Конспект внеклассного занятия "Семейные ценности"
план-конспект занятия (3 класс)
Внеклассное занятие помогает дать детям представление о значении семейных ценностей в жизни человека, воспитывает уважение и бережное отношение к семейным ценностям и традициям семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_tsennosti.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия для 3 класса
Тема: «Семейные ценности»
Цель: дать представление о значении семейных ценностей в жизни человека.
Задачи:
- воспитывать уважение и бережное отношение к семейным ценностям и традициям семьи;
- воспитывать чувства любви и гордости за свою семью;
- развивать интерес к истории своей семьи;
- формировать представление о жизненном идеале семьи;
- способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе;
- способствовать развитию связной речи учащихся.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация (приложение 2), карандаш, клей-карандаш, солнышко с лучиками (приложение 5,7), задание «Лабиринт» (приложение 6), таблички со словами пословицы (приложение 8), банка, камни, горох, песок, вода, правила написания синквейна (приложение 11), конверты с заданием: основа домика (приложение 9), 8 полосок белой бумаги, 2 полоски красной бумаги, красное сердечко (приложение 10).
Дополнительно (если нет возможности показать презентацию): облако слов (приложение 3), задание «Расшифруй слово» (приложение 4).
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Тихонько садитесь. Проверьте, пожалуйста, готовность к занятию. У каждого на парте должны лежать клей-карандаш, пенал и конверт с заданием. На конверте написаны цифры от 1 до 7. Это номер группы, в которой вы будете работать.
2. Актуализация знаний.
Примечание: педагог показывает слайд 2 презентации. (Приложение 2.) Если нет возможности показать презентацию, педагог заранее вкладывает каждому ребенку в конверт листок с «облаком слов» (Приложение 3.) и задание «Расшифруй слово» (Приложение 4.)
- Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль о чём согревает в трудные минуты, где вас всегда поддерживают и любят. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть на “облако слов” на доске (или достать из конверта).
(Ссылка на картинку «Облако слов»: https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F7%2F97%2F574%2F97574392_large_semyaa.jpg&text=облако%20слов%20семья&lr=2&rpt=simage)
- Прочитайте слова. Подберите слово, включающее в себя все эти понятия. (Семья.)
- Что такое семья? (Люди, связанные друг с другом. Люди, у которых одна кровь. Родственники, живущие вместе.)
3. Постановка цели. Работа по теме занятия.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья - родные и близкие люди, те, кого мы любим, кому желаем добра и счастья. Те, кто живут вместе с нами.
Учитель читает стихотворение М.Шварца.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
- Как вы думаете, как люди создают семью? (Заводят дружбу, идут на свидание, влюбляются, женятся, у них рождаются дети).
- Что же является главным в создании семьи? (Любовь.)
- Со временем семья становится дружнее, крепче. И сейчас именно время поможет нам проверить наше предположение: что является главным в создании семьи. Расшифруйте слово с помощью часов и запишите его.
Примечание: педагог показывает слайд 3 презентации. (Приложение 2.) Если нет возможности показать презентацию, педагог заранее вкладывает каждому ребенку в конверт листок с заданием. (Приложение 4.)
- Что же является главным в создании семьи? (Любовь.)
- Можно ли любовь назвать семейной ценностью? (Да.)
- А как вы понимаете слово ценность? (Что-то ценное, что надо беречь, охранять. Бережно относиться.)
Примечание: педагог выключает презентацию.
- Главная семейная ценность – это любовь. Семьи, основанные на любви – счастливые и благополучные.
Примечание: педагог вешает на доску круг со словами «семья = любовь». (Приложение 5.)
- В чём проявляется любовь? (Люди нравятся друг другу, относятся нежно, делают что-то приятное. Заботятся друг о друге, советуются, защищают.)
- Какая бывает любовь? (Дружеская, братская, между мамой и папой.)
- Всегда ли любовь одинаковая? В чем заключается любовь мамы и папы? (Желание жить вместе, растить детей, верность друг другу.)
- В чем заключается любовь к ребенку? Это та же любовь или другая? (Забота, понимание, помощь, воспитание.)
- В чем заключается любовь к бабушке и дедушке? (Помощь, забота, уважение, поддержка, терпение.)
