Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii_1_klass_simonenko.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы: __________ /М. А. Павлова/
«1» сентября 2015г.
МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района»
Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.
Составила: педагог-психолог:
Симоненко Алла Васильевна
2015-2016 учебный год
- Пояснительная записка.
- Актуальность программы.
- Цель, задачи. Ожидаемый результат.
- Основные проявления школьной дезадаптации.
- Условия реализации программы.
- Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе.
Этапы выполнения программы.
- Тематическое планирование.
- Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.
- Приложение.
- Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»
- Опросник для родителей
- Используемая литература.
1. Пояснительная записка
- Актуальность программы
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
1.2. Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Ожидаемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
1.3. Проявление школьной дезадаптации у младших школьников
Форма дезадаптации | Причины | Коррекционные мероприятия |
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности | Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей | Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям |
Неспособность произвольно управлять своим поведением | Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) | Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) | Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей | Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика |
Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» | Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем) | Необходимо подключение школьного психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей |
- Условия реализации программы.
2.1. Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников в школе
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | |
I | 1. Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей. 2.Занятия по программе сопровождения адаптации. 3.Динамическое наблюдение в разных видах деятельности 4.Проведение рефлексивных уроков. | Консультации по результатам диагностики. Консультации педагогов | Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Родительский клуб:
Опрос родителей Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог) |
II | 1.Занятия по программе сопровождения адаптации. 2.Динамическое наблюдение в разных видах деятельности (на уроках, на переменах) 3. Проведение рефлексивных уроков. | Консультации в режиме динамического наблюдения. | Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия (по результатам диагностической работы) Родительский клуб:
Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога |
III | 1.Занятия по программе сопровождения адаптации. 2.Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на муниципальнуюПМПК | Консультации педагогов Подготовка представлений на муниципальную ПМПК | Родительский клуб:
Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК. |
- Тематическое планирование
- Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры.
Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
Программа рассчитана на работу в группе из 6-10 человек.
- Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши.
- Продолжительность занятия 30 – 40 минут.
- Оптимальная периодичность встреч – 1 раз в неделю.
- Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
- Необходимое обеспечение: магнитофон, диски со спокойной нейтральной музыкой.
№ занятия | Тема | Краткое содержание | Предполагаемый результат | Дата
| |
план | факт | ||||
1 | Знакомство | Игра «Я люблю» Цель: знакомство группы. Игра «Дождь» Цель: формирование чувства принадлежности к группе. Упражнение «Я радуюсь – я грущу» Цель: умение выражать свои чувства в группе. Упражнение «Все – некоторые - только я» Цель: формирование адекватной самооценки. Рефлексия | Сплочение группы | ||
2 | |||||
3 | «Кто живет в лесу» | Игра «Знакомство» Цель: развивать умение представлять себя. Упражнение «Кто живет в лесу» Цель: развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение) Игра «Четвертый лишний» Цель: развитие умения анализировать. Рефлексия | |||
4 | Страна «Вообразилия» | Упражнение "Волшебная шкатулка". Цель: формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка. Упражнение "Шире уже". Цель: развить способность манипулирования голосом. Упражнение "Вопрос ответ". Цель: сформировать представление о значимости задавания вопросов. Рефлексия | Ребенок, умеющий оценивать себя | ||
5 | |||||
6 | «Домашние животные» | Упражнение «Мое хобби» Цель: развивать умение представлять себя. «Домашние животные» Цель: закрепить и обобщить знания о домашних животных. Карточная викторина. Цель: развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение) Рефлексия. | |||
7 | «Моя история» | Упражнение "Моя история" Цель: активизация 3-х каналов восприятия для того, чтобы создать историю. Физкультминутка. Цель: релаксация детей, снятие чувства тревожности. Игра "Дама сдавала в багаж" Цель: развитие двигательной и слуховой памяти, развитие речи. Рефлексия | Ребенок, умеющий оценивать свои возможности | ||
8 | |||||
9 | Обобщение и классификация. | Упражнение «Мое настроение» Цель: развивать умение выражать свои эмоции. «Фрукты –овощи-ягоды» Цель: закрепить и обобщить знания учащихся, а также развитие мыслительных операций. Упражнение «Пятый лишний» Цель: развитие логического мышления (речевые классификации). Рефлексия. | |||
10 | «Фантазия» | Упражнение "Волшебная палочка". Цель: направить фантазию детей на положительные проявления. Упражнение "Дразнилочки, хвалилки, жалелки. Цель: изменение поведения в положительную сторону путем получения определенного знания, формирования отношения к положительному и отрицательному поведению, выработки навыка положительного поведения. Рефлексия | Ребенок, знающий свои положительные и отрицательные стороны | ||
11 | |||||
12 | «Мир информации» | Разминка. «Мое приветствие». Цель: развитие навыков уверенного поведения; формирование основных способов самопознания. Игра «Память на лица». Цель: развитие зрительной памяти. Упражнение «Наши качества» Цель: улучшение психологического климата в группе. Рефлексия | Ребенок, принявший позицию «Я -школьник» | ||
13 | |||||
14 | «Мир профессий» | Разминка. «Мое приветствие». Цель: развитие навыков уверенного поведения; формирование основных способов самопознания. «Профессия – что это?» Цель: закрепить и обобщить знания обучающихся о профессиях. Классификация. Цель: развитие умения анализировать. Рефлексия. | |||
15 | «Мир техники» | «Мир техники» Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости. Классификационный ряд Цель: проанализировать различия и сходства между предметами мебели и электроприборами, акцентировать внимание на понятиях «бытовая техника» и «электроприборы». Рефлексия. | |||
