другими. Сравнивать можно и нужно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов. Самый маленький шажок к лучшему должен быть искренне и без намека на иронию оценен родителями [2].
Таким образом, задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности. Именно семья является одним из главных факторов, способствующих успешной адаптации младших школьников на первых этапах обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Денисенкова Н.С., Нисская А.К. Большой шаг маленького человека. Проблемы адаптации к школе // Современное дошкольное образование: Москва, 2012. – № 4(30). – С. 72-75.
- Денисенкова Н.С., Нисская А.К. «Свет мой, зеркальце, скажи…», или непростые вопросы будущего первоклассника // Современное дошкольное образование: Москва, 2013. –№ 6(38). – С. 40-45.
- Психология здоровья (школьный возраст): Учеб. Пособие / Под ред. Г.С. Никифорова. – Санкт-Петербург, 2008. – 680с.
- Психологическая адаптация первоклассников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – Москва: Академия, 2008. – 175с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»
Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Рекомендации для родителей и учителей...
адаптация первоклассника к обучению в школе
Приспособление к новому образу жизни...
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Советы родителям будущих первоклассников....
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Презентация для родительского собрания, раскрывающая особенности организации учебного процесса первоклассников...
Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.
Программа адаптации первоклассников к обучению в школе....
« Адаптация первоклассников к обучению в школе»
Выступление на заседании педагогического совета...