- В чём заключается любовь брата к сестре? (Помощь, забота, понимание.)
- Любовь к собаке или кошке? (Забота, защита.)
- Что же помогает объединить членов семьи, сделать семью крепкой и сплоченной? (Любовь.)
- Объединяет семью не только любовь, но и другие семейные ценности, ценные качества, проявляемые людьми по отношению друг к другу. О них мы сейчас и поговорим.
4. Работа в группах.
- В каждой семье бывают трудные времена. Мы тоже столкнулись с трудностями. Нам нужно найти верный путь, пройти лабиринт, собрать буквы, встретившиеся на пути и записать получившееся слово. Соберитесь в группы для выполнения задания. Педагог выдаёт лист с заданием. (Приложение 6.)
Примечание: группы по 4-5 человек собираются у 1 или последней парты каждой колонки. На работу даётся 1 минута.
После ответа каждой группы педагог вывешивает на доску лучик солнышка с разгаданным словом. (Приложение 7.)
Группа №1.
- Какое слово получилось? (Верность.)
- Как вы понимаете это слово? (Преданность. Доверять друг другу, делиться с родными своими проблемами. Помогать в беде. Не предавать.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
Группа №2.
- Какое слово получилось? (Забота.)
- Как вы понимаете это слово? (Вовремя прийти на помощь. Беспокоиться о других. Внимательно относиться. Облегчать жизнь.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
- Каждому человеку нужна поддержка, нужно чувствовать, что ты не один, в трудную минуту тебе придут на помощь, помогут.
Группа №3.
- Какое слово получилось? (Понимание.)
- Как вы понимаете это слово? (Узнать, выслушать, почему человек так поступил. Не ругать. Слушать мнение других.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
Группа №4.
- Какое слово получилось? (Уважение.)
- Как вы понимаете это слово? (Жить мирно. Ценить чужой труд. Не унижать других. Помогать. Ценить достоинства и мнение каждого.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
Группа №5.
- Какое слово получилось? (Прощение.)
- Как вы понимаете это слово? (Спокойно решать проблемы. Забыть, не вспоминать всё время, о прошлых плохих поступках. Помочь их исправить. Не обижаться, не мстить.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
Группа №6.
- Какое слово получилось? (Милосердие.)
- Как вы понимаете это слово? (Помочь другому. Облегчить жизнь. Относиться с добротой.)
- Милосердие – что-то милое сердцу другого человека. Готовность помочь из сострадания.
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
Группа №7.
- Какое слово получилось? (Взаимопомощь.)
- Как вы понимаете это слово? (Вовремя прийти на помощь. Взаимная помощь друг другу.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
5. Работа по новой теме.
- Посмотрите на солнышко, которое получилось на доске. Оно согревает всех членов семьи. А семья обогревает всех, кто находится с нами рядом. Если в вашей семье есть все эти ценности, то вы можете гордиться своей семьёй.
- Когда появилась первая семья, сказать сложно. Но раскопки в пещерах показали, что мужчины и женщины жили вместе. Наши предки жили сообща. Что это значит? (Вместе.)
Приставка «со» означает вместе. Сообща – одной общиной, одним обществом. Что значит вместе? (Рядом, делали совместные дела, которыми мы до сих пор гордимся, проводили время вместе.)
- Наша жизнь уже другая, но традиции наших предков сохранились до сих пор. Какие в вашей семье есть семейные традиции? (Встреча Нового года и т.д.)
- Мы тоже проводим время вместе, всей семьёй. Отмечаем праздники, устраиваем пикники, семейные вечера, путешествуем, занимаемся спортом, убираем квартиру, храним свои семейные традиции.
- У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
- Если семья – это цвет, то какой? (Все дети выбрали красный.)
- Вы выбрали цвет крови, любви, сердца.
- Если семья – это музыка, то какая? (Нежная, плавная, ласковая.)
- Это значит, на душе у вас спокойно.
- Если семья – это геометрическая фигура, то какая? (Все выбрали замкнутую фигуру.)
- Это значит, в семье вы чувствуете себя безопасно.
- Если семья – это настроение, то какое? (Весёлое, радостное.)
- Это значит, в семье вы счастливы.
- Если семья – это постройка, то какая? (Крепость, крепкий дом.)
