Учебно-методический материал по проектной деятельности в группе продленного дня.
учебно-методическое пособие по теме

Ахпателова Виктория Владимировна

Разработанный учебно-методический материал предназначен для учащихся начальных классов, посещающих группу продленного дня, родителей и воспитателей ГПД. Оно направлено на освоение работы над проектами в ГПД в начальной школе. Данный учебно-методический материал ориентирован на формирование универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектная деятельность в ГПД56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Как соответствовать изменившейся парадигме образования? Без новых форм и методов обучения и воспитания, обновления содержания образования и внеурочной деятельности здесь не обойтись.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

Под проектной задачей понимается система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы: система конкретных заданий и данные для их выполнения. Проектные задачи встраиваются в учебную деятельность. Они  принципиально носят групповой характер.

Как и любая деятельность, проект имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность по реализации проекта

1.  Введение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности (задаче).

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Обсуждение темы проекта.

Деление на группы.

Получение дополнительной информации от учителя, библиотекаря, родителей, воспитателя.

Определение своего направления в реализации проекта.

Коллегиальное решение группы по поводу темы проекта и аргументация своего выбора.

Формулирование

проблемы проекта, цели и задач.

2. Планирование деятельности по проекту.

Цель – выбор средств решения проблемы с указанием конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– выбор критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Осуществление  поиска, сбора, систематизации и анализа информации;

распределение ролей в группе;

планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывание продукта групповой деятельности на данном этапе.

Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.         

3. Осуществление деятельности по решению задач.

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Выполнение запланированных действий в группе.

При необходимости консультирование с учителем, воспитателем, библиотекарем, родителями.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов и анализ полученного результата.

Цель – оформление полученной информации.

Задачи:

– анализ полученного результата;

– формулирование выводов.

Оформление проекта,

изготовление продукта.

Участие в коллективном анализе проекта, оценивание своей роли, анализ выполненного проекта, выяснение причин успехов, неудач.

Анализ достижений поставленной цели. Выводы.

5. Презентация результатов.

Цель – демонстрация окружающим полученного результата («продукта»).

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Выбор формы презентации.

Подготовка презентации.

При необходимости консультирование с учителем, воспитателем, библиотекарем, родителями.

Защита проекта.

Демонстрация уровня развития универсальных учебных действий.

 

 

Внеурочная деятельность – составная часть учебного плана, сформированного в соответствии с требованиями ФГОС. В рамках внеурочной деятельности реализуется проектная деятельность.

В первом классе запланированы следующие проекты:

  • «Наша школьная страна»
  • «Моя семья»
  • «Полезные привычки»
  • «Школа – территория порядка»

Проект «Наша школьная страна»

Цель: Создание условий для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Задачи:

  • Создание условий для приобретения школьником социальных знаний (о общественных и школьных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в школе и обществе и т. п.)
  • Создание условий для формирования коммуникативной компетентности школьников
  • Создание условий для формирования критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать
  • Создание условий для формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

 

  1. Введение в проект «Наша школьная страна». Определение целей и задач проекта.
  2. Планирование деятельности по проекту «Наша школьная страна». Разбивка на группы. Распределение ролей и задач между членами группы.
  3. Осуществление деятельности по решению задач. Экскурсии по школе.
  4. Осуществление деятельности по решению задач. Урок-игра «Правила школьной жизни» (проводится учащимися 2-4 классов)
  5. Оформление результатов и их анализ. «Наши мысли о школе» (карандашики)
  6. Оформление результатов и их анализ. «Презентация класса».
  7. Презентация результатов. Праздник «День рождения класса»

Проект «Моя семья»

Цель: Создание условий для приобретения знаний о себе и своей семье

Задачи:

  • Создание условий для приобретения школьником знаний о семейных традициях
  • Создание условий для ознакомления с миром профессий, их социальной значимости и содержанием
  • Создание условий для формирования коммуникативной и информационной компетентностей школьников
  • Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и ответственности
  • Создание условий для развития общения, кооперации, сотрудничества
  • Создание условий для развития познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества

 

  1. Введение в проект «Моя семья». Определение целей и задач проекта.
  2. Планирование деятельности по проекту «Моя семья». Разбивка на группы. Распределение ролей и задач между членами группы.
  3. Осуществление деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации по вопросам «Семейной викторины», к конкурсу чтецов «Стихи о маме», к выставке «Мои родные».
  4. Оформление результатов «Семейной викторины», выставки «Мои родные». Проведение конкурса чтецов «Стихи о маме». Анализ результатов.
  5. Осуществление деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации к конкурсу «Классное чтение».
  6. Оформление результатов и их анализ. Подготовка продукта к конкурсу «Классное чтение».
  7. Оформление результатов к конкурсу «Классное чтение». Игры «Большие буквы». Анализ результатов.
  8. Презентация результатов. Праздник «Большие буквы».

Проект «Полезные привычки»

Цель: Создание условий для формирования установки на здоровый образ жизни

Задачи:

  • Создание условий для формирования умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
  • Создание условий для ознакомления с основными моральными нормами и ориентации на их выполнение
  • Создание условий для развития этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
  • Создание условий для формирования эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им
  • Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и ответственности
  • Создание условий для развития общения, кооперации, сотрудничества
  • Создание условий для развития познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

 

  1. Введение в проект «Полезные привычки». Определение целей и задач проекта.
  2. Планирование деятельности по проекту «Моя семья». Разбивка на группы. Распределение ролей и задач между членами группы.
  3. Осуществление деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации по вопросу «Что такое полезные привычки».
  4. Оформление результатов. Проведение классного часа «Что такое полезные привычки»».  Оформление газеты «Полезные привычки нашего класса».
  5. Осуществление деятельности по решению задач. Поиск, сбор и анализ информации к конкурсу художественной самодеятельности «Полезные привычки» и к конкурсу на лучшего организатора утренней зарядки, физкультминуток.
  6. Оформление результатов. Подготовка продукта к конкурсу художественной самодеятельности «Полезные и вредные привычки». Проведение конкурса на лучшего организатора утренней зарядки, физкультминуток.
  7. Презентация результатов. Конкурс художественной самодеятельности «Полезные и вредные привычки». Итоги конкурса на лучшего организатора утренней зарядки, физкультминуток.
  8. Презентация результатов. Викторина «Полезные и вредные привычки».

 

В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность  развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей.

 

 

Литература

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
  4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.
  5. http://www.nachalka.com

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Проектная деятельность в группе продленного дня"

Статья по теме: "Проектная деятельность в группе продленного дня"...

Проектная деятельность в группе продленного дня

Выступление на семинаре(сопровождение презентации)...

Статья "Организация проектной деятельности в группе продленного дня"

В статья рассказывается об особенностях организации проектной детельности в группе продленного дня...

Проектная деятельность в группе продленного дня

Значение проектной деятельности для формировния личности и особенности организации в ГПД...

Проектная деятельность в группе продленного дня.

Представляю проект "Россия Родина" в рамках проектной деятельности группы продленного дня....

Продленный день в школе. Значение деятельности воспитателя группы продленного дня

В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных...