Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.
рабочая программа (1 класс) на тему

Симоненко Алла Васильевна

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_adaptatsii_1_klass_simonenko.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                               Утверждаю
                                                  Директор школы: __________ /М. А. Павлова/
                                                                                     «1» сентября 2015г.

                                                         МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района» 

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.

Составила: педагог-психолог:

                                                                                                                                                  Симоненко Алла Васильевна

2015-2016 учебный год

  1.   Пояснительная записка.
  1. Актуальность программы.
  2. Цель, задачи. Ожидаемый результат.
  3. Основные проявления школьной дезадаптации.

  1. Условия реализации программы.
  1. Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе.

Этапы выполнения программы.

  1. Тематическое планирование.
  1. Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.

  1. Приложение.  
  1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»
  2. Опросник для родителей

  1. Используемая литература.


1.  Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

1.2. Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

Ожидаемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

1.3. Проявление школьной дезадаптации у младших школьников

Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей        

Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»        

Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Необходимо подключение школьного психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей

  1. Условия реализации программы.

2.1. Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников в  школе

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

I

1. Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей.

2.Занятия по программе сопровождения адаптации. 3.Динамическое наблюдение в разных видах деятельности        

4.Проведение рефлексивных уроков.

Консультации по результатам диагностики.

Консультации педагогов

Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти        

Родительский клуб:

  • “Адаптация детей к школе” (сентябрь)
  • “Хорошо ли вашему ребенку в школе?” (октябрь)
  • Влияние психологического климата в семье на ребенка (ноябрь)

 Опрос родителей

Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог)

II

1.Занятия по программе сопровождения адаптации. 2.Динамическое наблюдение в разных видах деятельности        (на уроках, на переменах)

3. Проведение рефлексивных уроков.

Консультации в режиме динамического наблюдения.

Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия (по результатам диагностической работы)

Родительский клуб:

  • Трудный случай (январь)
  • Формирование у детей положительных эмоций (февраль)

Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога

III

1.Занятия по программе сопровождения адаптации. 2.Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на муниципальнуюПМПК        

Консультации педагогов

Подготовка представлений на муниципальную ПМПК

Родительский клуб:

  • Детская агрессивность(март)
  • Что и как мы говорим нашим детям (апрель)
  • Обсуждение семейных заповедей (май)

Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога

Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.


  1. Тематическое планирование

  1. Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры.

Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.

Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.

Программа рассчитана на работу в группе из 6-10 человек.

  • Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши.
  • Продолжительность занятия 30 – 40 минут.
  • Оптимальная периодичность встреч – 1 раз в неделю.
  • Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
  • Необходимое обеспечение: магнитофон, диски со спокойной нейтральной музыкой.


№ занятия

Тема

Краткое содержание

Предполагаемый результат

Дата

 

план

факт

1

Знакомство

Игра «Я люблю»

Цель: знакомство группы.

Игра «Дождь»

Цель: формирование чувства принадлежности к группе.

Упражнение «Я радуюсь – я грущу»

Цель: умение выражать свои чувства в группе.

Упражнение «Все – некоторые - только я»

Цель: формирование адекватной самооценки.

Рефлексия

Сплочение группы

2

3

«Кто живет в лесу»

Игра «Знакомство»

Цель: развивать умение представлять себя.

Упражнение «Кто живет в лесу»

Цель: развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение)

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие умения анализировать.

Рефлексия

4

Страна «Вообразилия»

Упражнение "Волшебная шкатулка".

Цель: формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка.

Упражнение  "Шире уже".

Цель: развить способность манипулирования голосом.

Упражнение  "Вопрос ответ".

Цель: сформировать представление о значимости задавания вопросов.

Рефлексия

Ребенок, умеющий оценивать себя

5

6

«Домашние животные»

Упражнение «Мое хобби»

Цель: развивать умение представлять себя.

«Домашние животные»

Цель: закрепить и обобщить знания о домашних животных.

Карточная викторина.

Цель: развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение)

Рефлексия.

7

«Моя история»

 Упражнение  "Моя история"

Цель: активизация 3-х каналов восприятия для того, чтобы создать историю.

Физкультминутка.

Цель: релаксация детей, снятие чувства тревожности.

Игра "Дама сдавала в багаж"

Цель: развитие двигательной и слуховой памяти, развитие речи.

Рефлексия

Ребенок, умеющий оценивать свои возможности

8

9

Обобщение и классификация.

Упражнение «Мое настроение»

Цель: развивать умение выражать свои эмоции.

«Фрукты –овощи-ягоды»

Цель: закрепить и обобщить знания учащихся, а также развитие мыслительных операций.

Упражнение «Пятый лишний»

Цель: развитие логического мышления (речевые классификации).

Рефлексия.

10

«Фантазия»

Упражнение "Волшебная палочка".

Цель: направить фантазию детей на положительные проявления.

Упражнение  "Дразнилочки, хвалилки, жалелки.

Цель: изменение поведения в положительную сторону путем получения определенного знания, формирования отношения к положительному и отрицательному поведению, выработки навыка положительного поведения.

Рефлексия

Ребенок, знающий свои положительные и отрицательные стороны

11

12

«Мир информации»

Разминка. «Мое приветствие».

Цель: развитие навыков уверенного поведения; формирование основных способов самопознания.

Игра «Память на лица».

Цель: развитие зрительной памяти.

Упражнение «Наши качества»

Цель: улучшение психологического климата в группе.

Рефлексия

Ребенок, принявший позицию «Я -школьник»

13

14

«Мир профессий»

Разминка. «Мое приветствие».

Цель: развитие навыков уверенного поведения; формирование основных способов самопознания.

«Профессия – что это?»

Цель: закрепить и обобщить знания обучающихся о профессиях.

Классификация.

Цель: развитие умения анализировать.

Рефлексия.

15

«Мир техники»

«Мир техники»

Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости.

Классификационный ряд

Цель: проанализировать различия и сходства между предметами мебели и электроприборами, акцентировать внимание на понятиях «бытовая техника» и «электроприборы».

Рефлексия.

16

«Дом. Части дома»

«Дом. Части дома»

Цель: развитие понимания сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости; расширение словаря; знакомство с алгоритмом «часть — целое».

«Назови одним словом», «Найди лишнее слово» (по предыдущим темам)

Цель: развитие умения анализировать и обобщать.

Беседа  о назначении дома, о том, как появляются дома, о частях дома.

Цель: акцентировать внимание учащихся на сходствах и различиях между предметами мебели и частями дома, частями дома и строительными материалами. Такой анализ предоставляет детям возможность понять цепочку «Что из чего состоит?». Дом — части дома — строительные материалы.

Рефлексия.

17

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

Цель: развитие понимания внутренних сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать родовидовые структуры, устанавливать и понимать причинно-следственные связи; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

«Продолжи предложение».

Цель: установление причинно-следственных связей.

 «В доме будет темно, если...»,

«Музыка замолчала, потому что...»и т.д..

Беседа «что помогает человеку сохранить здоровье».

Цель: дифференциация групп: «одежда», «обувь», «головные уборы».

Подвести детей к мысли: то, что мы надеваем, делится на виды по сезонам: весна, лето, осень, зима.

Рефлексия.

18

«Игрушки. Школьные принадлежности»

«Игрушки. Школьные принадлежности»

Цель развитие понимания внутренних сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

Упражнение «Продолжи предложение»

 Цель: установление причинно-следственных связей.

 «Если завтра пойдет дождь, то...»,

 «На улице очень жарко, поэтому...» и т.д..

Беседа об изменениях, в связи с поступлением в 1-й класс.

Чем отличается их жизнь сейчас от жизни дошкольника?

Подвести  детей к мысли о появлении нового для них вида деятельности — учебы.

Обсудить, что необходимо для учебы школьника. Выбрать те ответы, в которых звучали названия учебных принадлежностей. Затем попросить детей назвать свои любимые игрушки. Составить список любимых игрушек.

Рефлексия.

19

«Делимся впечатлениями»

Упражнение «Я тебя помню».

