Учебно-методический материал по проектной деятельности в группе продленного дня.
учебно-методическое пособие по теме
Разработанный учебно-методический материал предназначен для учащихся начальных классов, посещающих группу продленного дня, родителей и воспитателей ГПД. Оно направлено на освоение работы над проектами в ГПД в начальной школе. Данный учебно-методический материал ориентирован на формирование универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность в ГПД | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в начальной школе.
Как соответствовать изменившейся парадигме образования? Без новых форм и методов обучения и воспитания, обновления содержания образования и внеурочной деятельности здесь не обойтись.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.
Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.
Под проектной задачей понимается система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы: система конкретных заданий и данные для их выполнения. Проектные задачи встраиваются в учебную деятельность. Они принципиально носят групповой характер.
Как и любая деятельность, проект имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей.
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность по реализации проекта |
1. Введение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности (задаче). Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Обсуждение темы проекта. Деление на группы. Получение дополнительной информации от учителя, библиотекаря, родителей, воспитателя. Определение своего направления в реализации проекта. Коллегиальное решение группы по поводу темы проекта и аргументация своего выбора. Формулирование проблемы проекта, цели и задач. |
2. Планирование деятельности по проекту. | Цель – выбор средств решения проблемы с указанием конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – выбор критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Осуществление поиска, сбора, систематизации и анализа информации; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывание продукта групповой деятельности на данном этапе. Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы. |
3. Осуществление деятельности по решению задач. | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Выполнение запланированных действий в группе. При необходимости консультирование с учителем, воспитателем, библиотекарем, родителями. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
4. Оформление результатов и анализ полученного результата. | Цель – оформление полученной информации. Задачи: – анализ полученного результата; – формулирование выводов. | Оформление проекта, изготовление продукта. Участие в коллективном анализе проекта, оценивание своей роли, анализ выполненного проекта, выяснение причин успехов, неудач. Анализ достижений поставленной цели. Выводы. |
5. Презентация результатов. | Цель – демонстрация окружающим полученного результата («продукта»). Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Выбор формы презентации. Подготовка презентации. При необходимости консультирование с учителем, воспитателем, библиотекарем, родителями. Защита проекта. Демонстрация уровня развития универсальных учебных действий.
|
Внеурочная деятельность – составная часть учебного плана, сформированного в соответствии с требованиями ФГОС. В рамках внеурочной деятельности реализуется проектная деятельность.
В первом классе запланированы следующие проекты:
- «Наша школьная страна»
- «Моя семья»
- «Полезные привычки»
- «Школа – территория порядка»
Проект «Наша школьная страна»
Цель: Создание условий для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
Задачи:
- Создание условий для приобретения школьником социальных знаний (о общественных и школьных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в школе и обществе и т. п.)
- Создание условий для формирования коммуникативной компетентности школьников
- Создание условий для формирования критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать
- Создание условий для формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
- Введение в проект «Наша школьная страна». Определение целей и задач проекта.
- Планирование деятельности по проекту «Наша школьная страна». Разбивка на группы. Распределение ролей и задач между членами группы.
- Осуществление деятельности по решению задач. Экскурсии по школе.
- Осуществление деятельности по решению задач. Урок-игра «Правила школьной жизни» (проводится учащимися 2-4 классов)
- Оформление результатов и их анализ. «Наши мысли о школе» (карандашики)
- Оформление результатов и их анализ. «Презентация класса».
- Презентация результатов. Праздник «День рождения класса»
Проект «Моя семья»
Цель: Создание условий для приобретения знаний о себе и своей семье
Задачи:
- Создание условий для приобретения школьником знаний о семейных традициях
- Создание условий для ознакомления с миром профессий, их социальной значимости и содержанием
- Создание условий для формирования коммуникативной и информационной компетентностей школьников
- Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и ответственности
- Создание условий для развития общения, кооперации, сотрудничества
- Создание условий для развития познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества
- Введение в проект «Моя семья». Определение целей и задач проекта.
- Планирование деятельности по проекту «Моя семья». Разбивка на группы. Распределение ролей и задач между членами группы.
- Осуществление деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации по вопросам «Семейной викторины», к конкурсу чтецов «Стихи о маме», к выставке «Мои родные».
- Оформление результатов «Семейной викторины», выставки «Мои родные». Проведение конкурса чтецов «Стихи о маме». Анализ результатов.
- Осуществление деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации к конкурсу «Классное чтение».
- Оформление результатов и их анализ. Подготовка продукта к конкурсу «Классное чтение».
- Оформление результатов к конкурсу «Классное чтение». Игры «Большие буквы». Анализ результатов.
- Презентация результатов. Праздник «Большие буквы».
Проект «Полезные привычки»
Цель: Создание условий для формирования установки на здоровый образ жизни
Задачи:
- Создание условий для формирования умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
- Создание условий для ознакомления с основными моральными нормами и ориентации на их выполнение
- Создание условий для развития этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
- Создание условий для формирования эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им
- Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и ответственности
- Создание условий для развития общения, кооперации, сотрудничества
- Создание условий для развития познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
- Введение в проект «Полезные привычки». Определение целей и задач проекта.
- Планирование деятельности по проекту «Моя семья». Разбивка на группы. Распределение ролей и задач между членами группы.
- Осуществление деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации по вопросу «Что такое полезные привычки».
- Оформление результатов. Проведение классного часа «Что такое полезные привычки»». Оформление газеты «Полезные привычки нашего класса».
- Осуществление деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации к конкурсу художественной самодеятельности «Полезные привычки» и к конкурсу на лучшего организатора утренней зарядки, физкультминуток.
- Оформление результатов. Подготовка продукта к конкурсу художественной самодеятельности «Полезные и вредные привычки». Проведение конкурса на лучшего организатора утренней зарядки, физкультминуток.
- Презентация результатов. Конкурс художественной самодеятельности «Полезные и вредные привычки». Итоги конкурса на лучшего организатора утренней зарядки, физкультминуток.
- Презентация результатов. Викторина «Полезные и вредные привычки».
В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей.
Литература
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.
- http://www.nachalka.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио профессиональной деятельности воспитателя группы продленного дня. Внеклассная деятельность в группе продленного дня.
Внеклассная деятельность в группе продленного дня....
Статья по теме: "Проектная деятельность в группе продленного дня"
Статья по теме: "Проектная деятельность в группе продленного дня"...
Проектная деятельность в группе продленного дня
Выступление на семинаре(сопровождение презентации)...
Статья "Организация проектной деятельности в группе продленного дня"
В статья рассказывается об особенностях организации проектной детельности в группе продленного дня...
Проектная деятельность в группе продленного дня
Значение проектной деятельности для формировния личности и особенности организации в ГПД...
Проектная деятельность в группе продленного дня.
Представляю проект "Россия Родина" в рамках проектной деятельности группы продленного дня....
Продленный день в школе. Значение деятельности воспитателя группы продленного дня
В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных...