ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
статья (1 класс)

КМО учителей начальных классов МАОУ Шороховской СОШ

Задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности. Именно семья является одним из главных факторов, способствующих успешной адаптации младших школьников на первых этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gladkova_statya_1.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Гладкова Н.В.,

учитель начальных классов

МАОУ Шороховской СОШ

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

Начало обучения в школе является переходным этапом от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту, который является очень ответственным периодом школьного детства, от полноценного переживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Необходимость изучения процесса адаптации первоклассников к школе связана, прежде всего, с тем, что учащиеся знакомятся с новым для них коллективом, вступают в новую систему отношений с окружающими и становятся участниками учебно-воспитательного процесса в школе. От того, как пройдет процесс адаптации, будут зависеть и дальнейшие успехи в школьной жизни первоклассников.

Изменяется не только сам ребенок, но и социальная ситуация вокруг него. Взрослые ожидают новых достижений, стремлений, поведения. Условия жизни, становясь более нормативными, подразумевают освоение новых правил, приспособление к режиму, принятие множества ограничений [4].

Трудности адаптации ребенка к школе провоцируются самими родителями. Они боятся, что их малыша обидят, и в то же время ждут от него сразу высоких достижений. Возникает проблема взаимоотношений, складывающихся между родителями и младшими школьниками в период адаптации.

На этапе начального школьного обучения в детско-материнских отношениях можно выделить три основные проблемы.

Первая проблема состоит в том, что в этот период происходит обострение двойственности родительской позиции. С одной стороны, в силу изначального единства и глубинной связи матери и ребенка материнская любовь порождает чувствительность к состояниям переживаниям ребенка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним. С другой стороны, ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию, контроль над  его действиями. Сравнение своего ребенка с другими детьми.

Вторая проблема связана с тем, что на переход ребенка из детского сада в школу матери часто реагируют усилением инфантилизации, объясняя неуспешность ребенка тем, что он еще мал и потому не справляется с новыми для него требованиями. Внушение сценария неуспеха приводит к формированию такой родительской установки в отношении ребенка, как «маленький неудачник». Матери мальчиков по сравнению с матерями девочек чаще используют крайние варианты ответов по шкалам инфантализации и авторитарной гиперсоциализации, когда описывают взаимодействие со своим ребенком. Тесная связь между (чаще всего матерью) и ребенком нередко становится причиной школьной фобии. В связи с этим у него могут развиться неуверенность в себе, появиться сомнения в своей способности добиться успеха в учебной деятельности.

Нередко усиливается авторитаризм матерей, повышаются их требования и контроль. В результате ребенок долго остается инфантильным, непослушным и безответственным, не способным управлять собой и добиваться успехов в учебе. Можно сделать вывод о том, что чем жестче материнский контроль младшего школьника, тем он более инфантилен и безответственен. Такие проявления ребенка убеждают мать в правильности ее воспитательного воздействия, тем самым закрепляя дисгармоничный тип детско-материнских отношений. Необходимо отметить, что неудовлетворительные детско-материнские отношения на этапе начального школьного обучения провоцируют возникновение более сложных нарушений в дальнейшем.

Третья проблема состоит в том, что увеличивающийся собственный опыт ребенка в младшем школьном возрасте и невозможность соответствовать ожиданиям родителей (прежде всего ожиданиям матери) порождает внутренний конфликт в самосознании ребенка, который часто находит свое разрешение в невротическом развитии личности ребенка.

Психологический конфликт при неврозах представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых и неразрешимых противоречий личности. Внутриличностный конфликт у ребенка младшего школьного возраста чаще всего выражается в несоответствии требований родителей и воспитания в целом психофизиологичесикм возможностям детей, особенностям формирования характера и личности [1].

Рассматривая проблему детско-отцовских отношений следует заметить, что простота в детско-отцовских отношениях сменяется стремлением ребенка быть понятым окружающими и невозможность отца, как это было раньше, полностью контролировать весь круг знакомых ребенка.

Первая проблема в детско-отцовских отношениях периода адаптации связана с тем, что ребенок стремится к развитию отношений со сверстниками, а отец теряет прежние рычаги управления ребенком. Отсутствие доверительных отношений и эмоциональной близости с ребенком может привести на этапе обучения в начальной школе к отчуждению, которое еще более усиливается на последующих этапах.

