« Адаптация первоклассников к обучению в школе»
статья на тему
Выступление на заседании педагогического совета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsovet.docx | 88.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ТУЧУБАЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАБАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Выступление на заседании педагогического совета
« Адаптация первоклассников к обучению в школе»
Доклад подготовила и выступила учитель начальных классов Султанова Р.Ф.
2014
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется первичный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Уровни адаптации детей к школе:
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля, охотно и добросовестно; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник положительно относится к школе ее посещение не вызывает у него отрицательных эмоций; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; дружит со многими одноклассниками.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль со стороны взрослых; сохраняет работоспособность при длительных паузах для отдыха; требует значительной помощи со стороны учителя и родителей; близких друзей в классе не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
В 1 классе обучается всего 7 учащихся. Учащиеся пришли в школу с разным уровнем развития. По заключениям психологов 2 учащихся имеют уровень развития познавательных процессов- средний, у одного ученика уровень развития познавательных процессов низкий (Шайбаков А.), у 4 учащихся уровень развития познавательных процессов ниже среднего. У двоих учащихся нарушено звукопроизношение. По данным медико- педагогического заключения психологов , 5 учащихся подлежат обучению в 1 классе, 2 учащихся допускаются к обучению условно. Только 1 ученица посещала детский сад, остальные 6 учащихся воспитывались дома, и родители не проводили подготовительную работу к школе. Оценка нервно- психического развития у 5 учащихся соответствует возрасту, у одного ученика задержка психического развития(соответствует возрасту 5 лет).
Одно из основных условий для успешной адаптации ребенка является его здоровье. Проблема здоровья ребенка так же многогранна, как и проблема здоровья человека, т.к. ребенок это тоже человек, но человек, развивающийся и растущий, обретающий жизненный опыт и проявляющий все качества, присущие человеку.
В октябре прошел медосмотр учащихся 1 классов: все дети здоровы, но имеются некоторые проблемы у учащихся. 1 место -кариес- 3 учащихся, 2место – нарушение осанки- 2 учащихся, заболевания глаза- 1 ученица.
Все учащиеся 1 класса обеспечены горячим питанием в школьной столовой, дети из многодетных семей получают дополнительное питание.
Все учащиеся соблюдают режим дня , случаев пропуска уроков без уважительных причин , опоздания на уроки не было.
В учебном процессе используются здоровьесберегающие технологии. По 2 раза на каждом уроке проводятся физкультминутки, на уроке через каждые 15- 20 минут происходит смена видов учебной деятельности. В классном коллективе создан положительный психологический настрой, мотивация на успех, на учебу. Согласно требованиям СанПиН , уроки в 1 классе в 1 полугодии проводятся по ступенчатому режиму:3 урока по 35 минут.
7 ноября была проведена фронтальная диагностика мотивации учения у первоклассников и адаптации к школе.
Итоги фронтальной диагностики мотивации учения у первоклассников и адаптации к школе 2013- 2014 учебный год.
№ п/п | Ф.И.О. учащегося | Выбор мотивов | Итог | Ведущий мотив | Методика «Дерево» | ||||||
внешний | учебный | позиц. | соц | отметка | игров | Выбор учащимися позиций | итог | ||||
1 | Асхадуллин Рудаль Азатович | 4 | 2 | 1 | 4 | Социальный | 10 | Комфортное состояние, нормальная адаптация | |||
2 | Гараева Ралина Рамзисовна | 5 | 2 | 1 | 5 | Учебный | 10 | Комфортное состояние, нормальная адаптация | |||
3 | Гелметдинов Ринат Фанирович | 3 | 4 | 2 | 4 | Учебный | Комфортное состояние, нормальная адаптация | ||||
4 | Казимов Тимур Фидаилович | 5 | 4 | 2 | 5 | Учебный | 4 | Устойчивость положения ( желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) | |||
5 | Разетдинов Радмир Рафаилович | 0 | 1 | 4 | 4 | Социальный | 1 | Установка на преодоление препятствий | |||
6 | Шайбаков Алмаз Хабирьянович | 5 | 4 | 2 | 5 | Социальный | Устойчивость положения ( желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) | ||||
7 | Шаяхметов Нияз Назилович | 0 | 2 | 1 | 2 | Мотив отметки | 1 | Установка на преодоление препятствий |
Анализ итогов диагностики показывает, что у троих учащихся (Гараевой Р. Гелметдинова Р., Казимова Т.) сформирован учебный мотив, у троих учащихся – социальный мотив, у 1 ученика- мотив отметки. У большинства учащихся, согласно исследованиям по методике «Дерево», адаптация протекает успешно.
Также с целью изучения адаптации первоклассников, было проведено анкетирование с родителями. Анализ анкет показывает, что у всех учащихся положительное отношение к учебе, к школе, все они с желанием идут в школу, делятся с родителями своими положительными впечатлениями.
Социально-психологическая адаптация детей в нашем классе проходит по-разному. Большинство детей (5 уч-ся) адаптировались в течение первых двух месяцев. Это проявляется в том, что дети привыкли к учителю, коллективу, приобрели новых друзей, стараются проявить себя (предлагают помощь, выполняют поручения, участвуют в коллективной деятельности). У этих ребят хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу.
Другим детям ( Разетдинов Р., Шайбаков А.) потребовалось больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Предпочитают игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя. У этих детей есть трудности в усвоении учебной программы. Учащихся с негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, с нежелание учиться в классе нет.
На каждом уроке стараюсь создать ситуацию успеха, настраивая детей на работу, проявляю доброжелательность. Основная часть урока состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Игра дидактическая есть на каждом уроке, т.к. способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной.
Урок провожу в системе «динамической смены поз» - это организованный переход учащихся от одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 7 минут, но смена поз происходит 2-3 раза в течение урока.
У большинства детей мелкая моторика руки развита на среднем уровне и на уровне ниже среднего. Поэтому одновременно с обучением письму провожу специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки: раскрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастика пальцев.
Дети седьмого вида жизни быстро утомляются. Стараюсь правильно скомпоновать упражнения во время физкультминутки: приседание с подъемом рук вверх стимулируют мозговое кровообращение, потряхивание костями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, различные наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища, а сочетание круговых движений головой, глазами активизируют чувство общей координации в пространстве. Бег на месте снимает многие симптомы утомления.
Первоклассники усвоили основные правила поведения и стараются их соблюдать.
Подведя итог, можно сказать, что адаптация первоклассников к школе проходит успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»
Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Рекомендации для родителей и учителей...
адаптация первоклассника к обучению в школе
Приспособление к новому образу жизни...
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Советы родителям будущих первоклассников....
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Презентация для родительского собрания, раскрывающая особенности организации учебного процесса первоклассников...
Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.
Программа адаптации первоклассников к обучению в школе....
Буклет на тему "Адаптация первоклассников к обучению в школе
В данном буклете описана психологическая технология- тренинг для успешной адаптации первоклассников к обучению в школе, даны рекомендации учителям по вопросу и рекомендации родителям, как правильно се...