Кружок. Азбука дорожной вежливости.
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеберезниковская ООШ»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей начальных классов _______ В.В. Медведева Протокол № ____ от «___»_______ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ Е.П. Забатурина «___»_________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ _________ Р.М. Струенков Приказ № ____ от «___»_________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «Азбука дорожной вежливости»
для 4 класса
Рабочая программа кружка «Азбука дорожного движения» для обучающихся 4 составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МИНОБРНАУКИ Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
Кружок «Азбука дорожного движения» относится к социальному направлению.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на реализацию программы кружка «Азбука дорожного движения» отводится 34 часа.
Рабочая программа предусматривает обучение при 34 учебных неделях в течение одного учебного года, в том числе в 4 классе – 1 час в неделю. Продолжительность занятия в 4 классе - 40 минут.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате реализации программы учащиеся 4-го класса должны знать:
- что такое остановочный и тормозной путь,
- как он изменяется и от каких факторов зависит;
- правила:
∙ перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
∙ перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
∙ перехода железной дороги.
Учащиеся 4-го класса должны уметь:
∙ ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
∙ переходить железнодорожные пути;
∙ переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
∙ осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Безопасность пешеходов. Знаем ли мы правила дорожного движения. Основные понятия и термины ПДД. Предупредительные сигналы. Движение учащихся группами и в колонне. Перевозка людей. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. Нерегулируемые перекрестки. Оборудование автомобилей специальными приборами. Труд водителя. Разбор дорожной ситуации на макете. Дорожные знаки. Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. Основные виды травм и первая помощь при них. Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. Поведение пассажиров после ДТП. Обязанности велосипедистов. Оценка дорожных ситуаций. Практические упражнения, тренирующие глазомер. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Ответственность за нарушение. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном
движении осуществляется в школе: классная работа (теоретические и практические занятия, классные часы); внеклассная работа (конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии).
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование кружка «Азбука дорожной вежливости»
4 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Безопасность пешеходов. | 1 | 1 | |
3 | Проект №1 «Безопасность пешеходов». | 1 | 1 | |
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 | 1 | |
5 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 | 1 | |
6 | Проверка знаний правил дорожного движения. | 1 | 1 | |
7 | Основные понятия и термины ПДД. | 1 | 1 | |
8 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». | 1 | 1 | |
9 | Предупредительные сигналы. | 1 | 1 | |
10 | Движение учащихся группами и в колонне. | 1 | 1 | |
11 | Перевозка людей. | 1 | 1 | |
12 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | 1 | 1 | |
13 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | 1 | |
14 | Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки». | 1 | 1 | |
15 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | 1 | 1 | |
16 | Труд водителя. | 1 | 1 | |
17 | Разбор дорожной ситуации на макете. | 1 | 1 | |
18 | Проект №4 «Ситуации на дороге». | 1 | 1 | |
19 | Дорожные знаки. | 1 | 1 | |
20 | Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. | 1 | 1 | |
21 | Практическое занятие на специально размеченной площадке. | 1 | 1 | |
22-23 | Основные виды травм и первая помощь при них. | 2 | 2 | |
24 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | 1 | 1 | |
25 | Поведение пассажиров после ДТП. | 1 | 1 | |
26 | Обязанности велосипедистов. | 1 | 1 | |
27-28 | Оценка дорожных ситуаций. | 2 | 1 | 1 |
29-30 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. | 2 | 1 | |
31 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1 | 1 | |
32 | Ответственность за нарушение. | 1 | 1 | |
33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | 1 | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 24 | 10 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | Тема занятия | Базовые умения | УУД | Дата проведения | |
План Факт | |||||
1 | Вводное занятие | ||||
2 | Безопасность пассажиров. | Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | Р:самостоятельная постановка учебной цели | ||
3 | Проект №1 Безопасность пешеходов. | Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. | ||
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | Причины дорожно- транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения. | П: поиск и выделение необходимой информации. | ||
5 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения | Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения. | Л: формирование личностной и коммуникативной рефлексии. | ||
6 | Проверка знаний правил дорожного движения. | Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах. | К: адекватное межличностное восприятие. | ||
7 | Основные понятия и термины ПДД. | Участник дорожного движения: пешеход, водитель; остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. | К: использование адекватных языковых средств. | ||
8 | Проект №2 | Закрепить полученные понятия. | П: умение осознанно строить речевые высказывания в письменной форме. | ||
9 | Предупредитель- ные сигналы. | Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно- транспортное происшествие. | П: построение логической цепи рассуждений. | ||
10 | Движение учащихся группами и в колонне. | Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. | Л: формирование ориентировки на нравственно- этическое содержание поступков и событий. | ||
11 | Перевозка людей. | Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей? | П: построение логической цепи рассуждений. | ||
12 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях. | |||
13 | Нерегулируемые перекрестки. | Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках? Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета. | П: выдвижение гипотез и их обоснование. | ||
14 | Проект № 3 Нерегулируемые перекрёстки. | Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках. | П: знаково-символическое моделирование | ||
15 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета. | П: умение анализировать объект. | ||
16 | Труд водителя. | Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля. | К: вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем. | ||
17 | Разбор дорожных ситуаций на макете. | На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети. На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки. | Р: умение анализировать ситуации. | ||
18 | Проект №4 Ситуации на дороге. | Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения. | Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения. | ||
19 | Дорожные знаки. | Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов. | П: построение логической цепи рассуждений. | ||
20 | Проведение дня безопасности дорожного движения в классе. | Проводится конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. | П: умение делать выводы и умозаключения. | ||
21 | Практическое | Движение групп учащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Сигналы регулировщика. | К: умение аргументировать свою точку зрения. | ||
22 | Основные виды травм и первая помощь при них. | Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. | К: обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений. | ||
23 | Основные виды травм и первая помощь при них. | ||||
24 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | Поведение участников и очевидцев дорожно- транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи. | К: выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. | ||
25 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | ||||
26 | Обязанности велосипедистов. | Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде. | П: использовать разные виды информации. | ||
27 | Оценка дорожных ситуаций. | Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения. | Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения. | ||
28 | Оценка дорожных ситуаций. | ||||
29 | Практические | Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов. | П: применение методов информационного поиска. | ||
30 | Практические | ||||
31 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. | П: поиск и выделение необходимой информации | ||
32 | Ответственность за нарушение. | Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. | П: умение давать определение понятиям. Л: формирование самооценки. | ||
33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни. | К: способность брать на себя инициативу. | ||
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Азбука здоровья"
Руководитель кружка мама ученика, врач. P10100022.JPG...
Презентация к внеклассному занятию по правилам дорожного движения "Азбука дорожного движения. Инсценировка стихотворенияИ.Гуриной«Непослушный пешеход»"
Данную презентацию можно использовать на уроках по ОБЖ....
Сценарий КТД. Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения"Азбука дорожного движения" для начальной школы
Преподавание в начальной школе.Форма проведения занятия: театрализованное представление с включением правил дрожного движения..Принимая участие в подготовке мероприятия, каждый ученик оплучает реальну...
КРУЖОК «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объектив...
Кружок "Правила дорожного движения" (рабочая программа)
Аннотация Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведуще...
Программа по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» (по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
Разработчикучитель начальных классов Басс Наталья МихайловнаЦель Профилактика детского ...
Кружок "Азбука дорожного движения"
Внеурочная деятельность...