Вторая проблема детско-отцовских отношений заключается в том, что родительские позиции отца в меньшей степени, чем матери, влияют на формирование отношения ребенка к себе. Не всегда можно обнаружить влияние отца на самопринятие ребенка, т.к. в нашей культуре чаще всего именно женщина занимается воспитанием детей в семье. В том случае, если в воспитании ребенка принимают участие оба родителя, то вполне можно обнаружить роль отца в развитии самопринятия ребенка [3].

Чтобы процесс адаптации для ребенка проходил постепенно, без неврозов и боязни школьника учиться, родителям необходимо учитывать некоторые рекомендации.

Главное, встречая ребенка из школы, не задавать сразу вопросов о том, какие оценки и успехи в школе, как он себя вел. Просто спокойно наблюдать, выслушать его. Если ребенок начинает эмоционально рассказывать об обидах, не участвовать в его эмоциях. Успокоить, сказать, что понимаете его трудности. Но потом обязательно позвонить учителю, узнать мнение педагога о сложившейся ситуации. Тогда станет многое понятно, и далее можно скорректировать поведение ребенка и его восприятие действительности более объективно. Необходимо лишний раз проконсультироваться, как преодолеть период школьной дезадаптации.

Внимательно отнестись к рекомендациям педагогов и в отношении учебной программы. Не стараться в первые школьные месяцы заставлять ученика заниматься больше, чем рекомендует учитель. Завышенные требования и чрезмерный контроль также сформировать низкую самооценку, затруднить адаптацию и вызвать торможение развития.

В период привыкания к школе главная задача родителей – сформировать положительное отношение к повседневной школьной деятельности, ко всем участникам учебного процесса, к взаимосвязи ребенка, учителя и родителей. Школа не должна являться проблемой ни для родителей, ни для младшего школьника.

Адаптация к школе у каждого протекает по своей схеме. Кто-то позволяет себе лениться, кто-то проявляет негативизм, кто-то пытается манипулировать родителями, кто-то жалуется на несправедливость учителя и обиды одноклассников. Родителям необходимо научиться адекватно реагировать на подобные жалобы. Прежде всего, показать, что вы понимаете его проблемы, сочувствуете. Но ни в коем случае не позволять вместе с ребенком обвинять кого-либо в его неудачах. Когда он успокоится, проанализировать вместе причины и последствия сложившейся ситуации, обсудить с ним, как исправить положение.

Главное, чтобы родители об этом знали, понимали необходимость моральной и эмоциональной поддержки своего первоклассника. Хвалить ребенка только тогда, когда он действительно потрудился или, по крайней мере, очень старался. Никогда, даже в мыслях, не сравнивать ребенка с другими. Сравнивать можно и нужно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов. Самый маленький шажок к лучшему должен быть искренне и без намека на иронию оценен родителями [2].

Таким образом, задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности. Именно семья является одним из главных факторов, способствующих успешной адаптации младших школьников на первых этапах обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Денисенкова Н.С., Нисская А.К. Большой шаг маленького человека. Проблемы адаптации к школе // Современное дошкольное образование: Москва, 2012. – № 4(30). – С. 72-75.
  2. Денисенкова Н.С., Нисская А.К. «Свет мой, зеркальце, скажи…», или непростые вопросы будущего первоклассника // Современное дошкольное образование: Москва, 2013. –№ 6(38). – С. 40-45.
  3. Психология здоровья (школьный возраст): Учеб. Пособие / Под ред. Г.С. Никифорова. – Санкт-Петербург, 2008. – 680с.
  4. Психологическая адаптация первоклассников: Учеб. пособие  для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – Москва: Академия, 2008. – 175с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»

Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Рекомендации для родителей и учителей...

адаптация первоклассника к обучению в школе

Приспособление к новому образу жизни...

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Советы родителям будущих первоклассников....

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Презентация для родительского собрания, раскрывающая особенности организации учебного процесса первоклассников...

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе....

« Адаптация первоклассников к обучению в школе»

Выступление на заседании педагогического совета...