Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Росток"
рабочая программа
Программа «Росток» составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ внеурочной деятельности, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_rostok.docx | 59.45 КБ |
programma_rostok.docx | 46.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Летка
Согласовано Утверждено
зам.директора по ВР приказом № 187от 31.08.2019г.
Попова В.Н.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Росток»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Составитель:
Кислицина Анна Васильевна
высшая квалификационная категория
Летка
2019
- Пояснительная записка
"Я вижу воспитательный смысл в том,
чтобы ребёнок видел, понимал, ощущал,
переживал, постигал, как большую тайну,
пробуждение жизни в природе".
В. А. Сухомлинский.
1.1.Общая характеристика
Программа «Росток» составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ внеурочной деятельности, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.
Программа экологического кружка учитывает все аспекты содержания экологического образования:
- научно-познавательного;
- ценностного;
- нормативного;
- практически - деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Программа кружковой работы построена на четырёх основных направлениях работы:
- познавательном;
- познавательно-развлекательном;
- практическом;
- исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира родного края, связанное с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, озеленением класса, территории школы, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
- Актуальность
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственноэкологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста. Этому способствуют занятия внеурочной деятельности по программе «Росток».
- Практическая значимость
Практическая значимость программы определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.
- Описание места программы в структуре основной образовательной программы МАОУ «СОШ» с. Летка
Программа кружка внеурочной деятельности «Росток» предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 120 часов в год, 4 академических часа в неделю.
Основные направления курса – экология, изучение флоры и фауны родного края.
- Цель и задачи программы
Цель кружка: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа кружка призвана решить следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Ценностные ориентиры содержания экологического кружка:
Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через целесообразное поведение и деятельность как проявление высшей человеческой способности – любви к окружающей среде.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к красоте природы. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Особенности возрастной группы детей
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-х классов.
- Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза (4 часа) в неделю - 120 часов в год.
- Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий, а также в процессе проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, для проверки знаний используются творческие игры, конкурсы и викторины.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
- Прогнозируемые результаты
Уровень результатов работы по программе
Первый уровень результатов:
Дети знают
- основные различия между растительным и животным миром,закономерности их развития;
- о приспособленности растений и животных (в домашних условиях и природе);
Второй уровень результатов:
Дети имеют представления о:
- элементарных правилах поведения в природе;
- условиях роста и развития растений и животных;
- основных особенностях сезонной жизни людей, растений, животных;
- растительном и животном мире разных частей света и родного края.
Третий уровень результатов:
Дети могут:
- отличать некоторые растения и животных нашего края и других частейсвета;
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- самостоятельно осуществлять простейших операции по посадке и посеву полезных растений;
- осуществлять уход за комнатными растениями;
- выводить заключения на основе наблюдений;
- отстаивать свою точку зрения, работать индивидуально и в группе;
- вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
- изготовлять экологические памятки;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
- Содержание внеурочной деятельности
1 раздел "Первые шаги по экологическим тропинкам" (6 часов)
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.Изучение календаря экологических дат.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательная игра, игры на знакомство, беседа, диалог, просмотр видеоролика.
2 раздел “Природа – наш чудесный мир” (32 часа)
Представление детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Разнообразие животного мира. Звери, обитающие на территории нашей области. Домашние животные.Многообразие растений, значение растений для человека. Взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям. Развитие творческих способностей учащихся.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательные и интеллектуальные игры, выставки, экскурсии, диалоги, конкурсы, олимпиады, практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
3 раздел «Экология жилища» (10 часов)
Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): беседа, диалог, исследования, КТД, практическая работа по изготовлению елочных игрушек из бросового материала, по изготовлению альтернативных елочек.
4 раздел «Мы – защитники природы» (72 часа)
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. ООПТ Прилузского района.Выявление экологической ситуации в селе. Пути решения экологических проблем своего села.Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды. Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.Бытовой мусор. Проблема его утилизации. Подготовка и проведение мероприятий экологического содержания. Участие в школьной конференции.Развитие творчества учащихся.Презентация результатов деятельности.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): проекты, экскурсии, конкурсы, интеллектуальные и познавательные игры, конференция, акция, изготовление условных знаков, экологических памяток.
- Календарно - тематическое планирование работы кружка
Тема | Форма организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения | Количество часов | Дата проведения | |||
всего | теоретические | практические | По плану | По факту | |||||
Раздел 1. «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРОПИНКАМ». (6 часов) | |||||||||
Вводное занятие. Знакомство с задачами кружка на учебный год. Игры на знакомство. | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Игры на знакомство. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Принимают и сохраняют цель и задачи занятия; слушают учителя;строят понятные для собеседника высказывания осуществляют самоконтроль;участвуют в обсуждении содержания материала;выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | описывать свое настроение, распознавать настроение других,умение анализировать и сравнивать. | 2 | 1 | 1 | 1.10 | |
Что такое экология? Изучение календаря экологических дат. | Диалог: «Что такое экология?» Просмотр видеоролика. | прогнозировать последствия своей деятельности | 2 | 1 | 1 | 3.10 | |||
Как мы познаем мир? Познавательная игра «Подружись с природой». | Совместная деятельность в группах. Познавательная игра «Подружись с природой» | использовать разные способы и приемы познания | 2 | 1 | 1 | 8.10 | |||
Раздел 2. «ПРИРОДА – НАШ ЧУДЕСНЫЙ ДОМ» (32 часа) | |||||||||
Интеллектуальная игра «Удивительный мир животных». Коллективная работа. Рисование животных из ладошек. | Участие в интеллектуальной игре «Удивительный мир животных». Рисование с помощью ладошек животных. | Подводит обучающихся к выводу; наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи; обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество; акцентирует внимание на конечных результатах деятельности; организует учебное взаимодействие учеников (группы); организует беседу, самостоятельную работу с источниками информации,поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); организует экскурсии, игры, конкурсы. | Работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации; критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; | использовать разные способы и приемы познания, выражать свое отношение к природе в виде рисования | 2 | 2 | 10.10 | ||
Игра «Поле чудес» по теме «Домашние животные». Выставка творческих работ «Наши друзья» | Участие в игре «Поле чудес». Лепка из пластилина домашних животных. | использовать разные способы и приемы познания, выражать свое отношение к природе в виде изготовления поделок | 2 | 2 | 15.10 | ||||
Экскурсия КФХ. Знакомство с профессией «фермер». | Экскурсия. Знакомство и наблюдения за домашними животными. Знакомство с профессией фермер. | Наблюдать, ухаживать за домашними животными | 2 | 2 | 17.10 | ||||
Экскурсия в ветеринарную клинику.Знакомство с профессией «ветеринар». | Экскурсия. Знакомство с профессией ветеринар. | Наблюдать,,ухаживать за домашними животными, сочувствовать больным животным | 2 | 2 | 22.10 | ||||
Экскурсия в природу «Разнообразие растений». Оформление фотовыставки «Что за чудо, эта осень!» | Фенологические наблюдения «Осень в природе». Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта | 2 | 2 | 24.10 | ||||
Фенологический календарь. | Составление фенологического календаря, ведение календаря в течение года. | наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы | 2 | 2 | 5.11 | ||||
Путешествие в страну комнатных растений. Мастер – класс «Рукавичка» | Диалог: «Каково назначение комнатных цветов?». Изготовление мягкой рукавички для ухода за комнатными растениями. | ухаживать за комнатными растениями, выражать свое отношение к природе в виде изготовления поделок | 2 | 1 | 1 | 7.11 | |||
Паспортизация комнатных растений. Конкурс «Самый зеленый класс» | Проведение паспортизации комнатных растений в холле школы, определение системы ухода за ними. Разработка критериев оценивания конкурсных работ. | 2 | 2 | 10.11 | |||||
Устный журнал «Синичкины страницы» Выпуск листовок «Покормите птиц зимой!» | Знакомство с историей праздника, приметами. Изготовление листовок. | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности, применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения | 2 | 2 | 12.11 | ||||
КТД “Птички-невелички” | Коллективная работа. Аппликация из макаронных изделий, зёрен, крупы «Птички-невелички» | 2 | 2 | 14.11 | |||||
Мастер – класс «Каждой пичужке – по кормушке» | Изготовление кормушек. | 2 | 2 | 19.11 | |||||
Викторина «Очисти планету от мусора» Выпуск стенгазеты «Бытовым отходам вторую жизнь!» | Участие в викторине. Выпуск стенгазеты. | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности | 2 | 1 | 1 | 21.11 | |||
Мастер – класс «Вторая жизнь вещей» Выставка поделок | Изготовление поделок из бросового материала. | 2 | 2 | 26.11 | |||||
Можем ли мы жить без природы? | Диалог: «Как человек связан с природой?» Работа с информацией, представленной в тексте. Чтение и оценка информации из текстов. Обсуждение и формулирование вывода по материалам занятия. | Исследовать, наблюдать, самостоятельно находить пути решения проблемы | 2 | 2 | 28.11 | ||||
Игровая программа «Зимушка - зима». Конкурс рисунков «Вот и пришла Чудесница - зима» | Участие в игровой программе. Разработка критериев оценивания конкурсных работ. | Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта | 2 | 2 | 3.12 | ||||
Олимпиада по экологии (школьный тур). | Участие в олимпиаде. | 2 | 2 | 5.12 | |||||
Раздел 3. «ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА» (10 часов) | |||||||||
Экология жилья: от избы к современной квартире. Коллективная работа «Дом моей мечты». Эскиз. Подбор материала. | Беседа «От деревянной избы до современной квартиры». Коллективно – творческая деятельность. | Исследовать, наблюдать, самостоятельно находить пути решения проблемы | 2 | 1 | 1 | 12.12 | |||
Экологически опасные факторы в быту. Коллективная работа «Дом моей мечты». | Диалог «Экологически опасные факторы в быту». Коллективно – творческая деятельность. | 2 | 1 | 1 | 17.12 | ||||
Учет водоснабжения и потребления электроэнергии в семье. Коллективная работа «Дом моей мечты». Презентация. | Исследования потребления воды и электроэнергии в доме. Коллективно – творческая деятельность. | 2 | 1 | 1 | 19.12 | ||||
Акция «Живи, елочка!» Мастер – класс по изготовлению альтернативных елочек. | Работа с информацией. Работа в группах: выпуск агитационных листовок. | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности | 2 | 1 | 1 | 24.12 | |||
К нам на праздник елочка пришла…. | Мастер – класс «Изготовление елочных игрушек из бросового материала». | 2 | 2 | 26.12 | |||||
Раздел 4. «МЫ – ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» (72 часа) | |||||||||
Всемирный день заповедников. Устный журнал «Особо охраняемые природные территории моего края». Выпуск стенгазет. | Работа с информацией. КТД. Выпуск стенгазеты. | Анализировать, делать выводы, выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности | 2 | 1 | 1 | 14.01 | |||
Экскурсия в природу. Оформление фотовыставки «Мороз и солнце…день чудесный!» | Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта | 2 | 2 | 16.01 | ||||
Проект «Экологический фестиваль». Разработка плана проекта. | Разработка плана проекта. | Выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности | 2 | 2 | 21.01 | ||||
Игра «Экологическое лото» | Работа с информацией. Подбор материала для игры. | 2 | 1 | 1 | 23.01 | ||||
Конкурс стихотворений | Чтение стихотворений о природе. | 2 | 2 | 28.01 | |||||
Конкурс «Экологическая сказка». | Оценивание конкурсных работ. | 2 | 2 | 30.01 | |||||
Экологический квест. | Квест - путешествие для учащихся начальных классов. | 2 | 2 | 4.02 | |||||
Калейдоскоп экологических спектаклей | Показ маленьких спектаклей на тему, сформулированную в виде экологической проблемы. | 2 | 2 | 6.02 | |||||
Я — частичка природы | Перевоплощение в любое животное, насекомое, растение, явление природы с помощью техники рисования на лице. | Доказывать уникальность и красоту природы | 2 | 2 | 11.02 | ||||
На лесной тропе | Просмотр и анализ мультипликационных фильмов на экологическую тему. | Оценивать поведение и деятельность людей, проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям | 2 | 2 | 13.02 | ||||
Полный порядок | Чтение и анализ художественных произведений на экологическую тему. | 2 | 2 | 18.02 | |||||
Экологические катастрофы не имеют границ. | Беседа, просмотр документальных фильмов. | 2 | 2 | 20.02 | |||||
Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Подбор информации для реализации проекта. | Работа с информацией. Написание сценария. | Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости | 2 | 2 | 25.02 | ||||
Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Подготовка реквизита. | Подготовка реквизита, разучивание слоганов, стихотворений. | 2 | 2 | 27.02 | |||||
Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Съемка видеоролика | Съемка видеоролика | 2 | 2 | 3.03 | |||||
Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Создание агитационного видеоролика. | Создание агитационного видеоролика. | 2 | 2 | 5.03 | |||||
Экскурсия в природу. Оформление фотовыставки «Весна, весна на улице!» | Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта | 2 | 2 | 10.03 | ||||
Встреча с представителями «Школьного лесничества» | Игра «Звездный час» | Воспринимать информацию, делать выводы | 2 | 2 | 12.03 | ||||
Экскурсия в ГУ «Летское лесничество». | Экскурсия. Знакомство с профессиями «лесничий», «инженер охраны и защиты леса». | 2 | 2 | 17.03 | |||||
Конференция «Первый шаг в науку» | Участие в научной конференции «Шаг в науку». | Применять теоретические знания об окружающей среде | 2 | 2 | 19.03 | ||||
Выпуск стенгазеты «День птиц». Конкурс «Птица в объективе» | Работа с информацией. | Доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта | 2 | 2 | 31.03 | ||||
Олимпиада по экологии. | Участие во всероссийских олимпиадах по экологии. | Применять теоретические знания об экологии | 2 | 2 | 2.04 | ||||
Презентация «Встреча пернатых гостей». Мастер – класс «Скворечник». | Знакомство с перелетными птицами. Изготовление скворечника. | Улучшать состояние окружающей среды | 2 | 1 | 1 | 7.04 | |||
Проект «Экологический праздник». Разработка плана проекта. | Разработка плана проекта. | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности | 2 | 2 | 9.04 | ||||
Проект «Экологический праздник». Подбор информации для реализации проекта: песни, стихи, сценки. | Подбор информации для реализации проекта: песни, стихи, сценки | 2 | 2 | 14.04 | |||||
Проект «Экологический праздник». Подготовка реквизита. | Подготовка реквизита. | 2 | 2 | 16.04 | |||||
Проект «Экологический праздник». Разучивание сценок, песен, стихотворений. | Разучивание сценок, песен, стихотворений. | 2 | 2 | 21.04 | |||||
Экологический праздник. | Проведение экологического праздника для учащихся начальной школы. | 2 | 2 | 23.04 | |||||
Проект «Моя клумба». Эскиз клумбы. | Подготовка эскиза | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности | 2 | 2 | 28.04 | ||||
Проект «Моя клумба». Посадка семян. | Посадка семян. Ухаживание за ростками. | 2 | 2 | 30.04 | |||||
Правила друзей природы. | Изготовление “Запрещающих знаков природы”. | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности, проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям | 2 | 1 | 1 | 5.05 | |||
Охрана природы. | Сообщения юных экологов. | Оценивать поведения и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости | 2 | 2 | 7.05 | ||||
Выпуск стенгазеты «Мы – юные экологи» | Выпуск стенгазеты. | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности | 2 | 1 | 1 | 12.05 | |||
Солнце, воздух и вода!Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу!». | Подвижные игры на свежем воздухе. Подведение итогов конкурса. | Выражать свое отношение к природе и людям в виде рисования | 2 | 2 | 14.05 | ||||
Акция “ Школьный двор”. | Уборка и озеленение школьного двора | Улучшать состояние окружающей среды | 2 | 2 | 19.05 | ||||
Впереди лето. | Подведение итогов работы экологического кружка. Чаепитие. | Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе | 2 | 2 | 21.05 |
- Описание учебно – методического и информационного обеспечения кружка
Список литературы:
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.
- Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель», 2003.
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель», 2003.
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. «Учитель», 2003.
- Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. «Творческий центр». Москва, 2001.
- Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
- Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
- Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
- Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
- Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
- Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
- Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
- Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.
- Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
- Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Экология России. Хрестоматия. –М.,1995.
Литература для детей:
- Акимушкин И. Мир животных. - М.: Мысль, 2008.
- Бианки В. Лесная газета. - М.: Детская литература, 2010.
- Плешаков А.А.. Атлас-определитель. От земли до неба. - М.: Просвещение,
2009.
Средства обучения:
- Компьютер;
- Проектор;
- Фотоаппарат;
- Принтер;
- Сканер;
- Демонстрационный и раздаточный дидактический материал.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Летка
Согласовано Утверждено
зам.директора по ВР приказом № от
Попова В.Н.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Росток»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Составитель:
Кислицина Анна Васильевна
высшая квалификационная категория
Летка
2020
- Пояснительная записка
"Я вижу воспитательный смысл в том,
чтобы ребёнок видел, понимал, ощущал,
переживал, постигал, как большую тайну,
пробуждение жизни в природе".
В. А. Сухомлинский.
1.1.Общая характеристика
Программа «Росток» составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ внеурочной деятельности, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.
Программа экологического кружка учитывает все аспекты содержания экологического образования:
- научно-познавательного;
- ценностного;
- нормативного;
- практически - деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Программа кружковой работы построена на четырёх основных направлениях работы:
- познавательном;
- познавательно-развлекательном;
- практическом;
- исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это интерактивные игры, квест, , экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира родного края, связанное с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, озеленением территории школы, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Проектное направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: планирование, поиск информации, изготовление продукта, анализ полученных результатов.
- Актуальность
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственноэкологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста. Этому способствуют занятия внеурочной деятельности по программе «Росток».
- Практическая значимость
Практическая значимость программы определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.
- Описание места программы в структуре основной образовательной программы МАОУ «СОШ» с. Летка
Программа кружка внеурочной деятельности «Росток» предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 58 часов в год, 2 часа в неделю.
- Цель и задачи программы
Цель кружка: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа кружка призвана решить следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Ценностные ориентиры содержания экологического кружка:
Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через целесообразное поведение и деятельность как проявление высшей человеческой способности – любви к окружающей среде.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к красоте природы. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Особенности возрастной группы детей
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4-х классов.
- Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз (2 часа) в неделю - 58 часов в год.
- Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий, а также в процессе проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, для проверки знаний используются творческие игры, конкурсы и викторины.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
- Прогнозируемые результаты
Уровень результатов работы по программе
Первый уровень результатов:
Дети знают
- основные различия между растительным и животным миром,закономерности их развития;
- о приспособленности растений и животных (в домашних условиях и природе);
Второй уровень результатов:
Дети имеют представления о:
- элементарных правилах поведения в природе;
- условиях роста и развития растений и животных;
- основных особенностях сезонной жизни людей, растений, животных;
- растительном и животном мире разных частей света и родного края.
Третий уровень результатов:
Дети могут:
- отличать некоторые растения и животных нашего края и других частейсвета;
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- самостоятельно осуществлять простейших операции по посадке и посеву деревьев;
- выводить заключения на основе наблюдений;
- отстаивать свою точку зрения, работать индивидуально и в группе;
- вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
- изготовлять экологические памятки «Правила друзей природы»;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
- Содержание внеурочной деятельности
1 раздел "Первые шаги по экологическим тропинкам" (8 часов)
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Правила друзей природы.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательная игра, творческая мастерская, беседа, диалог, просмотр видеороликов.
2 раздел «Экология жилища» (10 часов)
Экология города, села. Экология жилья человека. Забота о собственном здоровье и об окружающей среде при помощи современных гаджетов.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): беседа, диалог, практикум, игра, практическая работа по изготовлению елочных игрушек из бросового материала, по изготовлению альтернативных елочек.
3 раздел “Природа – наш чудесный мир” (16 часов)
Многообразие растений и животных. Редкие виды животных и растений. Красная книга России, Республики Коми. Водосбережение. Сохранение лесов. Развитие творческих способностей учащихся.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательные и интеллектуальные игры, мастер – класс, диалоги, квест, экологические уроки, практическая работа по изготовлению подвесных кормушек для птиц.
4 раздел «Мы – защитники природы» (24 часа)
Выявление экологической ситуации в селе. Пути решения экологических проблем своего села.Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды. Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.Бытовой мусор. Проблема его утилизации. Подготовка Участие в школьной конференции. Развитие творчества учащихся. Презентация результатов деятельности.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): проект, экскурсии, интеллектуальные и познавательные игры, конференция, акции.
- Календарно - тематическое планирование работы кружка
Тема занятия | Формируемые умения | Количество часов | Дата проведения | |
Теория | Практика | |||
Раздел 1. «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРОПИНКАМ». (8 часов) | ||||
Вводное занятие. Что такое экология? | Прогнозировать последствия своей деятельности. Выражать свое отношение к природе. | 2 | 7.10 | |
Есть такая профессия – природу защищать! Знакомство с профессией эколога. | Рассказывать о профессии эколог, бережно относиться к природе, видеть прекрасное в ней. | 2 | 14.10 | |
Познавательная игра «Экологическая карусель». | 2 | 21.10 | ||
Творческая мастерская «Станем друзьями природы». | 2 | 28.10 | ||
Раздел 2. «ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА» (10 часов) | ||||
Экологический урок «Чистый город начинается с тебя». | Беречь ресурсы и заботиться о воде, воздухе, почве и тех, кто живет с нами на одной планете. | 1 | 1 | 11.11 |
Практикум «Наш дом. Ничего лишнего». | 1 | 1 | 18.11 | |
Интерактивная игра «Как жить экологично». | 2 | 25.11 | ||
Настольная игра «Мобильные технологии – для экологии». | Заботиться о собственном здоровье и об окружающей среде. | 1 | 1 | 2.12 |
Акция «Живи, елочка!» Мастер – класс по изготовлению альтернативных елочек. | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности. | 2 | 9.12 | |
Раздел 3. «ПРИРОДА – НАШ ЧУДЕСНЫЙ ДОМ» (16 часов) | ||||
Мастер – класс «Подвесные кормушки для птиц». | Выражать свое отношение к природе, применять теоретические знания в практической деятельности по сохранению природного окружения. | 1 | 1 | 16.12 |
Беседа «Сохранение редких видов животных и растений». Выпуск листовок «Покормите птиц зимой!» | 1 | 1 | 23.12 | |
Экологический урок «Хранители воды». | Бережно относиться к водным богатствам нашей страны | 1 | 1 | 13.01 |
Квест «Лаборатория чистой воды» | 2 | 20.01 | ||
Экологический урок « Моря России – угроза и сохранение». | 1 | 1 | 27.01 | |
Игра – путешествие «Сила леса». | Бережно относиться к лесу и его богатствам, снижать свой климатический след с помощью простых повседневных действий; совершать посильные действия для восстановления и сохранения лесов. | 2 | 3.02 | |
Познавательная игра «Лесомания». | 1 | 1 | 10.02 | |
Экологический урок «Лес и климат». | 1 | 1 | 17.02 | |
Раздел 4. «МЫ – ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» (24 часа) | ||||
Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Подбор информации для реализации проекта. | Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости. | 2 | 24.02 | |
Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Подготовка реквизита. | 2 | 3.03 | ||
Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Съемка видеоролика | 2 | 10.03 | ||
Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Создание агитационного видеоролика. | 2 | 17.03 | ||
Конференция «Первый шаг в науку» | Применять теоретические знания об окружающей среде | 2 | 24.03 | |
Ролевая игра «Сортируем мусор – бережем природу». | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности | 2 | 7.04 | |
Творческая мастерская «Упаковке – вторую жизнь!» | 2 | 14.04 | ||
Встреча с представителями «Школьного лесничества». Игра «Звездный час». | Воспринимать информацию, делать выводы. | 1 | 1 | 21.04 |
Экскурсия в ГУ «Летское лесничество». Знакомство с профессиями «лесничий», «инженер охраны и защиты леса». | 2 | 28.04 | ||
Акция « Школьный двор». | Улучшать состояние окружающей среды | 2 | 5.05 | |
Акция «Посади дерево» | 2 | 12.05 | ||
«Впереди лето». Подведение итогов работы экологического кружка. Чаепитие. | Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе | 2 | 19.05 |
- Описание учебно – методического и информационного обеспечения кружка
Список литературы:
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.
- Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель», 2003.
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель», 2003.
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. «Учитель», 2003.
- Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. «Творческий центр». Москва, 2001.
- Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
- Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
- Люцис К. Растительный мир в картинках.-М.: Владос, 2004.
- Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
- Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.
- Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
- Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.
- Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.
- Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.
- Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Экология России. Хрестоматия. –М.,1995.
Литература для детей:
- Акимушкин И. Мир животных. - М.: Мысль, 2008.
- Бианки В. Лесная газета. - М.: Детская литература, 2010.
- Плешаков А.А.. Атлас-определитель. От земли до неба. - М.: Просвещение,
2009.
Средства обучения:
- Компьютер;
- Проектор;
- Фотоаппарат;
- Принтер;
- Сканер;
- Демонстрационный и раздаточный дидактический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
«Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте....
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики"
Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать....