Конспект внеклассного мероприятия "Семейные ценности"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Тупикова Татьяна Михайловна

В данном материале приводится технологическая карта внеклассного мероприятия, которое называется "Семейные ценности". Мероприятие проводится в форме устного журнала. Используется групповая форма работы. Мероприятие сопровождается музыкальной поддержкой. В конце его учащиеся делают вывод о пользе и важности данного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semeynye_traditsii.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Учитель

Тупикова Татьяна Михайловна

Класс

2

Форма проведения занятия

Устный журнал

Технология построения занятия

Технология проектно-исследовательской деятельности

Тема занятия

Семейные традиции

Цель занятия

формировать ценностное отношение к семье и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких людей;

Задачи занятия

– раскрыть значение понятия «семейные традиции»;

– развивать навыки ответственного поведения в семье;

– воспитывать уважительное отношение к родным и близким;

- познакомить с наиболее распространенными традициями русского народа.

Основные термины, понятия

Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции

Оборудование

Мультимедийное сопровождение, семейные фотографии, схемы генеалогических деревьев.

Предварительная подготовка

Группы проводят исследование по предложенным темам

Планируемый результат

 Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять уважение к одноклассникам.

 - воспринимать речь учителя;

 

 Регулятивные УУД:

- уметь работать на компьютере по алгоритму;

 - планировать учебное сотрудничество;

 - оценивать результаты деятельности.

 Познавательные УУД:

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников.

 - ставить проблему, аргументировать её актуальность;

- осуществлять реализацию исследовательской деятельности;

 - аргументировать свои суждения;

 

  Коммуникативные УУД:

- применять навыки делового сотрудничества в группе;

 - слушать и понимать речь других;

- уметь вести диалог;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Технические средства обучения: компьютер, медиа проектор.

Экранно-звуковые пособия: презентация в  Smart Notebook, компьютерная программа «Древо жизни»

Технология изучения темы

Этап урока

Содержание  

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I.Мотивационный этап

Учитель:  Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!  (М. Шварц)

Слайд.

Читает загадку.

Слушают, отгадывают загадку.

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

II.Актуализация знаний

Учитель:

- Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь?

-Можете назвать  тему сегодняшнего занятия.

-Актуальна ли она сейчас? Почему?  

(Раздаётся плач)

        - Ребята, вы слышите? Плачет кто-то……

(Появляется домовёнок Кузька)

- Ты кто?

- Домовёнок я, Кузька…

- А почему плачешь?

- Потерял, всё потерял и позабыл…

- Да что потерял, что позабыл? Кузя рассказывай.

         - Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.

         Впрочем, дом не пустовал, в нём кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой я - домовенок Кузя.

         Хорошо мы жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

        А я с тех пор хожу по свету и не могу найти тот дом, где бы мне жилось хорошо.

- Кузя, мы сегодня на занятии будем разговаривать  о семье, семейных традициях.  Оставайся у нас, посмотришь, послушаешь, вот снова всё и вспомнишь. Поможем Кузеньке, ребята?  

- Ой, как хорошо, а что правда можно?

- Ой, спасибо! А я тогда вас за это отблагодарю…

- Готовясь к занятию, ребята получили задания провести исследовательскую работу на определённую тему.

- Думаю Кузьма, тебе сегодня будет что послушать и  что посмотреть. Так что располагайся поудобнее. Мы  начинаем наше путешествие в страну под названием проведём  «Семейные традиции».

Сообщает тему занятия.

Да

-Конечно!

Слушают.

Вспоминают задание, которое было им дано.

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

III.Этап защиты работ групп по определённой теме

Учитель: Первая остановка

Что такое семья, традиция.

Выступает 1 группа.

Наша группа провела исследование по анкетам и сочинениям ребят. Вот что мы узнали.

Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность.

Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

Учитель: Семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. И мы согласны с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть «родительский дом - начало всех начал».

Ученик:

В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.

Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Из разных источников мы узнали, что традиция – в переводе с латинского «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

 В семьях нашего класса тоже существуют традиции: по воскресеньям готовить любимые блюда; свободное время, праздники проводить вместе с семьёй.

Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Но они необходимы для прочных семейных отношений, для передачи культурных ценностей.

Кузьма: Ребята, вы такие молодцы, всё так интересно рассказали. Вот вам от меня подарок  (Дарит всем рамки для фото)

Учитель: Однажды   я услышала такое выражение: «Если у вас нет традиций – у вас нет семьи».

Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция, о которой расскажет вторая группа.

Выступает 2 группа:

Ученик читает стих:

 Чудесное дерево есть у меня.

Оно мне — семья,

И оно мне — родня.

На дереве этом до старческих лет.

Гнездился мой прадед,

А также мой дед.

Мой папа на нем научился взлетать.

И смог настоящею птицею стать!

И, как в колыбели,

Со мной до утра.

На дереве этом качались ветра.

А листья трезвонили, как бубенцы,

Когда у меня  появились птенцы…  

(Г. Дядина)

- Вы догадались, о какой традиции нам поведает следующая группа?

      - Учитель: Верно. Мы прибыли в чудесный лес, в котором растут непростые деревья. Куда не посмотришь все сплошь и рядом ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ

Рассказывает ученик из группы:

Человек появляется на свет, подрастает и начинает задумываться над вопросами: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память - это то, что связывает нас со своими корнями».

И вот мы с ребятами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не тысячи исторических имен, как в родословных известных людей.

И всё таки, послушай Кузя, что о своей родословной может рассказать нам Шевелёва Соня.

-А у меня 23 имени. Мне пришлось постоянно расспрашивать папу и бабушку,  чтобы узнать о своих родственниках. Заодно узнала много интересного о них. Я своё семейное древо я составляла вместе с мамой с помощью компьютерной программы «Древо жизни», которая помогает быстро расставить всех родственников по своим местам, а так же я быстро могу сориентироваться – кто кому и кем приходится, надо лишь нажать мышью на имя любого члена семьи .

К сожалению, больше не смогли вспомнить, но хотелось бы
все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди».

Учитель:-  Молодцы! Спасибо, ребята.

Кузьма: Вспоминаю, вспоминаю. Спасибо, ребята. Вот и вам сюрприз (Дарит деревце)

Ученик читает стих. Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит. (
И. Веренчик)      

Учитель: Мы приехали в город с интересным названием «Династии».  

Выступает 3 группа.

Ученик: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

(Тупиков Павел рассказывает  про свою работу.)

Учитель: Замечательная работа.

Кузьма: Вот молодцы. Все так интересно рассказали. Вот и для вас награда. ( Раздаёт небольшие сувениры – сапожок (кожевники),  вазочка (гончары), подковка (кузнецы)

Учитель: Вот и приехали мы на  последнюю станцию

Выступает 4 группа. 

(Ученик читает стих)

Есть в доме любом 
Семейный альбом. 
Как в зеркале, 
Мы отражаемся в нём. 
Пускай не всегда мы красивы, 
Зато эти фото – правдивы. 
Хранится альбом в нашем доме, 
И снимки хранятся в альбоме. 
Их много – и старых, и новых – 
У нас, у семейства Рябковых.

- Наша группа подготовила выставку «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии)

Учитель: - Как вы думаете, почему она здесь?

-С какой связана традицией?

Кузьма: Ай, молодцы так молодцы. Спасибо, ребята. И про традицию семейного фото не позабыли. Вот и вам подарок (Дарит фотоальбомы)

Объявляет названия остановок.

 

За представление материала награждает группу .

задаёт вопрос

 


Выдаёт подарок

Задаёт вопрос.

Каждая группа представляет (защищает) свою исследовательскую работу.

Читает стих

Дети рассказывают о своих традициях и семейных хобби и показывают работы

аплодируют

Читает стих

Показывает на компьютере свою работу в программе «Древо жизни».

Читает стих. 

Задаёт вопрос.

Рассказывает о своей династии.

Читает стих.

Отвечают на вопрос.

Рассказывают

Слушают учителя.

П: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников; осуществлять реализацию исследовательской деятельности

Л: проявлять уважение к одноклассникам

Р: оценивать результаты деятельности

П: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников; осуществлять реализацию исследовательской деятельности

К: умение вести диалог

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: умение работать на компьютере по алгоритму

П: аргументировать свои суждения

П: ставить проблему, аргументировать её актуальность

П: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет

IV.Этап закрепления, обобщения

V. Рефлексия

            Кузька: Ура, вспомнил. Всё вспомнил!  Ой, ребята, ой, молодцы! Спасибо вам за помощь! А вы знаете, что о  семье сложено много пословиц. И теперь я, потому что всё вспомнил,  хочу вас проверить как вы их знаете. У вас на столах в конвертах лежат части пословиц. Необходимо их соединить

Работа в группах. Составление пословиц  (соединить две части).

          Семья – опора счастья.

         На что клад, когда в семье лад.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В хорошей семье хорошие дети растут.

С плохой женой состаришься, а с хорошей помолодеешь.

Слава сына – отцу отрада.

Где любовь и совет, там и горя нет.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

     Кузька: - А теперь внимание, моё последнее задание.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

      ( Работа в группах)  - Расшифруйте каждую букву слова

С- счастье, сын, согласие, совместно, смех, союз

Е – единство, единогласие, ежедневно, естественно

М – мир, много, младенец, мама, малыш, материнство, мечта, милый, мудрость.

Ь – веселье, радость, любовь, переживать, растить

Я – ясный, яркий, ячейка общества

- Мы с вами дали прекрасную характеристику семье, что в ней должно быть, какой она должна быть

Даёт задание.

Объясняет задание

Следит за работой групп.

Слушают.

Работают в группах, составляют пословицы, зачитывают их.

Р: планировать учебное сотрудничество

П: использовать жизненный опыт

Л:  применять навыки делового сотрудничества в группе

V. Рефлексия

        Учитель: Кузьма, а знаешь ли ты, что наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из нас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс – вся наша семья! В нашем классе есть свои традиции. Ребята, назовите их.

       Кузька: – Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные традиции семьи.

     -Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были. Поэтому я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волненье и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

« Какая хорошая Ваша семья!»

         Учитель: Я надеюсь, что, то доброе и светлое, о чём мы сегодня говорили, сделает светлее ваши души и сердца. Слово - сердечный дар, прокладывающий путь от любящей души к любящей душе. Слова благодарности нужно произносить ласково, тихо. Давайте выразим теплые слова благодарности нашим самым близким и родным людям.

Ребята поют все вместе песню.

Песенка о нашей семье  

 (На мотив "Песенки о медведях")

Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!
Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!

Читает стихотворение

Подводит итог

Называют традиции класса

Подводят итог, делают выводы

Поют песню.

Л: проявлять уважение к одноклассникам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Семья и семейные ценности"

Сценарий внеклассного мероприятия для 2 класса начальной школы....

Конспект внеклассного занятия "Семейные ценности"

Внеклассное занятие помогает дать детям представление о значении семейных ценностей в жизни человека, воспитывает уважение и бережное отношение к семейным ценностям и традициям семьи....

Конспект внеклассного мероприятия Семья Семейные ценности и традиции

          Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся 4 класса             Семейные ценности - это общие интересы всей семьи. Мы н...

Конспект внеклассного мероприятия «Жизненные ценности»

Цели: выявление жизненных ценностей  у учащихся; проведение диагностической методики «Ценностные ориентации класса»....

Конспект внеклассного мероприятия "Семья, семейные ценности"

Цель: Познакомить с семейными ценностями, как семья, любовь, умение вовремя прийти на помощь близкому, умение ценить и дорожить своими родными.Планируемые результаты:Предметные:-умение строить речевое...

Конспект внеклассного мероприятия "Мир ценностей" (3 класс)

Цели: формирование представления о системе ценностей человека, духовных и материальных ценностях....

Конспект внеклассного мероприятия "Семья, семейные ценности"

Цель:Познакомить с семейными ценностями, как семья, любовь, умение вовремя прийти на помощь к близкому, умение ценить и дорожить своими родными. Планируемые результаты:Предметные:умение строить р...