16 | «Дом. Части дома» | «Дом. Части дома» Цель: развитие понимания сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости; расширение словаря; знакомство с алгоритмом «часть — целое». «Назови одним словом», «Найди лишнее слово» (по предыдущим темам) Цель: развитие умения анализировать и обобщать. Беседа о назначении дома, о том, как появляются дома, о частях дома. Цель: акцентировать внимание учащихся на сходствах и различиях между предметами мебели и частями дома, частями дома и строительными материалами. Такой анализ предоставляет детям возможность понять цепочку «Что из чего состоит?». Дом — части дома — строительные материалы. Рефлексия. | |||
17 | «Одежда. Обувь. Головные уборы» | «Одежда. Обувь. Головные уборы» Цель: развитие понимания внутренних сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать родовидовые структуры, устанавливать и понимать причинно-следственные связи; развитие вербальной беглости; расширение словаря. «Продолжи предложение». Цель: установление причинно-следственных связей. «В доме будет темно, если...», «Музыка замолчала, потому что...»и т.д.. Беседа «что помогает человеку сохранить здоровье». Цель: дифференциация групп: «одежда», «обувь», «головные уборы». Подвести детей к мысли: то, что мы надеваем, делится на виды по сезонам: весна, лето, осень, зима. Рефлексия. | |||
18 | «Игрушки. Школьные принадлежности» | «Игрушки. Школьные принадлежности» Цель развитие понимания внутренних сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости; расширение словаря. Упражнение «Продолжи предложение» Цель: установление причинно-следственных связей. «Если завтра пойдет дождь, то...», «На улице очень жарко, поэтому...» и т.д.. Беседа об изменениях, в связи с поступлением в 1-й класс. Чем отличается их жизнь сейчас от жизни дошкольника? Подвести детей к мысли о появлении нового для них вида деятельности — учебы. Обсудить, что необходимо для учебы школьника. Выбрать те ответы, в которых звучали названия учебных принадлежностей. Затем попросить детей назвать свои любимые игрушки. Составить список любимых игрушек. Рефлексия. | |||
19 | «Делимся впечатлениями» | Упражнение «Я тебя помню». Цели: систематизация полученных ранее знаний; развитие коммуникативных навыков Упражнение «Индивидуальность» Цель: выявление своих качеств характера Диагностика Ясюковой Цель: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации Рефлексия | Ребенок, знающий свои положительные и отрицательные стороны | ||
20 | «Наши классные уголки» | Разминка «Гусеничка». Цели: развитие навыков уверенного поведения. Работа в группах. Цель: формирование необходимых психологических средств адаптации «Золотой фонд». Цель: положительное отношение к учителям. | Ребенок, принявший позицию «Я -школьник» |
- Приложение
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием.
Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
Обозначения домиков:
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Лист ответов к тесту «Домики»
Фамилия, имя класс дата
1 задание
1 2 3 4 5 6 7 8
2 задание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 задание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№ 10 ________________________________________________________________________
Опросник для родителей.
Опрос может быть проведен в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов. И тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки, хорошо известные практикам.
Уважаемые родители первоклассников!
Психологическая служба школы просит Вас ответить на вопросы, касающиеся самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.
Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.
Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без Вашего согласия.
Ф.И. ребенка_____________________________Класс______
Ф.И.О.родителей_____________________Дата _____________
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1.Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно
- без особой охоты
- охотно, с радостью
- затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?
- пока нет
- не совсем
- в основном да
- затрудняюсь ответить
3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.
- засыпает с трудом
- долго не может заснуть, хотя очень устал
- внезапно просыпается ночью, плачет
- разговаривает во сне
- просыпается с трудом
- утром сонный и вялый
- недержание мочи
- плохой аппетит
- вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
- беспричинные боли в животе
- частые головные боли
- болел в сентябре-октябре
- стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
- наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
- ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
- другие изменения___________________________________________________________________________________________________________
4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?
- да______________________________________________________
- нет
5. Опишите режим дня Вашего ребенка:
- встает в ______
- в школу идет самостоятельно
- в школу ребенка отводит ______________
- посещает группу продленного дня с________до_________
- из школы возвращается самостоятельно
- из школы ребенка забирает______________в___________
- посещает дополнительные занятия, кружки, секции______________________
_________________раз в неделю
- делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________
- делает уроки дома с_________до__________
- гуляет с___________до____________
- смотрит телевизор с__________до___________
- играет с______________до______________
- ложится спать в ___________________
- Ваш ребенок имеет отдельную комнату______
- имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________
6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
- иногда
- довольно часто
- затрудняюсь ответить
7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления
- положительных и отрицательных примерно поровну
- в основном положительные впечатления
8 . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
- да
- скорее да, чем нет
- скорее нет, чем да
- нет
- затрудняюсь ответить
11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?
12. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно__________________________________________________________________________
- Используемая литература
- А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина “Как преодолеть трудности в обучении детей”, Москва, 2000.
- А.В. Благонравова. “Лучшие обучающие тесты и задания”, “Академия развития”, 2008
- А.В. Микляева. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
- Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”, “Ось-89”, 2008.
- Электронное пособие В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 2. – М.: Изд-во «Учитель», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»
Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Рекомендации для родителей и учителей...
адаптация первоклассника к обучению в школе
Приспособление к новому образу жизни...
Программа "Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе"
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. В последнее время...
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Советы родителям будущих первоклассников....
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Презентация для родительского собрания, раскрывающая особенности организации учебного процесса первоклассников...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребенка к его успехам и неудачам. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера психолог...