Цели: систематизация полученных ранее знаний; развитие коммуникативных навыков

Упражнение «Индивидуальность»

Цель: выявление своих качеств характера

Диагностика Ясюковой

Цель: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации

Рефлексия

Ребенок, знающий свои положительные и отрицательные стороны

20

«Наши классные уголки»

Разминка «Гусеничка».

Цели: развитие навыков уверенного поведения.

Работа в группах.

Цель: формирование необходимых психологических средств адаптации

 «Золотой фонд».

Цель: положительное отношение к учителям.

Ребенок, принявший позицию «Я -школьник»

  1. Приложение

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием.

Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).


Лист ответов к тесту «Домики»

Фамилия, имя                                             класс                                дата                

1 задание

1          2           3            4             5             6             7             8

2 задание

1                    2             3             4              5             6              7              8           9              10

3 задание

1            2              3               4            5               6            7               8            9              10

№ 10 ________________________________________________________________________

Опросник для  родителей.

Опрос может быть проведен в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов. И тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки, хорошо известные практикам.

Уважаемые родители первоклассников!

Психологическая служба школы просит Вас ответить на вопросы, касающиеся  самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.

 Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.

Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована  без Вашего согласия.

Ф.И. ребенка_____________________________Класс______

 Ф.И.О.родителей_____________________Дата _____________

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1.Охотно ли идет ребенок в школу?

  • неохотно
  • без особой охоты
  • охотно, с радостью
  • затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?

    -      пока нет

  • не совсем
  • в основном да
  • затрудняюсь ответить

3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.

    -     засыпает с трудом

  • долго не может заснуть, хотя очень устал
  • внезапно просыпается ночью, плачет
  • разговаривает во сне
  • просыпается с трудом
  • утром сонный  и вялый
  • недержание мочи
  • плохой аппетит
  • вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
  • беспричинные боли в животе
  • частые головные боли
  • болел  в сентябре-октябре
  • стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
  • наблюдаются быстрые подергивания (тики)лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
  • ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
  • другие изменения___________________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?

  • да______________________________________________________
  • нет

5. Опишите режим дня Вашего ребенка:

  • встает в ______
  • в школу идет самостоятельно
  • в школу ребенка отводит   ______________
  • посещает группу продленного дня с________до_________
  • из школы  возвращается самостоятельно
  • из школы ребенка забирает______________в___________
  • посещает дополнительные занятия, кружки, секции______________________

_________________раз в неделю

  • делает уроки обычно в группе продленного дня с________до________
  • делает уроки дома с_________до__________
  • гуляет с___________до____________
  • смотрит телевизор с__________до___________
  • играет с______________до______________
  • ложится спать в ___________________
  • Ваш ребенок имеет отдельную комнату______
  • имеет свое место для работы и игр в общей комнате_________

6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

  • иногда
  • довольно часто
  • затрудняюсь ответить

7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

  • в основном отрицательные впечатления
  • положительных и отрицательных примерно поровну
  • в основном положительные впечатления

8 . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

  • довольно часто
  • бывает, но редко
  • такого практически не бывает
  • затрудняюсь ответить

9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

  • довольно часто
  • бывает, но редко
  • такого практически не бывает
  • затрудняюсь ответить

10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

   -     да

  • скорее да, чем нет
  • скорее нет, чем да
  • нет
  • затрудняюсь ответить

11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?

12. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно__________________________________________________________________________

  1. Используемая литература

  1. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина “Как преодолеть трудности в обучении детей”, Москва, 2000.
  2. А.В. Благонравова. “Лучшие обучающие тесты и задания”, “Академия развития”, 2008
  3. А.В. Микляева. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
  4. Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”, “Ось-89”, 2008.
  5. Электронное пособие В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 2. – М.: Изд-во «Учитель», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»

Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Рекомендации для родителей и учителей...

адаптация первоклассника к обучению в школе

Приспособление к новому образу жизни...

Программа "Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе"

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. В последнее время...

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Советы родителям будущих первоклассников....

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Презентация для родительского собрания, раскрывающая особенности организации учебного процесса первоклассников...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребенка к его успехам и неудачам. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера психолог...