- Ваша – семья – ваша защита.
- Посмотрите на карточки на доске. (Приложение 8.) Соберите из слов пословицу. (Дом согревает не печь, а любовь и согласие.)
любовь не а согревает
и Дом печь, согласие.
- Как вы понимаете смысл пословицы? (В доме тепло и уютно, если все живут дружно, любят друг друга.)
Учитель читает слова песни А. Звенигородского.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стулья за столом –
Это не дом.
Дом – это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Радостным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом – это там, где нас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, —
Это твой дом.
6. Индивидуальная работа. Творческая мастерская.
- Давайте построим крепкий, прочный дом для своей семьи. Достаём из конверта заготовку из картона – основа дома (Приложение 9.), 8 полосок белой бумаги, 2 полоски красной бумаги и сердечко. (Приложение 10.) Полоски пронумерованы. Какие ценности нам понадобятся?
- Берём 1 полоску. Это любовь. Кладем горизонтально. Сверху прикладываем карандаш. Скручиваем брёвнышко. Заклеиваем край полоски. Наклеиваем снизу на основу дома.
Берем 2 полоску. Это верность. Скручиваем трубочку. Приклеиваем к основе дома рядом с первым брёвнышком. И т.д. (Забота, понимание, уважение, прощение, милосердие, взаимопомощь.)
- Приклеим красные полоски – скат крыши. А, чтобы люди видели, как счастлива семья, живущая в нашем доме, окошко приклеим в виде сердечка. Наш дом готов.
- Вы выбрали прочный строительный материал. В таком доме семья будет жить счастливо.
7. Работа в группах.
- Мы нашли так много хороших светлых слов о семье. И можем попробовать составить синквейн.
- Правила написания синквейна. (Приложение 11.)
1 строчка – существительное. Семья
2 строчка – два прилагательных. (Какая она?)
3 строчка – три глагола. (Что она делает? Или делают?)
4 строчка – четыре слова – предложение. (Предложение о семье или пословица.)
5 строчка – одно слово (Ассоциация, синоним, как по-другому можно назвать семью.)
Дети записывают и озвучивают свои произведения.
Учитель читает стихотворение М. Лангер.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
8. Итог занятия. Притча о семье “Полна ли банка”.
Учитель наполняет баночку крупными камнями.
- Полна ли банка? (Полна.)
Учитель высыпает мелкий горох, трясёт банку. Горошек занимает свободное место.
- Полна ли банка? (Полна.)
Учитель насыпает песок в банку.
- Полна ли банка? (Полна.)
Учитель наливает воду.
- Полна ли банка? (Полна.)
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш дом. Камни — это самые важные люди в доме, в жизни каждого человека - родители. Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни – это дети. Песок — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков – бабушки и дедушки. Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и
Тогда и рождается счастливая семья. Храните семейные ценности и будьте счастливы!
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия по теме "Мы в мире вещей. Цена и ценность".
Внеклассное мероприятие подготовлено по методике профессора Н. Е. Щурковой...
Конспект внеклассного мероприятия "Семья и семейные ценности"
Сценарий внеклассного мероприятия для 2 класса начальной школы....
Конспект внеклассного мероприятия "Семейные ценности"
В данном материале приводится технологическая карта внеклассного мероприятия, которое называется "Семейные ценности". Мероприятие проводится в форме устного журнала. Используется групповая ф...
Конспект внеклассного мероприятия "Здоровье — главная ценность в жизни человека" (3 класс)
Цели: - прививать детям интерес к собственному здоровью;- прививать навыки здорового образа жизни;- формировать бережное отношение к собственному здоровью....
Конспект внеклассного мероприятия «Здоровье — главная ценность в жизни человека» (3 класс)
Цели: - прививать детям интерес к собственному здоровью;- прививать навыки здорового образа жизни;- формировать бережное отношение к собственному здоровью....
Конспект внеклассного мероприятия Семья Семейные ценности и традиции
Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся 4 класса Семейные ценности - это общие интересы всей семьи. Мы н...
Конспект внеклассного мероприятия "Ценности нашей жизни" (2 класс).
Тема: «Ценности нашей жизни».Цели: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним; привитие общечеловеческих ценностей....