Конспект внеклассного занятия "Семейные ценности"
план-конспект занятия (3 класс)

Стильбанс Наталья Валерьевна

Внеклассное занятие помогает дать детям представление о значении семейных ценностей в жизни человека, воспитывает уважение и бережное отношение к семейным ценностям и традициям семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_tsennosti.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия для 3 класса

Тема: «Семейные ценности»

Цель: дать представление о значении семейных ценностей в жизни человека.

Задачи:

- воспитывать уважение  и бережное отношение к семейным ценностям и традициям семьи;

- воспитывать чувства любви и гордости за свою семью;

- развивать интерес к истории своей семьи;

- формировать представление о жизненном идеале семьи;

- способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе;

- способствовать развитию связной речи учащихся.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация (приложение 2), карандаш, клей-карандаш, солнышко с лучиками (приложение 5,7), задание «Лабиринт» (приложение 6), таблички со словами пословицы (приложение 8), банка, камни, горох, песок, вода, правила написания синквейна (приложение 11), конверты с заданием: основа домика (приложение 9), 8 полосок белой бумаги, 2 полоски красной бумаги, красное сердечко (приложение 10).

Дополнительно (если нет возможности показать презентацию): облако слов (приложение 3), задание «Расшифруй слово» (приложение 4).

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Тихонько садитесь. Проверьте, пожалуйста, готовность к занятию. У каждого на парте должны лежать клей-карандаш, пенал и конверт с заданием. На конверте написаны цифры от 1 до 7. Это номер группы, в которой вы будете работать.

2. Актуализация знаний.

Примечание: педагог показывает слайд 2 презентации. (Приложение 2.) Если нет возможности показать презентацию, педагог заранее вкладывает каждому ребенку в конверт листок с «облаком слов» (Приложение 3.) и задание «Расшифруй слово» (Приложение 4.)

- Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль о чём согревает в трудные минуты, где вас всегда поддерживают и любят. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть на “облако слов” на доске (или достать из конверта).

(Ссылка на картинку «Облако слов»: https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F7%2F97%2F574%2F97574392_large_semyaa.jpg&text=облако%20слов%20семья&lr=2&rpt=simage)

- Прочитайте слова. Подберите слово, включающее в себя все эти понятия. (Семья.)

- Что такое семья? (Люди, связанные друг с другом. Люди, у которых одна кровь. Родственники, живущие вместе.)

3. Постановка цели. Работа по теме занятия.

- Сегодня на занятии мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья - родные и близкие люди, те, кого мы любим, кому желаем добра и счастья. Те, кто живут вместе с нами.

Учитель читает стихотворение М.Шварца.

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.

- Как вы думаете, как люди создают семью? (Заводят дружбу, идут на свидание, влюбляются, женятся, у них рождаются дети).

- Что же является главным в создании семьи? (Любовь.)

- Со временем семья становится дружнее, крепче. И сейчас именно время поможет нам проверить наше предположение: что является главным в создании семьи. Расшифруйте слово с помощью часов и запишите его.

Примечание: педагог показывает слайд 3 презентации. (Приложение 2.) Если нет возможности показать презентацию, педагог заранее вкладывает каждому ребенку в конверт листок с заданием. (Приложение 4.)

- Что же является главным в создании семьи? (Любовь.)

- Можно ли любовь назвать семейной ценностью? (Да.)

- А как вы понимаете слово ценность? (Что-то ценное, что надо беречь, охранять. Бережно относиться.)

Примечание: педагог выключает презентацию.

- Главная семейная ценность – это любовь. Семьи, основанные на любви – счастливые и благополучные.

Примечание: педагог вешает на доску круг со словами «семья = любовь». (Приложение 5.)

- В чём проявляется любовь? (Люди нравятся друг другу, относятся нежно, делают что-то приятное. Заботятся друг о друге, советуются, защищают.)

- Какая бывает любовь? (Дружеская, братская, между мамой и папой.)

- Всегда ли любовь одинаковая? В чем заключается любовь мамы и папы? (Желание жить вместе, растить детей, верность друг другу.)

- В чем заключается любовь к ребенку? Это та же любовь или другая? (Забота, понимание, помощь, воспитание.)

- В чем заключается любовь к бабушке и дедушке? (Помощь, забота, уважение, поддержка, терпение.)

- В чём заключается любовь брата к сестре? (Помощь, забота, понимание.)

- Любовь к собаке или кошке? (Забота, защита.)

- Что же помогает объединить членов семьи, сделать семью крепкой и сплоченной? (Любовь.)

- Объединяет семью не только любовь, но и другие семейные ценности, ценные качества, проявляемые людьми по отношению друг к другу. О них мы сейчас и поговорим.

4. Работа в группах.

- В каждой семье бывают трудные времена. Мы тоже столкнулись с трудностями. Нам нужно найти верный путь, пройти лабиринт, собрать буквы, встретившиеся на пути и записать получившееся слово. Соберитесь в группы для выполнения задания. Педагог выдаёт лист с заданием. (Приложение 6.)

Примечание: группы по 4-5 человек собираются у 1 или последней парты каждой колонки. На работу даётся 1 минута.

После ответа каждой группы педагог вывешивает на доску лучик солнышка с разгаданным словом. (Приложение 7.)


Группа №1.

- Какое слово получилось? (Верность.)

- Как вы понимаете это слово? (Преданность. Доверять друг другу, делиться с родными своими проблемами. Помогать в беде. Не предавать.)

- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)

Группа №2.

- Какое слово получилось? (Забота.)

- Как вы понимаете это слово? (Вовремя прийти на помощь. Беспокоиться о других. Внимательно относиться. Облегчать жизнь.)

- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)

- Каждому человеку нужна поддержка, нужно чувствовать, что ты не один, в трудную минуту тебе придут на помощь, помогут.

Группа №3.

- Какое слово получилось? (Понимание.)

- Как вы понимаете это слово? (Узнать, выслушать, почему человек так поступил. Не ругать. Слушать мнение других.)

- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)

Группа №4.

- Какое слово получилось? (Уважение.)

- Как вы понимаете это слово? (Жить мирно. Ценить чужой труд. Не унижать других. Помогать. Ценить достоинства и мнение каждого.)

- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)

Группа №5.

- Какое слово получилось? (Прощение.)

- Как вы понимаете это слово? (Спокойно решать проблемы. Забыть, не вспоминать всё время, о прошлых плохих поступках. Помочь их исправить. Не обижаться, не мстить.)

- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)

Группа №6.

- Какое слово получилось? (Милосердие.)

- Как вы понимаете это слово? (Помочь другому. Облегчить жизнь. Относиться с добротой.)

- Милосердие – что-то милое сердцу другого человека. Готовность помочь из сострадания.

- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)

Группа №7.

- Какое слово получилось? (Взаимопомощь.)

- Как вы понимаете это слово? (Вовремя прийти на помощь. Взаимная помощь друг другу.)

- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)

5. Работа по новой теме.

- Посмотрите на солнышко, которое получилось на доске. Оно согревает всех членов семьи. А семья обогревает всех, кто находится с нами рядом. Если в вашей семье есть все эти ценности, то вы можете гордиться своей семьёй.

- Когда появилась первая семья, сказать сложно. Но раскопки в пещерах показали, что мужчины и женщины жили вместе. Наши предки жили сообща. Что это значит? (Вместе.)

Приставка «со» означает вместе. Сообща – одной общиной, одним обществом. Что значит вместе? (Рядом, делали совместные дела, которыми мы до сих пор гордимся, проводили время вместе.)

- Наша жизнь уже другая, но традиции наших предков сохранились до сих пор. Какие в вашей семье есть семейные традиции? (Встреча Нового года и т.д.)

- Мы тоже проводим время вместе, всей семьёй. Отмечаем праздники, устраиваем пикники, семейные вечера, путешествуем, занимаемся спортом, убираем квартиру, храним свои семейные традиции.

- У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

- Если семья – это цвет, то какой? (Все дети выбрали красный.)

- Вы выбрали цвет крови, любви, сердца.

- Если семья – это музыка, то какая? (Нежная, плавная, ласковая.)

- Это значит, на душе у вас спокойно.

- Если семья – это геометрическая фигура, то какая? (Все выбрали замкнутую фигуру.)

- Это значит, в семье вы чувствуете себя безопасно.

- Если семья – это настроение, то какое? (Весёлое, радостное.)

- Это значит, в семье вы счастливы.

- Если семья – это постройка, то какая? (Крепость, крепкий дом.)

- Ваша – семья – ваша защита.

- Посмотрите на карточки на доске. (Приложение 8.) Соберите из слов пословицу. (Дом согревает не печь, а любовь и согласие.) 

любовь                не                а                согревает

                                   и                 Дом                   печь,                             согласие.

- Как вы понимаете смысл пословицы? (В доме тепло и уютно, если все живут дружно, любят друг друга.)

Учитель читает слова песни А. Звенигородского.

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Даже не стулья за столом –

Это не дом.

Дом – это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Радостным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом – это там, где нас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,  —

Это твой дом.

6. Индивидуальная работа. Творческая мастерская.

- Давайте построим крепкий, прочный дом для своей семьи. Достаём из конверта заготовку из картона – основа дома  (Приложение 9.), 8 полосок белой бумаги, 2 полоски красной бумаги и сердечко. (Приложение 10.) Полоски пронумерованы. Какие ценности нам понадобятся?

- Берём 1 полоску. Это любовь. Кладем горизонтально. Сверху прикладываем карандаш. Скручиваем брёвнышко. Заклеиваем край полоски. Наклеиваем снизу на основу дома.

Берем 2 полоску. Это верность. Скручиваем трубочку. Приклеиваем к основе дома рядом с первым брёвнышком. И т.д. (Забота, понимание, уважение, прощение, милосердие, взаимопомощь.)

- Приклеим красные полоски – скат крыши. А, чтобы люди видели, как счастлива семья, живущая в нашем доме, окошко приклеим в виде сердечка. Наш дом готов.

- Вы выбрали прочный строительный материал. В таком доме семья будет жить счастливо.

7. Работа в группах.

- Мы нашли так много хороших светлых слов о семье. И можем попробовать составить синквейн.

- Правила написания синквейна. (Приложение 11.)

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. (Какая она?)

3 строчка – три глагола. (Что она делает? Или делают?)

4 строчка – четыре слова – предложение. (Предложение о семье или пословица.)

5 строчка – одно слово (Ассоциация, синоним, как по-другому можно назвать семью.)

Дети записывают и озвучивают свои произведения.

Учитель читает стихотворение М. Лангер.

Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

8. Итог занятия. Притча о семье “Полна ли банка”.

Учитель наполняет баночку крупными камнями.

- Полна ли банка? (Полна.)

Учитель высыпает мелкий горох, трясёт банку. Горошек занимает свободное место.

- Полна ли банка? (Полна.)

Учитель насыпает песок в банку.

- Полна ли банка? (Полна.)

Учитель наливает воду.

- Полна ли банка? (Полна.)

- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш дом. Камни — это самые важные люди в доме, в жизни каждого человека - родители. Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни – это дети. Песок — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков – бабушки и дедушки. Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и

Тогда и рождается счастливая семья. Храните семейные ценности и будьте счастливы!

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по теме "Мы в мире вещей. Цена и ценность".

Внеклассное мероприятие подготовлено по методике профессора Н. Е. Щурковой...

Конспект внеклассного мероприятия "Семья и семейные ценности"

Сценарий внеклассного мероприятия для 2 класса начальной школы....

Конспект внеклассного мероприятия "Семейные ценности"

В данном материале приводится технологическая карта внеклассного мероприятия, которое называется "Семейные ценности". Мероприятие проводится в форме устного журнала. Используется групповая ф...

Конспект внеклассного мероприятия "Здоровье — главная ценность в жизни человека" (3 класс)

Цели: - прививать детям интерес к собственному здоровью;- прививать навыки здорового образа жизни;- формировать бережное отношение к собственному здоровью....

Конспект внеклассного мероприятия «Здоровье — главная ценность в жизни человека» (3 класс)

Цели: - прививать детям интерес к собственному здоровью;- прививать навыки здорового образа жизни;- формировать бережное отношение к собственному здоровью....

Конспект внеклассного мероприятия Семья Семейные ценности и традиции

          Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся 4 класса             Семейные ценности - это общие интересы всей семьи. Мы н...

Конспект внеклассного мероприятия "Ценности нашей жизни" (2 класс).

Тема: «Ценности нашей жизни».Цели: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним; привитие общечеловеческих ценностей....