Проектная деятельность в группе продленного дня.
проект (3 класс)

Аксакова Татьяна Николаевнв

Представляю проект "Россия Родина" в рамках проектной деятельности группы продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx25.28 КБ
Файл proekt_rodina_moya_1.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в группе продленного дня

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная деятельность. Слово «проект» толкуется в словарях как «план», «замысел», текст или чертёж чего-либо, предваряющей его создание. Организации проектной деятельности на уроках посвящено много статей. А проектная деятельность в группах продленного дня раскрыта мало. Сначала следует разобраться в понятиях «проектное обучение», «метод проектов» и «проектная деятельность».                      Л. В. Байбородова рассматривает проектное обучение как дидактическую систему, метод проектов – как компонент системы педагогической технологии, предусматривающий не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. О проектном обучении можно говорить лишь в том случае, когда метод проектов является ведущим, а все остальные методы являются вспомогательными. «Проектная деятельность – компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального и материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии педагога». [1]

Таким образом, эти три понятия взаимосвязаны, а метод проектов и проектная деятельность являются компонентами проектного обучения.

Классификация проектов достаточно широкая. Представляю один из видов классификации.

По уровню творчества проекты подразделяются на исполнительские, конструктивные и творческие.

По содержанию: монопредметные, межпредметные и внепрограммные.

По виду деятельности: исследовательские, информационные, игровые, практико-ориентированные.

По количественному составу: индивидуальные, групповые, коллективные.

По продолжительности выполнения: мини-проекты, четвертные, полугодовые, годовые и многолетние.

По назначению: учебные, личные и общественные.

Все признаки проектов взаимосвязаны и их классификация условна, так как каждый проект характеризуется по разным критериям.

Проектная деятельность в группах продлённого дня может осуществляться по двум направлениям. Первое – это продолжение работы над учебным проектом, цель и план которого определяются во время урока, а в ГПД идёт непосредственная работа по созданию продукта. Второе направление – это самостоятельный вид деятельности, не связанный с учебными дисциплинами.

Структура проектов приблизительно одинакова.

Этапы:

  1. Мотивационно-целевой.
  2. Исследовательский.
  3. Проектировочный.
  4. Технологический.
  5. Практический.
  6. Контрольно-корректирующий.
  7. Презентационный.
  8. Аналитико-рефлексивный.

Упрощённый вариант:

  1. Мотивационный.
  2. Планирование деятельности.
  3. Информационно-операционный
  4. Презентация проекта
  5. Рефлексивно-оценочный

В организации проектной деятельности группа продлённого дня имеет определённый ряд преимуществ по сравнению с уроком:

  1. нет строгих временных рамок, как на уроке;
  2. атмосфера непринуждённая, располагающая к творчеству;
  3. дети более эмоциональны, раскрепощены, они не боятся дать неправильный ответ,
  4. дети могут работать над всеми этапами проекта в группе продлённого дня, в отличие от урока, где учащиеся чаще всего выполняют только первые и последние этапы, а практическую часть делают дома, либо в группе продлённого дня.

Режим ГПД предусматривает прогулки, посещение библиотек, музеев, экскурсии, где учащиеся имеют возможность получить материал для работы над проектом. Практический этап учащиеся осуществляют во время самоподготовки под руководством воспитателя.

Представляю один из проектов, организованном в группе продлённого дня на 6. Режим работы: группа продлённого дня.

7. Тип проекта:

  • по доминирующей деятельности: творческий, практико-ориентированный,
  • по содержанию: внеучебный;
  • по характеру контактов: внутриклассный;
  • по числу участников: ггрупповой;
  • по продолжительности: среднесрочный.
  • по характеру контактов: ученик, учитель, родитель.

8. Тема мероприятия:

9. Педагогические задачи проекта:

  • Познакомить с различными жанрами искусства;
  • Развивать творческие способности учащихся: умение танцевать, исполнять песни, читать стихотворения.
  • Воспитывать чувство уважения к творчеству одноклассников, воспитывать стремление к гармоничному развитию своих способностей, самостоятельное и осознанное отношение к проектной деятельности.
  1. Планируемые результаты:

Предметные: знание содержания художественных текстов, текстов песен, игр, конкурсов,

умение исполнять песни, танцы, стихотворения, разыгрывать сценки.

личностные: познавательная и творческая активность, нравственно-этическая ориентация;

регулятивные: целеполагание, планирование своего времени и действий, коррекция своих действий, оценка -осознание того, что получается, а над какими моментами в работе ещё нужно потрудиться, саморегуляция;

познавательные: поиск информации на заданную тему, осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действий;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками, родителями, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение диалогической формой речи.

11. Практические цели проекта:

  • Подобрать материал для организации концерта;
  • Подготовить номера для исполнения на новогоднем концерте.
  • Подобрать костюмы для выступления.
  • Провести праздничное мероприятие.

12. Вопросы проекта: «Какими творческими способностями обладает каждый ученик?», «Какие номера можно исполнить на концерте?» «Где взять материал для исполнения стихотворений, песен, танцев?» «В каких костюмах будут исполнять номера?», «Сколько времени потребуется на репетицию?»

13. Ресурсы: материальные, информационные.

Этапы работы над проектом

1.заявляет общий замысел,

2. создает положительный мотивационный настрой;

3.обсуждают замысел;

4.предлагают собственные идеи

.-  Планирование деятельности

  • предлагает тему и формулирует проблему проекта;
  • предлагает виды концертных номеров;
  • вырабатывает план подготовки мероприятия, определяет график репетиций
  • согласовывает способы совместной деятельности.
  • осмысливают тему;
  • определяют собственные цели;
  • делятся на группы для постановки номеров (песни, танцы) или выбирают индивидуальные номера (стихи, фокусы).
  • узнают о плане детей;
  • помогают найти нужную информацию (подбор стихотворений, музыки).

. Информационно- операционный (выполнение проекта)

Консультирует, наблюдает за ходом выполнения проекта;

координирует действия участников проекта (проводит репетиции);

поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;

собирают и выбирают нужную информацию;

выучивают слова  помогают детям в подготовке  к выступлению.

4

5. Рефлексивно-оценочный

выступает участником коллективной оценочной деятельности;

участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;                                                                                                    оценивают достижение поставленных целей;                                                         осуществляют устную самооценку;                                                                                           рефлексируют;                                                                                                                                           Оценивают работу детей.

7. Тип проекта:

  • по доминирующей деятельности: экологический, творческий, практико-ориентированный,
  • по содержанию: внеучебный;
  • по характеру контактов: внутриклассный;
  • по числу участников: индивидуальный;
  • по продолжительности: краткосрочный.
  • по характеру контактов: ученик, учитель..

8. Тема мероприятия.

9. Педагогические задачи проекта:

  • Формировать экологическую культуру.
  • Познакомить с использованием вторсырья;
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Формировать самостоятельное и осознанное отношение к проектной деятельности.
  1. Планируемые результаты:

предметные: самостоятельно организовывать рабочее место т поддерживать порядок на нём во время работы, знать виды изученных материалов, их своства, самостоятельно выполнять разметку, с помощью воспитателя решать конструкторско-технологические задачи, реализовывать творческий замысел

личностные: проявлять познавательную и творческую активность, экологическую культура, нравственно-этическую ориентацию;

регулятивные: осуществлять целеполагание, планирование своего времени и действий, коррекцию своих действий, оценку - осознание того, что получается, а над какими моментами в работе ещё нужно потрудиться, саморегуляцию;

познавательные: применять учебные знания, поиск информации на заданную тему, осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действий;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с воспитателем и сверстниками, родителями, уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать других.

11. Практические цели проекта:

  • Подобрать вид материала для реализации проекта;
  • Собрать материал.
  • Изготовить из вторсырья изделие.

12. Вопросы проекта: «Как понимаете выражение «нужное из ненужного»?», «Какой материал называют вторсырьем, бросовым?» «Где взять такой материал?» «Что можно из него сделать?», «Какие материалы и инструменты потребуются дополнительно?» «Сколько времени потребуется на изготовление?»

13.Мотивационно-целевой 

Знакомит с темой проекта, формулирует проблему, формирует потребность в решении актуальной проблемы, помогает сформулировать цель проекта, дать характеристику готового продукта

Высказывают своё мнение о теме проекта, обсуждают проблему, формулируют цель проекта, определяют его экологическую значимость, определяют источники отбора материала для работы над проектом.

Личностные: сформированность познавательных мотивов, интерес к новому.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы. поиск и выделение необходимого материала, способность обосновывать свой выбор

Коммуникативные: взаимодействие с педагогом.

Исследовательские: помогает организовать поиск и анализ информации. Осуществляют сбор информации, отбирают материал, с которым будут работать.

Личностные: интерес к сбору информации,                                                                    Коммуникативные: умение слушать собеседника. взаимодействие с педагогом.

   Проектировочный

Помогает спланировать действия по оформлению собранных материалов, обсуждает различные варианты оформления.

Приносят материал предлагают просмотренные варианты оформления и предлагают свои способы создания изделия, составляют план изготовления, эскиз, отбирают дополнительные  материалы и  инструменты.

Познавательные: умение обрабатывать приобретённую информацию для создания нового изделия.

Регулятивные: составление плана для достижения цели, определение способа выполнения работы, умение действовать по плану, сохранять поставленную задачу и следовать ей, преодолевать возникающие трудности при работе, умение контролировать свою деятельность с учётом поставленной цели,

Практический

Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся, мотивирует учащихся, контролирует временные рамки.

Выполняют запланированные действия либо по шаблону, либо по самостоятельно составленному плану.

Личностные: проявлять настойчивость в работе.

Контрольно-корректирующий

При необходимости корректирует оформление работы.

Сопоставляют своё изделие с образцом либо с эскизом.

Способность адекватно воспринимать оценку педагога, способность осознавать свои возможности.

Личностные: настойчивость, аккуратное отношение к работе.

Презентационный

Помогает в оформлении выставки работ.

Оформляют выставку работ.

Личностные: доброжелательно относиться к работам своих одноклассников, сотрудничать сними при совместной работе.

Аналитико-рефлексивный

Определяет вопросы по рефлексии, предлагает подумать о дальнейших формах работы с втулками или другим материалом.

Оценивают свою работу и предлагают новые варианты других работ по данной тематике.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Личностные: осознавать значимость своей работы, иметь положительную мотивацию на дальнейшую работу.

. Ресурсы: материальные, информационные.

. Этапы работы над проектом:                                                                                                       Конечный результат: выставка работ учащихся.

Таким образом, воспитатель имеет возможность осуществлять контроль на всех этапах работы над проектом, что позволяет осуществлять проектную деятельность в качестве ведущей в группе продлённого дня.

Источник:

  1. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013.



Предварительный просмотр:

Проект «Россия – Родина моя!»

Вид проекта: информационно - творческий
По срокам проведения: длительный – 3 месяца
Участники проекта: учащиеся группы продлённого дня  2в,2г, 3в. Так же проект предусматривает  участие родителей.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта: 
1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
2. Осуществлять ознакомление школьников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;
3. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Подготовительный этап:
- подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам занятий;
- подобрать детскую литературу по тематике проекта;
- подобрать образцы русских народных промыслов;
- разработать сценарий проекта «Россия- Родина моя»
- подготовить материал для изобразительной деятельности.
Содержание проекта:
- провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим миром;
- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;
- предложить родителям вместе с детьми участвовать в организации мини-музея «Умельцы Земли Русской!»;
- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: «Москва – сердце России!
- подготовить  ребят  к групповой работе.                                                                                                  
Подготовка к проекту.
•    Тема 1. «Наша страна Россия»
формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус.
•    
Тема 2. «Символика нашей страны»
-уточнить и систематизировать знания детей о столице России, символике нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии.                                                              •   
Тема 5. «Какие народы живут в России»                                                                                         познакомить  ребят с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.
•    
Тема 6. «Русские народные промыслы»
расширять и закреплять представления  ребят о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская,  богородская, дымковская игрушки; жостовские  подносы; палехские шкатулки.
Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.
- у.
Итог проекта:
- - Творческая работа «Карта России»
                                                                                                                                                                                     Подготовка к проекту на тему «Наша страна Россия»
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус, иллюстрации природы, городов России.
Методы и приёмы: словесный (беседа, художественное слово); наглядный.
Ход беседы:
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле! Как называется наша страна? (Ответы детей).
- Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия! Давайте повторим его вместе.
- В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа (показ иллюстраций); красивые города (показ иллюстраций); удивительные люди.
- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Кто из вас может показать на глобусе территорию России?
- Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии (показ на глобусе).
- омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим (показ на глобусе).
- Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.
- Россия граничит с 16-ю государствами. Ни у одной страны нет такого количества соседей.
- Посмотрите на глобус: видите, границы России проходят и по суше, и по воде.
- В нашей стране более тысячи городов.
- Какие города вы знаете? (Ответы детей).
- Самые крупные города нашей страны это Москва, Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Новосибирск (показ иллюстраций)
- А какие реки России вы знаете? (Ответы детей)
- В России очень много рек – Волга, Ока, Енисей, Лена, Обь, Амур.
- Россия - наша Родина! В народе говорят: «Человек без родины не живёт». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне. Все горячо любим свою Родину!
- Послушайте, как говорит об этом в своём стихотворении поэт Сергей Александрович Васильев:
Россия…как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
- О России, о Родине писали многие поэты. В народе с давних времён любовь к Родине выражалась в пословицах и поговорках.
- А вы, знаете пословицы и поговорки о Родине? (Дети вместе с воспитателем вспоминают поговорки и пословицы о Родине)
- «Родина – мать, умей за неё постоять!»;
- «Родная сторона – мать, Чужая – мачеха»;
- «Всякому мила своя сторона»;
- «Скучно Афонюшке,  на чужой сторонушке»;
- «На чужой стороне и весна не красна»
Итог беседы:
- Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми.

 - Как называется столица России?
- Чем она знаменита?
В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит сладкий приз.

  
«Сегодня мы погуляем по старинному Московскому Кремлю.

К нам пришёл издалека
Город златоглавый.
Метили его века
Шрамами и славой.
Как корабль среди стремнин,
Шёл под стать стихии
Древний город – исполин,
Сердце всей России.
О. Александрова
(На экране появляется изображение древнего Московского Кремля)
- В старину в каждом городе на Руси был Кремль – это крепость, которая защищала жителей от врагов. Московский Кремль был построен на высоком холме, чтобы всех неприятелей было хорошо видно сверху.

Застучали топоры
Над Москвой-рекою.
Стали рощи и боры
Стройкой городскою.
Был построен град Москов
За рекой Неглинной.
И прошло с тех пор веков
Восемь с половиной.
О. Александрова

- Сначала Московский Кремль был построен из дерева: деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри Кремля – всё было из дерева. Но, как известно, дерево очень легко загорается, поэтому Кремль много раз горел. Тогда решено было построить его заново, из камня. Так появился Кремль белокаменный. Посмотрите, какой красивый! (Показ слайда)
- Но и белокаменный Кремль со временем начал стареть, разрушаться, терять свою красоту. Тогда горожане решили построить Кремль из красного кирпича. Таким мы видим его и сегодня: (Показ слайда)
- Высокие стены с острыми зубцами, сторожевые башни. Каждой башне люди дали своё название: Спасская, Набатная, Водовзводная и т.д. самой известной считается Спасская башня, на которой располагаются Кремлёвские куранты – самые главные часы России. Посмотрите, какие они большие и красивые (Показ слайда)

Год прошёл, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлёвской башни
Свой салют двенадцать раз.
С. Маршак

В Водовзводной башне находится колодец, на Набатной башне висел сигнальный колокол.
Стены и башни Кремля – настоящее украшение современной Москвы. Все иностранные гости стремятся побывать в Кремле.
- А сейчас давайте заглянем за стены Кремля. Сколько здесь чудес! Вот колокольня Ивана Великого. Она долго была самым высоким строением на Руси. За это народ называл её Великой! (Показ слайда)
В Кремле много соборов, они окружают целую площадь, которую назвали Соборной площадью. Соборная площадь – главная площадь Кремля. Здесь в далёкие времена русские цари собирались с народом и знатью в самые торжественные для всей России дни.
Здесь расположены Успенский и Благовещенский соборы! (Показ слайда).
- Есть в Кремле Грановитая палата. (Показ слайда).
Здесь русские цари принимали знатных иностранцев. Послы из разных стран приезжали в Москву. Ведь наша страна была очень сильной и богатой, все хотели с ней дружить.
Грановитая палата – это великолепный зал, в котором находятся трон русского царя, символы царской власти: скипетр и держава.
- Ребята, где можно увидеть изображение скипетра и державы?
- Правильно, на российском гербе в лапах у орла!
Вот и подошла к концу, наша прогулка по Московскому Кремлю. Давайте на прощание ещё раз полюбуемся красотой Московского Кремля! (показ слайд шоу «Московский Кремль»).

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Н. Кончаловская
(Экран гаснет, звучит музыка, дети возвращаются в группу)
Итог занятия:
Воспитатель:
- Ребята, понравилось вам наше путешествие? Тогда давайте проверим, что вы узнали, путешествуя по Московскому Кремлю.
- Кто основал Москву?
- Из чего был построен Кремль сначала?
- Почему Кремль перестраивали много раз?
- Как называются башни Кремля?
- Где принимали русские цари иностранных гостей?
- Молодцы! Вы были очень внимательны! Дома расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии и нарисуйте то, что вам понравилось больше всего!

 

- Санкт-Петербург, так же как и Москва, является городом-героем.
- Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)
В годы Великой Отечественной войны жители города перенесли блокаду. Враги окружили город со всех сторон, отрезали его от всей страны. Город всё время бомбили, запасы еды быстро заканчивались. Горожане голодали. Из-за голода и бомбёжек очень многие умерли. Но всё-таки город выстоял! Наши люди восстановили разбомблённый город: построили новые дома, парки восстановили дворцы, храмы. И город снова стал прекрасным!
Те тяжёлые времена навсегда остались в памяти всей страны и особенно жителей Санкт-Петербурга. И вы, ребята, никогда об этом не забывайте.
Много ещё есть славных городов в России и у каждого города есть своя история. Ваши родители могут помочь вам выбрать какой-нибудь город и узнать его историю. Потом вы сами сможете рассказать всем ребятам об этом городе. А чтобы рассказ ваш был интересным, не забудьте найти иллюстрации, фотографии этого города.
Когда ваших историй о городах соберётся много, мы с вами оформим альбом «Города России».

 

 «Какие народы живут в России»


- Ребята, в какой стране мы с вами живём? (Россия)
Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки, города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, башкиры – проживают в средней полосе России; чукчи, ненцы – на севере; осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке.
- На каком языке говорят татары? (На татарском)
- А русские? (На русском)
- Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции.
- Что такое народные традиции? (Ответы детей)
Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.
- Какие татарские народные праздники вы знаете? (Ответы детей) «Сабантуй», «Курбан-байрам», «Карга-боткасы».
- Что это за праздник Сабантуй? (Праздник окончания посевных работ)
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы детей)
- Что это за праздник Масленица? (Проводы Зимы, встреча весны)
Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- У каждого народа есть свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.  У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны.
И начнём мы своё знакомство с самой дальней стороны нашей огромной Родины  - Севера.
- На крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. (Показ иллюстрации).
- давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Правильно, потому что на севере очень холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.
- Посмотрите, национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц.
- - А теперь давайте поиграем и заодно посмотрим – хорошо ли вы знаете татарский и русский народный костюм.
Д/игра «Чей костюм?» (В ходе игры воспитатель уточняет у детей названия элементов одежды костюмов).
- Молодцы! Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
- мы уже с вами говорили о том, что у каждого народа свой язык. Но люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например татарский, и ещё русский. Потому что русский – это государственный язык и на нём общаются все народы нашей страны.
- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
- Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей).
Да, в них есть добрые и злые персонажи, волшебные вещи, говорящие животные и т.д. А ещё во всех сказках, у всех народов, добро всегда побеждает зло.
- А какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
У каждого народа есть свои любимые национальные блюда: у чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины; У осетин и ингушей – халва, пахлава.
- А какие татарские национальные блюда вы знаете? (Ответы детей)
Да, татары делают вкуснейшие сладости, например чак-чак.
- А какие русские национальные блюда вы знаете? (Ответы детей).
- Конечно, это блины, пироги.
Итог занятия:
- Какие народы проживают в России? (Ответы детей)
Наша страна, ребята, сильна своим единством, дружбой разных народов. Даже в нашей с вами группе есть, и узбек и русские и все мы с вами живём дружно, никогда не ссоримся!

 

 «Русские народные промыслы»

Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Обогатить словарь детей словами: Хохлома; Филимоновская, Богородская, Дымковская игрушки; Жостовские  подносы; Палехские шкатулки.
Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.
Ход занятия:

(: вышитые рушники, головные платки, затейливые половики, Хохломская посуда, Дымковские Филимоновские и Богородские игрушки, Жостовские подносы, Городецкие доски, Палехские шкатулки.
- Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев – всё мило сердцу русского человека. А как красивы русские сказки!
- А вы, ребята, какие сказки знаете? (Ответы детей)
Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы.
- Во что играли дети на Руси? Так же как и вы, в разные игрушки.
- Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (Ответы детей).
- А в старину люди делали игрушки для своих детей сами.
- Из чего сделаны ваши игрушки? (Пластмассы, резины, ткани, железа).
- Как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера? (Ответы детей)
- Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, соломы. Лучшие игрушки становились известны в других городах. Так появились Богородские,  Филимоновские, Дымковские, Каргопольские игрушки. Название они получили по названию местности, где их делают. Так, Дымковские игрушки делают в селе Дымково. Они вам уже хорошо знакомы. Посмотрите на них. (Показ игрушек)
- Где здесь Дымковские игрушки? (Дети выбирают) Посмотрите, какие они яркие, весёлые, нарядные. Вот барыня в цветастом кокошнике, а вот важный павлин с нарядным хвостом. Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.
- Из чего сделаны Дымковские игрушки (Из глины).
- Значит, это, какие игрушки? (Глиняные).
Каргопольские игрушки тоже сделаны из глины. В основном это фигурки животных. Найдите их. Назовите. (Медведь с гармошкой, нарядный олень).- изготовление этих игрушек – дело не простое, требует от мастера терпения и умения. Сначала он лепит фигурку из глины, раскрашивает, потом обжигает в печи, чтобы игрушка была твёрдой, а краска ярче блестела.
- Найдите теперь, игрушки сделанные из дерева. (Матрёшки, птички-свистульки). Это Филимоновские игрушки. Давайте их рассмотрим.
- Матрёшка  не зря считается символом России. Ведь где только не делают матрёшек. И в каждой области – свой почерк, свой рисунок у матрёшки.
Дерево издавна было любимым материалом народных умельцев. Из дерева в старину делали не только игрушки, но и предметы быта. Некоторые из них есть и на нашей выставке. Назовите их? (столы, посуда, разделочные доски, шкатулки, прялка)
- Всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись!
- Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь на красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! (Показ образцов хохломской посуды).
- Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках. Давайте и мы с вами попробуем.

- Посмотрите, как настоящие художники расписали эти подносы. Делают такие подносы в городе Жостово, рядом с Москвой.
- А эта шкатулка сделана мастерами, которые живут в селе Палех, поэтому роспись на изделиях называется палехской росписью. Часто мастера на шкатулках изображали удалую тройку сказочных коней, а на этой шкатулке изображён сюжет хорошо знакомой вам сказки. Что это за сказка? («Конёк-горбунок»).
- Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)
- А означает это ребята то, что мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям красоту и радость. Таких изделий нет больше нигде в мире, их делают только в России.
- Ребята, а что вам больше всего понравилось из предметов русских народных промыслов? Расскажите почему? (Ответы детей).
- А вы хотите, что бы и нашу группу украшали такие красивые изделия русских мастеров? Тогда давайте откроем в нашей группе музей русских народных промыслов! А экспонаты для нашего музея будем собирать все вместе!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по проектной деятельности в группе продленного дня.

Разработанный учебно-методический материал предназначен для учащихся начальных классов, посещающих группу продленного дня, родителей и воспитателей ГПД. Оно направлено на освоение работы над проектами...

Статья по теме: "Проектная деятельность в группе продленного дня"

Статья по теме: "Проектная деятельность в группе продленного дня"...

Проектная деятельность в группе продленного дня

Выступление на семинаре(сопровождение презентации)...

Статья "Организация проектной деятельности в группе продленного дня"

В статья рассказывается об особенностях организации проектной детельности в группе продленного дня...

Проектная деятельность в группе продленного дня

Значение проектной деятельности для формировния личности и особенности организации в ГПД...

Продленный день в школе. Значение деятельности воспитателя группы продленного дня

В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных...